Уроки

Хальхаева Елена Александровна

Уроки

В кабинете «Точки роста», был проведен урок технологии, по теме: «Настольная лампа», с использованием цифровой лаборатории «Электричество и магнетизм»

  Оснащение общеобразовательных школ современным аналоговым и цифровым оборудованием является материальной базой реализации Федерального образовательного стандарта. Это открывает новые возможности в урочной и внеурочной, внеклассной деятельности и является неотъемлемым условием   формирования высокотехнологичной среды школы, без которой сложно представить не только профильное обучение, но и современный образовательный процесс. 

    Разрастается поле взаимодействия ученика и учителя, которое распространяется за стены школы в реальный и виртуальный социум. Использование учебного оборудования становится средством обеспечения этого взаимодействия, тем более в условиях обучения предмету на углубленном уровне. 

    Концепция современного образования подразумевает, что в учебном эксперименте ведущую роль должен занять самостоятельный исследовательский ученический эксперимент.
      Учащиеся 4 «А» класса ставили эксперимент, собирали электрическую цепь, проводили опыты, знакомились с принципом работы батарейки. Применяя цифровую лабораторию на уроках, учащиеся  формируют исследовательские умения:   определяют  проблему, ставят задачи, выдвигают  гипотезы, анализируют, наблюдают, делают  выводы.
   Ребята  получили  новые знания в области  физики:  представление об электричестве, познакомились с понятием «электрический заряд», «положительный заряд», «электрический ток», «источник тока».  Научились работать с батарейкой, познакомились с правилами утилизации батареек, собирали настольную лампу и повторили правила безопасного пользования электроприборами. В ходе выполнения практической работы, ученики открывали законы электричества, работали в команде, обсуждали и отстаивали свою точку зрения. 
     Урок - исследование позволит раскрыть учебный и творческий потенциал каждого ученика и обеспечить формирование современных компетенций и навыков у школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата:

ОРКСЭ 4 класс

Тема урока: «Чистый ручеек нашей речи».

Цель урока: создать условия для формирования ценностного мира ребенка.

Задачи:

Показать учащимся значимость речевого этикета.

Рассказать о правилах общения в различных ситуациях.

Развивать речь учащихся, их активный словарь.

Воспитывать уважение к русскому языку.

Продолжить обучение приемам релаксации для получения положительных эмоций и пополнения жизненных сил.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.

Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие слова и поступки считаются хорошими или плохими.

Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила речевого этикета.

Чувствовать ответственность за выбор слов, понимать, что человек всегда несет ответственность за свои слова и поступки.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу.

Совместно с учителем составлять план ее решения.

Познавательные УУД:

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, справочников и других материалов.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных форматах (текст, таблица, схема, рисунок и др.)

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний общечеловеческих законов.

Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать ее, приводя аргументы.

Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.

Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задач, выполняя разные роли в паре, группе.

Предметные результаты:

Определять и объяснять свое отношение к общественным нормам и ценностям.

Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.

Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.

Оборудование:

мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютеры, учебник, презентация.

Дидактические материалы:

разрезные карточки «Продолжи пословицу», карточки «Ситуации».

Используемые технологии: групповая, игровая, элементы ИКТ.

Ход урока

1. Орг. момент.

- Ребята! С чего начинается каждый наш день? (ответы детей….) … со слов приветствия…

Вот и сегодняшний урок мне хотелось бы начать со слов « Добрый день».

Давайте, возьмемся за руки, почувствуем тепло наших ладошек и поприветствуем друг друга.

Добрый день солнцу и птицам,

Добрый день улыбчивым лицам,

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть добрый день длится до вечера.

Мы рады видеть каждого из нас.

И пусть прохлада в окна дышит,

Нам здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

2. Подготовка к восприятию нового материала

а) Закрепление основных понятий урока.

Слайд №1

Мы продолжаем изучать тему: «Этикет»

- Что такое этикет? (слово образовано от французского этикетка, порядок поведения в обществе, хорошие манеры воспитанность, умение себя вести)

- Какие виды этикета вы знаете?

(повседневный,

профессиональный,

этикет выходного дня,

дипломатический, столовый и др.)

Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним видом этикета.

