ТЕХНОЛОГИЯ "ТУРИЗМ В ДЕТСКОМ САДУ"
методическая разработка по зож

Лызлова Наталья Юрьевна

Создание здоровьесберегающей модели, направленной на становление здоровой, творческой, интеллектуальной, духовной, физически развитой личности воспитанников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Туристические прогулки-походы как средство развития гармонично развитого дошкольника.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА.

        Современное общество,  стремительные темпы его развития, новые информационные технологии предъявляют всё более высокие требования к человеку. За последние десять лет в стране сложилась устойчивая тенденция ухудшения параметров физического развития детей, подростков, молодёжи. Жизнь в XXI  веке ставит перед нами много новых проблем, среди которой самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения и укрепления здоровья. Решение этой проблемы одна из главных задач дошкольного воспитания. Уже в дошкольном возрасте возникает потребность формировать у детей активную позицию, направленную на укрепление и сохранение своего здоровья, которая бы впоследствии стала  бы необходимостью и привычкой.

        В.А.Сухомлинский писал: "Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка - это важнейший труд воспитателя".Для создания  резервов организма, которые и определяют меру крепости здоровья ребёнка необходимы физические нагрузки.

        Туристические прогулки - одна из форм физического воспитания детей, которая обладает всеми необходимыми компонентами для сохранения и укрепления здоровья. Это - общение с природой, смена обстановки, психологическая разгрузка и физическая активность.         Различают туристический поход и туристическую прогулку. Первое - это достаточно высокие физические нагрузки и навыки. А второе - кратковременное (до 3-6 часов) пребывание в природных условиях и овладение элементарными туристическими навыками
        Разнообразие движений, используемых ребенком в своей деятельности, является важным показателем не только его двигательного, но и общего развития. Известный физиолог Л. А. Орбели поэтому поводу писал, что очень важно с первых лет развития использовать мышечный аппарат и соответствующие ему центральные образования, для того чтобы не привыкать к трафаретным ограниченным формам движения, которые развиваются в комнатной обстановке нашей культурной жизни, а иметь возможность тренировать все соответствующие способности, заложенные природой.  Поэтому во время прогулок-походов представим детям возможность полной свободы движений. Однако определенная программа в развитии движений все- таки необходима. Важно обеспечить взаимосвязь обучения движениям на физкультурных занятиях и использования их детьми в самостоятельная деятельность.

        Важно предусмотреть оптимальные физические нагрузки, которые должны увеличиваться постепенно с учетом здоровья и двигательной подготовленности детей. Прогулки-походы позволяют наиболее объективно спрогнозировать постепенное увеличение физических нагрузок. Следует учесть, что физическое напряжение во время похода определяется не только расстоянием и продолжительностью пути. Большое значение имеет состояние дороги, темп и качество ходьбы, включение таких интенсивных движений, как бег, прыжки, частота и продолжительность отдыха. Поэтому один и тот же маршрут может обеспечить разный уровень нагрузки. Таким образом, в каждом походе предусматриваются определенные движения для разучивания, закрепления и совершенствования, а также предоставляется возможность для свободной двигательной деятельности детей.        

        Каждый поход должен стать эмоционально значимым событием в жизни детей, поэтому необходимо тщательно отбирать разнообразные, интересные маршруты путешествий, обеспечивающие тесное общение с природой. Предстоящий поход вызывает много положительных эмоций - ребята относятся к нему с восторженным интересом. Каждый поход имеет и так называемый сюрпризный момент: какое-либо неожиданное задание детям или интересную встречу (с Лесовиком, гномом, ёжиком, лисичкой и т. д.). Прогулки должны сопровождаться  хорошим настроением, появлением ощущения «мышечной радости» к концу пути. Настоящая походная деятельность для дошкольников еще не доступна, но при подготовке и проведении походов, и в процессе общения с детьми, педагог употребляет термин «Поход». Туризм в детском саду—это большая серьёзная игра, внутри которой присутствуют другие игры. Походы инструктор по физической культуре  планирует с детьми старшего дошкольного возраста, как известно, они отличаются высокой степенью самостоятельности и организованности, что является важным условием для проведения походов за территорию детского сада Организация  мероприятия предусматривает планомерную  подготовку, регулярное   овладение детьми определёнными объёмами  знаний и умений. Прогулки-походы  организуются в первую половину дня за счёт времени, отведённого на утреннюю прогулку и физкультурное занятие на воздухе, что позволяет детям реализовать свою потребность в ежедневной двигательной активности.

Основная цель:

        Создание здоровьесберегающей модели, направленной на становление здоровой, творческой, интеллектуальной, духовной, физически развитой личности воспитанников.

Задачи походов с дошкольниками по основным направлениям педагогической работы:

Физическому.

  • Расширять представления о месте человека в природе, о том, как нужно жить, чтобы не вредить себе и окружающей среде;
  • Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни;
  • Формирование у детей привычки думать и заботиться о своем здоровье;
  • Повышение выносливости и устойчивости организма ребенка к неблагоприятным воздействиям внешней среды.
  • Развитие функции сердечно - сосудистой системы, активизация дыхания, повышение нервно-мышечного тонуса;
  • Совершенствование у дошкольников движения в естественных природных условиях, обогащение двигательного опыта:

--- выполнение основных видов движений (циклические упражнения ходьба, бег, ходьба на лыжах, прыжки, метание, подлезание, преодоление травяных земляных склонов, снежных склонов небольшой крутизны);

--- проявление основных физических качеств (быстрота, выносливость, сила, гибкость) и общие координационные способности;

--- подвижные игры.

Социально-коммуникативному.

  • Развитие нравственных качеств (взаимопомощь, коллективизм, доброта),проявление смелости ,находчивости, взаимовыручки,  выдержки, самооценки и оценке действий сверстников.
  • Создания положительных эмоции и яркие впечатлений.
  • Повышение жизненного тонуса
  • Развивать у детей желание помогать друг другу.

Познавательно-речевому.

  • Развивать наблюдательность, расширять представления об окружающем;
  • Способствовать воспитанию любви и бережного отношения к природе;
  • Обогащение знаний детей о природе родного края;
  • Развивать интерес к туристической деятельности, знание предметов необходимых в походе;
  • Развивать навык ориентировки на местности, умение разбираться в карте-схеме маршрута;
  • Закрепление на практике  правил поведения на природе и в черте города.

Художественно-эстетическому.

  • Развивать интерес детей к изобразительной деятельности;
  • Обогащать сенсорный опыт, развивая органы восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус;
  • Закреплять знания об основных формах предметов  и объектов природы.
  • Развивать эстетическое восприятие, умение созерцать красоту окружающего мира.
  • Развивать способность наблюдать, всматриваться (вслушиваться) в явления и объекты природы, замечать их изменения:
  • Развивать способность наблюдать явления природы, замечать их динамику, форму и цвет медленно плывущих облаков.

Средства туристических прогулок-походов:

- физические упражнения с максимальным использованием природного и социального окружения, направленные на развитие физических качеств, координационных способностей, рациональное преодоление естественных препятствий и овладение техникой движения в пешеходных и лыжных прогулках;

- специальные двигательные задания для развития пространственных ориентировок;

- подвижные игры с поисковыми ситуациями в помещении и на местности;

- доступные для дошкольников туристские упражнения (укладка рюкзачка, построение костра и т.п.);

План работы по подготовке к прогулке-походу.

Направление работы по

образовательным областям

Планируемые мероприятия

Ответственный

«Физическое развитие»

Развитие физических качеств на физкультурных занятиях в зале, на воздухе.

Развитие основных видов движений.

Разучивание подвижных игр для похода.

Инструктор физкультуры

«Познавательно-речевое»

Беседы: «Как не потеряться в лесу»; «Правила дорожного движения»; «Лекарственные растения»; «Ядовитые грибы-лекарство для животных»; «В лес по грибы»; «Одеваемся по погоде»; «Разведение костров в природе»; «Виды костров»

Игры: «Угадай правило» (по правилам поведения в лесу);

«Съедобное, несъедобное»

Воспитатель

Инструктор физкультуры

«Социально-коммуникативное»

Беседы: «О дружбе», « Труд лесника» «Сделал сам помоги другу», «Как помочь другу в походе» « Как подготовиться к походу»

Игры: «Ловишки с выручанием», «Собери рюкзак», «Кто первый соберётся в поход», «Помоги товарищу подготовиться в поход»

Воспитатель

Инструктор физкультуры

«Познавательное развитие»

Беседы: «Знай природу родного края», «Умей охранять природу», «Улицы нашего города», «Компас и карта помогут туристу»,  «Достопримечательные места нашего города», «Учимся правильно дышать», «Какие продукты положить в рюкзак», «Приёмы первой медицинской помощи», «За здоровьем к растениям»;

Игры: настольное «Лото», «Продукты для туриста» «Туристические карты», «Изучаем туристскую терминологию», «Что взять в поход», «Нарисуй свой маршрут», «Пройди по маршруту», «Идём по компасу»

Воспитатель,

Инструктор физкультуры

«Художественно

эстетическое»

Разучивание песен для похода.

