Модель "Росинка"
статья по зож (1, 2, 3, 4 класс)

Кит Ирина Сергеевна

программа Росинка для начальной школы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nasha_modelrosinkaitog.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

В новых Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования ведущая роль отводится укреплению физического и духовного здоровья младших школьников и это становится приоритетом в государственной образовательной политике. Необходимо обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Здоровье детей школьного возраста, как и других групп населения, зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении. Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения, включая  физическое воспитание.

Поэтому,   если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать ЗОЖ, то только в этом случае можем надеяться, что будущее поколение будет здоровым и развитым  интеллектуально, духовно  и физически.

таким образом, исходя из вышеизложенного,  возникла  потребность в создании и реализации  модели «Росинка».

Модель «Росинка»  начальной ступени ГБОУ «Республиканская кадетская школа-интернат» создана для формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, способствующих духовному и физическому развитию младших школьников, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Реализация модели по формированию основ здорового образа жизни организуется в соответствии и на основании нормативно-правовых документов:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании».
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
  3. Примерная программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
  4. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОУ (Постановление от 29.12.2010 г № 189).
  5. Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001).
  6. Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000).
  7. О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999).
  8. Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002).
  9. Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.).

        При составлении модели «Росинка» учитывались факторы, оказывающие существенное влияние на состояние здоровья детей:

  • факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения (не соблюдение санитарно-технических норм, предъявляемых к образовательному процессу, учебные перегрузки, однообразные виды деятельности, гиподинамия, нарушение режима питания, несоблюдение правил техники безопасности и т.п.);
  • активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
  • особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью.

Цель модели: формирование базовых компетенций в области здорового образа жизни, направленных на духовное и физическое развитие учащихся начальных классов.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

  • создать эффективно-развивающееся, оздоровительное и образовательное пространство для реализации модели «Росинка»;
  • предоставить возможность каждому ребенку для самоопределения, самореализации и саморазвития его индивидуальных особенностей с помощью программ дополнительного образования;
  • развить у детей активный познавательный интерес к ведению здорового образа жизни через уроки здоровья;
  •  сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
  • научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
  • сформировать представление:
  •  о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
  • о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
  • о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т.п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
  • о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
  • воспитать морально-волевые качества, потребность, способность и умение заботиться о собственном здоровье, духовном и телесном благополучии (умение применять элементы точечного массажа, элементы суставной гимнастики для снятия мышечного статического напряжения);
  • обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
  • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

В основу модели взяты принципы научности, учета психовозрастных особенностей  учащихся, объективности и достоверности, доступности, системности и последовательности, сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм и методов.

Содержание модели «Росинка»

Организация  здоровьесберегающей образовательной модели «Росинка» основана на деятельностном подходе. Младшие школьники постоянно вовлекаются в различные творческие, интерактивные ситуации, конечный результат которых можно использовать в реальной жизни.

 Модель «Росинка» рассматривается в следующих направлениях:

Р

расту, развиваюсь умным, здоровым,  духовно- богатым

Расту, развиваюсь - динамика показателей физического (рост, вес, окружность груди на вдохе, на выдохе и в паузе, окружность талии),  интеллектуального и духовного развития (ведение Дневника Здоровья).

Развиваюсь по программам дополнительного образования:  

  •  «Живое слово» (развитие речи),
  • «Растем здоровыми и сильными»

О

обучаюсь правилам личной гигиены через уроки здоровья

Программа «Уроки здоровья»  для учащихся 1-4 классов. Мероприятия  в режиме учебного дня школы (физкультурные минутки во время уроков, гимнастика до учебных занятий, подвижные игры на переменах).

  • спортивные праздники,  "Дни здоровья";
  • туристические походы, экскурсии;
  • спортивные викторины;
  • устные журналы оздоровительно-спортивной направленности;
  • наглядная агитация (Галерея успехов, стенды, плакаты).

С

созидаю себя, всё вокруг себя

Программы дополнительного образования:

 «Волшебный мир оригами»,

  • «Папье-маше»,
  • «Квиллинг»,
  • «Дыхательная гимнастика»,
  • «Суставная гимнастика по М. Норбекову»
  • Закаливание (обливание, обтирание и т.д.)
  • ИЗО-студия, Театральная студия,
  • хореография,
  • цирковая школа,
  • секция по вольной борьбе

И

играю

Игра «Алтан бумбэ», которая проводится в конце каждой четверти (4 раза в год)  и является критерием для промежуточного оценивания уровня усвоения базовых компетенций, обеспечивающих духовное и физическое развитие детей

Программы дополнительного образования:

«Вся жизнь - игра», «Умники и умницы» (интеллектуальные игры)

Н

нравлюсь себе и окружающим

  • Тренинги:
  • Я нравлюсь себе
  • Я нравлюсь окружающим
  • Мне нравятся мои друзья и окружающие люди
  • Мне нравится мир, в котором я живу

Программа дополнительного образования:

«Вокальное искусство»

К

базовые компетенции в области основ ЗОЖ у младших школьников

1. Ценностно-смысловая компетенция:

-формирование мировоззрения, связанного с ценностными ориентирами ученика на здоровье и здоровый образ жизни,

- умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков,

-умение принимать решения, направленные на укрепление и сохранение своего здоровья.
2. Общекультурная компетенция:

- знание духовно-нравственных культурологические основ, семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль спорта и физкультуры в жизни человека.

