Доклады и выступления

Хальхаева Елена Александровна

Доклады и выступления

Шахматы  в начальной школе

«Точное логическое мышление легче тренировать

посредством шахматной игры,

нежели использовать для этой цели специальные учебники»

Г. Клаус

     Для чего ребенок ходит в школу? Часто дети, отправляясь в 1-ый класс, говорят: «Я хочу быть умным, как папа и мама». Да, школа действительно учит детей думать, искать и находить рациональные способы решения жизненных ситуаций. А возможно ли развивать интеллектуальные способности ребенка только лишь посредством школьных предметов? Возможно, да, но, гораздо эффективнее давать ребенку дополнительную «пищу для ума», где появится возможность мыслить «на несколько ходов вперед». Планируемые результаты по ФГОС предполагают формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение ученика к 4-му классу самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать; самостоятельно определять критерии оценивания, давать самооценку. Обучаясь в 4-ом классе, ребенок должен уметь мыслить самостоятельно, без подсказок учителя. И что, как не шахматы может в этом помочь?

С 2017 года в МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ», вводится  за счет третьего часа физической культуры, предмет «Шахматы»,  шахматный кружок, которые посещает некоторый процент от всех обучающихся начальной школы и средней школы.

- «Я не умею играть!»

Как обучать шахматам детей, находящихся в неравных условиях? Некоторые обучающиеся, отравляясь в школу, уже умеют играть в шахматы. Этому их учат в семье. И как учителю обучать такого ребенка в общем числе тех, кто не знает правил игры и даже названий шахматных фигур? Приходится использовать дифференцированный подход, что не всегда просто. Разбирая простые задачки первого года обучения со всем классом, учитель должен успеть поработать и с детьми, работающими с более сложными задачами.

               На начальной стадии обучения правилам шахматной игры следует обучать всех учеников,  если мы хотим развивать интеллектуальные способности младшего поколения, следует обучить всех хотя бы азам шахматной логики..

              Для комплексного обучения игре в шахматы следует введение межпредметных связей. Таким образом, шахматные задачи или задачи с элементами шахматной игры можно использовать на разных уроках в начальной школе. Например, в учебниках по математике авторы часто предлагают задачи на развитие логического мышления, памяти, внимательности.

         При любых нововведениях возникают сложности, которые преодолеваются со временем. И, возможно, через несколько лет в нашей школе ученик, заканчивающий начальную ступень обучения, будет достойным соперником-шахматистом. И такой ребенок будет испытывать гораздо меньше трудностей и больше ситуаций успеха, переходя на среднее звено обучения, ведь шахматы научили его многому.

            Кроме  развития умственных способностей, шахматы учат ребенка правильно проигрывать, формируют положительное отношение к соперничеству, учат самостоятельно принимать решения. Брать ответственность за последствия на себя, ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», учат самостоятельно делать  выводы, анализировать, сравнивать, группировать явления и факты, позволяют освоить личностный смысл учения;  выбрать дальнейший образовательный маршрут, что также относится ко всем группам универсальных учебных действий. Ребенок, играющий в шахматы, заинтересованный в них, имеет возможность в этом направлении и реализоваться, ведь, не каждому дано быть спортсменом, певцом или танцором.

   Цель проекта: Способствовать развитию у учащихся логического мышления и математических способностей.

  2. Задачи:

1.Способствовать развитию гармоничной личности ребенка.

2.Формировать надпредметные компетенции (информационные, базовые, личностные, социальные).

                      3.Укреплять роль МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ», как социально активной школы.

  Шахматы – одна из самых эффективных спортивных образовательных дисциплин, уникальный образовательный инструмент.  Доказано, что изучение шахмат в любимой детьми игровой форме способствует развитию гармоничной личности и развивает: математические способности, пространственное мышление, навыки стратегического планирования, выдержку и многое другое.

  В настоящее время в республике Бурятия активно развивается шахматное образование в Селенгинском, Кяхтинском, Закаменском, Тункинском и Бичурском районах. Проводится много тематических мероприятий разного уровня: шахматные турниры, товарищеские встречи, мастер-классы, сеансы одновременной игры, функционируют секции по этому направлению, в двух ДЮСШ г.Улан-Удэ работают около 20 тренеров, три частные шахматные школы.

 Идея включения в образовательный процесс предмета «шахматы» возникла в результате раздумий над причинами низкого качества образования.

 «Что такое качество образования?»

