Проект «Культура здорового питания»
статья по зож

С самого раннего детства у ребенка формируются вкусовые пристрастия и привычки. В их формировании важнейшую роль играет семья. Начиная с младшего возраста важно сформировать у детей правильное представление о здоровом питании, способствовать пониманию того, что здоровое питание должно являться неотъемлемой частью повседневной жизни. Без преувеличения можно сказать, что правильное питание – это залог хорошего самочувствия, работоспособности, активной деятельности, отличного настроения, важнейшее и непременное условие нашего здоровья и долголетия.  Мы постоянно ищем все новые и новые способы позаботиться о своем здоровье, и в этом поиске забываем о самых простых и естественных вещах. Необходимость обратить пристальное внимание детей и их родителей на свое питание. Пересмотреть некоторые взгляды в этом направлении явилась основной причиной создания нашего проекта.

Скачать:


Предварительный просмотр:


                Проект  «Культура здорового питания»

                       Здоровье детей - приоритетное направление государственной политики.  

В настоящее время является актуальным вопрос оздоровления учащихся  школьного возраста. Именно в  эти годы формируется осанка, идет активный рост и развитие всех систем организма.

          Здоровье наших детей  зависит от:

    -окружающей среды;

    -помощи здравоохранения;

    -наследственности;

   -образа жизни.

            Правильное питание – основа здоровья человека. Именно пища, которую мы принимаем, обеспечивает развитие и постоянное обновление клеток и тканей организма, является источником энергии, которую наш организм тратит не только при физических нагрузках, но и в состоянии покоя. Но не все это воспринимают серьезно. О «хлебе насущном» человек думает в течение всей своей жизни, каким бы трудом он не занимался.

            За  последние 100-150 лет наш рацион питания изменился до не узнаваемости. Благодаря гастрономической революции готовить стало легче, а переваривать труднее. Мы пьем порошковое молоко, завариваем кипятком сухое картофельное пюре, мажем на хлеб искусственное масло, утоляем голод хот - догами, чипсами и шоколадными батончиками. Супчики из пакетика, лапша моментального приготовления, бульонные кубики вытеснили со стола здоровую еду.

           В следствии чего у детей ярко выраженные: усталость органов зрения и слуха, головные боли, сонливость и апатия, проблемы концентрации внимания учебного материала, проблемы с усидчивостью на уроках, школьные страхи, отсутствие стойких интересов и увлечений.

          С самого раннего детства у ребенка формируются вкусовые пристрастия и привычки. В их формировании важнейшую роль играет семья. Начиная с младшего возраста важно сформировать у детей правильное представление о здоровом питании, способствовать пониманию того, что здоровое питание должно являться неотъемлемой частью повседневной жизни. Без преувеличения можно сказать, что правильное питание – это залог хорошего самочувствия, работоспособности, активной деятельности, отличного настроения, важнейшее и непременное условие нашего здоровья и долголетия.

         Мы постоянно ищем все новые и новые способы позаботиться о своем здоровье, и в этом поиске забываем о самых простых и естественных вещах. Необходимость обратить пристальное внимание детей и их родителей на свое питание. Пересмотреть некоторые взгляды в этом направлении явилась основной причиной создания нашего проекта.

         После бесед и анкетирования родителей и детей, пришли к выводу, что только здоровая семья может быть по-настоящему счастливой, воспитать достойных граждан своей страны. Мы задумались над тем, какие факторы влияют на здоровье семьи? В результате долгих споров пришли к выводу о том, что главными факторами, влияющими на здоровье семьи, является:

  • душевное благополучие, благоприятный психологический климат в семье;
  • правильное и здоровое питание;
  • физическое здоровье.

    Методические цели Проекта

                                                                

        Оказание практического содействия  школам в здоровьеразвивающей деятельности в виде эффективных педагогических и социальных технологий, направленных на  формирование у школьников знаний  и ценностей здорового образа жизни, ответственного отношения к здоровью при активном вовлечении в этот процесс педагогов, медицинских работников, родителей и т.д., заинтересованных в  решении этой острой социальной проблемы.            Воплотить в жизнь педагогику здоровья - реальную, живую, интересную и полезную всем участникам школьной жизни.

       Формирование у детей ясных представлений о продуктах, приносящих пользу организму, об организации правильного здорового питания.

ПРОЕКТ ВКЛЮЧАЕТ  10 модулей:

  1. Диагностический модуль
  2. Старт проекта
  3. Диагностический модуль Плюс
  4. Творческая лаборатория школы
  5. Информационные стенды «Здоровое питание как стиль жизни»
  6. Конкурс коллажей и плакатов «Здоровое питание – здорово!»
  7. Месяц «Нет вредным привычкам!»
  8. Месяц «Витаминный марафон здоровья»
  9. Акция «12 недель здоровья»

10. Финал проекта

                                

МОДУЛИ

  1. Диагностический модуль

Период:  в начале и в финале проекта        

Цель

Оценка и самооценка (мониторинг) школами движения состояния здоровья учащихся, «сканирование» представлений детей и педагогов о ЗОЖ и ЗП, выявление лакун в пропаганде здорового образа жизни, здорового питания возможность оценки в финале проекта эффективности и роли специальных событий и мероприятий проекта

Содержание

1. Проведение диагностических исследований на ограниченном объеме выборки среди школьников: ориентировочно - 20-40 анкет (минимум – 30) в 1-5 классах,  6- 8 классах, 9-11 классах. Тема исследования – оценка школьниками состояния собственного здоровья, отношения к здоровью и здоровому питанию.

