Конспект урока гимнастики (йоги) в помощь учителю: Сказко-терапия для больших и маленьких
учебно-методический материал по зож

Домкова Ольга Валерьевна

Конспект урока гимнастики (йоги) в помощь учителю  начальной школы, учителю физкультуры, учителю ГПД, родителям

Методика расчитана для детей от 3 до 10 лет,

Для занятия вам понадобятся коврики нескользящие и отдельное помещение,

музыкальные колонки и спокойная музыка, 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yogaskazka_vorobeva.docx222.37 КБ

Предварительный просмотр:

Йога-сказка на все случаи жизни

Сценарий урока по гимнастике для детей и взрослых.

Ольга Валерьевна Воробьева,

педагог ОДО, руководитель кружка

“Эстрадные танцы” школы 371

московского района Санкт-Петербурга,

преподаватель йоги и медитации

контакт в tg: @olushka74

Да, именно так, ведь случайности не случайны и может быть, что мама окажется с ребенком, который устал от уроков и его голова уже мало что соображает, а учитель ГПД видит, что детям в продленке требуется перезагрузка …

и многие другие ситуации могут случиться в жизни, когда Детская йога-сказка станет не просто развлечением, но и лекарством от скуки и таблеткой от стресса, причем не только ребенку, а даже взрослому человеку.

Сказка заключается в том, что не требуется специальной подготовки ни учителю, ни ребенку, ни маме, ведь все позы йоги взяты из наблюдений за природой и нашей социальной жизни: Собака и Кошка, Ласточка или Дерево, Воин и Треугольник, Колесо, Верблюд или Юла.   Главное поверить в сказку и волшебство.

Я проводила детскую йогу и на коврике, и в специальных гамаках, и скажу, что особенности взаимодействия с детьми в том, что они сами могут быть активными участниками создания любой сказки любого комплекса упражнений, им это в радость, у них есть на это энергия и мотивация, стоит только позвать их ИГРАТЬ загадочным голосом и….

Они тут как тут, будут помогать вам придумывать новые позы и смыслы. Мы играли с детьми в “Гости к Деду морозу” и изображали телом полет на саночках и получение подарков, мы играли в “Мой любимый дом” и вставали в позы Дивана и Комода, бывали и Ковриком, и Стулом и даже вазой для цветов. Причем, я не придумывала ничего заранее, тема возникала спонтанно прямо на уроке и дальше в потоке творчества рождалась двигательная йога-сказка.

Польза йоги

В переводе с санскрита йога - это гармония. Представляете?

Это не гимнастика, а именно ГАР МО НИ Я. И она, как правило, живет там, где голове спокойно, а телу хорошо.

А когда телу хорошо?

Ну разумеется тогда, когда оно сыто, обогрето и расслабленно. Ничего нового здесь не скажу.

Гармония невероятно полезна для ребенка и взрослого. Она фундамент для расцветания позитивного эмоционального состояния и здорового отношения к своему телу, т. е. здоровья. Поэтому мы начинаем создавать гармонию своего тела с помощью гимнастики и дыхания. Гимнастика развивает у человека бережное отношение к себе и повышает самооценку.

Постоянные занятия помогут расслабить мышцы, а затем их укрепить, да, да, именно в таком порядке. Сбалансировать правую и левую половину тела, а значит и выпрямить осанку, улучшить работу мозга и как следствие иммунитета.

Гимнастика – это не только объединение дыхательных и физических упражнений, но и способ высвободить энергию, а у детей ее очень и очень много.

Главное, чтобы упражнения делались с удовольствием, и не из-под палки.

Занятие йогой помогает:

  • научиться глубокому дыханию, что способствует крепкому и спокойному сну, ведь все клеточки тела и мозга наполнены кислородом;
  • развиваться концентрации внимания, что в дальнейшем влияет на способность к решению сложных задач в школе и во взрослой жизни;
  • формироваться физически гибкому и выносливому телу, что влияет на общее самочувствие человека и его возможностям в достижении поставленных целей.

Сказка начинается и сегодня

МЫ отправляемся в Индийские джунгли

(все упражнения взрослый показывает наглядно своим примером или имеет с собой распечатанную подсказку-картинку).

-Как же это сделать, если у нас нет самолета?