3. Познавательная компетенция:

- учебные достижения;

- интеллектуальные задания;

- умение учиться и оперировать знаниями.

4. Информационная компетенция:

- умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию о сохранении здоровья, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее на конференциях, докладах, в рефератах.
5. Коммуникативная компетенция:  - знание способов взаимодействия с окружающими людьми, навыки работы в команде, владение различными социальными ролями в коллективе, обеспечивающие взаимное сохранение здоровья.
6. Социальная компетенция: означает владение знаниями и опытом в сфере общественного здоровья, в социально-трудовой деятельности, в сфере семейных отношений и обязанностей.

7. Личностная компетенция:

– развитие индивидуальных способностей и талантов;

– знание своих сильных и слабых сторон;

– способность к рефлексии;

– динамичность знаний.

8. Самообразовательная компетенция:

– способность к самообразованию, организации собственных приемов самообучения;

– ответственность за уровень личной самообразовательной деятельности;

– гибкость применения знаний, умений и навыков в условиях быстрых изменений;

– постоянный самоанализ, контроль своей деятельности.

А

ай, да молодец!  (рефлексия)

Самооценивание и саморегуляция

Основные этапы организации работы для реализации модели «Росинка»

        Первый этап – организационный: анализ состояния образовательного процесса и планирование деятельности педагогов по данному направлению, в том числе по:

  • организации режима дня детей, их нагрузкам, питанию, физкультурно-оздоровительной работе, сформированности элементарных навыков гигиены, рационального питания и профилактике вредных привычек;
  • организации просветительской работы ГОУ СОШ-И №2 с учащимися и родителями (законными представителями);
  • выделению приоритетов в работе школы с учётом результатов проведённого анализа, а также возрастных особенностей обучающихся на ступени начального общего образования.

        Второй этап – основной: внедрение и реализация модели «Росинка».

  • внедрение в систему работы начальной школы  программы «Уроки Здоровья» в 1-4 классах, а также дополнительных   образовательных программ, реализовывающихся во внеурочной деятельности;
  • проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и других активных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни;
  • привлечение педагогов и родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.

Сроки реализации модели: программные мероприятия охватывают период учебного года с учётом каникулярного времени.

Критерии оценивания

Для отслеживания динамики духовного и физического развития учащиеся должны иметь специальные папки - «Алтан бYмбэ». В этих папках имеются разделы «Дневник здоровья», в которых отражаются физиологические данные, результаты всех тестово-диагностических работ,  и «Мои достижения», где накапливаются «росинки» трех видов по результатам индивидуального первенства игры «Алтан бYмбэ», который является критерием оценивания уровня усвоения базовых компетенций, направленных на физическое и духовное развитие учащихся.

Каждая диагностическая работа включает в себя разные по форме задания: задания с выбором ответа (выбор одного из предложенных вариантов ответа имеет качественную характеристику, он определенно указывает, в чем ошибочность рассуждений ученика), задания с кратким ответом, задания на классификацию, задания на установление соответствия.  Каждое задание оценивается от 0 до 3 баллов. Затем определяется соответствующий уровень.

Золотая капля – высокий уровень (больше 80% освоения базовых компетенций).

Серебряная капля – выше среднего (60-80% освоение базовых компетенций)

Прозрачная капля – средний уровень (50-60% освоение базовых компетенций)

Ожидаемые результаты реализации модели «Росинка»:

  • положительная динамика духовного и физического развития младших школьников;
  • сокращение количества уроков, пропущенных по болезни;
  • активизация интереса детей к ведению здорового образа жизни;
  • рост числа учащихся, занимающихся в спортивных секциях, кружках дополнительного образования;
  • высокий уровень сплочения детского коллектива;
  • активное участие родителей в делах класса;
  • способность выпускника начальной школы соблюдать правила ЗОЖ.

Исходя из ожидаемых результатов, нами создана прогнозируемая модель личности ученика:

Развитый

Одаренный, общительный

Добрый, дружелюбный

Надежный, наблюдательный

Интеллектуальный

Красивый, культурный, компетентный в области ЗОЖ

ИСТОЧНИКИ

1. Воронова Е.А., Здоровый образ жизни в современной школе: программы, мероприятия, игры. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 245 с. - (Сердце отдаю детям).
2. Ковалько В.И., Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2007. - 304 с. - (Педагогика. Психология. Управление).
3. Науменко Ю.В., Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности. Методические рекомендации для педагогов и руководителей ОУ. - М.: Издательство "Глобус", 2009. - 125 с. - (Управление школой).
4. Примерная основная образовательная программа ОУ: Начальная школа. - М.: Просвещение, 2010. - 128 с. - (Стандарты второго поколения).