2. Проведение исследований среди педагогов на тему отношения к здоровье развивающей деятельности в школе, ее роли  и месте в процессе  обучения и воспитания детей и т.д.

3. Анализ анкет и подготовка общей аналитической записки по итогам анкетирования в начале и в финале проекта.

4. Проведение сравнительного анализа результатов первого и второго опроса, подготовка итогового аналитического отчета.

Форма

Анкеты предлагаются детям и родителям на родительских собраниях.

Организация

Анкетирование в начале и в финале проекта проводится силами педагогов школ - участников проекта. Обрабатываются в виде диаграмм или таблиц. Аналитика проводится Оргкомитетом проекта.

2. Старт проекта «Культура здорового питания»

Цель 

Проект должен быть заявлен на общешкольном уровне в целях привлечения к нему общего внимания и создания яркого эмоционального впечатления от старта

Содержание

Проведение педагогического совета по проблеме здоровьеразвивающей педагогики.

Проведение школьного собрания – линейки для объявления о событии, его цели и задачах, основных событиях.

На собрание  можно пригласить людей, имеющих отношение к данной теме с краткими, но интересными для ребят выступлениями о требованиях современной жизни, предъявляемых к здоровью и здоровому образу жизни, особенностях  экологии в регионе, правилах соблюдения  главных требований здорового образа жизни и т.д.  Возможно, перед  ребятами выступят  такие же школьники, имеющие долгосрочную практику, отказавшись  от вредных привычек.  Очень полезно выступление психолога, который расскажет о связи здоровья и состояния психики (о формировании здоровья с помощью различных психологических практик, о роли положительного настроя, веры в успех, о том, что в ходе проекта психологи будут проводить тренинги со старшеклассниками и т.д.).

          Школьникам младших и средних классов предлагается вести Дневник здоровья, для слежения за своим питанием, формированием «добрых – здоровых – привычек», режимом дня. В финале проекта эту деятельность детей стоит оценить в последнем 10 модуле проекта.

3. Диагностический модуль Плюс

Период: вскоре после анкетирования (примерно в течение недели)

Опрос-сочинение для школьников

Цель

Результаты анализа материалов, полученных в итоге данного Модуля, будут использованы для окончательной корректировки мероприятий Проекта и дадут дополнительный материал для анализа ситуации с формированием здорового образа жизни в школе и возможных стратегий изменения ситуации.

Содержание  

1.  Школьники 9 – 11 классов участвуют во внутришкольном опросе под условным девизом: «Как сделать нашу школу Академией здоровья?», а ребята средней возрастной группы пишут  домашнее сочинение на эту тему.

2. Школьники средних классов могут написать сочинение на аналогичную тему совместно с родителями.

О чем отвечать / писать?

В опросе/сочинении ребятам рекомендуется обсудить следующие вопросы:
1.Что делает моя  школа  сегодня для здоровья детей?
2. Что можно было бы изменить в школе, чтобы она стала  
Академией здоровья для каждого ученика?
3. Что сам ученик мог бы сделать для этого, какой вклад он бы мог внести в общее дело?
4. Чем могли бы помочь родители учеников?
Педагогический коллектив может добавить свои пункты

Провести содержательный анализ опроса / сочинений

Как анализировать

Содержательный анализ предполагает:
А. Сбор информации о том, какие меры по здоровьесбережению в школе заметны детям;
Б. Какие предложения по изменениям в школе вносят сами дети;
В. В каких видах деятельности они бы хотели участвовать.

Кто анализирует

Анализ опроса/ сочинений рекомендуется провести классным руководителям, чтобы они знали "детский потенциал самоизменения", а обобщающий анализ  - завучу по воспитательной работе.

4. Творческая лаборатория школы

Этот проект является продолжением Диагностики и Диагностики Плюс.

Цель

Вовлечение в проект старшеклассников с целью формирования у них ряда важных и полезных  навыков:  проектной работы; групповой деятельности, адекватной оценки идей, интересных и годных для реализации; самостоятельной деятельности при реализации идей; информационного обслуживания проекта

Реализация

Для привлечения старшеклассников в проектную деятельность создать в школе Творческую лабораторию, которая поможет проанализировать опрос / сочинения школьников, предложения ребят и их родителей; выделит наиболее важные, интересные и типичные, а также – отдельно – аналогичные, но требующие серьезных материальных затрат.

Члены лаборатории (вместе с педагогами и родительским комитетом) продумывают возможность выполнения пожеланий ребят, начиная от реальных и достаточно легких в исполнении, заканчивая важными, но дорогостоящими.

При творческой лаборатории создается собственная служба информации – команда из 3-4 человек («журналистов» и «фотокорреспондентов»), которые будут описывать деятельность лаборатории, делать фотоотчеты о том, как реализуются идеи и предложения школьников, их родителей и педагогов.

Необходимая информация для школьников

  • как, когда, кем, каким образом  создается «Творческая лаборатория»;
  • каков режим её работы;
  • какие формы  работы используются (экспертиза, мозговой штурм);
  • как и где появляется информация об идеях, высказанных школьниками (и их родителями) в опросах / сочинениях

Поощрение

Те, кто воплотил идеи школьников, награждаются грамотами «Добрых дел мастер», также поощряются  авторы идеи.