 Целью образовательного процесса в начальной школе является воспитание нового типа личности, наделённой следующими качествами:

  • Это личность, которая осознаёт свою ответственность за себя и за других людей. Личность, которая бы стремилась к развитию своей внутренней культуры.
  • Личность, которая умела бы самостоятельно принимать инициативу, но одновременно действовать в коллективе, уважая интересы и права других членов коллектива.
  • Личность, приспособленная к жизни, осознающая себя одновременно гражданином Бурятии, России и гражданином мира, способная активно влиять на процессы, происходящие в обществе.

      3. Механизм реализации:

В МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ» с 2016-2017 уч.г. шахматы включены в учебный план за счет 3-го урока физической культуры со 2-ого по 4-ый класс, а также во внеурочную деятельность учащихся в форме кружковой работы (1ч. в неделю). Учитывая положительную динамику результатов проекта, с 2018-2019 уч. г. шахматы включены в учебный план с 1-ого класса.

             4. Результативность проекта:

За два года такого «эксперимента» у нас уже есть значительные результаты.

1) Районный шахматный турнир

Шабаршова Валентина – 3а класс - 2 место;

Михалева Дарья – 4а класс – 3 место;

2) Первенство Бурятии по шахматам среди учащихся сельских школ

Грехов Роман -  1б - 1 место;

3) Республиканский лично-командный турнир по шахматам (с.Верхний Саянтуй)

Команда учащихся начальной школы - 1 место;

Шешуков Сергей – 3а класс – 1 место;

Цырендашиев Аюша – 3а класс – 1 место;

4) V Республиканский шахматный турнир среди воспитанников интернатных учреждений,     посвященный памяти Мункуева Бальжи Гончикова, участника ВОВ, ветерана педагогического труда;

Грехов Роман – 1б класс - 1 место, номинация «Самый юный участник»;

5) Районный турнир по шахматам, посвященный Дню Победы 

Шабаршова Валя – 3а класс – 3 место;

Михалева Даша – 4а класс – 1 место;

6) Грехов Рома (9 лет), ученик 3Б класса МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ»,

 занял 8 место в первенстве Сибирского федерального округа по шахматам среди детей в возрастных категориях до 11 лет;

 7) Иванова Полина 1г – 1 место, Республиканский шахматный турнир

        «Венецианский карнавал-2019» среди участников для начинающих, дети до 7-8 лет;

 3. Конечный результат:

1.Адекватное поведение ребенка в ситуации выбора наиболее правильного решения в жизни, умение рационально пользоваться всеми предоставленными ресурсами.

2.Установление социального партнерства по решению общей проблемы внедрения шахматного образования.

3.Появление шахматного клуба на базе МБОУ «Нижнесаянтуйской СОШ».

4.Укрепление роли МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ», как социально активной школы.

5.Установление модели поведения учащегося, выработанной в ходе реализации образовательных задач:

Формирование информационной компетенции – в результате учащиеся учатся публично выступать в шахматных состязаниях различного уровня. Ученики находят необходимую дополнительную литературу по шахматному образованию.

Формирование базовой компетенции, к которой относится умение использовать анализ, сопоставление, сравнение, систематизацию, принимать решения, прогнозировать, соотносить результаты действия с выдвигаемой целью; применять данные умения на уроках математики.

Формирование социальной компетенции – ребёнок должен уметь взаимодействовать в социуме, руководствуясь социально значимыми ценностями, умение общаться с разными социальными, возрастными группами.

              4. Масштабность проекта:

Воздействие проекта на образовательную деятельность в ОУ, муниципалитета, общественности. Жизнь нам напоминает великую реку со своими перекатами и порогами, изменяющимися пейзажами берегов, а наши ученики, сидящие в лодке, смогут безопасно плыть по этой реке жизни. Их активная жизненная позиция будет способствовать процветанию нашего района и республики. 

Участники проекта смогут показать высокие результаты по предметам естественно-математического цикла и шахматам на уровне района, региона и России, а также на международном уровне.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Опыт удаленного обучения с применением дистанционных технологий в первом классе Хальхаева Елена Александровна, у чительначальных классов МБОУ « Нижнесаянтуйская СОШ » Тарбагатайский район 2019г.

Слайд 3

Библиотека видеоуроков по школьной программе Самая крупная коллекция уроков от лучших преподавателей в Рунете, ИНФОУРОК, Онлайн-уроки школы им. Н.И. Лобачевского You Т ube Видеоуроки по окружающему миру для 1 класса являются идеальными помощниками при изучении новых тем, закреплении материала, для обычных и факультативных занятий, для групповой и индивидуальной работы. Они содержат оптимальное количество графической и анимационной информации для сосредоточения внимания и удержания интереса ребят .

Слайд 5

Текстовая форма. Аудиоурок Видеоурок Аудиоконференция Видеотрансляция ( вебинар ) Видеоконференция Форматы дистанционного обучения


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: