СТАТЬЯ: «МОДЕЛЬ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЙ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ»
статья по зож

Статья содержит историческую спавку о формировании ритмической гимнастики. 

Далее включает различные направления в программе обучения,  которые объединены в модель 

и схемой представлены в статье.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_sayt.docx23.23 КБ

Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ: «МОДЕЛЬ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЙ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ»                

Ритмическая гимнастика – одна из разновидностей образовательных и развивающих видов гимнастики, содержанием её являются разнообразные простые по технике исполнения физические упражнения для развития координации, танцевальные, пластические и др.

Впервые термин «гимнастика» появился у древних греков в период расцвета       древне-греческой (эллинской) культуры – в VIII веке до нашей эры. Занятия физическими упражнениями у древних эллинов проводились в специальных заведениях – «гимнасиях». Занимались эллины в обнаженном виде (по-древнегречески «гимнос» - обнажённый). Уже в те времена эллины подразделяли  упражнения используемые с различной целью. Так, упражнения, применяемые для подготовки к соревнованиям, назывались «агонистика», а  упражнения  используемые с целью общего физического развития обозначались термином «гимнастика».

Всеобщая история развития человечества свидетельствует о том, что физические упражнения, напоминающие современные гимнастические применялись с различной целью ещё до древних греков. В Индии – дыхательная гимнастика, в Китае – лечебная, в Египте – ритуальная (религиозные церемонии). Из тех же источников известно, что у древних народов Закавказья некоторые акробатические упражнения применялись как подготовительные при обучении борьбе. Наконец, большую роль сыграли странствующие акробаты, которые потешали народ своим искусством: хождения на руках, кувырками, переворотами, прыжками, ходьбой по горизонтальному канату на большой высоте и т.п. Так акробатика стала «прародительницей» специальных «искусственных» гимнастических упражнений. Культ красивого, сильного тела у древних Греции и Рима является стимулом к занятиям физическими упражнениями. Существенное влияние на содержание гимнастики оказала необходимость боевой подготовки воинов, например, вводятся снаряды для обучения верховой езды, снаряды для лазания, деревянный стол – для прыжков. Римляне широко использовали различные акробатические упражнения, которые достигли довольно высокого технического уровня.

Таким образом, уже в древние времена средства гимнастики были очень разнообразными и применялись с различной направленностью.И сейчас это разнообразие можно отметить в развитии ритмической гимнастики, это: и акробатика, и стрэтчинг, и степ-аэробика, фитбол-аэробика и др. Необходимо учесть, что в древние времена занятия физическими упражнениями, а следовательно и гимнастическими упражнениями были доступны лишь представителям привилегированных классов. О занятиях для женщин не могло быть и речи. В Древней Греции женщин даже в качестве зрительниц не допускали на Олимпийские игры под страхом смертельной казни.

         Несмотря на сложности и трудности становления и формирования системы физической культуры процесс совершенствования не останавливается. В настоящее время интегрированные уроки расширяют возможности для развития личности ученика. Так предмет физическая культура сочетается со многими компонентами

 как ритмическая гимнастика, музыка, аэробика и др. они как нельзя лучше отвечают особенностям детского возраста.

Ритмическая гимнастика способствует не только физическому развитию детей, но и оказывает существенное влияние на общее развитие. Систематические занятия ритмической гимнастикой у детей развивают внимание, они учатся сосредотачиваться, делают это легко и весело без напряжения и в игровой форме. Дети становятся ловкими, изящными, координированными и свободными в движениях, красиво сидят и ходят, воспитывая правильную осанку. Ритмическая гимнастика придаёт естественную уверенность и непринуждённость. Главный же результат занятий ритмической гимнастикой – воспитание строгой внутренней дисциплины, причём это достигается не интенсивной утомительной работой, а радостной для ребёнка деятельностью, отвечающей природным склонностям его к ритму, движению и красоте.

Схема модели

многофункциональной ритмической гимнастики  

                

Раздел:  ИГРО-ТАНЦЫ – направлены на формирование у учащихся танцевальных движений, что способствует повышению общей культуры ребёнка. Танцы имеют большое воспитательное значение и доставляют этетическую радость ребятам.  

В этот раздел входят: танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений

и направления танцевального искусства  - историко-бытовой танец, народный, спортивный, современный и ритмические танцы.

Раздел: ИГРО-РИТМИКА – является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей  учащихся, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку, соответственно её характеру, темпу и другим средствам музыкальной выразительности.  