Рекомендации:  

  • Предложения по итогам опроса/сочинения вынести  на общешкольный стенд (или выпустить специальную стенгазету)
  • Одним из проектов Лаборатории может быть создание Плаката Пирамида здорового питания (с акцентом на здоровое питание детей) Еще одним проектом школьников может быть создание Интерактивного плаката:  Как сказать «нет»!

5. Информационные стенды «Здоровое питание как стиль жизни»  

Цель

Создание постоянно действующей информационной составляющей проекта, с одной стороны, извещающей и оперативно реагирующей на события Проекта, с другой стороны, через материалы, подготовленные самими школьниками, расширяющей компетенцию детей в вопросах здорового питания и ЗОЖ  

Содержание

Создание двух  стендов «Здоровое питание как стиль жизни» (школа сама выбирает желаемое название).

  • Один – в учительской для учителей  
  • Второй стенд - в коридоре школы для учащихся.

Реализация

  • Стенд для учителей содержит две части: «здоровье учителя» и «здоровье детей». «Взрослая часть»  заполняется  интересными, по мнению учителей, материалами по теме здорового питания (например, из журнала « 100 советов», газеты «ЗОЖ», Интернет-материалами  и т.д.). Часть - «здоровье детей» -заполняется материалами из журналов: «Здоровье школьника», «Директор школы», газеты «Здоровье детей», Интернет-материалами,  из книг по теме).  Отвечать за эту работу может работник библиотеки. Администрации и учителям может быть предложено присоединиться к заполнению стендов по материалам периодических методических изданий по предмету и т.д. Отвечать за эту работу может завуч.
  • Стенд для школьников находится в ведении самих учащихся. Завуч по воспитательной работе, учитель биологии, психолог, работник библиотеки. Обновление материалов проводится ежемесячно или с произвольной для школы периодичностью. Материалы должны быть краткими, практичными, доступными и наглядными. На стенде желательно выделить подразделы, например: «Вести Проекта «Здоровое поколение», «Вести «Творческой лаборатории», «Правила здорового питания», «В каких продуктах больше витаминов?», Полезны ли овощи?», «Калорийность + витамины = здоровье» «Психологическое здоровье». Исполнителем может быть постоянная творческая группа школьников из разных классов. Для повышения мотивации к данной деятельности можно предложить соревнование -  «дежурство по стенду» старших классов по очереди (с 8-9 по 11 кл).
  • Можно предложить «дежурство по стенду» в течение месяца по одному классу – с 9 по 11 класс отвечает за наполнение стенда, а педагоги – биологии, ЗОЖ, психолог курируют  стенд.

Рекомендация

  • Для взрослых и ребят на старте проекта можно создать ПИРАМИДУ ПИТАНИЯ или ДЕРЕВО ЗДОРОВЬЯ, где педагоги смогут разместить свои личные обязательства: похудеть на N-е количество килограммов, курить меньше на N-e количество сигарет, делать зарядку и т.д.
  • Аналогичные ПИРАМИДЫ  ПИТАНИЯ и ДЕРЕВЬЯ ЗДОРОВЬЯ  могут появиться в школьных классах.

   На деревьях ребята не только «дают обещания», но и могут размещать свои отзывы о тех или иных событиях проекта. Объявляется, что по итогам Дерева здоровья каждый класс в финале месяца принимает свой собственный меморандум здоровья, а на пирамиде питания указывать любимый и полезный продукт питания.

  • В школе можно создать с помощью учащихся старших классов и родителей МУЗЕЙ ТРАДИЦИЙ В ПИТАНИИ, где разместить старинные и современные рецепты по приготовлению супов, каш, морсов, киселей, собрать видеотеку на тему «Любимое семейное блюдо» и т.д.

6. Конкурс плакатов и коллажей « Здоровое питание – здорово!»

Цель

Проект направлен на  презентацию в живой занимательной форме ценностей здорового питания и здорового образа жизни. Цель проекта - вовлечение школьников в осмысление темы здоровое питание, обогащение «тематического» словарного багажа, умения оперировать в речи ценностными понятиями, связанными со здоровым образом жизни  и культурой здорового питания.

Реализация

Школьники получают задание  создать плакат,  фотоколлаж (или просто – коллаж), или – даже - карикатуру на тему здоровое и нездоровое питание, здоровый и нездоровый образ жизни. Это могут быть  высказывания мудрецов древности или наших современников, юмористические картинки соответствующей тематики, классическая карикатура, нарисованная от руки и т.д.

Также ребята могут создать два стенда (по результатам «мозгового штурма» средних классов или общешкольного «мозгового штурма»): Ем, чтобы быть здоровым_______(ответы школьников), Ем, чтобы быть больным – это (ответы школьников)

Также в этот период в классах можно начать выращивать ДЕРЕВЬЯ ЗДОРОВЬЯ с личными обязательствами детей: мыть руки перед едой, не есть всухомятку, не пить газированные напитки и т.д., чистить зубы.

Период

Начало проекта. Подготовительный этап – 1 неделя. Выставка в коридорах и классах школы – 1 месяц. Подведение итогов, рефлексия – 1 неделя

Итог

        Плакаты и коллажи можно разместить в классных комнатах или коридорах. Лучшие работы отбираются на общешкольную  выставку. Лучшие авторы общешкольной выставки поощряются. Члены Лаборатории могут придумать и вручить  призы  участникам конкурса.