 Рисунки о природе.

Воспитатель, музыкальный руководитель, руководитель изо

Структура туристической прогулки-похода

«Безопасные прогулки в лесу».

Вводная длительностью до 5-7 минут. Цель - сообщить задачи и краткое содержание предстоящей деятельности (в случае необходимости), проверить состояние личного снаряжения и готовность к походу.

 Основная. Движение по разработанному маршруту (до 40 минут) с кратковременными (5-10 мин) привалами для отдыха с малоподвижными и дидактическими играми (в зависимости от физической подготовленности, сезона, погоды). На месте сбора включаются несколько подвижных игр или игровых упражнения на полосе препятствий (пеньки, ветки, горки), следующих одно за другим, что тренирует в быстром переключении с одного двигательного задания на другое, формирует ловкость, быстроту, координацию (до 20 минут). После продолжительных нагрузок предоставляется возможность длительного привала (посидеть на пенёчке, коврике, организовать большой общий «стол» с нехитрым продовольствием, где каждый может позаботиться о друге). После привала игры со сказочным героем. («Старичком-Лесовичком», «Бабушкой-Загадушкой» и т.д.), самостоятельные игры, сбор природного материала, беседы по теме. Сбор детей и возвращение в детский сад (15-35 минут).

Заключительная. Подведение итога. Изготовление поделок, фотовыставка, выставка рисунков детей. (Проводится по окончанию похода или на следующий день).

 

Инструкции по охране жизни и здоровья детей.

При проведении туристических прогулок-походов следует соблюдать определённые правила безопасности.

  • Маршрут должен быть тщательно изучен.
  • В проведении прогулки-похода должны участвовать не менее четырёх взрослых.
  • Воизбежании перегрева и переохлаждения одежда должна соответствовать сезону года и состоянию погоды.
  • Каждый взрослый должен хорошо знать содержание аптечки и уметь ею пользоваться.
  • При переходе улиц, дорог воспитатель следит за тем, чтобы дети соблюдали правила дорожного движения.
  • В поход желательно брать обычную кипячёную питьевую воду, одноразовые стаканчики, средства против укусов комаров, мошек.

Несчастные случаи: варианты доврачебной помощи.
ОЖОГ

        Оказание первой помощи зависит от степени повреждения.

1-ая степень-покраснение кожи, отёчность, боль.

2-ая степень-образование пузырей и более резко выраженной  воспалительной реакции.

3-я степень- некроз тканей.

4-ая степень-обугливание

Повреждение 1/3 части тела является смертельным.

        Первая помощь: прекращение воздействия источника, наложение сухой асептической повязки.

При1-ой степени -повязку смочить спиртом (далее возможно применение противоожоговых средств - Пантенол, Спасатель и т. д. ).

В остальных случаях- накладывается асептическая повязка, и больного транспортируют в лечебное учреждение.

                НЕ НАДО: Сразу смазывать ожог маслом, кефиром, и пр.! Это лишь задержит отдачу тепла с поверхности кожи, и тепло будет уходить вглубь раны, повреждая более глубокие слои. Не применяйте йод или зеленку, они задержат выздоровление. Не протыкайте пузыри, они защищают поврежденную часть кожи от микробов.

ТЕПЛОВОЙ  УДАР
        Симптомы опасного перегрева: усталость, головная боль, головокружение, боли в ногах и спине, далее одышка и учащенное сердцебиение. В тяжелых случаях- потеря сознания, бред, галлюцинации, повышение температуры. Вызывайте скорую помощь. Отнесите его в прохладное место, разденьте и устройте полулежа. Заверните в прохладную влажную простыню, холодный компресс на голову. Если ребенок потерял сознание- применить нашатырный спирт, охлаждайте его, положив на бок. Контролировать пульс.

        НЕ НАДО: давать ребенку лекарства от жара (аспирин и др.)

ОТРАВЛЕНИЕ

        Оказание первой помощи зависит от степени отравления .

        Симптомы при пищевых отравлениях :тошнота ,многократная рвота, боли в животе ,частый жидкий стул со слизью, снижение артериального давления, бледность, частый пульс, повышение температуры. Первая помощь: промывание желудка, активированный уголь в больших количествах, голод в течении 2-х суток, обильное питьё, согревание. В тяжелых случаях- госпитализация!.

        Симптомы при отравлении газом- головная боль, тяжесть в голове, тошнота, шум в ушах, учащенное сердцебиение, мышечная слабость ,сонливость. В тяжелых случаях- появление красных пятен на теле, судороги. Первая помощь :извлечение на свежий воздух, искусственная  вентиляция легких, растирание тела, грелки на ноги, нашатырный спирт. При тяжелом отравлении- госпитализация.

Симптомы при отравление грибами:  заметны через 1 час , максимум через 3 часа слюнотечение, рвота, кишечные колики, головная боль, понос бред ,галлюцинации ,расстройство зрения, нарушение дыхания. В тяжелых случаях сонливость, коллапс, смерть. Первая помощь: немедленное промывание желудка слабым раствором марганца, слабительное, очистительная клизма, согревание. Госпитализация при отравлении грибами- ОБЯЗАТЕЛЬНА!
        При отравлениях ядохимикатами, кислотами и щелочами –требуется срочная госпитализация без доврачебного вмешательства!.

ОБМОРОК

        НАДО: Расстегните или снимите одежду. При обмороках часто применяют нашатырный спирт, но делать это надо умеючи. Ватный тампон смачивают спиртом и подносят к носу ребенка на 20-30 сек. Запах нашатыря способствует расширению сосудов мозга, однако большие его концентрации могут вызвать временный паралич сосудодвигательного центра. Когда у ребенка пройдет головокружение или слабость, он, возможно, попробует присесть, а затем и встанет.

        Если во время сидения или стояния вы увидите, что ребенок снова может потерять сознание, уложите его и велите прижать голову к коленям. Это улучшает подачу крови к головному мозгу.
        НЕ НАДО: Укладывать ребенка на спину - и оставлять его без сознания одного. Пытаться всеми силами привести его в чувство: хлопать по щекам и надолго прижимать к носу ватку с нашатырем или спиртом (более 20 секунд). Нельзя сразу после выхода из бессознательного состояния кормить и поить ребенка.

ТРАВМА ГЛАЗА
        НАДО: При попадании инородного тела в глаз следует наложить на него стерильную повязку, и как можно быстрее доставить ребенка к врачу. Если вы абсолютно уверены, что можете вытащить соринку, попытайтесь сделать это с помощью влажного кусочка ваты.

        При ожогах уксусом, перцем и другими острыми пищевыми продуктами - лучше промывать глаза молоком.

        При повреждении глаза чернилами или красками желательно промыть их теплым настоем свежезаваренного чая.

        При глубоких повреждениях, накладывается плотная стерильная повязка и производиться госпитализация.
НЕ НАДО: удалять самостоятельно крупные инородные тела!

КРОВЬ ИЗ НОСА
        НАДО: Уложить ребенка в постель, приподняв верхнюю часть туловища, наклонив голову вперед. Ввести в поврежденную ноздрю марлевый (или ватный) жгутик, смоченный в перекиси водорода. На переносицу положить платок, смоченный в холодной воде.

        При обильном кровотечении необходимо приложить к затылку холодный компресс (пузырь со льдом). Если в течение 20 минут остановить кровотечение не удается – вызывайте скорую.
НЕ НАДО: Запрокидывать ребенку голову, укладывать его горизонтально. Не давайте ему горячее питье, не позволяйте бегать.

ССАДИНЫ И ЦАРАПИНЫ
        НАДО: Ссадины нужно сразу же очистить от загрязнения, обработать перекисью водорода или зеленкой. При обширных ссадинах можно наложить защитную сухую повязку.
НЕ НАДО: Заливать царапину йодом. Йод сжигает ткани внутри раны и только усугубляет дело.

РАНЫ
        Первая помощь зависит от степени и глубины раны. При повреждениях остановить кровотечение тугой повязкой, обработка антисептиками вокруг раны(перекись, йод, зеленка, спирт). Наложить асептическую повязку, госпитализировать!

НЕ НАДО: удалять из глубоких слоев инородные тела, присыпать порошками, мазать мазями.

ПЕРЕЛОМ
        НАДО: Зафиксируйте поврежденное место.  Если появилась опухоль, наложите холодный компресс, например, смоченную в ледяной воде повязку.

        При открытом переломе используйте стерильную повязку. Если возможно, приподнимите поврежденную конечность. Требуется срочная госпитализация!
НЕ НАДО: Вертеть поврежденную конечность, пытаясь выяснить, перелом это или вывих, нельзя самостоятельно пытаться вправить ее. При наложении шины не выпрямляйте конечность, а фиксируйте ее в удобном для ребенка положении.

