Рабочая программа внеурочной деятельности "Якутские настольные игры"
календарно-тематическое планирование по зож (1 класс)

Рабочая программа создана для детей 1-2 классов. Якутские настольные игры развивают мелкую моторику, координацию движений, находчивость, и умственные способности. Детям очень интересно играть в игры, как "Хабылык", "Тырыынка", "Хаамыска".  Кружок не требует больших финансовых затрат.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Якутские настольные игры28.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное казённое учреждение

«Специальная (коррекционная) основная  общеобразовательная школа № 22 (VII вида)»

городского округа «город Якутск»

677009 , г. Якутск, ул. Рыдзинского, д. 5

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности

кружок

«Якутские настольные игры»

                                                                       

                                                        Учитель: Сивцева М.Ф.

2020-2021уч год.

Пояснительная записка.

Данная программа способствует углублению, расширению знания традиционной игровой культуры якутского народа и направлена на воспитание уважения к традициям предков. Стимулирует интерес к занятиям физической культурой.

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Только здоровый ребёнок может успешно учиться. Якутские настольные игры – это неотъемлемая часть традиционной культуры, отражение этноса в целом и история его развития. Вместе с тем это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить способности мышления и воображения. Например игра в хабылык и хаамыска – гуманная и демократичная народная игра: «Игра принимает всех», не отвергая ослабленных детей. А это значит, что они развивают мелкую моторику пальцев, координацию движений, ловкость, выносливость и глазомер; овладевают навыками счета и запоминают последовательность.

Программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и способствует обеспечению сохранения физического здоровья учащихся, а также даёт основу для самоорганизации здорового образа жизни.

В программе даны конкретные методические рекомендации по организации и планированию учебно-тренировочной работы с учащимися 1-2. Уважение к традициям своего народа, понимание характера и техники игры легче развивать с младшего школьного возраста. Якутские настольные игры призваны способствовать формированию здорового образа жизни, развитию физических, интеллектуальных и нравственных способностей, достижению уровня спортивных успехов сообразно способностям.

Цель программы – углубленное изучение традиционных якутских настольных игр

Задачи:

  • содействие правильному физическому и психическому развитию;
  • воспитание воли, настойчивости, трудолюбия и дисциплинированности;
  • обучение основной технике настольной игры.

Содержание программы

Материал программы включает:

- основы знаний;

- общую и специальную физическую подготовку;

- техническую подготовку

«Основы знаний» предусматривает материал по истории развития игр предков, правила соревнований.

«Общая и специальная физическая подготовка» - даны упражнения, направленные на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук, подготавливают организм к физической деятельности, развивают определённые двигательные качества.

«Техническая подготовка» - представлен материал, способствующий обучению техническим приёмам игры.

В конце изучения программы учащиеся должны знать правила игры и принимать участие в соревнованиях.

Методы и формы обучения

Для повышения интереса занимающихся к занятиям традиционными якутскими настольными играми и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий.

С целью создания представления об играх используются такие словесные методы:

- рассказ;

- беседа;

- объяснение.

Наглядные методы: применяются в виде показа упражнения, показ мультимедийных презентаций, видеофильмов. Можно к занятиям приглашать ветеранов, мастеров настольных игр. Эти методы помогут создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.

Практические методы: предусматривают метод упражнений, игровой, КТД, пробы социального опыта, открытого занятия и соревновательный. Основным из них является метод упражнений, который предусматривает многократные повторения движений. Игровой метод даёт наибольший эффект при сочетании игры и обучения. Пробы социального опыта и открытые занятия дают возможность показать и реализовать детям свои знания и умения, т.е тому, чему научились. Участие в организации и проведении КТД. Игры и упражнения, составляющие основу занятий, способствуют снятию эмоционального напряжения, снижению импульсивности, тревоги и агрессии, совершенствованию коммуникативных, игровых и двигательных навыков, развитию познавательных процессов.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Уровни воспитательных результатов внеурочной деятельности: 

1 уровень - Приобретение школьниками социальных знаний

2 уровень - Формирование ценностного отношения к социальной реальности

3 уровень - Получение опыта самостоятельного социального действия

Ожидаемые результаты:

 -Овладение техникой и способами игр предков;

 - Знание правил игры, умение выполнять технические приѐмы;

 - формирование здорового образа жизни, развитие физических, интеллектуальных и нравственных способностей, достижение спортивных успехов сообразно способностям

 - Формирование внутренней мотивации и устойчивого интереса к играм предков, выход на уровень творческой активности и самостоятельности. Открытость в общении.