Слайд №2

3. Определение темы урока

- Приглашаю вас на лесную лужайку. Здесь родничок, исток необычной реки.

Ветерок шелестит листочками, солнышко освещает верхушки деревьев. Рядом журчит вода в небольшой речушке. Послушаем ее журчание, разноголосье птиц, полюбуемся на красоту окружающей природы и поговорим.

Описание:

- Какое слово похоже на слово “речка”? (Речь.)

Речь и речка – что в них общего?

- Для речи так же, как и для речки, важно плавное течение. Хорошо, когда речка полноводная, а речь наполнена смыслом и образными выражениями. В этом ее глубина и красота. Течению реки мешают препятствия (камни, мели), а речи мешают спотыкания в словах и мыслях.

В словарях сохранилось ранее употребляемое слово “речёт” - говорит. Это близко по звучанию слову течёт, которое применимо и к речке, и к речи. Плавно течёт речка, т.е спокойно. Плавно течёт речь, т.е. складно, красиво.

Слова, словно маленькие ручейки, стекаются в одно большое понятие «речь». Бывает вода в реке светлой, прозрачной, такой, что видно каждый камешек на дне, а бывает и другой – мутной и зловонной. Так и наша с вами речь, подобно живой и мертвой воде, может излечить или искалечить.

А есть ли связь между словами «речь» и «речка» поможет разобраться этимологический словарь.

Как мы видим, слова эти не только созвучны, но и близки по сути.

- Как же звучит тема нашего урока?

Чистый ручеёк нашей речи

- А что такое речь? Для чего она нужна человеку?

- Какая она бывает?

4. Целеполагание

- Какие цели и задачи будем рассматривать на этом уроке?

(правила речевого этикета)

- Да, речь это важное средство общения. С её помощью люди обмениваются мыслями, чувствами.
А вот что говорил о речи древний учёный, философ Аристотель «Приятная речь для слуха – своего рода музыка»

Слайд №3


Как вы понимаете эти слова?
Что значит приятная речь?
Почему Аристотель сравнивает ее с музыкой?


- Да. Это разборчивая, выразительная, внятная речь, без обидных, грубых слов. А чтобы ваша речь стала именно такой, мы и будем знакомиться с речевым этикетом. Вы уже знаете, что этикет – это определенные правила поведения установленные обществом, а речевой этикет – это правила, установленный порядок поведения и общения.

Слайд №4

5. Работа над новой темой

Если человек соблюдает правила общения, то речь становиться его другом и помощником. Но, к сожалению, речь может оказаться и врагом человека.

Слайд №5

Описание:

а) Вежливые слова

- Ребята, а с чего начинается общение людей, любая встреча? (с приветствия)
Этот обычай имеет древнейшую историю.

Уклониться от приветствия или не ответить на него у всех народов во все времена считалось верхом невоспитанности и неуважения к окружающим.
Ведь приветствие означает: «Я тебя вижу, человек. Ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю и хочу, чтобы ты ко мне хорошо относился».
Вот что обозначает простое, обыкновенное «здравствуйте».
Об этом удивительном слове поэт Владимир Солоухин написал стихотворение.

Читает Дикая София
- Здравствуйте!
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хотя были совсем незнакомы.
- Здравствуйте!
Что особенного тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
«Здравствуйте!» — то есть будьте в хорошем здоровье,
Это — главное в жизни.
Я вам главного, лучшего в жизни желаю.
— Здравствуйте! Я вас встретил впервые.
Но я — человек, и вы человек —
Мы люди на этой земле.

Поклонимся же друг другу при встрече
И тропинку друг другу уступим
(Если даже там снег,
Если даже там грязь по колено).
— Здравствуйте,
Как я рад,
Что могу вам это сказать!


- А какие еще слова, кроме слов приветствия делают нашу речь красивой, выразительной? (спасибо, пожалуйста, будьте добры и т. д.)

Давайте послушаем об этих словах стихотворение,

читает Ильина Диана

Мы все научились когда-то
Ходить, рисовать, говорить.
Давайте-ка вспомним, ребята,
Как добрым и вежливым быть.