ОБМОРОЖЕНИЯ

        Симптомы- бледность кожных покровов, отёчность, снижение чувствительности, тупая боль. Первая помощь: согревание обмороженной части тела, тёплое питьё, лёгкий массаж руками, помыть хозяйственным мылом место обморожения, укрыть.

НЕ НАДО: растирать снегом, тканью, грубыми предметами, смазывать жиром.
ИНОРОДНЫЕ ПРЕДМЕТЫ
        НАДО: Признак инородного тела в ухе или в носу - обильный насморк с запахом и кровью. При попадании в ухо насекомого, закапайте в слуховой проход несколько капель масла (оливкового, вазелинового) или борного спирта. Затем отправляйтесь к врачу, который извлечет насекомое пинцетом. Если ребенок засунул что-либо в нос, и он уже умеет сморкаться, прижмите платком ноздрю, в которой нет инородного тела, и попросите ребенка сильно высморкаться. Но из глубины носовых ходов его сможет извлечь ТОЛЬКО врач. Следите за тем, чтобы по дороге в поликлинику ребенок дышал ртом.
        НЕ НАДО: Удалять из носа и уха инородные тела самостоятельно - вы можете протолкнуть их еще глубже.

ПРИКУС ЯЗЫКА
        НАДО: Сверните чистый носовой платок и прижмите к ране. Это остановит кровотечение: сосуды начнут стягиваться и естественное свертывание закроет «течь». После остановки кровотечения как минимум час не давайте ребенку есть. В ближайшие 5 часов - ничего горячего и кислого. А вот прохладное мороженое в таких ситуациях полезно. В процессе заживления в месте травмы на языке образуется серовато-белый налет. Его нельзя сдирать, он выполняет защитную функцию и скоро исчезнет сам.

УШИБ
        НАДО: Обеспечить ребенку покой. Для уменьшения отека и кровоизлияния в первые 2-3 часа к области ушиба прикладывают лед (холод в любом варианте). Если ушиблен сустав, то его лучше забинтовать крестообразной повязкой. Через несколько часов после ушиба можно принять теплую ванну или сделать теплые примочки. Сразу после ушиба понаблюдайте за ребенком.

        НЕ НАДО: накладывать на место ушиба горячую грелку и вообще как-либо его греть. Согревающую терапию проводят только через некоторое время (на второй день). Нельзя использовать любые мази от ушибов, если на месте ушиба есть ранки и царапины. Если ударился головой ребенок до года - покажитесь врачу в любом случае.

РАСТЯЖЕНИЕ СВЯЗОК И ВЫВИХИ
        НАДО: Раненый сустав необходимо перевязать эластичным бинтом. Вывихи легко определяются по изменению внешнего вида сустава и по искривлению. Пострадавший может немного двигать вывихнутой конечностью, но с большим напряжением, причем каждое движение чрезвычайно болезненно. Сустав опухает. Требуется срочная госпитализация!
        НЕ НАДО: Самостоятельно  вправлять вывихи .

УКУСЫ
        НАДО: Укусы комаров и мошек специального лечения не требуют.
Укусы животных: немедленно промойте укус большим количеством мыла и воды. Дайте месту укуса кровоточить естественным образом, чтобы вышли из раны болезнетворные микроорганизмы. Наложите на укус марлевую салфетку, пропитанную перекисью водорода. Сразу отвезите ребенка в ближайший травмпункт.

Ожидаемый результат.

        Результативность работы заключается в целостности и систематичности, приобретаемых воспитанниками навыков и умений в освоении физических упражнений, способствующих повышению адаптационных возможностей детского организма и уровня двигательной активности.

Предполагаемые результаты.

  • Снижение уровня детской заболеваемости.
  • Повышение выносливости организма ребенка, устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
  • Повышение заинтересованности воспитанников и  родителей  в формировании здорового образа жизни.
  • Приобщение к физической культуре и туризму.
  • Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев в общении с природой.
  • Приобретённые навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни.
  • Полученные детьми знания о туризме, и природе родного края позволяют найти способы укрепления и сохранения здоровья.
  • Развивать искреннее чувство любви к родным местам.

Литература:

Рунова  М.А. "Двигательная деятельность в детском саду", стр. 95-100, 181-186.

Адашкявичене Э. И. Спортивные игры и упражнения в детском саду: Кн. для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1992. - 159 с.

Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей. - М.: Мозаика - Синтез, 2000.

Бочарова.Н.И. Туристические прогулки в детском саду, - Москва, 2004.

Журнал Обруч, 4/2009 г., с.34-35

Завьялова Т. П. Дошкольный туризм: проблемы, поиски, решения // Физическая культура: воспитание, образование тренировка, – 2001, – №2 М. стр. 45-51.

Завьялова Т. П. Программа двигательной и познавательной деятельности с использованием средств туризма “Туристята” (для подготовленной к школе группы). Дошкольное воспитание, – 2003, – №8, стр. 50-53.

Шарманова С.Б., Федоров А.И. Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1998, N 1, с. 50-54.

 Скорынина Г. Юный турист //Дошкольное воспитание. 1999, N 6, с. 61-64.




Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация и проведение походов в ДОУ. Ходьба и движение способствуют игре мозга и работе мысли. Жан-Жак Руссо

Слайд 2

Формы ознакомления детей с природой:

Слайд 3

Экскурсии в природу дают возможность детям в естественной обстановке получать знания, информацию о природных объектах и явлениях. Целевые прогулки Начиная со второй младшей группы, проводятся целевые прогулки по участку и с выходом за его пределы. Целевые прогулки кратковременны, и на них решается небольшой объем задач. Дети знакомятся с яркими природными явлениями того или иного сезона.

Слайд 4

Прогулки – походы Прогулки-походы закладывают у дошкольников стойкий интерес к туристическим походам в будущем, формируют необходимые навыки. Одной из задач прогулок-походов является совершенствование движений в естественных природных условиях, обогащение двигательного опыта детей.

Слайд 5

Прогулка-поход в гостях у Лесовичка

Слайд 6

Экскурсии в природу « На лесной полянке»

Слайд 7

ПОХОД-ПРОГУЛКА НА ЛЕСНОЙ ПОЛЯНКЕ

Слайд 8

ТУРИСТИЧЕСКИЕ ПРОГУЛКИ

Слайд 9

ОРИЕНТИРОВАНИЕ

Слайд 10

ПРАВИЛА РАЗВЕДЕНИЯ КОСТА В ЛЕСУ

Слайд 11

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПОСТРАДАВШЕМУ

Слайд 12

ЗИМНИЕ ПОХОДЫ ПРОГУЛКИ

Слайд 13

С ПИСЬМОМ К ДЕДУ МОРОЗУ

Слайд 14

ЦЕЛЕВАЯ ПРОГУЛКА КОРМУШКИ ДЛЯ ЛЕСНЫХ ПТИЦ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация и проведение походов в ДОУ.

Слайд 2

Прогулка-поход в гостях у Лесовичка

Слайд 3

ПОХОД-ПРОГУЛКА НА ЛЕСНОЙ ПОЛЯНКЕ

Слайд 4

Туристская прогулка — форма организации туристской деятельности, предполагающая кратковременное (3-6 часов) пребывание в природных условиях, в отличии от туристического похода (высокие физические нагрузки и длительное передвижение по маршруту, владение специальными прикладными знаниями) , овладение некоторыми элементарными туристскими навыками .

Слайд 5

Основная цель туристических прогулок-походов : Создание здоровьесберегающей модели, направленной на становление здоровой, творческой, интеллектуальной, духовной, физически развитой личности воспитанников . Задачи походов с дошкольниками по основным направлениям психолого - педагогической работы: Физическому Расширять представления о месте человека в природе, о том, как нужно жить, чтобы не вредить себе и окружающей среде; Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни; Формирование у детей привычки думать и заботиться о своем здоровье; Повышение выносливости и устойчивости организма ребенка к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Развитие функции сердечно - сосудистой системы, активизация дыхания, повышение нервно-мышечного тонуса; Совершенствование у дошкольников движения в естественных природных условиях, обогащение двигательного опыта: --- выполнение основных видов движений (циклические упражнения ходьба, бег, ходьба на лыжах, прыжки, метание, подлезание , преодоление травяных земляных склонов, снежных склонов небольшой крутизны); --- проявление основных физических качеств (быстрота, выносливость, сила, гибкость) и общие координационные способности; --- подвижные игры.

