Доклад на ШМО «Формирование здорового образа жизни и воспитание культуры здоровья у учащихся»
статья по зож (3 класс)

Юдина Анна Сергеевна

Доклад на ШМО

«Формирование здорового образа жизни и воспитание культуры здоровья у учащихся»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shmo.docx24.12 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование здорового образа жизни и воспитание культуры

здоровья у учащихся.

Никто не может помочь человеку улучшить здоровье, если он сам этого

не хочет и не будет над этим трудиться. Поэтому необходимо воспитывать

отношение к здоровью как к жизненной ценности. Всемирная Организация

Здравоохранения (ВОЗ) дает следующее определение понятия «здоровье»:

“Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального

благополучия”.

Следовательно, и воспитание правильного отношения к здоровью нужно

осуществлять в этих направлениях

1. Физическое здоровье: уровень валеологической культуры, т. е. как

ученики умеют учиться, не перегружая себя. Учащиеся должны знать

упражнения для отдыха глаз, упражнения для осанки, упражнения

на концентрацию внимания, уметь расслабляться.

2. Психическое здоровье: эмоциональная удовлетворенность

школьника на уроках физкультуры.

3. Духовно – нравственное здоровье: уровень социализации:

ответственность, организованность, доброжелательность, открытость.

По итогам опроса, большинство опрошенных одной из главных

жизненных ценностей называют здоровье.

Воспитание культуры здоровья – это сложный процесс создания

педагогических условий, обеспечивающих развитие личности школьника

как субъекта оздоровительной деятельности в соответствии

с его интересами, склонностями,

способностями, ценностными установками на самосохранение

здоровья, а также знаниями, умениями и навыками обоснованного ведения

здорового образа жизни

Культура здоровья {в образовательном процессе) — это совокупность

элементов, оказывающих жизненно значимое влияние на нормальную

деятельность детского орга-низма в процессе образования.

На мой взгляд, к данной совокупности элементов, определяющих

культуру здоровья, можно отнести:

 организацию и проведение урока с учетом

здоровьесберегающих условий;  социально-психологическое

здоровье учащихся;

 здоровье учителя;

 благоприятный эмоциональный микроклимат в коллективе.

Однако отношение к здоровью как к самоценности

сопровождается зачастую неумением заботиться о нем. Большинство детей

слабо разбираются в вопросах здорового образа жизни, не имеют

поддержки родителей и, как следствие этого, недостаточно заботятся о

своем организме, не могут дать оценку своему физическому состоянию,

отказываются или редко участвуют в различных спортивных мероприятиях.

Т.е. основная проблема не в здоровье, а в отсутствии знаний и навыков

здорового образа жизни. Известный теоретик физической культуры

Г.С.Туманян полагает, что формирование ФК и прочных навыков

здорового образа жизни человека предопределяется решением

комплекса пяти групп задач:

1) Формирование духовной сферы личности.

2) Укрепление здоровья, усвоение правил и норм ЗОЖ, повышение

сопротивляемости организма.

3) Физическое (точнее физкультурное) образование учащихся,

включающее формирование специальных знаний в области ФК;

совершенствование координационных способностей и расширение

двигательного опыта.

4) Совершенствование тех функциональных свойств или кондиционных

возможностей, которые определяют успех двигательной деятельности.

5) Физическое развитие, формирование основных тотальных размеров,

массы, пропорций, конституции тела, правильной осанки, предупреждение

плоскостопия и т.п.

Он же сетует, что в государственных учебных программах по ФК все

замыкается на уровне физической подготовки. Отсутствует указание на

необходимость формирования ЗОЖ, т. е. умение правильно питаться,

соблюдать режим дня, применять гигиенические и закаливающие

процедуры, избирать для конкретного случая правильный комплекс

упражнений, определять рациональную последовательность и дозировку их

выполнения и многие другие компоненты ФК.В повседневной работе по

укреплению здоровья учащихся и формировании здорового образа жизни

мы чаще всего пользуемся понятиями «здоровьесберегающее

образование» и «здровьесберегающие технологии».

Одной из задач программы развития школы является формирование

сознательного отношения учащихся к своему здоровью, развитие

физического потенциала каждого ученика.Так как слагаемыми физической

культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие,

оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в

области физической культуры, мотивы и основные способы

осуществления физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности

именно на уроке физической культуры должна осуществляться работа по

формированию здорового образа жизни учащихся. Учитель должен

работать не только над развитием физических качеств, но и над

укреплением здоровья. Мы не можем вылечить детей или остановить

течение болезни, но в наших силах предотвратить появление многих

заболеваний. Например, такие, как нарушение осанки, плоскостопие,

заболевания органов зрения, желудочно-кишечного тракта. Учитель

должен научить ребенка бережному отношению к своему здоровью.