Раздел: ИГРО-ГИМНАСТИКА – служит для освоения человеком  различных

видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков, входят строевые, общеразвивающие, акробатические упражнения, а так же на расслабление мышц,  дыхательные упражнения и на укрепление осанки.

Раздел: ТАНЦВАЛЬНО-РИТМИЧЕСКАЯ  ГИМНАСТИКА – содержит образно-танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершённость. Физические упражнения, входящие в такую композицию, оказывают  определённое воздействие на занимающихся. Все композиции объединяются в комплексы упражнений для детей различных возрастных групп.

Раздел: ИГРО-ПЛАСТИКА – основывается  на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости у учеников. Здесь используются элементы древних гимнастических движений и упражнений стретчинга,  выполняемые в игровой сюжетной форме.  Использование данных упражнений,  кроме радостного

настроения и мышечной нагрузки, дают возможность вволю покричать, погримасничать, свободно выражая свои эмоции, обретая умиротворённость, открытость и внутреннюю свободу.  

Раздел: МУЗЫКАЛЬНО-ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ – содержит упражнения, применяемые практически на всех уроках,  и является ведущим видом  деятельности школьника.

Здесь используются  приёмы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования – всё то, что требуется для достижения поставленной цели.  

Раздел: ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА – служит для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения, превращающие учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребёнка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают  фантазию.  

Раздел: ИГРОВОЙ САМОМАССАЖ – является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и заряд  хорошего настроения.  Такие упражнения способствуют формированию у ребёнка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.  

Раздел: ИГРЫ-ПУТЕШЕСТВИЯ  (или сюжетные занятия)  включают все виды подвижной деятельности, используя средства предыдущих разделов. Данный материал служит основой для закрепления умений и навыков,  приобретённых ранее, помогает сплотить ребят, даёт возможность стать,  кем мечтаешь, побывать,  где хочешь,

 и увидеть, что пожелаешь.  

Раздел: КРЕАТИВНАЯ ГИМНАСТИКА  предусматривает целенаправленную работу педагога по применению нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр,  направленных на развитие выдумки, творческой инициативы.

Благодаря этим занятиям создаются благоприятные  возможности для развития созидательных способностей детей  их познавательной активности, мышления,

свободного самовыражения и раскрепощённости.

         Полученные знания в области  ритмической  гимнастики  способствуют:  

- укреплению  здоровья  учеников,  

- пробуждают интерес к себе, своему совершенствованию и формированию личностных качеств,  

- привлекают  учеников к самостоятельным  занятиям  различными видами  

спорта, физкультурой, танцами.

    Во время занятий ритмической гимнастикой  сплачивается коллектив:  

коллективная деятельность  воспитывает взаимопонимание,  взаимовыручку,  

взаимопомощь,  знакомит с лидерскими  качествами, прививает трудолюбие.  

    Воспитание творческой личности формирует неординарное мышление,  воображение, находчивость и познавательную активность.

ЛИТЕРАТУРА:  

  1. Беднарская,  И.Г. Искусство быть  красивым / И.Г. Беднарская. – М.; Просвещение, 1994.
  2. Барышникова, Т.Н. Азбука хореографии / Т.Н. Барышникова. – М., 2000.  
  3. Михайлова, М.А. Танцы, игры, упражнения для красивого движения / М.А. Михайлова. – Ярославль. 2001.
  4. Колодницкий, Г.А. Музыкальные игры. Ритмические упражнения и танцы для детей / Г.А. Колодницкий. – М., 2000.
  5. Павлова,  Е.М. Игровой  стретчинг. Сказка о жадном императоре / Е.М. Павлова Е.М. – Дмитров.2002.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки ритмической гимнастики в начальной школе

Цель и задачи уроков ритмики в начальной школе. Особенности уроков. методы преподавания....

Программа по ритмической гимнастики 1-4 класс

Программа по ритмической гимнастики для 1-4 классов...

Программа по ритмической гимнастики 1-4 класс

Программа по ритмической гимнастики для 1-4 классов...

Программа по ритмической гимнастики 1-4 класс

Программа по ритмической гимнастики для 1-4 классов...

Программа по ритмической гимнастики 1-4 класс

Программа по ритмической гимнастики для 1-4 классов...

Программа по ритмической гимнастики 1-4 класс

Программа по ритмической гимнастики для 1-4 классов...

Программа по ритмической гимнастики 1-4 класс

Программа по ритмической гимнастики для 1-4 классов...