Слайд 6

Социально-коммуникативному Развитие нравственных качеств( взаимопомощь, коллективизм, доброта),проявление смелости ,находчивости, взаимовыручки, выдержки, самооценки и оценке действий сверстников. Создания положительных эмоции и яркие впечатлений. Повышение жизненного тонуса Развивать у детей желание помогать друг другу. Познавательно-речевому. Развивать наблюдательность, расширять представления об окружающем; Способствовать воспитанию любви и бережного отношения к природе; Обогащение знаний детей о природе родного края; Развивать интерес к туристической деятельности, знание предметов необходимых в походе; Развивать навык ориентировки на местности, умение разбираться в карте-схеме маршрута; Закрепление на практике правил поведения на природе и в черте города .

Слайд 7

Художественно-эстетическому. Р азвивать интерес детей к изобразительной деятельности; Обогащать сенсорный опыт, развивая органы восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус; Закреплять знания об основных формах предметов и объектов природы. Развивать эстетическое восприятие, умение созерцать красоту окружающего мира. Развивать способность наблюдать, всматриваться (вслушиваться) в явления и объекты природы, замечать их изменения ; Развивать способность наблюдать явления природы, замечать их динамику, форму и цвет медленно плывущих облаков.

Слайд 8

ОБЩАЯ ПОДГОТОВКА ТУРИСТА - ДОШКОЛЬНИКА теоретическая подготовка формирование личностных качеств, дружеских отношений Техническая и тактическая подготовка Физическая подготовка спе-циа-льная об-щая развитие физичес-ких качеств: выносли-вости, быстроты, гибкости; общих координа-ционных способнос-тей овладение техникой движения в пешеходных и лыжных прогулках формирование умений и навыков в пешеход-ных и лыжных прогулках рациональное преодоление естественных препятствий выбор места бивака, участие в его организации с помощью взрослых выполне-ние туристических ролей моделиро-вание педагоги-ческих ситуаций краеведческая ориентирование на местности топо-графи-ческая Форми-рование знаний в области физической культу-ры туризма работа с простейшими схемами, планами хожде-ние по легенде ориентирование в предметно-пространственном окружении формиро-вание знаний о родном крае формирование знаний о правилах поведения на природе

Слайд 9

Показ презентаций предварительной работы к походу: Рисуем компас; Условные топографические обозначения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рисуем компас

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Топографические знаки Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №24 «Семицветик»

Слайд 2

Топографические знаки Можно назвать: «Условные знаки» Условные знаки (обозначения ), графические символы, с помощью которых на картах показывают (обозначают) виды объектов, их местоположение, формы, размеры, качественные и количественные характеристики. Различают внемасштабные (или точечные), линейные и площадные знаки, они могут быть статичными или динамичными (напр., на анимационных картах). Таблица используемых на карте условных знаков вместе с текстовыми пояснениями к ним называется легендой карты . Условные знаки топографических карт стандартны для каждого масштаба и обязательны к применению. Для большинства же тематических карт знаки не унифицированы, поэтому легенды помещают непосредственно на листе карты.

Слайд 3

«Легенда карты» – это таблица с условными знаками. «Легенда карты»

Слайд 4

Условные знаки - ГИДРОГРАФИИ

Слайд 5

Условные знаки - РАСТИТЕЛЬНОСТИ

Слайд 6

Проверьте себя озеро

Слайд 7

родники

Слайд 8

болота

Слайд 9

кустарники

Слайд 10

луга II II II II II II II

Слайд 11

Отдельные деревья Хвойное дерево Лиственное дерево

Слайд 12

Полевые и лесные дороги

Слайд 13

МОЛОДЦЫ !

Слайд 14

Плакат - загадка

Слайд 15

Плакат – загадка Вопросы: - Сколько туристов живёт в лагере? - Когда они сюда приехали? (вчера, сейчас) - Далеко ли от лагеря до ближайшего селения? - Какое погодное явление? - Какой дует ветер? - Который час? - Найди природный компас? - Кто был вчера дежурным у костра? - Где спрятались число и месяц? (найти и назвать дату)

Слайд 16

Спасибо за внимание !



Предварительный просмотр:

Диаграммы мониторинга развития
физических качеств детей старшего возраста.

Старшая группа.

Подготовительная группа



Предварительный просмотр:

Сценарий туристического похода «Приключения юных туристов»

для детей старшей группы детского сада

Цель:

Вызвать у детей положительные эмоции, хорошее настроение на весь день.

Задачи:

Закрепить знания о переходе через проезжую часть.

Совершенствовать двигательные способности детей, направленную на укрепления здоровья, развивать выносливость организма.

Способствовать освоению простейшими туристическими умениями и навыками: совершать пеший поход, двигаться в колонне по одному по установленной дистанции с рюкзаками.

Развивать и обогащать словарный запас по теме «туризм».

Соблюдать правила безопасного поведения во время игр в природных условиях.

Следить за чистотой поляны, не допускать засорения леса, соблюдать правила поведения в лесу.

Ход мероприятия.

Дети строятся в колонну по двое на участке детского сада. Воспитатель предлагает разучить речёвку:

Воспитатель: Кто шагает с рюкзаком?

Дети: Мы, туристы!

Воспитатель: Кто со скукой не знаком?

Дети: Мы туристы!

Воспитатель: Нас вперёд ведут…

Дети: Дороги!

Воспитатель: Наш девиз:

Дети: «Всегда вперёд!»

Воспитатель: Эй, ребята,

Дети: Твёрже шаг!

Воспитатель: Что турист берёт в дорогу?

Дети: Песню, ложку и рюкзак»

Воспитатель: Сегодня мы с Вами отправляемся в поход в нашу берёзовую рощу.

Но прежде чем идти, давайте вспомним о правилах дорожного движения.

Где нужно переходить дорогу?

На какой свет светофора мы будем переходить дорогу?

Можно перебегать проезжую часть?

Мы с вами настоящие туристы! Давайте подумаем, какими людьми по характеру должны быть туристы?

Ответы детей.

Ну вот, мы и отправляемся в наш поход в берёзовую рощу.

Дойдя до рощи, дети перестраиваются в колонну по одному.

На полянке дети рассаживаются кругом.

Воспитатель: Давайте вспомним правила поведения в природе. Проводится беседа.

А теперь давайте поиграем!

Игра «Снайперы».

Дети делятся на две команды. У каждого в руках шишка. Для каждой команды выкопана своя ямка. Первый участник пытается забросить шишку в ямку. Выигрывает команда, забросившая больше шишек.

Игра «Бег в обручах» Участник каждой команды залезает в обруч и держа его руками бежит до дерева, обегает его, и передает обруч следующему участнику команды.

«Туристические загадки »

Он с тобою и со мной

Шёл лесными стёжками,

Друг походный за спиной

На ремнях с застёжками.

(Рюкзак)

И от ветра и от зноя, от дождя тебя укроет

А как спать в ней сладко

Что это?

(Палатка)

И в тайге, и в океане

Он отыщет путь любой.

Умещается в кармане,

А ведёт нас за собой

(Компас)

Он в походе очень нужен,он с кострами очень дружен

Можно в нём уху варить

Чай душистый кипятить

(Котелок)

Игра «Назови слово на букву …»

Воспитатель называет любую букву, дети называют слова растительного и животного мира, начинающиеся на эту букву.

Воспитатель: А сейчас, как настоящие туристы устроим привал: доставайте из рюкзаков свои запасы и давайте перекусим.

После перекуса воспитатель предлагает детям собрать шишки, жёлтые листья, ягоды рябины, сухие палочки для изготовления поделок.

Воспитатель: Вот и заканчивается наше путешествие, пора возвращаться в детский сад.

Давайте встанем в круг и произнесём слова:

Я в походе, ты в походе,

Я весёлый, ты весёлый,

Я твой друг, ты мой друг,

Давайте обнимемся.

Ребята вам понравилась наша прогулка?

Что больше всего понравилось?

Давайте посмотрим, чистую ли поляну мы оставляем? Почему мы должны это сделать?

Возвращение в детский сад.



Предварительный просмотр:

Сценарий летнего похода в лес с детьми старшего дошкольного возраста «Приключение на лесной полянке».

Дети выходят во двор детского сада. Строятся в шеренгу по одному.

Ведущий: Подарило лето лес зеленый детям:

В чащах – землянику,

По буграм – клубнику,

Небо голубое, утром – луг с росою,

Подарило трели, птичьи карусели,

Добрую подружку – речку хохотушку

С пляжем золотистым,

С солнышком лучистым.

Дети, давайте отправимся в путешествие по лесу. Нас ждут необыкновенные приключения, неожиданные встречи.

Дети движутся за ведущим парами в парк и поют песню «Вместе весело шагать».

Ведущий: Вот красивая лесная поляна, давайте отдохнем здесь и послушаем пение птиц.

Появляется Старичок-Лесовичок и сорока.

Ведущий: Ой, кто это?

Лесовичок: Это я – седой старик,

Называюсь Лесовик.

Этот лес я сторожу,

За порядком здесь слежу.

А это моя помощница Сорока-Белобока. Про все в лесу она знает и мне все докладывает. (сорока кланяется и хлопает крыльями)

Ведущий и дети: Здравствуй Старичок-Лесовичок, здравствуй Сорока-Белобока.