Встречая друзей и знакомых,
С улыбкой в глаза им гляжу,
Быть вежливым очень легко мне,
Я «здравствуйте» первым скажу.

Придумалось кем-то красиво-
За помощь поблагодарить,
Обычное слово «спасибо»
Нельзя забывать говорить.


Прощаясь, мы все «до свидания»
Друг другу всегда говорим,
«Пожалуйста»-если желанье
Иль просьбу исполнить хотим.


Как много на свете полезных,
Красивых и ласковых слов.
Пожалуйста, только будь вежлив,
Ведь это-основа основ.

А вежливым быть очень просто:
Будь добрым-обычный совет,
Не важно, какого ты роста
И сколько тебе уже лет.

- Какой вывод мы можем сделать для себя, чтоб наша речь стала лучше? (Употреблять вежливые слова) СОВЕТ 1 (таблица на доске)

б). Наблюдения за красотой, ёмкостью, выразительностью родной речи.

- Образцом чистой русской речи можно считать стихи русских поэтов. Например,

С. Есенина

Слайд №5

Его стихи красивы, музыкальны. Послушайте.

Чтение стихотворения Сергей Есенин «С добрым утром»

Прослушивание.

Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»

Этими строками продолжаем разговор о речевом этикете.

Поэзия С.Есенина – образец чистой русской речи. С древнейших времён люди заметили, что приятная для слуха речь – “своего рода музыка”.

Какие выразительные средства помогли автору?

Эпитеты (золотые, речные, сонные, шелковые)

Олицетворение (шепчет шаловливо, обрядилась ярким перламутром, сонные березки)

в) Наблюдения за эмоциональной окраской родной речи.

Работа по учебнику с.44-45

Слайд №6

- Прочитайте рассказ В.А.Сухомлинского “Я хочу сказать своё слово”

Какие разные оттенки настроения дал нам почувствовать автор в описании неба?

- Найдите в тексте слова, где говорится о теме сочинения: о чём должны рассказать ребята?

- Что же должны были увидеть дети? Кто может прочитать? (начало рассказа)

- А внимательно ли дети-первоклассники наблюдали за небом? (нет, они не отметили грусти в степи, и с чем это было связано, не заметили птиц)

- Какие слова подобрали дети в начале рассказа?

- Можно ли эти слова назвать «рисующим»? Где мы их встречали? (в стихах, рассказах, сказках)

- Что «рисуют» эти слова? (Небо. Таким, каким его увидели дети. Его цвет, чистоту, прозрачность)

- Соответствуют ли они теме сочинения? (нет, т.к. учительница сказала, что сегодня они будут составлять сочинение об осеннем небе и перелётных птицах)

- А в конце рассказа?

- Кто помог детям увидеть небо таким, каким оно было на самом деле? (девочка Валя – она нашла точное слово)

- Понравилось вам это слово? Чем оно интересно и необычно? (оно рассказывает о чувствах и настроении, о ласковом и нежном отношении к перелётным птицам )

- Чем отличаются слова, которые назвали дети в конце рассказа, от тех, которые подобрали в начале? (это слова, передающие настроение)

Небо грустное

Небо тревожное

Небо печальное

Небо студёное

Ответы по группам:

Небо грустное – курлыканье было жалобным. Птицы прощались с родными краями.

Небо тревожное – перелёт птиц очень трудный и опасный, много птиц погибает, не все возвращаются на родину, тревожно за птиц.

Небо печальное – именно таким оно кажется, когда видишь в нём улетающих птиц и слышишь их грустную прощальную песню.

Небо студёное – «холодное», неприветливое. Именно таким оно может быть для перелётных птиц: со стужей, холодом, переменчивой осенней погодой.

- Какие разные оттенки настроения дал нам почувствовать автор в описании неба. Давайте запомним и сохраним в душе эти красивые, яркие определения.

г) Слова -сорняки

Наша речь должна быть четкой, внятной.

Но к сожалению не у всех это получается…как, например, у героя стихотворения Сергея Михалкова, Саши….

Слайд №7


Чтение стихотворения С.Михалкова.


Живёт на свете Саша.
Во рту у Саши каша –
Не рисовая каша,
Не гречневая каша,
НЕ манка, не овсянка
На сладком молоке
Когда он вслух читает,
Поймёшь едва-едва,
И звуки он глотает,
И целые слова.