-Все очень просто, нам надо сесть на воздушный шар, и сделать 5 очень медленных вдохов и выдохов. Открою мааленький секрет:

На воздушном шаре никто- никто не говорит словами, только звуками.

ведь если мы будем разговаривать, волшебство исчезнет и нам придется вернуться домой раньше времени…

  1. Все участники располагаются по залу в положении сидя на полу  в форме круга,  лучше начать с позы Ребенка, свернувшись калачиком и сделать 5 медленных дыхательных циклов:

на вдохе ноздрями создаем звук Соо…,

на выдохе гортанью (мышцами горла) создаем звук Хааамм…

-Ребята, наш воздушный шар поднимается, посмотрите наверх, какое красивое небо, мы набираем высотууу…

  1. наклоны головы 5 -6 раз:
  • вдох - поднимаем подбородок вверх, (тянем переднюю шею)
  • выдох -опускаем подбородок к груди (тянем заднюю шею)

-Смотрите там внизу волшебные Гималаи, одни из самых сказочных гор мира. Какие они величественные и красивые, только посмотрите вниз…

  1. поза Горка

Встаем на четвереньки и прижимаем полностью ладони и все 5 пальцев к полу! Упираемся пальцами ног в пол. Делаем вдох и на выдохе отталкиваемся руками от пола, вытягиваясь позвоночником вверх, тянемся нижними ребрами к коленям до тех пор, пока вы не почувствуете, что ваша спина стала прямой и вытянутой, а колени мягкими и расслабленными. Обязательно опускаем голову вниз и расслабляем мы. Зафиксируйтесь в этом положении и, когда почувствуете, что ноги расслабились опускайте пятки на пол.

(на санскрите это положение называется в йоге Собака мордой вниз).

Делаем упражнение 3-5 дыханий и возвращаемся в позу Ребенка.

-Что я вижу! Индийские джунгли совсем близко! как я узнала об этом? посмотрите, к нам летит стая бабочек

  1.  поза БАБОЧКА

Это упражнение, при котором мы садимся и полностью сгибаем колени, разворачивая бёдра наружу (к полу) и притягивая пятки ближе к седалищу.  Можно добавлять пульсации -плавные движения руками вверх и вниз и/или коленями вверх-вниз от пола, а также наклоны вперед грудью.

(на санскрите называется Баддха Конасана или поза связанного угла)

Сделаем 4-5 вдоха и выдоха и станем еще ближе к джунглям Индии.

-Вот мы и прилетели, дальше наш путь будет пешком.

В нашей волшебной сказке один шаг приравнивается к 100 шагам в Индии.

  1. поза Горка, с поочередным сгибанием коленей (имитация ходьбы)

Делаем упражнение 4-8 дыхательных циклов.

-Смотрите кто нас встречает, мудрая кобра подскажет нам как попасть в джунгли быстрее.

  1. поза Кобра

Ложимся на живот, соединяем стопы, ладони полностью прижимаем в пол около плеч. Со вдохом медленно поднимаем грудную клетку, а плечи отводим назад и вниз, руки остаются согнутыми в локтях. Старайтесь подниматься за счет мышц спины. Делаем 2-3 дыхательных цикла, как можно медленнее, и на очередной вдох делаем все тоже самое, но с выпрямлением рук в локтях, вытягиваем макушку головы вверх, при этом направляя подбородок к груди. Ноги по-прежнему сведены вместе, колени и ягодицы напряжены.

(на санскрите это положение называется бхуджангасана — змея, прогиб в грудном отделе позвоночника из положения лёжа на животе) Повторяем упражнение пять раз с небольшими перерывами по 5 дыханий в положении: лежа на животе или в позе ребенка.

-Пока мы отдыхали, к нам прилетел волшебный голубь, оо, что я вижу он принес нам весточку на лапке. Давайте вместе сделаем позу голубя на каждую ногу и начнем с правой.

  1. поза Голубя

Это асимметричная позиция, в которой мы садимся на полу и одна нога согнута перед телом, а вторая расположена за ним, похоже на полу-шпагат.

(на санскрите положение называется Эка‑Пада‑Раджакапотасана)

На каждую ногу поза делается 5-8 дыхательных циклов. Можно добавлять вытяжение рук (крыльев) в стороны параллельно полу, а еще можно брать заднюю ногу за щиколотку и тянуть ее к тазу (ягодице) или вверх руками, помогая раскрываться грудному отделу позвоночника.