Лесовичок: Здравствуйте, дети! Зачем пожаловали?

Дети: Мы, дедушка, в лес пришли погулять , отдохнуть, грибов, ягод собрать.

Лесовичок: Знаю я, как вы гуляете, отдыхаете. Муравейники разоряете, цветы топчите, насекомых, зверей обижаете. Не пущу я вас в лес.

Ведущий: Старичок-Лесовичок, наши дети лес любят и уважают, пословицы про него знают, вот послушай.

Дети: Лес – богатство и краса, береги свои леса!

Лес видит, а поле слышит.

Лес да вода поле красят.

Лес и вода – родные братья и сестра.

Враг природы тот, кто лес не бережет.

Лесная сторона не одного волка, а и мужика кормит.

Лесовичок: Ну, коли так, добро пожаловать в мои лесные владения. А теперь я вас проверю, и игру для вас затею.

Проводиться игра «Кто быстрее найдет дерево, кустарник». Лесовичок называет хорошо знакомые детям деревья и кустарники , растущие в парке ( березу, тополь, рябину, сирень, акацию) и просит найти их. Например: «Кто быстрее найдет березу? Раз, два, три – к березе беги». Дети должны быстро отыскать дерево-березу, растущей на поляне, и стать вокруг нее.

Появляются плачущие муравьи.

Лесовичок: Что случилось, муравьишки?

Муравьи: Нас обидел злой мальчишка. Он нам лапки отдавил, муравейник разорил.

Появляется плачущая бабочка.

Лесовичок: Бабочка-красавица, что в лесу случилось? Скажи, какое у тебя горе?

Бабочка: Мальчик злой меня поймал, крылышко он мне сломал. Не могу теперь летать, как же мне не горевать?

Дети: Не печальтесь, друзья. Горевать сейчас нельзя, надо доктора позвать. Вас излечит, исцелит, добрый доктор Айболит.

Сорока: Лечу, лечу (улетает).

Ведущий: Дети, помогите построить муравейник. Кто быстрее перенесет все палочки?

Проводится игра «Кто быстрее построит муравейник?». Дети носят по одной палочке, соревнуясь в быстроте.

Лесовик: Молодцы ребята, вы добрые, отзывчивые, а еще вы и ловкие, быстрые. А как зовут злого мальчика, который напал на муравейник?

Муравьи: Егор.

Лесовик: Где же его найти?

Муравьи: Он лежит на поляне под кустом, музыку слушает.

Под кустом лежит мальчик, рядом с ним транзистор, вокруг сорванные цветы, мусор.

Лесовик подходит, убавляет громкость транзистора.

Лесовик: Подойди сюда Егор, серьезный будет разговор. Много бед ты натворил: муравейник разорил, поломал в лесу кусты, на поляне рвал цветы, бабочке крыло сломал, а ведь ты уже не мал. Мы не пустим тебя в лес, уходи из этих мест!

Лесовик, муравьи, бабочка: Уходи из лесу! (надвигаясь на Егора)

Егор (испуганно): Ой, простите, простите меня! Я не буду природу губить!

Дети: Старичок-Лесовичок, надо научить Егора правилам поведения в лесу.

Дети выстраиваются полукругом. В руках у них рисунки с графическим изображением правил, чего нельзя делать в лесу.

Егор собирает мусор, который оставил на поляне, закапывает его, цветы собирает в букет.

Появляется сорока и доктор Айболит.

Доктор: Вы меня звали? Кто у вас болен? (лечит бабочку, муравьев)

Лесовик: Доктор Айболит, приглашаю тебя прогуляться по моему лесу с детьми. И ты, Егор, иди с нами. Ты запомнил правила поведения в лесу?

Ведущий: Давайте поиграем в игру «Птичка».

Проводиться игра инсценировка по стихотворению А.Пчельниковой «Птичка»

Ведущий: Дети, посмотрите, вон там, на другом конце поляны выросли два огромных белых грибка. Давайте разделимся на две команды и поиграем в игру «Чья команда быстрее доберется до грибка?» Нужно пройти по тропинке, преодолев все препятствия.

Дети делятся на две команды. Встают у противоположной, от грибков, стороны площадки. Перед каждой командой – тропинка с препятствиями: три-четыре чурки для перешагивания; узкая доска, по которой нужно пройти, сохранив равновесие; маленького размера обруч, который нужно перепрыгнуть как лужицу; две дуги, под которые нужно подлезть, не задев их. По сигналу ведущего дети начинают игру. Каждый последующий ребенок начинает движение после того, как предыдущий останавливается у гриба на противоположной стороне площадки. Побеждает та команда, члены которого раньше окажутся у своего грибка.

Лесовичок: Ребята, в лесу у меня есть еще один гость.

Дети замечают, что неподалеку от них, на поляне, стоит у мольберта художник и что-то рисует. Дети подходят к нему.

Художник: Здравствуйте дети, узнали меня? Я художник. Оглянитесь вокруг, нет ничего прекраснее природы. Видеть ее красоту помогают художники. Как называются картины, на которых изображена природа?

Как называем мы художников, которые пишут пейзажи? Замечательным русским художником-пейзажистом был Шишкин. Вы, конечно, знаете эту его картину. (Достает из папки репродукцию картины, ставит на мольберт). Как она называется? Правильно «Утро в сосновом бору». Какие деревья здесь нарисовал художник? Как называется лес, в котором растут сосны? А если растет много берез? Как называется такой лес? (Достает репродукцию Куинджи). Картина называется «Березовая роща». Посмотрите как ярко освещены солнцем красавицы-березы. Эту картину нарисовал замечательный художник - пейзажист Куинджи. С нами сейчас нет художников, как же они смогли рассказать нам о красоте русского лес? Верно, свою любовь к лесу, природе они передали с помощью кистей и красок.

Я нарисовал цветы. (Показывает картинки). Этих растений в нашей области осталось совсем мало. Люди не жалели их - рвали, потом выбрасывали. Все реже и реже можно встретить их в лесу, на лугу, у пруда. Они могут совсем исчезнуть. Посмотрите на мои картинки и назовите растения, которые нужно беречь. ( Художник показывает картинки и изображением медуницы, кубышки желтой, купальницы европейской, прострела весеннего, ятрышника).

- А стихи о природе вы знаете?

(Дети читают стихи о природе)

Ведущий: Вот и подошла к концу наша прогулка. Пора прощаться нам с Лесовичком и жителями леса. Давайте поблагодарим их за интересную прогулку.

Лесовичок: Ребята, мои муравьишки подарок вам приготовили.

Муравиьи выносят корзину с ягодами и орехами.

Дети благодарят муравьишек и возвращаются в сад с песней «Вместе весело шагать».



Предварительный просмотр:

Сценарий туристического зимнего пешего похода для старшей группы детского сада

Цель: Укрепление здоровья детей.

Задачи:

  1. Оздоровительные: развивать дыхательную систему, выносливость, глазомер и ловкость.
  2. Образовательные: закрепить знание дорожных и топографических знаков, знакомить с зимними видами спорта и зимними забавами, знакомить с природой родного края.
  3. Воспитательные: Инвентарь и подсобные материалы: санки, клюшки (10шт), шайбы (2шт), картинки со следами зверей, знак топографический: «привал», компас.

Персонажи: Снеговик. Баба-Яга.

Предварительная работа: Ознакомить детей с топографическими знаками: строение (дом), деревья, кусты, привал, дорога, маршрут, направления компаса. Изучить следы диких животных, их характерные особенности (лиса, волк, медведь, заяц, птица). Повторить дорожные знаки (пешеходный переход, автобусная остановка, пешеходная дорожка).

Ход мероприятия

За день до похода в группу приходит Снеговик с письмом от Деда Мороза:

«Дорогие ребята группы «Пчелка», здравствуйте!
Жду от вас помощи!

Собираясь к вам на праздник, я не смог найти свой волшебный посох. Подозреваю, что в этом виновата Баба-Яга: может быть она перепутала его со своей метлой и забрала его с собой.
Со Снеговиком высылаю вам карту района города, где была замечена Баба-Яга. Пожалуйста, пройдитесь по ее следам, поищите посох!
Р.S.: К походу подготовьтесь серьезно, возьмите все необходимое.

Снеговик передает воспитателю карту местности, на которой отмечены места (No1, No2, No3), где была замечена Баба-Яга. Воспитатель с детьми составляет маршрут похода, обсуждает с детьми сборы в поход. (Ключевые слова: рюкзак, компас, теплая одежда, теплое питье, термос, санки)

В день похода

Ребята вместе со Снеговиком начинают движение по маршруту, намеченному накануне.

Ходьба в среднем темпе примерно 400 метров до парка. Снеговик дает задание запомнить все дорожные знаки, встречаемые на маршруте. По дороге повторяют правила перехода через проезжую часть (ключевые слова: «пешеходный переход» или «зебра», «зеленый сигнал светофора»).

