Как работать с мнемотаблицами и мнемодорожками. (Информационное поле для воспитателей и родителей - обучение детей пересказу, развитие памяти).

Безрукова Ирина Львовна

Память - это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что мы видим, слышим, думаем, делаем. Без памяти немыслимо формирование личности ребёнка, т.к. усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек - всё это связано с работой памяти. Без памяти невозможно усвоение общественного опыта, расширение связей ребёнка с окружающим миром.

У дошкольников память носит непроизвольный характер, т.е. лучше запоминаются предметы, события, явления, близкие к жизненному опыту ребёнка, с которыми он всупает в активное взаимодействие. С возрастом память становится произвольной - ребёнок использует свой жизненный опыт, приобретённые навыки, знания. умения.

Для улучшения памяти необходимо воспитывать у детей приёмы запоминания и припоминания. В этом-то и помогает мнемотехника.

Мнемоника, или мнемотехника (в переводе с греческого - "искусство запоминания"), - это система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Примером мнемонического приёма может служить запоминание последовательности цветов в спектре с помощью фразы, в которой первые буквы слов соответствуют первым буквам названий цветов: "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан". Подобные приёмы чрезвычайно эффективны при работе с детьми.

Однако для повышения работы памяти использование искусственных приёмов мнемотехники имеет лишь второстепенное и вспомогательное значение, поскольку основной опорой запоминания являются не искусственные, а логически оправданные, осмысленные связи. устанавливаемые как внутри того. что запоминается (между его отдельными частями), так и между запоминаемым материалом и чем-лтбо уже хорошо известным.

Известно, что человеческая память устроена таким образом, что в ней чётко фиксируются зрительные образы. Поэтому для развития памяти очень важна наблюдательность, а также тренировка ассоциативного мышления. мы не можем запомнить то, что ускользнуло от нашего наблюдения. А после наблюдения (зрительного или слухового, может, даже осязательного) запоминание возможно, тольк если объект ассоциируется в нашем сознании с чем-либо, что мы уже знаем и помним.

Большинство ассоциативных привязок с чем-то известным происходит бессознательно. Многие не ощущают развития процессов, которые протекают в подсознании. И тем не менее то, что прочно ассоциируется, - запоминается, а то. что не образует прочных ассоциативных связей, - забывается. Наблюдательность и память идут рука об руку. Человек не может запомнить то, что не наблюдал, а запомнить и наблюдать можно  только то. что его очень заинтересовало. Деятельность ребёнка также построена на интересе.

Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранениеи воспроизведение информации. использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится всё более актуальным. Цель обучения с её использованием - развитие памяти (разные виды: слуховая. зрительная, двигательная, тактильная), мышления, внимания, воображения. основа обучения - развитие творческого познания.

Известно. что основное содержание памяти дошкольника составляют представления: конкретные образы людей, явлений природы, событий, предметов, их свойств. качеств. признаков, действий. Представления составляют основу для рассказывания , рисования, игр. Без них ребёнок не может усвоить обобщающие понятия, поэтому за каждым из них должна стоять конкретнаяситуация. чтобы избежать отрывочности представлений. формирующихся у малыша, следует организовать его активную деятельность, включая материал для запоминания. Ведь лучше запоминается то, с чем действует ребёнок - строит, рисует, играет.

На протяжении всего дошкольного детства у ребёнка происходят изменения в образах памяти. Представления становятся не отрывочными и фрагментарными. а связными и систематичными. Они объединяются в группы, категории, что придаёт образам памяти "картинность". На этой основе ребёнок постепенно учится управлять своими представлениями. воспроизводить то или иное событие; благодаря памяти изменяется процесс восприятия. образная память как бы соединяет в единое целое отдельные ощущения, а отдельные признаки, свойства, качества, детали складываются в целостный образ. Вследствие этого в восприятии на основе сложившихся представлений предметы приобретают характер знакомости. Память включается в наблюдение, но в то же время сама зависит от уменя субъекта наблюдать.