-Что же за письмо принес нам индийский Голубь? Ребята он передает нам Ом-мм… Звук «Ом» считается первоначальным, из которого произошли все миры и пространства. Звук «Ом» несет в себе мощный заряд жизненной силы, поэтому его важно петь, когда устали или плохое настроение.

-Давайте создадим этот звук вместе

  1. Звук ОММ на каждом медленном выдохе ( 3, 7 раз)

-Осторожнее, к нам приближается хищная кошка, полосатая или пятнистая, кто разглядит? Давайте сделаем позу кошки вместе.

  1. поза Кошка

Стоя на четвереньках, со вдохом (кошка добрая) направьте грудную клетку вперед и прогнитесь в пояснице. Седалищные кости тянутся вверх, а лопатки вниз.

С выдохом (кошка злая) наклоните голову вниз и прижмите подбородок к груди, скруглите спину, оттолкнитесь ладонями от пола и потяните лопатками грудной отдел позвоночника вверх. Таз подверните вниз и направьте к голове.

(на санскрите упражнение называется Марджариасана)

Сгибаем и разгибаем позвоночник 4-8 раз, синхронизируя движения с дыханием. Заканчиваем “доброй кошкой”.

-Ребятки, наше путешествие подходит к концу, а вот и сказочные верблюды пришли, чтобы помочь нам вернуться домой.

  1. поза Верблюда (есть несколько уровней)

Встаем на колени, держа колени и стопы на ширине таза. Пальцы ног лежат на полу. Нам надо опереться прямыми руками на свои пятки/стопы и прогнуться в грудном отделе. Наши сильные бедра и ягодицы тянуться вперед, а расслабленные туловище и шея создают дугу. Голову можно отпустить назад.  Самая высокая точка позы – верхняя часть грудной клетки направлена в потолок.

(на санскрите данное положение называется Уштрасана)

делаем 4-6 дыханий и возвращаемся в позу ребенка.

-Мы так много увидели сегодня, ребята! И мне интересно, а кому  какая поза понравилась больше  всего? …..

Слушаем желающий высказаться или поделиться впечатлениями.

-Какие вы все внимательные и старательные ребята, как много запомнили, наверное, вы устали?

-Давайте отдохнем с вами на волшебном песочке, которые перенесет нас домой пока мы будем дышать СОо-Хаамм

  1. поза Звезда и волшебное дыхание Со-Хам

Ложимся на спину и растягиваем наши конечности в разные стороны как звездочка, расслабляем тело и закрываем глазки, слышим только свое волшебное дыхание…

Методические рекомендации:

Вы можете вырезать и/или распечатать картинку-подсказку (выше), а также сценарий к занятию, где даны пояснения для ведущего сказки. Ведущий сам решает, какие подробности позы сообщать ребенку.

Хорошо, если сказка сопровождается спокойной музыкой для релаксации, таких мелодий много можно найти в открытых источниках под названием: звуки природы, музыка для йоги и т. д.

Можно дополнить занятие колокольчиками, и между позами звенеть колокольчиком, чтобы привлечь внимание детей к фигуре ведущего.

Можно приглушить свет в помещении и включить гирлянды, тогда дети и взрослые легко п6ереключатся в атмосферу волшебства и сказки.

Методика предназначена для людей 3+


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока гимнастика для учащихся 2 классов.

В данном материале подробно представлены подводящие упражнения к обучению детей кувырку вперед, строевые упражнения, ОРУ с обручем....

Конспект урока гимнастика для учащихся 2 классов

В данном материале представлены ОРУ, Построения и перестроения, методика обучения стойке на лопатках согнув ноги....

Конспект урока гимнастики в 3 классе (ФГОС)

Конспект оформлен по новым требованиям. Описаны деятельность учителя и учащихся на уроке....

План - конспект урока по русскому языку 2 класс «Развитие умения писать большую букву в именах сказочных героев». ОС "Школа 2100"

План - конспект урока по русскому языку 2 класс «Развитие умения писать большую букву в именах сказочных героев». ОС "Школа 2100"Цель  урока: развитие личности ребёнка на основе формирования учеб...