Подходят до места, обозначенного на карте No1. Снеговик задает вопрос: какие дорожные знаки ребята запомнили по дороге.

Ответы:
— пешеходный переход,
— уступи дорогу,
— движение только для пешеходов,
— автобусная остановка.

Снеговик хвалит за внимательность и предлагает внимательно рассмотреть местность: нет ли каких-либо следов пребывания Бабы-Яги?

Появляется Баба-Яга.

Здоровается с детьми, спрашивает о цели похода и просит, чтобы ребята помогли и ей найти метлу, которую потеряла в парке.

Ребята замечают торчащие из сугроба хоккейные клюшки.

Проводится спортивная эстафета «Меткие хоккеисты».
Производится расчет: («Клюшка» — «Шайба») на две команды.

Построение в 2 колонны.
Каждой команде выдается клюшка и шайба.
Из санок (или свободных клюшек) строят ворота.

Правила эстафеты: Первый игрок бьет по воротам, передает клюшку следующему игроку в команде, сам бежит за шайбой и тоже передает ее игроку.
Выигрывает команда, забившая больше голов.

После эстафеты Снеговик предлагает ребятам восстановить силы и сделать дыхательную гимнастику, используя клюшки в качестве физкультурного инвентаря.

Упражнение.
И.п.: о.с. ноги врозь, руки вниз, хват клюшки сверху
1- 2 — клюшка вверх, вдох через нос
3-4 – и.п., выдох через рот.
Повторить 5-6 раз

Снеговик и Баба-Яга хвалят ребят за быстроту, меткость, ловкость. Расстроенная Баба-Яга утверждает, что не помнит, где она пролетала и обронила метлу.

Ребята и снеговик успокаивают ее и по карте идут к следующему отмеченному месту No2 (ключевое слово «березовая аллея») и продолжают поиски посоха, но находят метлу. (Метлу прислонили к стволу березы).
Баба-Яга благодарит ребят за находку и предлагает угадать следы зверей. (Следы зверей распечатаны на бумаге, положены в файлы, чтоб не промокли, и слегка присыпаны снегом. Баба-яга сметает метлой снег с картинки, а ребята угадывают следы)

Баба-Яга предлагает отправиться на санках к следующему месту на карте No3.
По дороге Снеговик устает и просит сделать привал, ребята находят топографический знак привал и останавливаются на отдых.
(Знак заранее расставляется в парке до прихода детей, например, Бабой Ягой) После привала дети меняются ролями, кто вез санки, садятся в них.

Баба-Яга приводит детей на горки и предлагает зимние забавы:

  1. прокатиться с горки на санках между ориентирами: клюшками;
  2. схватить воткнутую в снег клюшку, скатываясь с горки.

Снеговик замечает на кустах клок от юбки Бабы-Яги, показывает ребятам. Ребята делают вывод, что здесь уже была Баба-Яга, и начинают внимательно осматривать местность. Находят посох.
(Мы положили его на ветви ели)

Баба-Яга просит прощенья у ребят. Дети приглашают ее в детский сад на праздник. Все вместе возвращаются в детский сад.



Предварительный просмотр:

Проект

Развитие детского образовательного туризма

«Туристическая тропа»

 Введение. В настоящее время развитие образовательного (детского и молодежного) туризма в России как одного из направлений культурно-познавательного вида туризма приобретает особую актуальность, становясь одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере туризма. Одной из важнейших теоретических и практических задач оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении является внедрение инновационных подходов к сохранению и укреплению здоровья дошкольников. Спорт, физическая культура — одни из самых эффективных средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека, профилактики психоэмоционального напряжения, а также нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения и подготовки их к защите Родины. В период модернизации дошкольного образования педагогам ДОУ разрешено расширять и углублять сеть образовательных услуг, включая в режим дня, кроме программных, еще и другие виды занятий. Одним из таких новых видов может стать туризм в детском саду, который будет содействовать физическому, интеллектуальному, нравственному развитию ребенка. К туристической деятельности, как одному из форм работы с дошкольниками, прибегают крайне редко: считается, что туризм – это дело средней общеобразовательной школы. Однако, мы уверены, что детский туризм в оздоровлении детей дошкольного возраста может и должен использоваться в качестве вспомогательного средства в педагогической практике ДОУ. Предлагаемая система работы по использованию элементарных форм туризма в оздоровлении детей старшего дошкольного возраста с одной стороны, позволяет удовлетворить потребность детей в активной деятельности в рамках оздоровительной работы детского сада, а с другой – способствует становлению эффективного взаимодействия ДОУ с родительской общественностью.

1. Цели и задачи детского образовательного туризма. Дошкольный туризм является мощнейшим фактором оздоровления детей дошкольного возраста, так как характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребенку при отсутствии у него серьезных патологий. Уникальность туризма заключается в том, что он всесезонен. Следовательно, можно добиться стойкой динамики снижения заболеваемости детей ОРЗ, ОРВИ и повышения уровня их физической и двигательной подготовленности, а так же решить ряд проблем психологического здоровья дошкольников. Острота проблемы состоит в том, что:

  заболеваемость детей за последние годы требует острую необходимость пересмотреть организацию оздоровительной работы в детском саду, а так же найти оптимальные варианты решения данной проблемы; показатели здоровья детей требуют принятия более эффективных мер по сохранению и укреплению здоровья наших дошкольников;

  многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и психологических проблем развития детей. Организация подобной работы в детском саду позволит углубленно решать следующие задачи образовательной области «Физическое развитие»:

  расширять адаптационные и функциональные возможности детей путем развития основных органов и систем организма в ходе выполнения физических упражнений;

  совершенствовать естественные виды движений и обогащать двигательный опыт (учиться простейшим упражнениям туристского многоборья, выполнять двигательные задания педагога на ориентировку в пространстве);

  развивать координационные способности и выносливость как основу физической подготовки ребенка — будущего туриста;

 способствовать развитию психических процессов и расширять объем знаний в области физической культуры и туризма, краеведения;

 формировать межличностные, в частности, дружеские отношения дошкольников в процессе игровой туристской деятельности, адаптированной к их возможностям. Организация работы по внедрению туризма в оздоровительную работу ДОУ включает в себя ряд компонентов:

  физкультурно-оздоровительный

 социально-коммуникативный

 эмоционально-психологический

 эстетический и познавательный а также умело сочетает в себе игру, спортивные упражнения, элементарные эксперименты, оздоровительную гимнастику. В процессе решения данных задач воспитатель должен добиться, чтобы каждый ребенок почувствовал и полюбил движение, что поможет ему приобщиться к спорту, к здоровому образу жизни, а значит будет способствовать становлению позиции созидателя в отношении собственного здоровья и здоровья окружающих. Организуя в ДОУ прогулки-походы (пешие, на лыжах, санках, самокатах, велосипедах, экскурсионных автобусах) в природное окружение, необходимо создавать условия для реализации заложенной организмом дошкольника активности, потребности в самоутверждении, предоставлять ребенку уникальную возможность развиваться, обогащать двигательный опыт, формировать у дошкольников навыки здорового образа жизни.

 2. Детский образовательный туризм и его организация в ДОУ. В пилотной программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, по которой работает наше ДОУ, значительное место отводится образовательной области «Физическое развитие», одной из задач которой является развитие детского туризма. Этот вид деятельности оказывает положительное влияние на все органы и системы детского организма, укрепляет костно-мышечный скелет, формирует правильную осанку. Физическая нагрузка способствует развитию волевой сферы ребёнка, физических качеств: выносливости, силы, ловкости, координации движений. Туризм предполагает выход на природу, значит, включает в себя наблюдение за окружающим миром, сезонными изменениями в нём; установление взаимосвязей в окружающей среде. Незаметно для себя ребёнок вовлекается в исследовательскую деятельность, у него активизируются познавательные и мыслительные процессы, формируется умение систематизировать, обобщать, делать выводы и умозаключения. Возникает желание делиться своими впечатлениями с друзьями и взрослыми. Получают развитие все стороны речи; формируется умение пользоваться монологической и диалогической речью, совершенствуется эмоциональная сфера. Прививаются основы экологических знаний, закрепляется умение применять правила безопасного поведения в походе. Формируется желание беречь и охранять природу. Изучив психолого-педагогические разработки по данной теме, мы пришли к выводу, что туризм — это не просто креативная физическая культура, это нечто большее, чем отдых. Туризм в детском саду — это школа жизни для маленьких воспитанников, школа мужества, ведь каждый поход требует новых знаний и умений как от педагогов, так и от дошкольников. Детские сады, практикующие на протяжении нескольких лет подобную форму работы с детьми отмечают, что детский туризм зарекомендовал себя, как эффективная форма активного отдыха, которая позволяет при минимальных затратах времени, увеличить резервы здоровья; восстановить силы, работоспособность, расширить функциональные возможности детского организма, обогатить двигательный опыт, пополнить объем знаний в области физической культуры, туризма, краеведения. В рамках данного проекта, на сегодняшний день предлагаем следующие туристические маршруты: Малой протяженности:

