Здоровьесберегающие технологии
статья по зож (1 класс) на тему

Гулевич Галина Ивановна

О проблемах сохранения и формирования здоровья ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchie_tehnologii.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 37

имени Новикова Гаврила Гавриловича»

г. Кемерово

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ  

   

Составила

Гулевич Галина Ивановна,

учитель начальных классов

2017

         Проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья ребенка является чрезвычайно актуальной. В последние годы в России наблюдается значительное ухудшение здоровья школьников. В школу активно вошла компьютеризация, создавая дополнительную нагрузку на зрение и психику учащихся. Увеличение объема образовательных нагрузок является причиной более выраженного утомления младших школьников. Учащимся не хватает движений, чистого воздуха, яркого света. По результатам исследований, у каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких  хронических заболеваний. Особенно неблагоприятная ситуация со здоровьем учащихся отмечается в школах нового типа (гимназиях, лицеях, школах с углубленным изучением предметов). По результатам профилактических осмотров различные заболевания регистрируются у 94,5 подростков. Организм ребенка младшего школьного возраста отличается незавершенностью развития важных органов и функциональных систем (центральной нервной системы, зрительного и слухового анализаторов, опорно-двигательного аппарата). Каждому педагогу известно, что только правильная организация учебной деятельности детей будет способствовать улучшению всех аспектов здоровья младших школьников. Поэтому задача современного учителя состоит в том, чтобы создать на уроке условия, не приносящие вреда здоровью учащихся. Для этого необходимо соблюдать гигиенические нормы и использовать в работе методы, которые позволяют укреплять и сохранять здоровье детей. Для решения этой задачи используются здоровьесберегающие технологии: профилактические; компенсаторно-нейтрализующие (физминутки); стимулирующие (создание ситуации успеха); информационно-обучающие (пропаганда здорового образа жизни).

 В соблюдение гигиенических норм входят: световой режим, проветривание кабинета, ростовая мебель, оформление доски мелом желтого цвета. Существует множество физминуток для снятия напряжения, волнения, коррекции осанки, профилактики простудных заболеваний. Используя их на уроках, педагог проводит пропаганду здорового образа жизни. Особой заботы требуют и глаза ребенка. Детям с нормальным зрением необходимо регулярно выполнять комплекс специальных упражнений для глаз. Острота зрения во многом зависит от общего состояния здоровья ребенка. В школе тренировка зрения необходима для снятия зрительного утомления, особенно после работы на близком расстоянии при чтении и письме. Существует немало простых упражнений для глаз: моргание, движение глазами вверх-вниз, из стороны в сторону, вращение. Для тренировки зрения можно применять цветотерапию, плакат-схему зрительно-двигательных траекторий («восьмерка») или упражнение-тренинг со зрительными метками. Детям нравится работать с сенсорным тренажером-кругом. Он способствует правильной осанке и стимулирует развитие спинных мышц. Можно использовать методику динамических поз, или подвижный способ обучения В.Ф Базарного. Периодически переводить детей из положения, сидя, в состояние свободного стояния. В положении стоя они чувствуют себя свободнее, плечевой пояс у них расслаблен, нет давления крышки стола на диафрагму, а значит, нормально работает система кровообращения и дыхания, что приводит к улучшению снабжения всех органов, особенно коры головного мозга.

          Во многом сохранение здоровья зависит от образа жизни, который ведет человек. Привычки здорового образа жизни формируются в течение всей жизни, но основы закладываются в период дошкольного и младшего школьного возраста. Первичную информацию о здоровом образе жизни ребенок получает в семье. К сожалению, многие современные семьи не уделяют должного внимания формированию у детей привычек здорового образа жизни.  Часто воспитанию ребенка отводится второстепенная роль, в семье не соблюдаются правила личной гигиены, режима дня, питания и т.п. В связи с этим формирование привычек здорового образа жизни необходимо начинать с первых дней ребенка в школе. Конечно, необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности школьников, уровень сформированности у них умений и навыков здорового образа жизни. В начальной школе актуальным является проведение уроков и внеурочных занятий, в ходе которых у детей закрепляются необходимые навыки и умения, формируется убеждение о необходимости сохранять и укреплять свое здоровье. Данная работа осуществляется при изучении всех школьных предметов, но особенно при изучении таких учебных курсов, как ОБЖ, «Мир вокруг нас», «Ознакомление с окружающим миром», «Природоведение», «Физическая культура». Практика показывает, что эффективность уроков и внеклассных мероприятий повышается, если они проходят в игровой форме (ролевые игры, соревнования, игры-викторины, игры-путешествия и пр.). В качестве основных функций игры, организуемой в учебно-воспитательном процессе, можно выделить:

- обучающую – закрепление знаний, формирование умений и навыков, развитие познавательных процессов;

- развлекательную – создание благоприятной атмосферы на занятии;

- коммуникативную – сплочение детского коллектива;

- релаксационную – снятие напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему;

- психотехническую – формирование навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности.

        Проводя систематическую работу по формированию у учащихся начальных классов привычек здорового образа жизни, педагог тем самым оказывает содействие их гармоничному развитию, укрепляет физическую и духовную составляющие их здоровья. Совершенствуется нравственная сфера детей, делая их добрее и счастливее.

        Здоровьесберегающие образовательные технологии, в целом,  можно рассматривать как одну из самых перспективных образовательных систем XXI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья.

Золотыми правилами здоровьесбережения можно считать  следующие правила: 1). Соблюдайте режим дня! 2). Обращайте больше внимания на питание! 3). Больше двигайтесь! 4). Спите в прохладной комнате! 5). Не гасите в себе гнев, дайте ему вырваться наружу! 6). Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью! 7). Гоните прочь уныние и хандру! 8). Адекватно реагируйте на все  проявления своего организма! 9). Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!  10). Желайте себе и окружающим только добра!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Статья "Здоровьесберегающие технологии, как методологическая основа педагогики здоровья. Программа «Разговор о правильном питании» в системе здоровьесберегающих технологий".

Статья определяет понятие здоровьесберегающей педагогики и её отличие от валеологии. Даны классификации здоровьесберегающих технологий,  определены условия, при которых технологии являются здоров...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы при использовании современных образовательных технологий

МБУ МОШ №26          Доклад на тему:«Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы при использовании современных образователь...

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »

Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...

Здоровьесберегающие технологии. Голобородько Н. В. «Здоровьесберегающие технологии в образовании»

Стремительное ухудшение состояния здоровья детей стало общепризнанным фактом. Ни медицина, ни образование не успевают адекватно реагировать на эти изменения. Поэтому особую актуальность приобретают лю...