- О какой каше идёт речь?


(
Каша (в переносном значении) – невнятная речь, все слова смешались в единую массу, как зёрнышки в каше.)
- Какой вывод сделаем для себя.
Вывод: говорить надо, чётко выговаривая слова, следя за темпом, интонацией, жестами, громкостью своей речи. СОВЕТ 2

Разыгрывание речевой ситуации (игра – тренинг)

Герои: Лёня и Коля.

- Привет, Коля! Ну, значит, пойдём в бассейн?

- Слушай, Лёня, я тебе сколько раз говорил, что нужно отвыкать от слов “ну” и “значит”. Это слова-сорняки, они засоряют речь.

- Ну а кто всё время говорит “ну”?

- Да ты только что сказал “ну”!

Ну что с тобой, Коля? Я, значит, ошибся!

- Опять говоришь так!

- Ну как же с тобой говорить?

- Без “ну” и без “значит”.

- Ну, значит, буду говорить так, как ты мне советуешь.

- Чем недоволен Коля?

Замечает ли Лёня в своей речи “лишние слова”?

Как их называют?

Почему? (Слова-сорняки; они засоряют нашу речь).

А выглядит наша речь со словами –сорняками так же как река, засыпанная мусором.

Слайд № 8

Описание:

- Какой вывод можно сделать, понаблюдав за разговором мальчиков? Какой совет дадим будущим ораторам?

Вывод: не употребляйте в своей речи лишние, сорные слова, не имеющие никакого значения, а лишь мешающие людям понимать друг друга. СОВЕТ 3

Учитель:- Слышим мы, к сожалению, иногда и скверные, нецензурные слова.

Интересна история слова «скверна». Слово это древнее, и в языках разных славянских народов, в том числе и древнерусском, означало следующее: грязь, нечисть, пятно, порок. Зная это, можете ли вы объяснить значения современных слов сквернословить, сквернослов?

- Понимают ли люди-сквернословы, что речь их нехороша, неприятна для окружающих? Какой совет следует из ваших рассуждений?

Вывод: никогда не используй в своей речи скверные слова. СОВЕТ 4

Слайд № 9

Описание:


6. Физкультминутка
- Знаете ли вы, что человеку нужно заниматься специальной речевой

гимнастикой, чтобы голос слушался его? Прежде всего нужно научиться речевому дыханию, ведь звук нашей речи рождается на выдохе. В момент речи очень важно следить за своей осанкой. Доказано и проверено, что мы свободно дышим и говорим, если правильно стоим, не напрягаем мышцы плеч и шеи, прямо держим голову и свободно, естественно управляем своими руками.

Упражнения в речевом дыхании.

Расправьте плечи, поднимите голову и поупражняйтесь в речевом дыхании: вдох через нос – выдох через рот;

  • краткий глубокий вдох – медленный выдох;
  • медленный глубокий вдох – краткий резкий выдох.

7. Работа с притчей

Притча тройное сито нашей речи (просмотр видео)

Слайд № 10

Один человек пришел к своему Наставнику и спросил:

- Знаешь ли ты, что сказал сегодня о тебе твой друг?

- Подожди, - остановил его Учитель, - просей сначала все, что ты собираешься сказать через три сита.

- Три сита?

- Прежде, чем что-нибудь говорить, нужно трижды просеять это.

Во-первых, просеять через сито правды. Ты уверен, что все, что ты хочешь сказать мне, есть правда?

- Да нет, я просто слышал…

- Очень хорошо. Значит, ты не знаешь, правда, это или нет.

Тогда просеем это через второе сито – сито доброты. Ты хочешь сказать о моем друге что-то хорошее?

- Нет, напротив…

- Значит, продолжал Учитель, - ты собираешься сказать о нем что-то плохое, но при этом даже не уверен, что это правда.

Попробуем третье сито – сито пользы. Так ли уж необходимо услышать мне то, что ты хочешь рассказать?

- Нет, в этом нет никакой необходимости…

- Итак, заключил Наставник, - в том, что ты хочешь сказать мне нет ни правды, ни доброты, ни необходимости. Зачем тогда говорить это.