Мотивация школьников

Внутри  класса  -  использование одного из приемов мотивации детей:

- создание и обсуждение проблемной  ситуации с центральной идеей «зачем нужно напоминать человеку о необходимости  правильно питаться, больше двигаться, вести здоровый образ жизни»

- этическая загадка: показать плакат- ребус, в которой зашифрован призыв к здоровому (рациональному) питанию, предложить его расшифровать,

- предварительный этический диалог, в котором обратиться к личному опыту детей,

- проведение игры, где дети – сотрудники издательства, которому предложили выпуск плакатов на данную тему , далее организовать  мозговой штурм при генерировании идей будущих плакатов.

Необходимая информация для школьников

  • что такое плакат,
  • как его можно оформить,
  • как создать текст,
  • какими источниками  можно воспользоваться,
  • каким размером он должен быть,
  • сроки изготовления,
  • кто из педагогов руководит проектом.

Организация рефлексии проекта

Рефлексия выставки плакатов в классе

Возможные вопросы:

  • Увлекло участие или нет,
  • Удалось придумать самому или воспользовались готовым изображением или текстом,
  • Как работалось  в группе?
  • Какой плакат понравился? Почему?
  • Какой плакат помог  вам  понять, зачем необходимо придерживаться здорового образа жизни?
  • Какой плакат вы захотели бы повесить на улицах города?
  • Какой оставить в классе ? Почему?
  • Какой можно подарить ученикам 1-3 классов?

Рефлексия общешкольной выставки плакатов (коллажей) для целевой аудитории (всё сообщество школы) проводится в виде соцопроса.

Возможные варианты вопросов:

  • Какие плакаты можно сделать девизом  школы?
  • Какие плакаты вы захотели повесить на улицах города? В общественном транспорте? В больницах?
  • Какой плакат можно считать самым веселым?
  • Если бы вы были президентом России и поздравляли всех с Новым годом, какой плакат  вы могли бы использовать в своей речи?

Результаты общешкольного опроса  разместить на информационном стенде Проекта, чтобы все могли познакомиться с результатами.

7. Месяц « Нет вредным  привычкам!»

Цель

Модуль должен начаться как можно раньше, чтобы у школьников и педагогов было достаточно времени на усвоение и формирование «добрых привычек». Модуль направлен на закрепление ценностей  здорового и нравственного образа жизни. Приобщение школьников к данным ценностям осуществляется с помощью игровых методов, насыщенных позитивными эмоциями, что содействует лучшему пониманию и осознанию темы проекта

Период

Этот месячник можно приурочить к ряду календарных дат: с 18 ноября – Международная неделя отказа от курения, 7 апреля – Всероссийский день здоровья детей (письмо Министерства образования РФ 3 февраля 2003г. №27/2573-Б) и т.д. Можно  провести его «бездатно» - в удобное для школы время.

Старт

1 НЕДЕЛЯ МЕСЯЦА Информационная неделя

Набор событий:

  • Старт недели  -  общая линейка или проведение информационных  5–ти минуток  в каждом классе, размещение информации на школьном информационном стенде (так, чтобы каждый смог прочитать – большие буквы, краткий и  яркий текст)

1-4 классы

  • 5-ти минутки «Инфекция не пройдет!» (каждый учебный день в каждом классе начинается с краткой информации педагога о том, как правильно питаться, сколько времени  быть на свежем воздухе, как одеваться,  закаливаться,  и т.д., чтобы не заболеть)
  • Конкурс рисунков: «От улыбок хмурый день светлей!» или «Полезные привычки – наши сестрички». Рисунки размещаются в классах и коридорах школы  на 1 месяц – в конце месячника подводятся итоги и награждаются победители.

5 - 7 классы

  • 5-ти минутки «Инфекция не пройдет!» (каждый учебный день в каждом классе начинается с краткого выступления одного из школьников о том, как правильно закаливаться, одеваться, питаться, сколько времени  быть на свежем воздухе и т.д., чтобы не заболеть – текст перед выступлением просматривает педагог)
  • Объявление Конкурса «Полезные привычки» (творческих работ - плакатов-коллажей) и/или видео-фото-печатной  социальной рекламы: «У сигареты нет шансов!» (анти-никотинное направление конкурса) Конкурсные работы готовятся в течении  четырех недель, демонстрируются в конце месячника с награждением победителей)

8 - 9 классы

  • Подготовка и презентация проектов «Умеем ли мы быть здоровыми?» - их может создать группа школьников из 3-4 человек, проведя собственные исследования, поиск информации и т.д.  (с участием медицинских работников, психологов и т.д.). При задании сделать корректный акцент на темах: режим дня и активный отдых, гормональные возрастные изменения и их влияния на самочувствие подростков, голодание, правильное питание, косметика и т.д.)
  • Объявление Конкурса  видео-фото-печатной  социальной рекламы: «У алкоголя нет шансов!» (анти-алкогольное направление конкурса)
  • Объявление подготовки к Судебному процессу над компьютерным фанатом» (также можно объявить «судебный процесс» над газировкой или сладкими батончиками – все зависит от того, что именно считают педагоги и врачи  особенно актуальными для ребят данной школы)

Рекомендации

Судебный процесс «строится» как настоящий: с судьей, обвинителем и адвокатом, присяжными заседателями и подсудимым, зрителями в зале (то есть ребятам надо будет изучить обязанности и права каждого участника судебного процесса). Процесс должен вестись самими школьниками, одобрение должны вызывать не только серьезность подхода, но и желание проявить чувство юмора, выйти за рамки взрослого «суда». Акцент – на ситуации с ослабленным зрением школьников, злоупотребляющих компьютерными играми, на необходимости формирования умения пользоваться широкими возможностями Интернета, не превращая эту «умную машину» в игровую приставку. В  судебном заседании должны принять участие 12 присяжных заседателей (учеников класса) и они выносят решение по итогам заседания.