Режим работы

Режим работы занятий – 1 день в неделю. Продолжительность одного занятия – 20-30минут

Количество учебных недель – для 1,2 классов – 32 (в первом классе), 33(во втором классе)

Количество детей в группе – по 6 учащихся в одной группе. Количество детей может меняться в зависимости от желания учащихся.

                            Тематическое планирование уроков


урока

Тема уроков

Содержание урока

Дата урока

1 класс

Дата урока

2 класс

Знакомство (4ч)

Сентябрь

1

Знакомство с якутскими настольными играми.

Беседа «Что мы знаем о якутских настольных играх»

 «Знакомство с атрибутами якутских настольных игр»

Разучивание пальчиковой игры «Пошли пальчики гулять»

09

09

2

Чему учат якутские настольные игры?

Беседа «Чему учат якутские настольные игры» (честности,ловкости,вниманию,памяти, счету)

      09

09

3

Якутские орнаменты

Знакомство с якутскими орнаментами

Знакомство с настольной игрой – домино «Якутские орнаменты»

Учимся рисовать орнаменты и сделать самим домино

09

    09

4

Якутские игры

Беседа «Какие мы знаем Якутские игры?»

Смотр видеоролики «Якутские игры»

Дидактическая игра «Веселые задачки»

09

09

                                                   Игра «Тыксаан(фишки)»(5ч)

Октябрь

5

Знакомство с игрой «Тыксаан(фишки)»

Знакомство с настольной игрой «Тыксаан»

История происхождения игры «Тыксаан»

Беседа о значении игры в развитии ловкости пальчиков, внимания, терпения

10

10

6

Правила игры. Пробная игра «Тыксаан»

Рассказываем  правила игры «Тыксаан» друг к другу»

Дидактическая игра «Из чего сделано?»

Игра «Тыксаан» 

Дать задание родителям сделать «Тыксаан» из тальника

10

10

7

Повторение игр «Куерчэх», «Тыксаан»

Разучивание пальчиковой  игры на якутском  языке «Талах тыксаан  биир, талах тыксаан икки…»

Настольные игры «Куорчэх», «Тыксаан»

10

10

8

Обобщающий урок

Смотреть видеофильм «Якутские народные игры»

Самостоятельная игра «Тыксаан», «Куерчэх»

10

10

9

«Лучший игрок по тыксаан»

Соревнование по игру «Тыксаан»

Игра по желанию.

10

10

Игра«Тырыынка(Палочки)» (3ч)

Ноябрь

10

Знакомство с игрой «Тырыынка(Палочки»

Что такое игра «Тырыынка?» История происхождения игры

Знакомство с пальчиковой игрой «Пальчик – мальчик»

Правила игры. Пробная игра «Тырыынка»

11

11

11

На что похожа?

Беседа: На что похожа? Почему народ саха придумал такую игру.

Дидактическая игра «Делаем  из тырыынок  разные фигуры»

Игра «Тырыынка»

11

11

12

Настольная игра «Тырыынка»

Смотрим видеоролики, как играют в палочки

Пальчиковая гимнастика

Игры «Тырыынка»

11

11

Игра «Хаамыска(камешки)»(4ч)

Декабрь

13

Знакомство с игрой «Хаамыска»

Что такое игра «Хаамыска?» История происхождения.

Правила игры. Пробная игра.

12

12

14

Настольная игра «Хаамыска»

Беседа: На что похожи камышки? На какие игры похожа? В каких странах есть похожие игры

Игра «Хаамыска»

12

12

15

Обобщающий урок

Повторение пройденного материала.

Играем в настольные игры, в которых мы научились.

12

12

16

Турнир по якутским настольным играм (1 полугодие)

Соревнование по играм:  «Тыксаан», «Тырыынка», «Хаамыска»

12

12

                      Игра «Хабылык (в лучинки)» 6ч

Январь

17

Повторение

Повторение пройденного материала.

Играем в настольные игры, в которых мы научились.