Беседа по притче:

- Какой совет дал учитель человеку? (просеивать все слова через сито)

- Через какие три сита учитель советовал просеивать свою речь? (сито добра, сито правды, сито пользы)

- Какой поучительный смысл заключен в данной притче? Чему она нас учит?

- Через какое сито могли бы вы посоветовать просеивать свою речь?

#1055;рактическая работа
Итак, мы выяснили, что значит речь красивая, выразительная, правильная. А сейчас выполним несколько упражнений.

а) Упражнения в выразительности речи.

Слайд № 11

Какой вывод можем сделать?

Вывод: Речь должна быть эмоциональной СОВЕТ 5

б) Отрабатывать правильное произношение звуков помогают чистоговорки и скороговорки.

Слайд № 12


в) Работа в парах «Собери пословицу»

У вас на столах конверты, соберите, работая в паре, пословицы.

Язык мой – враг мой:

а говорить порознь

Кто мало говорит,

тот больше делает

Петь хорошо вместе,

вылетит – не поймаешь

Слово не воробей,

прежде ума глаголет

Слушай больше

а говори меньше

Язык мой – враг мой:

прежде ума глаголет

Кто мало говорит,

тот больше делает

Петь хорошо вместе,

а говорить порознь

Слово не воробей,

вылетит – не поймаешь

Слушай больше

а говори меньше

#1056;ефлексия

Слайд № 13

Синквейн

Составление синквейна со словом «речь»

1. 1- существительное (речка)

2. 2 – прилагательных (красивая, правильная, ясная)

3. 3- глагола (помогает, воспитывает, обогащает)

4. Предложение 3-4 слова, мое отношение

5. Слово-ассоциация, синоним (речь-слово), учащиеся выбирают слова близкие по значению из словаря синонимов.

Слайд № 14

Продолжите фразу: « Я сегодня узнал…»

«Урок для меня полезен…»

« Я сегодня сделал для себя следующие выводы….»

Каждый из вас сегодня получит маленький подарок - правила вежливого человека.

Слайд № 15

Правила вежливого человека

  • Будь доброжелательным в отношениях с окружающими людьми. Помни народную мудрость: «Приветливость — это золотой ключик, которым открываются железные замки людских сердец».
  • Разговаривая, обращай внимание на интонации своего голоса. Добрый и ласковый голос всегда располагает людей, а грубые и недоброжелательные интонации в голосе могут обидеть и оттолкнуть.
  • Чтобы с тобой было интересно и приятно разговаривать, никогда не употребляй дурных и тем более нецензурных слов.
  • Говори спокойно, не повышай голоса, как бы ты ни был взволнован, обрадован или огорчён.
  • Помни, что искусство общения с людьми, наряду с умением вести разговор, включает в себя и умение внимательно слушать своего собеседника.
  • Поскольку устная речь неразрывна с жестами, следи за тем, чтобы твоя жестикуляция не была слишком энергичной или навязчивой: не хватай собеседника за лацканы пиджака, не тереби его пуговицы, не похлопывай по плечу, не толкайся и не размахивай руками во время разговора.
  • Употребляй только те слова, значение которых тебе понятно.
  • Не засоряй свой язык словами-сорняками

#1048;тог урока

— Итак, давайте подведём итоги сегодняшнего урока. А для этого ещё раз вспомним, о чём же мы говорили? С чем часто сравнивают речь человека?

-Какие же советы мы дадим человеку, который хочет, чтобы его речь действительно как реченька журчала и была приятна окружающим? Всю жизнь человек учится красиво и правильно говорить на родном языке. Помогают ему в этом не только правила речевого этикета, но и лучшие образцы художественной литературы. Поэтому читайте книги и учитесь красиво и правильно высказывать свои мысли.

- Итак, давайте подведём итоги сегодняшнего занятия. А для этого ещё раз вспомним, о чём же мы разговаривали? С чем часто сравнивают речь человека?

Какие же советы мы дадим человеку, который хочет, чтобы его речь действительно как реченька журчала и была приятна окружающим?