Если процесс прошел удачно, можно повторить его для школьников 4-7 классов в актовом зале школы или собрать «сборную лучших участников суда» из разных классов и провести одно показательное судебное заседание. Предполагается, что проведение «судов» состоится в каждом классе, а на «показательном процессе» будет участвовать сборная из лучших представителей всех классов. Но, разумеется - на усмотрение школьного коллектива.

10- 11 классы

  • Тренинг психолога «Траектория полета» (помощь в составлении «индивидуальных траекторий развития»; акцент на влияние здоровья на жизненный путь старшеклассника, о необходимости режима дня и саморегуляции для успешной сдачи ЕГЭ и вступительных экзаменов в вуз)

Подготовка к событиям месячника по программе месячника – Лекторий для младших (См. Неделя ответственности)

2 НЕДЕЛЯ МЕСЯЦА   Неделя ответственности

1- 4 классы

  • 5-ти минутки «Инфекция не пройдет!» (каждый учебный день в каждом классе начинается с краткой информации педагога о том, как правильно закаливаться, одеваться, питаться, сколько времени  быть на свежем воздухе и т.д., чтобы не заболеть)
  • Классный час для младших школьников «Советы доктора Пилюлькина» (посвящен  режиму дня - проводится в форме развивающей игры). Текст прилагается - Приложение 6

См. Книга «Здоровый образ жизни в современной школе» Воронова Е.А. Издательство «Феникс» 2008г. Стр.87-91. Также возможно сделать стенд (стенгазету Советы «Доктора Пилюлькина»)

  • Проведение лектория учащимися старших классов о безопасном поведении, профилактике инфекционных заболеваний, здоровом образе жизни

5 - 7 классы

  • Классный час «Поведение без опасности» (встреча с интересным человеком – психологом Центра медицины катастроф, или авторитетным специалистом по ОБЖ и т.д. – предпочтительно с человеком незнакомым ребятам, но обстоятельно и серьезно представленным им заранее. Акцент на правилах поведения в зонах риска: на  дорогах, в контакте с электрическим, газовым оборудованием, оружием, предметами пиротехники и т.д.). Школьники могут подготовить «Маршрут безопасности» по школе и отметить цветными стикерами (для всех) места повышенной опасности: лестницы, батареи, розетки, двери и т.д.
  • Подготовка работ для Конкурса «Полезные привычки» (творческих работ - плакатов-коллажей) и/или видео-фото-печатной  социальной рекламы: «У сигареты нет шансов!» (антиникотинное направление конкурса)
  • Проведение Оранжевой акции здоровья (принести пациентам военного госпиталя для солдат-срочников или ветеранов военных конфликтов, детям – пациентам  онкологических или гематологических клиник, детям в приютах для детей-сирот апельсины, организация небольшого благотворительного концерта. Деньги на фрукты можно собрать на улицах города в обмен на символ здоровья, придуманный ребятами и педагогами или сделать оранжевый журавлик – «птицу счастья и здоровья». Апельсины – самые солнечные фрукты, и они помогут  поднять настроение всем, оказавшимся в беде)

Рекомендация: Школьники могут не просто собирать деньги, а получать их, вручая людям «памятки» с текстами ориентированными на разные целевые группы: студенты – текст «про компьютер и здоровье»; пожилой человек –  «как сохранить себя бодрым в «третьем возрасте»; человек средних лет – про рациональное питание». Школьники найдут интересные тексты в Интернете или книгах, сделают их занимательными, интересными и краткими, красиво оформят памятки – это настоящий «товар», за него и деньги брать не стыдно!

  • Проведение  лектория учащимися старших классов о безопасном поведении, профилактике инфекционных заболеваний, здоровом образе жизни

8 - 9 классы

Начало проведения «Судебных процессов» На данное событие можно пригласить представителей СМИ – это повод развернуть дискуссию в местных изданиях.

  • Подготовка работ для Конкурса видео-фото-печатной  социальной рекламы: «У алкоголя нет шансов!»
  • Проведение Оранжевой акции здоровья (принести пациентам военного госпиталя для солдат-срочников или ветеранов военных конфликтов, детям – пациентам  онкологических или гематологических клиник, детям в приютах для детей-сирот апельсины, организация небольшого благотворительного концерта. Деньги на фрукты можно собрать на улицах города в обмен на символ здоровья, придуманный ребятами и педагогами (и сделанный) или сделать оранжевый журавлик – «птицу счастья и здоровья». Апельсины – самые солнечные фрукты, и они помогут  поднять настроение всем, оказавшимся в беде)

10- 11 классы

  • Тренинг: «Могу ли я сказать: нет!» (тренинг с психологом, возможно участие наркологов и т.д., посвященный навыкам уверенного поведения старшеклассника в сложных ситуациях, связанных с вовлечением в наркоманию, употребление алкоголя и т.д.); Создание поведенческой установки на неприятие употребления психоактивных средств, формирование устойчивой жизненной позиции, предотвращающей вовлечение подростков в потребление наркотиков, алкоголя и табака).