01

01

18

Знакомство с игрой  «Хабылык»

Что такое игра «Хабылык?» История происхождения игры

Пальчиковая игра «?»

Правила игры. Пробная игра «Хабылык»

01

01

19

Настольная игра «Хабылык»

Мастер класс от педагога (Ловля по одному хабылыку)

Разучивание скороговорки «Хаарыан хабылык биир, хаарыан хабылык икки…»

Самостоят игра

01

01

Февраль

20

На что похожа?

Беседа: На что похожа? Почему народ саха придумал такую игру.

Якутский мультфильм

Игра парами «Хабылык»

02

02

21

Обобщающий урок

Рассказ детей о куорчэх с чем его едят(ягоды, варенье, лепешки)

Соревнование между учащимися

Сам. Игра

02

02

22

Папа и я «Лучшие игроки по «Хабылык»

Соревнование «Папа и я- лучшие игроки»

Поздравления наших пап с днем 23 февраля

02

02

Игра «Куерчэх (кёрчях)» 3ч

Март

23

Знакомство  с якутской игрой «Куерчэх»

Беседа «Игры связаны с жизнью  и бытом народа»

История происхождения игры «Куерчэх»

Правила игры. Пробная игра «Куерчэх»

03

02

24

    Мастер-класс от наших мам

Мастер – класс от наших мам. Мамы показывают игру детям.

Игра с мамами «Куерчэх»

Поздравления детей с 8 марта

03

03

25

Настольная игра «Куерчэх»

Повторение пальчиковой игры. Видеоролики с играми «Куерчэх».

Дидактическая игра «Назови сходства и различия» Самостоятельная игра .

03

03

Повторение 8ч

Апрель

26

Турнир по якутским настольным играм (2 полугодие)

Беседа «Какие игры мы узнали?, какая игра вам понравилась?»

Соревнование между учащимися по играм: «Хабылык», «Куерчэх».

04

     03

27

Повторение игры «Тыксаан

(фишки)»

Игра «Тыксаан»

Правила игры. Свободная групповая игра на столе. Выбор позиции.

Уметь выполнять технические приёмы игры «Тыксаан»

04

     04

28

Повторение игры «Тырыынка

(палочки)»

Игра «Тырыынка»

Правила игры. Свободная групповая игра на столе. Выбор позиции.

Уметь выполнять технические приёмы игры «Тырыынка»

04

     04

29

Повторение игры «Хаамыска

(камешки)»

Игра «Хаамыска»

Правила игры. Свободная групповая игра на столе. Выбор позиции.

Уметь выполнять технические приёмы игры «Хамыска»

04

     04

            Май

30

Повторение игры «Хабылык

(в лучинки)»

Правила игры. Стойка игрока. Отработка способа игры в хабылык.

Овладение техникой подбрасывания и ловли палочек

      05

      04

31

Повторение игры «Куерчэх

(Кёрчях)»

Игра «Кёрчях»

Правила игры. Свободная групповая игра на столе. Выбор позиции.

Уметь выполнять технические приёмы игры «Кёрчях»

      05

      05

32

Турнир по якутским настольным играм (Итоговое)

Итоговый турнир «Знатоки якутских настольных игр» с вручением  грамот и подарков.

      05

      05

33

Обобщающий урок

Самостоятельная игра в любимые якутские настольные игры

      05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности Развивающие игры

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Развивающие игры", разработана в соответствии с ФГОС. Расчитана на учащихся 1 класса....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Подвижные игры» для 1-х классов

Рабочая программа по внеурорчной деятельности  для учащихся 1 классов...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Час игры" 1 класс

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование (спортивно-оздоровительное направление). Курс "Час игры". 1 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности. (Подвижные игры)

Пояснительная записка.Игра – относительно самостоятельная деятельность детей и взрослых. Она удовлетворяет потребность людей в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил. Акту...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Подвижные игры"

Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Творчество, фантазия, инициатива и увлеченность, настойчивость в преодолении тр...

Рабочая программа внеурочная деятельность. Подвижные игры.

Внеурочная деятельность.Курс "Подвижные игры"...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Народные игры» спортивно-оздоровительного направления

Рабочая программа внеурочной деятельности «Народные игры» спортивно-оздоровительного направления (Базовый уровень) 3  класс...