Каждый образованный человек в своём разговоре должен соблюдать общепринятые правила. Но речь каждого человека оригинальна и неповторима. Быть хорошим рассказчиком – большое искусство. Всю жизнь человек учится красиво и правильно говорить на родном языке. Помогают ему в этом не только правила речевого этикета, но и лучшие образцы художественной литературы. Поэтому читайте книги и учитесь у авторов красиво и правильно высказывать свои мысли.

В заключении звучит стихотворение И.А. Бунина «Слово»

Слайд № 16

Молчат гробницы, мумии и кости, -

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у них другого достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бесценный – речь.

Язык! Ты тверд и гибок, нежен и силен,

Ты – соловей на ветке бересклета,

Ты – сталь и пепел, колокол и лен,

Загадка тьмы и откровенье света.

Я желаю вам, ребята, чтобы чистый ручеек вашей речи влился в огромное море прекрасного русского языка.

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Конспект урока

«Русский язык» для «1» класса

Урок № 29. С.Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке» Буква Ю и звуки [ЙУ] и [*У].

Вопросы, рассматриваемые на уроке.

На этом уроке мы познакомимся с буквой Ю и узнаем, когда она обозначает один звук [*У], а когда – два [ЙУ].

Глоссарий

Звуки – то, что мы слышим и произносим.

Буквы – то, что мы читаем и пишем.

Гласные звуки – звуки, которые состоят только из голоса.

Литература.

Обязательная литература

• Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др. Азбука. 1 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 — 10-е изд. – М.: Просвещение, 2019. — 111 с. С. 46-49

Дополнительная литература

• Герасимова Д. Азбука превращений – М.: Лабиринт Пресс, 2013. – С. 60-61

• Маршак С.Я. Весёлая азбука. Стихи. – М.: Оникс 21 век, 2004. – С. 16

• Сапгир Г. Азбука. – М.: РОСМЭН, 1996. – С. 58

• Шибаев А. Язык родной, дружи со мной. – С.-Пб.: ОАО ДЕТГИЗ, 2008 – С. 17

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Прочтите стихотворение А. Шибаева про букву «Ю».

Чтобы «О» не укатилась –

Крепко к столбику прибью.

Ой, смотри-ка, что случилось:

Получилась буква «Ю».

Буква «Ю» и правда похожа на О.

А вот звуки, которые обозначают эти буквы – разные.

Давайте громко позовём Юру и Юлю.

Ю-у-у-ра-а! Ю-у-у-ля-а!

Какой звук Вы услышали на месте Ю? Звук [У].

Ю может обозначать один звук – У. Это происходит, когда Ю стоит после мягких согласных.

ЛЮК

ТЮЛЕНЬ

[Т*] и [Л*] звучат мягко – видите на звуковой схеме они обозначены зелёным.

Ю может обозначать 2 звука: [Й](йот) и [У]. [Й] – это мягкий согласный звук, поэтому на схеме [ЙУ] выглядят вот так:

Ю обозначает 2 звука, если стоит в начале слова или после гласной.

ЮЛА УЮТ

Примеры и разбор заданий тренировочного модуля.

1. Подчеркните слова, в которых буква Ю обозначает один звук [*У]

1. ЮНГА

2. КАЮТА

3. ШЛЮПКА

4. ФЛЮГЕР

Буква Ю обозначает один звук, когда стоит после согласного.

Правильный ответ:

3. ШЛЮПКА

4. ФЛЮГЕР

2. Найдите в филворде два слова с буквой Ю.

к

ш

ы

и

е

м

и

ш

ы

ы

а

р

к

ы

щ

ж

ш

т

в

к

а

ю

т

а

п

ш

т

н

а

и

х

з

м

с

ю

а

т

х

а

н

и

б

б

щ

г

о

э

ь

т

л

и

ж

и

ь

и

ш

ь

ф

к

м

ш

е

т

ь

Правильный ответ:

к

ш

ы

и

е

м

и

ш

ы

ы

а

р

к

ы

щ

ж

ш

т

в

к

а

ю

т

а

п

ш

т

н

а

и

х

з

м

с

ю

а

т

х

а

н

и

б

б

щ

г

о

э

ь

т

л

и

ж

и

ь

и

ш

ь

ф

к

м

ш

е

т

ь