После тренинга рекомендуется сделать плакаты с «Да» и «Нет» и ответами школьников.

  • Подготовка и проведение лектория для младших школьников о безопасном поведении, профилактике инфекционных заболеваний, здоровом образе жизни

3 НЕДЕЛЯ МЕСЯЦА   Занимательная неделя

1-4 классы

  • Акция «Доброе утро» (5 мин в начале первого урока - некоторые упражнения для активации работы мозга: ушки потереть, поляризующее дыхание (вдохнуть одной ноздрей, выдохнуть другой и т.д), массаж  пальцев и т.д.)
  • Творческая игра «Маршруты здоровья»: Игра проводится педагогами по ОБЖ, биологии, психологом при участии школьников средних и старших классов. Для игры выделяется 2 учебных часа. Территория школы (коридор, залы, классные комнаты) делится на 5 станций, учащиеся класса на 4 группы. У каждой группы – путевой лист, который заполняется на каждой станции старшеклассниками. Каждая станция – отдельная тема «здоровья»: например, на одной - дети читают разные открытки (каждая содержит пожелание здоровья в разной форме), и отвечают на вопрос: что общего в этих открытках;  на другой – дети видят разные продукты и отвечают на вопрос, какие продукты сочетаются между собой; на третьей – перед детьми разыгрывается небольшой спектакль – человек падает, а детям задают вопрос: вы увидели, человек упал, что делать? Дети должны ответить и показать, как и какой номер телефона они набирают и сказать о случившемся так, чтобы им поверили; на четвертой станции детей встречает фито-бар, дегустация вкусных напитков сопровождается небольшими комментариями старшеклассников о пользу тех или иных напитков и вреде газировки и т.д. – здесь дети могут нарисовать «символы здоровья» (пусть это будет яблоко или то, что придумают дети – эти рисунки затем можно разместить в классе) ; на последней станции – рефлексия:  педагог и старшеклассники смотрят и комментируют путевые листы, стараясь делать акцент на позитивном.  
  • Введение музыкальных перемен: для младших школьников, и, если возможно, для всей школы
  • Проведение спортивно-развивающих игр
  • Проведение лектория учащимися старших классов для младших школьников о правильном питании

5 - 7 классы

  • Викторина «Я - правильный юзер» (от английского user, потребитель, пользователь). (Старшеклассники или педагоги готовят вопросы для викторины. Рисуют плакат с вопросами и информацией о том, что победители получают призы. Плакат вывешивается. Рядом устанавливается ящик, куда опускать ответы. Участвуют все желающие – учащиеся 5-7 классов. В конце недели подводятся итоги, а победителям призы (желательно неплохие!). Затем – на следующей неделе в течение недели висит в коридоре плакат с ответами на вопросы: ребятам интересно узнать правильные вопросы и, кроме того, они ненавязчиво получают информацию о том, как правильно работать с компьютером.
  • Классный час «Мы то, что мы едим!» (ребята готовят иллюстрированные доклады и презентации о газированных напитках,  шоколадных батончиках, чипсах, добавках с буквой Е и т.д., и участвуют в обсуждении этой темы: Рефрен: это вкусно,  мне нравится – стоит ли есть все, что нравится? и зачем стоит смотреть на состав продукта?

Вместо (или вместе) классного часа можно провести школьную конференцию с аналогичным содержанием. В начале конференции на школьную сцену можно пригласить детей, чтобы они ответили на вопрос: Если у меня есть деньги, я покупаю…

  • Участие в  музыкальных переменах
  • Проведение  лектория учащимися старших классов для младших школьников о правильном питании

8 - 9 классы

  • Круглый стол «Еда без вреда» (с участием специалистов в области возрастной физиологии, диетологов и т.д. Акцент – здоровое питание для школьников данной возрастной группы: 14-17 лет)
  • Кулинарный конкурс «Еда без вреда» (предлагается в каждом классе приготовить 2-3 блюда из системы «здоровое питание» - дома с родителями или на уроках домоводства и презентовать его одноклассникам. Победитель поощряется.

10- 11 классы

  • Презентационная сессия «Сохрани себя сам» (презентации школьников с использованием фактов жизни известных людей – Ф.Меркури, Р.Нуриева и т.д., ушедших из жизни от СПИДа) с участием специалистов по профилактике венерических заболеваний, ВИЧ, гепатита)
  • Подготовка и проведение  лектория для младших школьников о правильном питании

4 НЕДЕЛЯ МЕСЯЦА   Финальная неделя

1-4 классы

  • Акция «Доброе утро» (5 мин в начале первого урока - некоторые упражнения для активации работы мозга: ушки потереть, поляризующее дыхание (вдохнуть одной ноздрей, выдохнуть другой и т.д.), массаж  пальцев и т.д.)
  • Музыкальные перемены
  • Награждение победителей конкурса рисунков
  • Проведение  развивающих игр учащимися старших классов для младших школьников

5 - 7 классы

  • День Добрых улыбок  В  этот день правилом в школе становится улыбка, тон задают ученики 5-7 классов. У всех детей заготовлены заранее «мешочки со смайликами» и они выдают их, например, тем, кого увидели нахмурившимися или просто – тому, кто им нравится. Можно сделать заранее значки со смайликами для каждого учителя. Акцию обязательно должны подхватить учителя: настройтесь прожить день с улыбкой – жить станет лучше!..