Формирование основ здорового образа жизни у младших школьников

целесообразнее осуществлять через овладение теоретическим разделом

программы «Физическое воспитание».

Теоретическая часть программы включает в себя изучение основ физической

культуры:

- особенность зарождения физической культуры, история первых

Олимпийских игр;

- здоровье и физическое развитие человека;

- работа органов дыхания и сердечно-сосудистой системы,роль зрения и

слуха в жизни человека;

- влияние физических упражнений, закаливающих процедур, личной

гигиены и режима дня на укрепление здоровья;

- физические качества и их связь с физическим развитием;

- формирование правильной осанки;

- терминология разучиваемых упражнений;

- причина травматизма на занятиях физической культуры и правила его

предупреждения.

Данный материал можно осваивать как на специально отведенных

уроках (1-2ч. в четверть), так и в ходе уроков.

Каждый урок физической культуры несет в себе оздоровительную

задачу. Так же следует учитывать возраст учащихся. В первом классе,

прежде чем приступить к занятиям физической культуры, необходимо

провести беседу-игру с детьми о предмете «физическая культура» о

том, что они будут изучать на данном уроке, с какими видами спорта

будут знакомиться. Новые знания лучше преподносить с помощью

загадок, иллюстраций. Незнакомые слова необходимо выписывать на

карточки для знакомства с их правописанием, а для лучшего

запоминания проговаривать хором. При изучении каждого вида спорта

нужно дать представление о нем, а после выяснить, какие упражнения

составляет изучаемый вид спорта. Знакомить детей с теорией следует на

каждом уроке, постоянно оперируя новыми словами. Только тогда

изучаемые понятия будут звучать в речи учащихся. Большое внимание

следует уделить темам: «Режим дня школьника», «Здоровый образ жизни»,

«Закаливание организма».

Детям нужно давать творческие домашние задания:

- составить свой режим дня;

- нарисовать иллюстрацию (факторы отрицательно и положительно

влияющие на здоровье);

- написать сочинение (на тему «Мой здоровый образ жизни»).

В практической части учащиеся должны научиться составлять и

выполнять комплексы утренней гимнастики, комплексы физических

упражнений на развитие координации, гибкости, силы, на

формирование правильной осанки. Так же учащиеся должны

познакомиться с упражнениями, направленными на улучшение зрения,

слуха. Их можно включать, как и в общеразвивающие упражнения, так и в

заключительной части урока. В общеразвивающие упражнения следует

включать дыхательные упражнения по методике Стрельниковой. Они

способствуют профилактике острых респираторных заболеваний,

улучшают доступ кислорода в головной мозг. Необходимо ознакомить

учащихся с упражнениями, направленными на профилактику плоскостопия

и укрепление мышечного корсета. Воспитание здорового образа жизни

является длительным педагогическим процессом, осуществляемым

учителями, родителями совместно с врачом и психологом школы. Данный

процесс должен носить систематический характер. Только тогда мы

добьемся положительного результата. Молодым людям, вступающим в

жизнь, нужно показать путь к здоровью, но бороться за него человек

должен сам. Следовательно, формирование здоровья в значительной

степени зависит от самого человека, его знаний и умений. Формирование,

сохранение и укрепление здоровья школьников -- будущего нации –

является одной из важнейших задач школьного образования. Речь идет о

новой концепции образования -- здравотворческой. Дети должны знать,

что только здоровый человек может жить полнокровной жизнью и

приносить максимальную пользу людям. У младших школьников

воспитывается ответственное отношение к своему здоровью,

формируется умение понимать и принимать ценные для здоровья решения.

Школа должна взять на себя первостепенную роль в формировании

культуры здорового образа жизни учащихся.

Проведено небольшое исследование

Выводы по результатам исследования:

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ:

*Некоторые учащиеся не соблюдают правил личной гигиены

*Учащиеся недостаточно грамотны в вопросах ведения здорового образа

жизни.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ:

*Дети занимаются спортом.

*Стремятся к избавлению от вредных привычек.

Как известно, образование в нашей стране, будучи вовлеченными в

современные социально-экономические преобразования, претерпевают

серьёзные изменения. Вместе с тем существует один аспект в системе

образования, которого современные изменения коснулись несущественно.