  «Территория ДОУ» Средней протяженности:

  «Путешествие в Сосновый бор»

 «Луг. Поле» Дальней протяженности: «Берег р. Волги». При работе по данному направлению может помочь знакомство с дополнительной программой «Играйте на здоровье» Л.Н. Волошиной, которая позволит педагогам ДОУ найти варианты использования элементов спортивных игр и упражнений для обеспечения организованной и самостоятельной деятельности детей на привале и в различных формах физкультурных занятий и туристских развлечений. Например, в сценарии прогулки-похода средней протяженности «Путешествие в Ельниковскую рощу» и «Луг. Поле.» могут быть использованы игры из раздела программы Л.Н. Волошиной «Футбол». Юные «Робинзоны» попадают в сказку «Колобок», где находят много мячей и играют в игры в соответствии с сюжетом сказки: «Ловкие ножки», «Ловкие ребята», «Мяч под сетку». Для старичка Лесовичка («День леса») дети исполняют танец с теннисными шариками (раздел программы - «Теннис»), преодолевают «болото» по «кочкам» ракеткам для игры в настольный теннис, чтобы собрать «бусы» (мячи для настольного тенниса) для сказочного персонажа, выполняют игровые задания из программы, продемонстрировав как «веселая ракетка мячи кидает метко» в играх «Отрази мяч», «Подбей мяч», «Попади мячом в цель». В ходе прогулки-похода можно организовать игры поискового характера, с опорой на полученные знания и умения в игре «Городки». Юным «Робинзонам» рекомендуется ориентироваться на знаки, выложенные в виде фигур: «ворота», «стрела», «самолет», «бочка» и др. При организации зимних прогулок-походов, туристских развлечений, физкультурных занятий апробированы игры из программы «Играйте на здоровье» с зимней тематикой из разделов «Лыжи», «Санки», «Хоккей», «Скольжение по ледяным дорожкам». В сценарии по сказке «Заюшкина избушка» «Робинзоны» можно использовать навыки ведения шайбы разными способами, а игра «Забей в ворота» — для оказания помощи зайчику в изгнании лисы, занявшей его избушку. В «Поиске волшебного сундучка» участникам прогулки-похода рекомендуется задание расчистить завал (размещенные на лесной дороге шайбы) с помощью хоккейных клюшек и т.д. Уже первые прогулки-разведки покажут Вам положительное влияние леса на самочувствие детей, их физическое, психическое и эмоциональное благополучие. На территории ДОУ впоследствии, прогулкам необходимо придать вид туристских: приобрести туристическую палатку, походную аптечку, компасы, рюкзаки, коврики, пластиковые мини-лыжи, снегоступы по количеству детей, участвующих в походе, пополнить атрибуты для спортивных и подвижных игр, что значительно повысит интерес детей к туризму. Игры с элементами спорта из программы «Играйте на здоровье» Л.Н. Волошиной воспитателям ДОУ можно использовать на физкультурных занятиях по единому сюжету «Мы туристы», которые проводятся в виде игры под сюжетный рассказ педагога. Также в час двигательной активности на длительном привале, включаются игры и соревнования с туристской тематикой: «Ловкий турист», «Болото», «Кто самый меткий», игры с элементами спорта. В программе представлены разнообразные средства туризма, включающие физические упражнения с использованием природного и социального окружения. К средствам туризма относятся специальные двигательные задания по ориентировке на местности, туристические упражнения по развитию навыков элементарного альпинизма. Особую группу средств, для физической и технической подготовки детей составляют упражнения по овладению техникой движений в пешеходных и лыжных прогулках, упражнения по рациональному преодолению естественных препятствий, а так же предметы личного и группового снаряжения. Можно разработать сезонные мини-проекты:

1. «Вперед, в поход!» — осень (организация и проведение туристических походов, целевых прогулок и экскурсий «Путешествие в Сосновый бор»).

2. «В здоровом теле, здоровый дух!» — зима (развитие физических и интеллектуальных способностей детей, обучение спортивному ориентированию на местности на территории ДОУ).

3. «Экология и здоровье» — весна и лето (формирование основ экологического сознания дошкольников, укрепление психического здоровья через общение с природой «Путешествие Сосновый бор»). Совместно со старшим воспитателем, родителями педагогами ДОУ могут быть разработаны прогулки-походы за территорию ДОУ по темам: — «Путешествие в Сосновый бор»; — «Луг. Поле»; — «Туризм и экология»; — «Памятники истории и культуры»; — «Семейный туризм. Берег р. Волги»; — «Туристская кольцевая ДОУ». Для обеспечения эффективности данной образовательной работы старшим воспитателем разрабатывается перспективный годовой план по работе с родителями, что позволит родителям воспитанников принимать активное участие в организованных прогулках-походах. Данное взаимодействие в системе педагог - родитель наполняет прогулки-походы новым содержанием, позволяет использовать личный пример взрослых в физическом воспитании дошкольников. Подобная работа способствует изучению педагогами положительного опыта семейного воспитания в укреплении здоровья детей и пропаганде его среди родителей воспитанников. Большое внимание необходимо уделять психологическому здоровью детей как одному из условий сохранения и укрепления общего здоровья воспитанников. Одним из «проблемных» факторов влияющие на психическое здоровье ребенка является непонимание родителями важности социализации ребенка в ДОУ и в обществе целом. Игнорирование данной проблемы порождает в ребенке замкнутость, неумение контролировать со сверстниками, взрослыми — все это сказывается на психическом и физическом здоровье ребенка. В связи с этим можно организовать оздоровительный туристический лагерь в летний период в условиях дошкольного образовательного учреждения. В основе проекта лежит организация в летний период туристических походов и прогулок, имеющих ни с чем несравнимый оздоровительный эффект. Можно совместно с родителями организовать поход с подготовительной группой на «Берег р. Волги». Ребенок дошкольного возраста должен ежедневно находиться на свежем воздухе не менее 3 часов в день. «День, проведенный ребенком без прогулки, потерян для его здоровья», писал Г.А. Сперанский. Игры, проведенные на свежем воздухе, закаливают организм, повышают иммунитет ребенка. В лесу дети получают солнечные и воздушные ванны, что благотворно действует на весь организм, повышает тонус нервной системы и увеличивает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.

Три основы физической подготовки «Юных туристов». 

1. Развитие силы: — с сопротивлением партнера (упражнения в парах); — с преодолением веса предметов (детские штанга, гантели, набивные мячи, ядро, мешочки с песком); — с сопротивлением упругих предметов (эспандер, резиновый бинт); — с сопротивлением внешней среды (бег по траве, песку, воде, в горку, по пересеченной местности, по снегу); — с преодолением веса собственного тела (подтягивание, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, лазание по канату, поднимание туловища или ног, выпрыгивание вверх, приседание, упражнения на гимнастических снарядах и тренажерах). Задачи силовой подготовки: - наибольшее внимание уделять развитию мышц живота и спины; - чередовать упражнения, способствующие развитию силы различных групп мышц; начинать с упражнений, развивающих более мелкие группы мышц; - регулировать нагрузку, сопротивления, амплитуду повторений. Упражнения тренировочного занятия.

 2. Развитие ловкости. Задача: совершенствовать координацию движений. Средства: игры — мини-футбол, баскетбол, настольный теннис, бадминтон, ловишки.

3. Развитие выносливости — одно из важнейших качеств туриста. Средства развития выносливости: ходьба, кроссовый бег, прыжки, ориентирование, ходьба на лыжах, плавание, спортивные и подвижные игры, аэробика. Пешие прогулки-походы представляют собой один из важнейших организованных способов двигательной деятельности. Они могут включать следующие составляющие: — переход к месту отдыха с преодолением разных естественных препятствий; — наблюдение в природе и сбор природного материала; — беседа о лесе; — выполнение имитационных движений; — комплекс игр и физических упражнений, в том числе на полосе препятствий; — самостоятельные игры (на привале).

 4. Структура и примерное содержание прогулки — похода в лес для детей 5 — 7 лет.

 I часть. Сбор и движение до первого привала (30 мин.).

 II часть. Остановка, привал (10-15 мин.).

III часть. Движение по разработанному маршруту, комплекс игр и физических упражнений (25-30 мин.).

 VI часть. Самостоятельная деятельность детей (15-20 мин.).

 V часть. Сбор детей и возвращение в детский сад (20-25 мин.) Пешие прогулки-походы с детьми старшего дошкольного возраста проводим на расстояния 1,5-4 км, длительностью 1 -3 часа.