        На следующий день  на одном из уроков   гуманитарной направленности ребята должны написать маленькие отзывы-сочинения о том, какое впечатление оставил этот день  у учеников (также можно задать такое сочинение на дом)

  • Подведение итогов Конкурса «Полезные привычки» (творческих работ - плакатов-коллажей) и/или видео-фото-печатной  социальной рекламы: «У сигареты нет шансов!» Демонстрация итогов конкурса «У сигареты нет шансов!»
  • Проведение  развивающих игр учащимися старших классов

8 - 9 классы

  • Акция «Послушай!...» (Предложить ребятам написать письмо сверстнику, который решил попробовать алкоголь или наркотик.  Затем наиболее удачные письма наклеивают на большой лист и оставляют висеть в классе или коридоре)  
  • Подведение итогов Конкурса «Полезные привычки» (творческих работ - плакатов-коллажей) и/или видео-фото-печатной  социальной рекламы: «У сигареты нет шансов!» Демонстрация итогов конкурса «У сигареты нет шансов!»

Организация публичного просмотра лучших работ школьников 5-9 классов. Публичное награждение победителей конкурса.

10- 11 классы

  • КВН на тему «Здоровый образ жизни»
  • Подготовка и проведение  развивающих игр для младших школьников

Рекомендации по проведению лекций и развивающих игр учащимися старших классов: ученики 11 классов могут работать в 7-8 классах; ученики 10 классов – в 6-7 классах, ученики 9 классов – у младших школьников, вплоть до 5 класса.

8.  Месяц «Марафон здоровья»

Набор событий:

  • Старт недели  -  общая линейка или проведение информационных  5–ти минуток  в каждом классе, размещение информации на школьном информационном стенде (так, чтобы каждый смог прочитать – большие буквы, краткий и  яркий текст)

1 НЕДЕЛЯ Кто здесь самый здоровый?!

1- 4 классы

  • Помощь детям в ведении Дневника здоровья (как следить за своим  режимом  дня и т.д.).
  • Смотр «Самый здоровый класс» (смотр проводится по показателям физической активности, соблюдения режима дня, заболеваемости в течение  предыдущего школьного периода. Самый здоровый класс поощряется – например, грамотой)
  • Проведение спортивно-развивающих игр
  • Проведение классного  часа «Визит к стоматологу» (Визит к Доктору Зубастику)
  • Музыкальные перемены

Рекомендация: На переменах младшие школьники могут делать зарядку под руководством спортсменов-старшеклассников, а старшие – потанцевать (даже стоит специально пригласить вначале преподавателя танцев или сделать это под руководством школьников, которые занимаются в студиях бальных танцев)

5 - 7 классы

  • Смотр «Самый здоровый  класс»
  • Музыкальные перемены

Для  конкурса «Самый здоровый класс» предлагает подпроект «Измерь свое здоровье», в котором предлагается серия критериев, которые стоит «обнародовать» в виде плакатов в коридорах школы. Индекс здоровья –  Приложение  7.

8 - 9 классы

  • Спортивный праздник «Мы выбираем спорт»
  • Музыкальные перемены

10-11 классы

  • Товарищеские встречи между классами по мини-футболу, волейболу, дартсу и т.д.
  • Дискотека: «Музыка против наркотиков!»
  • Музыкальные перемены

2 НЕДЕЛЯ Веселые старты

1- 4 классы

  • Соревнования «Веселые старты»
  • Музыкальные перемены

5 - 7 классы

  • Акция: «Проверка на уроках!». В коридоре вывешивается обращение к ребятам, что в течение недели необходимо проверить, как расставлена мебель (проверка осуществляется согласно действующим СанПинам, которые есть у школьной администрации. Параметры для проверки вывешиваются на информационном стенде: например, 1,7-2 м. от доски первая парта и т.д., все ли лампы горят и т.д.). Небольшие отчеты сдают в Творческую лабораторию школы или определенному педагогу.

Рекомендация

Цель проведения акции

Во время данной акции важным является не доскональность гигиенической оценки классной комнаты, а акцент на развитии у ребят осознанного отношения к пространству в котором они учатся. Обычно школьники выступают пассивными объектами гигиенических манипуляций взрослых. Данная акция позволяет формировать субъектное отношение к своему жизненному пространству, т.е. задуматься о том, как именно следует располагать мебель, где необходимо размещать цветы (в школах цветы должны располагаться не на подоконниках, а в простенках между окнами, в задней части комнаты и т.д.), почему необходима влажная уборка подоконников и т.д.