Развитие памяти неразрывно связано с развитием мышления, которое опирается на образы: чем больше образов хранится в памяти. тем разнообразнее и точнее мыслительное оперирование ими. Способность мыслить развивается в процессе накопления знаний. Ребёнок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы. в его сознании образы связывают настоящее и прошлое. образуя единое целое. Память обеспечивает единство психики, начинает обслуживать не только практическую. но и умственную деятельность, и в результате этого сама интеллектуализируется. Развивать память - значит обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольника.

Дошкольный возраст - это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает вэтом возрасте, являются образные средства: серсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего это разного рода наглядные модели, схемы и т.п.). Использование обощений позволяет ребёнку обощить свой непосредственный опыт. Как установлено исследованиями психологов Л.Венгера, А.Запорожца, Ж.Пиаже и других, главное направление развития образного мышления , воображения. памяти состоит в овладении ребёнком способности к замещению и пространственному моделированию. Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума. И если мы хотим развить у ребёнка богатое воображение, способность к замещению, различным преобразованиям, умение находить взаимосвязи. надо учить его "читать" графическую аналогию. Графическая аналогия - умение обозначать каким-либо символом реальный образ (или несколько образов), отразив им общие признаки объекта, и замещать предметы, т.е. пользоваться "заместителями".

Дети знакомятся с окружающим не только непосредственно что-то воспринимая. но и опосредованно. с помощью прочитанных книг, рассказанных сказок. Сказка - неизменный спутник детства - играет особуюроль в жизни ребёнка. воображаемая ситуация роднит сказку с игрой - главным видом деятельности дошкольника. Малыш сопереживает героям, разделяет их чувства, живёт вместе с ними в мире сказки. ему легче установить ассоциативные связи с любимыми и понятными сказочными персонажами.

 

 

Как работать с мнемотаблицами и мнемонодорожками.

 

Особре место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц. Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определённая информация. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

- развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления;

- перекодирование информации, т.е. перобразование из абстрактных символов в образы;

- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Рассмотрим работу с мнемотаблицей на примере сказки "теремок". Занятие состоит из нескольких этапов, в течение которых педагог осуществляет следующие задачи.

Этап 1. Рассматривание таблицы и разбор того. что на ней изображено.

Этап 2. осуществляется так называемое перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы, например:

графические изображения - домик, мышка-норушка, лягушка-квакушка, заяц-длинные уши, волк-зубами щёлк, хвост пушистый у лисы, медведь, треугольник - крыша, квадрат- теремок без крыши.

Этап 3. После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы), т.е. происходит обработка метода запоминания. Например: "Стоял в поле теремок, прибежала мышка-норушка и поселилась в нём, лягушка-квакушка, заяц-длинные уши, лиса-краса. волк-зубами щёлк, затем пришёл медведь, но он был большой и не поместился в теремок, теремок развалился. 

при этом пересказ сказки могут вести сами дети. прибегая к незначительной помощи взрослого (на более поздних этапах), или пересказывать вместе со взрослым (на более ранних этапах).

Этап 4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.

Этап 5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребёнком при её показе ему. При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев. Детям задают вопросы: "Какая сказка спряталась в таблице? Про кого эта сказка?".

Примечание. Для детей младшего и среднего возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы. т.к. у детей лучше в памяти остаются отдельные образы: лиса - рыжая плутовка и т.п. 

Что можно изображать в таблице. Возможны изображения персонажей, явлений природы, некоторых действий, предметы, т.е. всё то, что педагог посчитает нужным отобразить.

 

Детям младшего возраста трудно уловить обучающую информацию сразу через мнемотаблицу, поэтому с ними удобнее работать при помощи мнемодорожек. Мнемодорожка также несёт обучающуюинформацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребёнка. Работать с мнемодорожкой можно, используя приёмы наложения и приложения (часто используемые в работе с детьми младшего дошкольного возраста), исключая на первых порах метод частичной или полной графической зарисовки.