РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.
статья по зож

Дубакова Наталья Александровна

 

Одна из самых актуальных тем  во все времена – это здоровье человека, особенно здоровье подрастающего поколения. Серьёзную тревогу специалистов вызывает состояние здоровья  школьников. По данным Минздрава РФ на сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zozh_v_nachalnoy_shkole.docx25.31 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

Одна из самых актуальных тем  во все времена – это здоровье человека, особенно здоровье подрастающего поколения. Серьёзную тревогу специалистов вызывает состояние здоровья  школьников. По данным Минздрава РФ на сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения.

Проблема многогранна и требует усилий многих специалистов, в том числе и учителя начальных классов. Через учреждения начального  образования  проходит всё население, и именно на этом этапе социализации личности формируется индивидуальное здоровье детей и всего общества. Главными причинами ухудшения состояния здоровья являются малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса многими дисциплинами, несбалансированное питание, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, неблагополучная экологическая ситуация.                 Всё это предполагает актуальность проведения мероприятий по валеологизации  учебно – воспитательного процесса в целях улучшения здоровья учащихся, профилактики заболеваний, как на уроках, так и во внеурочное время.

Основной воспитательной задачей нашей школы является формирование творческой, гармонично развитой, активной и здоровой личности.

Поэтому  целью моей работы стало формирование ЗОЖ у младших школьников. Для достижения поставленной цели, мною решались следующие задачи:

      1.Воспитание у детей потребности в здоровье.
     2.Создание правильных представлений о здоровом образе жизни.
     3.Обучение детей навыкам   здорового образа жизни, как  неотъемлемой части существования личности.
     4. Реализация в условиях образовательного учреждения мероприятий по повышению двигательной активности, закаливанию обучающихся, охране психического здоровья.

На первое место в решении проблемы укрепления и сохранения здоровья я ставлю  семью. А это подразумевает большую работу с родителями. Главная  цель  работы с родителями - просвещение по вопросам  воспитания ЗОЖ у детей в семье, приобщение  родителей  к активному  участию в  формировании навыков ЗОЖ у детей. Родители – главный пример для ребёнка и, если родители сами следят за своим здоровьем, за своей физической формой, то и ребёнок будет жить по тем правилам и законам, которые существуют в семье.

Формы и методы работы с родителями:

  1. родительские собрания, темы которых связаны с укреплением и сохранением здоровья у школьников (Н-р: «Компьютер: друг или враг?», «Я - пример для своего ребёнка» и т.д.);
  2. привлечение родителей к участию в совместных с детьми мероприятиях, направленных на формирование ЗОЖ (совместные походы «Арбузники», спортивные и развлекательные мероприятия, Дни здоровья);
  3. постоянные беседы и консультации по предупреждению заболеваний, по сохранению и укреплению эмоционального здоровья с привлечением  мед. работника;
  4. анкетирование;

Следующим по значимости  направлением в укреплении здоровья школьников считаю снижение психоэмоционального напряжения, стресса, тревожности. Поэтому постоянно  провожу со своими детьми  мероприятия по профилактике стрессовых состояний путём обучения школьников навыкам управления своими эмоциями и формирования чувства уверенности в себе. Это курс психогимнастики, - специальных занятий на развитие различных сторон психики ребёнка, -  разработанный М.А.Чистяковой. На этих занятиях широко использую элементы изотерапии, практически все занятия имеют музыкальное сопровождение. Курс психогимнастики  я провожу  раз в неделю по полчаса.

При эмоциональном напряжении возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц.  Самостоятельно дети не могут избавиться от этого напряжения, поэтому мы с детьми учимся расслаблять мышцы, чувствовать напряжение мышц, изменять степень их напряжения и совсем снимать его, расслабляя определённые группы мышц. Упражнения на релаксацию я провожу в течение 2-3 минут практически на каждом  уроке. Вот только несколько методов, которые я применяю для освоения техники релаксации : метод подражания (имитация), метод удобного положения, метод смены напряжения и расслабления мышц, метод “дыхания по кругу”, словесный метод (рифмованные упражнения) и т.д.

 С целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности, профилактики нарушения осанки, повышения внимания и эмоционального тонуса я постоянно использую  физкультминутки. Они проводятся ежедневно, от  1 до 3-х  на каждом уроке.

Так же я провожу динамические  паузы – комплекс физических упражнений и игр, проводимых на большой перемене после третьего урока.

Для детей  более интересен групповой способ проведения динамических пауз, т.к. он в основном состоит из подвижных и музыкальных игр. После таких перерывов дети становятся более активными, у них формируется мотивация к изучаемому предмету, заметно улучшается психоэмоциональное состояние, а также изменяется отношение к себе и своему здоровью.

Большую часть всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем в целях профилактики нарушений зрения. Специалистами по охране зрения разработаны различные упражнения. Для профилактики близорукости и замедления её прогрессирования я использую специальную гимнастику для глаз - офтальмотренажёр, специальную схему зрительно-двигательных проекций. Эта схема разработана группой профессора, доктора медицинских наук В.Ф.Базарного. Вот некоторые упражнения, которые я постоянно использую в своей работе: «вверх-вниз, влево – вправо», «круг», «квадрат», «покорчим рожи» (изобразить мордочки различных животных или сказочных персонажей) и т.д. Упражнения для тренировки зрения и для снятия напряжения я провожу ежедневно во время физкультминуток.