 5. Инструкция по охране жизни и здоровья детей. Были разработаны правила поведения во время туристских походов: — строго подчиняться воспитателю; — без разрешения не рвать растения, не собирать грибов и ягод; — не оставлять товарища в беде, всегда приходить к нему на выручку, помогать слабому; — оставлять место отдыха всегда чистым. Особые требования: — туристический поход проводится только после тщательного изучения маршрута; — с детьми идут не менее двух взрослых; — одежда дошкольников должна соответствовать сезону; — каждый взрослый должен знать ядовитые грибы, ягоды, травы, растущие в данной местности; изучить содержание аптечки и правила пользования ею, чтобы при необходимости оказать первую помощь; — при переходе улиц, больших дорог, перекрестков, необходимо соблюдать правила дорожного движения; — в походе учитывать индивидуальные физические возможности детей.

 Мини-проект по теме: Поход «выходного дня» в «Сосновый бор». Продолжительность работы по проекту: с 15 сентября до15 октября и с 10 мая по 10 июня. Обоснование необходимости проекта. Гипотеза.

1. В результате планомерной работы по развитию детского туризма, у детей разовьются физические качества, умение двигаться в одном темпе с другими участниками похода.

 2. Дети получат развитие речи. Пополнится запас знаний об окружающем мире, разовьется умение устанавливать логические связи между явлениями в природе.

 3. «Юные туристы» получат развитие эмоциональной сферы, основ экологического мышления, желания беречь и охранять природу.

4. У родителей возникнет понимание необходимости проводить больше свободного времени с детьми; окрепнут внутрисемейные связи.

5. У педагогов пополнится опыт работы с детьми через организацию «Походов выходного дня». Они смогут познакомить коллег с проектом для использования его в работе с детьми других групп ДОУ.

Цели и задачи: 

1. Пополнение опыта детей в двигательной активности.

 2. Формированию опорно-двигательной системы организма, развитие психофизических качеств.

 3. Закрепление умения участвовать в подвижных играх с правилами, придумывать варианты игр, организовывать их проведение.

 4. Развитие целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

5. Приобщение к ценностям здорового образа жизни.

6. Развитие познавательного интереса.

7. Развитие всех аспектов речи.

8. Формирование основ экологической культуры.

 9. Развитие эмоциональной сферы ребёнка.

Подготовительный этап. Педагоги: - Проводят анкетирование родителей с целью выявить отношение к детскому туризму, готовности участвовать в проекте. - Изучают и анализируют ответы на вопросы анкеты. - Изучают литературу по теме. Рекомендации пилотной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы в образовательной области «Физическое развитие». - Изучают программу «Играйте на здоровье» Л.Н. Волошиной.

 Книги:

1. В. Шишкина, М. Дедулович. «Прогулки в природу» М., «Просвещение», 2002г.

 2. Н. В. Кравченко. «Прогулки в детском саду», «Творческий центр», 2010г.

-Изучают данные оценки уровня физических показателей и здоровья детей. - Строят стратегию работы, выбирают механизмы достижения поставленных целей. - Отбирают научную литературу, загадки и пословицы о физкультуре и туризме, иллюстрации и журнальные статьи. - Готовят картотеку подвижных игр. - Просматривают материалы сайтов Интернет, подбирают материал для информационного стенда для родителей. - Готовят информационный стенд по теме. Родители. -Знакомятся с содержанием информационного стенда. -Участвуют в мониторинге по теме проекта. -Вместе с детьми участвуют в проекте. -Обсуждают экипировку, набор продуктов, распределение груза между ребёнком и взрослым. -Обговаривают с детьми маршрут движения от дома до детского сада, места сбора. Дети. -Принимают посильное участие в экипировке для похода, формировании содержимого своего рюкзака и рюкзака взрослого. -Участвуют в обсуждении безопасного пути от дома до места сбора.

 Основной этап. Педагоги. -Участвуют в подвижных играх, организованных взрослыми и детьми. Привлекают родителей к участию в игровой деятельности. -Вовлекают детей в беседу об окружающей природе, состоянии растений. -Направляют мыслительную деятельность детей на установление взаимосвязей между явлениями в природе. -Загадывают загадки о природе, побуждают детей к придумыванию загадок об окружающем мире. -Организуют чаепитие. -Следят за соблюдением правил техники безопасности при нахождении в «Сосновом бору». -Напоминают родителям о необходимости проверить состояние одежды детей: поменять носки при необходимости, надеть перчатки. -Убирают место привала вместе с родителями; заливают костёр, собирают мусор. -Контролируют начало движения в сторону дома: наличие детей, отсутствие забытых на месте привала вещей. Дети. В процессе движения по маршруту наблюдают за окружающим миром, называют объекты живой и неживой природы, обращают внимание других участников похода на увиденное, устанавливают взаимосвязи между явлениями природы (наступила холодная осень, в муравейниках закрыты все ходы, муравьи впали в состояние сна до теплых весенних дней.).Взрослые побуждают детей к наблюдению за другими объектами природы: лиственными и хвойными деревьями, травой, брусничником и черничником, обращают их внимание на отсутствие насекомых., помогают выстраивать логические цепочки взаимосвязи явлений в природе. Дети собирают шишки хвойных деревьев, понравившиеся ветки необычной формы, другой природный материал для изготовления поделок в группе. На привале ребята принимают активное участие в подвижных играх, организуют свои игры с правилами и без правил. Родители. В ходе движения по маршруту идут рядом с детьми, обеспечивая безопасность передвижения; ведут младших детей за руку. Участвуют в наблюдении за окружающим миром природы, обсуждении взаимосвязи явлений. На привале помогают разжечь костёр, следят за безопасностью детей во время наблюдения за огнём. При необходимости, меняют носки на запасные, сухие. Участвуют в подвижных играх, предлагают свои варианты игр. Во время сборов в обратный путь помогают убрать место стоянки (залить костёр, собрать мусор), проверить наличие всех детей, организовать движение по направлению к дому.

 Заключительный этап. Работа с детьми. Обсуждение похода в «Сосновый бор»: что запомнилось, что особенно понравилось. -Рассматривание выставки фотографий. -Рисование осенних пейзажей. Выставка работ. -Чтение рассказов, текстов описательного характера об осени, природе; сравнение с увиденным в походе. Чтение наизусть стихов об осени. Работа с родителями. -Мониторинг родителей с целью определения уровня заинтересованности работой в проекте, внесения дополнений к организации походов; введения в традицию походов «выходного дня», предложений по изменению и дополнению формата совместной деятельности в будущем. -Изготовление с детьми поделок из собранного природного материала, рисунков для выставки работ в детском саду, Педагоги. -Выставка фотоматериалов «Поход выходного дня». -Выставка детских рисунков и поделок из природного материала по воспоминаниям о походе. -Обобщение педагогического опыта: выступление по теме проекта на педчасе в ДОУ. Прогнозируемые результаты. Долгосрочные. -Повысилась педагогическая компетентность воспитателей и родителей через пополнение знаний о значении туризма для развития детей. -Сформировалось понимание необходимости развивать физические качества детей, умственную деятельность, эмоциональную сферу через детский туризм. -У родителей появилось стремление активно участвовать в жизни группы. -Дети получили физическую нагрузку соответственно возраста, что способствовало развитию всех органов и систем детского организма. Краткосрочные результаты. -Дети получили дневную норму физической нагрузки, что способствует поддержанию ровного эмоционального фона в течении дня. -Обогатились новыми впечатлениями от встреч в природе. -Получили толчок к развитию всех аспектов речи, развитию словаря через стремление выразить впечатления от похода. -Пополнили знания об осенних изменениях в природе и погоде. -Развились мыслительные процессы. -Повысилось умение выделять и формировать моральные нормы и правила поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подарок детскому саду от выпускников.

Как оставить что-то необычное, оригинальное и памятное о выпускной группе детскому саду ? Подробности в этом материале. ...

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ПОДГОТОВКЕ РЕБЕНКА К ПОСЕЩЕНИЮ ДЕТСКОГО САДА

Рекомендации для родителей в которых описывается:-В каком возрасте ребенок лучше привыкает к детскому саду.-Как можно подготовить ребенка к дошкольному учреждению....

Урок – экскурсия с детьми из детского сада.

Цели: познакомить ребят со зданием школы, проявить интерес к учению....

Преемственность: детский сад - школа, конспект урока математики для воспитанников детского сада

Учить сравнивать предметы, использовать знания в практической деятельности;Учить воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 в порядке увеличения и уменьшения;Знакомить с геометрическими ...

Выступление в детском саду перед родителями "Преемственность детского сада и школы"

Выступление содержит рекомендации, как готовмть ребенка к школе...

Преемственность детского сада и школы в реализации моделей личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми с учетом принципов поддержки детской инициативы

Дети с большим желанием и положительным настроем идут в школу. На успешное обучение настроены и родители. Большие надежды возлагают педагоги на своих будущих учеников. Но первые трудности, которые неи...