Педагогам предлагается самим принять решение о параметрах оценки классной комнаты. Оценку можно проводить путем заполнения таблицы (Приложение 8) и подсчета суммарного балла. Расчет светового коэффициента может осуществляться на уроках математики. К разработке параметров оценки по действующим СанПинам могут привлекаться старшеклассники (например, члены Творческой лаборатории). Оценка классных комнат  - Приложение 7

  • Акция: конкурс памяток для дежурных между классами, параллелями и и.д. на тему как правильно убирать класс, вытирать пыль, поливать цветы и т.д.
  • Музыкальные перемены

8 - 9 классы

  • Спартакиада между классами
  • Музыкальные перемены

Рекомендация Спортивные события можно приурочить к гендерным праздникам: к 8 марта и 23 февраля

10- 11 классы

  • Соревнования по народным видам спорта
  • Организация спортивных соревнований для младших (или вместе с младшими)

3 НЕДЕЛЯ  Мобильный этикет

1- 4 классы

  • Урок-беседа о мобильном телефоне (и плеере) и правилах пользования
  • Музыкальные перемены

5 - 7 классы

  • Акция: «Мой мобильный!». Создание правил школы о пользовании мобильными телефонами и плеерами в школе, дома, на улице
  • Музыкальные перемены

8 - 9 классы

  • Круглый стол со специалистами – медиками о проблемах, связанных с мобильными телефонами и плеерами
  • Подготовка писем-рекомендаций (плакатов и т.д.) для младших о правилах пользования мобильными телефонами

10- 11 классы

  • Проведение игр для младших по правилам пользования мобильными телефонами и плеерами

4 НЕДЕЛЯ  Финальная неделя

1- 4 классы

  • Подведение итогов смотра «Самый здоровый!..»
  • Музыкальные перемены
  • Проведение турпохода, похода выходного дня - «Поход за здоровьем»

5 - 7 классы

  • Подведение итогов смотра «Самый здоровый!..»
  • Музыкальные перемены
  • Проведение турпохода, похода выходного дня -  «Поход за здоровьем»

8 - 9 классы

  • Игра "Территория здоровья" (игра аналогичная игре «Маршруты здоровья» -См.Третья неделя месяца « «Добрые привычки» - Занимательная неделя»):  для большого числа участников: делаются станции "Здоровое питание", "Режим дня", "Закаливание".... От каждого класса выступает команда. Она проходит по станциям от одной к другой. На каждой станции ей задаются несколько вопросов с тремя вариантами ответа. Один из вариантов - правильный. Победителем становится команда, набравшая больше очков. Куратор акции – преподаватель биологии.
  • Проведение турпохода, похода выходного дня - «Поход за здоровьем»

10-11 классы

  • Реализация любых событий из «копилки» Творческой лаборатории
  • Организация СпортАукциона (разрабатывается самостоятельно)
  • Организация чествования спортсменов школы и спортсменов – выпускников школы
  • Проведение Олимпийской викторины
  • Проведение турпохода, похода выходного дня - «Поход за здоровьем»

9.  Акция «12 недель здоровья» под девизом «Быть здоровым – просто!»

«Я бегаю каждый день и у меня появилось ощущение цели, ощущение силы духа» (Уилма Рудольф, известная американская бегунья)

Цель

Проект ненавязчиво стимулирует школьников заняться регулярными тренировками – этот модуль ориентирован не только на поддержку физического здоровья детей,  но и на укрепление уверенности в себе, чувства собственного достоинства, оптимизм. При регулярных тренировках ребенок может укрепить мышцы, контролировать массу тела, компенсировать гиподинамию  школьных занятий. Регулярное занятие бегом – это самый простой начальный способ вести активный образ жизни. Через 12 недель каждый участник проекта легко сможет преодолеть 1 километр.

Реализация

Проект курирует преподаватель физкультуры.

Итог

В финале проекта школьники и педагоги собираются в актовом зале школы и те, кто «продержался»  12 недель, рассказывают о своих впечатлениях, делятся своими эмоциями и успехами.

На информационном стенде  публикуются фамилии, классы и фотографии ребят, которым удалось выполнить все задания 12 недель.

10. Финал проекта « Здоровое питание»

Цель 

Проект реализуется для рефлексии и поощрения (награждения) лучших участников.

Содержание

Проведение школьного собрания – линейки для объявления о итогах событии.

На собрание можно пригласить представителей администрации, журналистов, коммерческих партнеров, родителей и т.д.

Возможно, перед  ребятами выступят сами школьники, которые достигли успехов в формировании «добрых привычек», в  событии «12 недель здоровья» и т.д.

Школьников награждают грамотами и ценными подарками. Возможно вручить каждому школьнику Сертификат здоровья с пожеланиями и напутствиями (разрабатывается старшеклассниками).

Рекомендуется также провести  педагогический совет и общешкольное родительское собрание.

 

Руководитель проекта              О.В.Ячменева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание культуры здорового питания детей в семье и школе посредством реализации программы «Разговор о правильном питании».

Современный человек живет в быстро меняющемся природном и социальном мире, поэтому важна ответственность за жизнь и здоровье каждого члена общества, что отмечено в Конституции РФ, основах законодатель...

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ М.М.БЕЗРУКИХ «РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ»

В статье раскрывается опыт работы по реализации программы М.Безруких "Разговор о правильном питании"...

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ, КАК АКТУАЛЬНАЯ ЗАДАЧА ШКОЛЫ

Выступление на конференции " По здоровому образу жизни"....

«Формирование культуры здорового питания обучающихся, воспитанников» Методическая разработка классного часа в начальной школе

"Разговор о правильном питании"Цель:- познакомить с понятиями: "полезные продукты", "аппетит", "витамины";- научить различать полезные и вк5усные продукты...

"Формирование культуры здорового питания младших школьников"

Лекции для родителей младших школьников...

Разработка дополнительной общеобразовательной программы по формированию культуры здорового питания обучающихся 1-4 классов "Разговор о правильном питании"

Дополнительная образовательная программа курса «Разговор о правильном питании» составлена на основе образовательной программы под руководством М.М.  Безруких, директора Института возрастной...