            В летние каникулы в школе работает пришкольный оздоровительный лагерь с дневным  пребыванием детей. Ежегодно в нём оздоравливается от  83%  до 100%  школьников.

И, безусловно,  в обязательном порядке в  начале и в конце каждого учебного года провожу  анкеты по сформированности гигиенических навыков и мотивации к ЗОЖ.

Сделав анализ  анкет  родителей и учащихся, я пришла к выводу: положительные результаты очевидны. Процент учащихся, соблюдающих режим дня, правила гигиены заметно  вырос. Положительный результат виден и в развитии мотивации ЗОЖ.

В первом классе отмечается высокий уровень распространенности простудных заболеваний (это связано ещё и с тем, что наша школа находится в значительной удалённости от мест проживания детей, которые добираются до неё в основном пешком). К четвёртому классу  эти показатели незначительны. Количество неболеющих детей составляет более 85%. Число учащихся с I и II группами  здоровья увеличилось на 28,6%. Растёт уровень физической подготовки  учащихся, о чём свидетельствуют грамоты и дипломы, выданные моим ученикам за победы и участия в спортивных мероприятиях школьного, муниципального и регионального уровней.  100% (!)  моих детей посещают секции волейбола, баскетбола, тхэквондо, спортивной аэробики.

Я учу детей самостоятельности, стараюсь  развивать их творческие способности при проведении физических упражнений и подвижных игр. Всё это  повышает  интерес к двигательной активности, активизирует  мыслительную и эмоциональную сферы. Конечно,  всё это  традиционные и повседневные режимные моменты учебного дня школьника и их применяют в своей работе  многие учителя, но очень важно использовать всё это постоянно, в системе. Только так можно добиться значительных результатов

Таким образом, работая над развитием навыков  здорового образа жизни  у младших школьников, я пришла к выводу, что школа не только может, но и  должна быть местом укрепления здоровья учащихся. И главной целью педагогической деятельности учителя должно  быть не только образование, но и воспитание мотиваций, которые обеспечат активное и сознательное привлечение каждого ученика к процессу сохранения и укрепления здоровья как физического, так и психического, и духовного.

Литература

  1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе: Методические материалы в помощь психологам и педагогам / Е.А.Алябьева.- М.:ТЦ Сфера. – 2003. – 88с.
  2. Бутова С.В.Оздоровительные упражнения на уроках [Текст] / С.В.Бутова //Начальная школа.-2006.- №8.- с.98.
  3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1 – 4 классы/ В.И.Ковалько.- М.:ВАКО. -2004. – 296с.
  4. Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра/ Е.П.Митина // Начальная школа. - №6. – 2006.- с.56.
  5. Павлова М. А. Формирование здорового образа жизни у младших школьников. [Текст] /М. А.  Павлова .- Волгоград:  Учитель. -2009. – с. 143 . ISBN: 978-5-7057-1961-7
  6. Ракитина Л.И. Способы борьбы с усталостью учащихся и потерей внимания на уроках[Текст]/Л.И.Ракитина, Г.Д.Чамовских//Завуч начальной школы.- 2007. - №8. - с.69.
  7. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы/Н.К.Смирнов.- М.:АПКПРО. – 2002.- с.10.
  8. Цабыбин С.А. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе/С.А.Цабыбин. – Волгоград: Учитель. – 2008.- 172с.
  9. Чистякова М.И.  Психогимнастика [Текст] / М.И.Чистякова; ред. М.И. Буянова  -  М.: Просвещение. -  1990. – 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование здорового образа жизни детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности

Наша работа, в первую очередь, была нацелена на  сохранение и  укрепление здоровья обучающихся. Формирующий эксперимент включал в себя работу по программе внеурочной деятельности по спортивн...

Формирование системы потребностей и мотивации здорового образа жизни детей младшего школьного возраста.

В статье рассказывается об опыте работы учителей начальной школы по теме " Формирование системы потребностей и мотивации здорового образа жизни детей младшего школьного возраста". Представле...

Развитие навыков здорового образа жизни у младших школьников

Развитие навыков здорового образа жизни у младших школьников...

Развитие навыков здорового образа жизни обучающихся младшего школьного возраста в рамках внеурочного курса по физической культуре.

Статья раскрывает  развитие навыков ЗОЖ обучающихся младшего школьного возраста в рамках внеурочной деятельности по физической культуре....

Технологии формирования здорового образа жизни в младшем школьном возрасте

Проблема формирования основ здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста является одной из наиболее значимых в современной педагогике. С одной стороны, в текущем периоде происходит значи...

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

По данным статистики в последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей младшего школьного возраста: увеличение хронических заболеваний, сокращение числа здоровых выпускников по окончании шко...

Статья "Основы здорового образа жизни ребенка младшего школьного возраста"

                                       сознание жизни, смерти и бессмертия&helli...