Как ни странно, это ведущая организационная форма учебной деятельности

– урок. Урок всегда должен быть в центре внимания. А значит, он должен

быть интересным, т.е. современным. Современный урок – это, прежде

всего урок, на котором учитель использует возможности ученика, его

активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний

для формирования его нравственных основ.

Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» (далее -

ЗОТ) можно рассматривать и как качественную характеристику любой

образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», и

как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы,

которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания,

наделяют их признаком здоровьесбережения. В отношении здоровья в

полной мере справедлива истина: «Лучше не делать никак, чем делать не

правильно!» Но как правильно? Научить ребёнка, молодого человека

общим принципам, современным системам и методам охраны и

укрепления здоровья, безусловно, - задача образовательных учреждений. А

уже за консультациями по частным вопросам, за корректировкой

оздоровительной программы с учётом индивидуальных особенностей,

с целью восстановления пошатнувшегося здоровья человек может

обратиться к медику (физиологу, психологу), специалисту по вопросам

здоровья.

Возложение на школу и учителя такой, казалось бы, несвойственной им

задачи - заботы о здоровье учащихся - определяется следующими причинами:

- Во-первых, взрослые всегда несут ответственность за то, что

происходит с детьми, находящимися под их опекой. Это касается и

детского здоровья. Именно в школе, под "присмотром" учителей,

школьники проводят значительную часть времени, и не помогать им,

сохранить здоровье, было бы проявлением бездушия и непрофессионализма.

- Во-вторых, большая часть всех воздействий на здоровье учащихся -

желательных и нежелательных - осуществляется именно педагогами, в

стенах образовательных учреждений. Если же придерживаться точки

зрения, что всеми вопросами здоровья должны заниматься медики, то к

каждому классу надо прикрепить, хотя бы одного врача.

- В-третьих, современная медицина занимается не здоровьем, а

болезнями, т. е. не профилактикой, а лечением. Задача же школы иная -

сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников, т.е. профилактическая.

Поэтому, главное действующее лицо, заботящееся о здоровье учащихся в

образовательных учреждениях - педагог.

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее

время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в

состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач.

Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского

работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей

в школе не наносило ущерба здоровью школьников. Очень большое

влияние на функциональное состояние организма школьников оказывает

структура урока. По мнению многих исследователей, структура урока

должна быть гибкой, но обязательно учитывать динамику

работоспособности школьников. Во время фазы врабатывания (первые

3-5 минут) нагрузка должна быть относительно невелика, необходимо

дать

школьникам войти в работу. В период оптимальной устойчивости

работоспособности (следующие 20-25 минут) нагрузка может быть

максимальной. Затем нагрузку следует снизить, т. к. развивается утомление.

Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его

здоровья на момент поступления в школу, но не менее важна и

правильная организация учебной деятельности, а именно:

- строгая дозировка учебной нагрузки;

- построение урока с учетом работоспособности учащихся;

- соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный

тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);

- благоприятный эмоциональный настрой;

как исследователь);

- методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций,

Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно,

нравится, поэтому задача учителя – помочь ученику преодолеть усталость,

уныние, неудовлетворенность. Ведь часто мы слышим от своих учеников:

"Мне тогда все понятно, когда интересно”. Значит, ребенку должно быть

интересно на уроке. С первых минут урока, с приветствия нужно создать

обстановку доброжелательности, т.к. у учащихся развита интуитивная

способность улавливать эмоциональный настрой учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Воспитание у детей культуры здорового образа жизни»

Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Эта главная ценность жизни. Его не купишь ни за какие деньги, ег...

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII -го ВИДА

1.1.Основные понятия о здоровье, традициях и культуре здорового образа жизни.1.2. Состояние здоровья  школьников с интеллектуальной   недостаточностью, его влияние на успешность обучени...

Комплексная работа классного руководителя по формированию культуры здорового образа жизни у учащихся

Статья на научную конференцию6 в воторой описываю опыт работы по формированию здорового образа жизни у учащихся....

Доклад на тему: «Воспитание культуры здорового образа жизни». Автор: О.Н.Присухина

Доклад на тему:«Воспитание культуры здорового образа жизни» В рамках городского семинара«Повышение уровня культуры субъектов – участников образовательного процесса»....

Доклад на тему «Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»

ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫТема: «Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»...

Мастер- класс "Воспитание культуры здорового образа жизни младшего школьника как способ духовно – нравственного развития"

Вопрос духовно-нравственного воспитания  детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Детство всегда с надеждой обращено в будущее. ...