Рабочая программа по учебному курсу «Основы здорового образа жизни»
рабочая программа по зож (2 класс) на тему

Комарова Екатерина Витальевна

Рабочая программа по предмету «Основы здорового образа жизни» для  2 класса  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения младшими школьниками основ здорового образа жизни .  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл annotatsiya_k_ozozh.docx13.91 КБ
Файл osnovy_zdorovogo_obraza_zhizni_.docx32.1 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация к рабочей программе по основам здорового образа жизни, составленной на основе основной образовательной программы ФГОС НОО МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области» и в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения младшими школьниками основ здорового образа жизни.

Название

ОЗОЖ

Используемый УМК

1 Брадвей Л.,Хил Б.А.Ребенок от7-14 лет .-М .:1995

2 Андреев Ю.Три кита здоровья .-М.:1994

3 Сухарев А.П .Здоровье и физическое воспитание детей.- М.:1991

Класс

2

Количество часов

35

Цель курса

формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном ми-ре, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и без-опасного поведения.

Структура курса

Этический блок

Психологический блок

Правовой блок

Семьеведческий блок

Медико-гигиенический блок



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение  «СОШ п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области»

   

   «Утверждаю»

Директор МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик»                                                                                ______________________     /Л.Н. Промкина

   приказ №_______ от «_____»_________ 2016г.                                                                          

Рабочая программа

по учебному курсу

«Основы здорового образа жизни»

во 2 «А»  классе

на 2016 – 2017  учебный год

                                                                                                  Составитель:

                                                                                 Комарова Екатерина Витальевна

                                                                                    учитель начальных классов

                                                                                                                                                                     

п. Красный Текстильщик 2016 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Основы здорового образа жизни» для  2 класса  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения младшими школьниками основ здорового образа жизни .  

Цели регионального курса «формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.

Программа предусматривает получение учениками знаний и навыков, необходимых для создания семейных отношений и воспитания детей, формирование потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний, ухода за больными, рационального питания и других способов самосовершенствования.

Содержание программы предполагает изучение вопросов философии, этики, морали, психологии, социологии, экономики, правоведения, семьеведения, сексологии, физиологии, анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды, обучения и воспитания здорового образа жизни.

Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий. Большое место уделяется практическим занятиям, на которых проводятся тренинги, анкетирование и тестирование, игровое моделирование. Предполагается широкое использование технических средств (аудио- и видеотехники), наглядных пособий (таблиц, схем, фотографий и др.) проведение индивидуальных и групповых консультаций.

В программу включены совместные занятия родителей и детей. В образовательном учреждении необходимо организовать родительский всеобуч по ключевым вопросам воспитания подрастающего поколения.

Задачи курса: 

Разнообразить формы работы по формированию у учащихся культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья. Обеспечить оздоровительными видами деятельности режим дня школьника. Разработать мероприятия, которые уменьшают риск возникновения заболеваний и повреждений, связанных с социальными аспектами жизни учащихся начальной школы. Пропагандировать здоровый образ жизни. Помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития; Способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании.

Срок реализации программы – 2016-2017 учебный год

На  изучение предмета «Основы здорового образа жизни » во 2 классе «Красота спасет мир» отводится 35 часа в год (35 учебные недели). Данный предмет интегрирован с учебным курсом «Окружающий мир»

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

«Основы здорового образа жизни»

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания предмета «ОЗОЖ», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизни учащихся. Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры: • понимание ОЗОЖ как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств; • понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека; • понимание ОЗОЖ как средства организации здорового образа жизни; • бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья; • уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности; • ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности; • восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными образцами и эстетическими канонами, формирование физической красоты с позиций укрепления и сохранения здоровья; • понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного 6 предмета «ОЗОЖ». Предметные результаты, так же как и метапредметные, проявляются в разных областях культуры: • знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни; • способность проявлять инициативу и творчество на уроках, доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности; • способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к учащимся в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований; • способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития; • способность организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений, подбирать упражнения координационной, ритмической и пластической направленности, режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности; • способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «ОЗОЖ». Личностные результаты могут проявляться в разных областях культуры: • владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам; • владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний; • владение знаниями по основам организации и проведения занятий оздоровительной направленности, составлению содержания занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности; • способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий, игровой и соревновательной деятельности; • способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении; • красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять; • хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и представлений; • культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ   ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ                                                                                                                                                                                                  

В результате изучения предмета «Основы здорового образа жизни»

учащиеся научатся: основам как воспитывать уверенность и бесстрашие; что значит совершать доброе дело; что такое ложь; почему дети и родители не всегда понимают друг друга; как воспитать в себе сдержанность; как отучить себя от вредных привычек; как относиться к подаркам; как следует относиться к наказаниями; как нужно одеваться; как вести себя с незнакомыми людьми; как вести себя, когда что-то болит; как вести себя за столом; правила поведения за столом; как вести себя в гостях; как вести себя в общественных местах; правила вежливого общения; что делать, если не хочется в школу; чем заняться после школы; что такое дружба и  кто может считаться настоящим другом; как можно помочь родителям; как можно помочь больным и беспомощным.

 

Учащиеся получат возможность научиться общаться без напряжения и страха; думать о своих поступках; избегать при общении лжи; стараться понимать своих родителей; уметь сдерживать себя в необходимой ситуации; стремиться избавиться от вредных привычек; уметь принимать и дарить подарки; оценивать свои поступки, за которые получили наказание; одеваться по ситуации; быть ответственным за своё поведение; помочь себе при сильной боли; уметь сервировать стол; соблюдать гостевой этикет; соблюдать правила поведения в транспорте и на улице, в театре, кино, школе; уметь разговаривать по телефону; уметь помочь себе справиться с ленью; уметь организовать свой досуг; выбрать друзей; уметь оказать посильную помощь родителям; помочь больным и беспомощным.    

Программа каждого года обучения состоит из пяти блоков:

Содержание этического блока включает основные философские понятия о мире, жизни, закономерностях существования Вселенной. Формирует такие понятия как забота, ответственность, любовь, красота, гармония,  счастье, смысл жизни, творчество, свобода, добро и зло, жизнь и смерть.

Содержание психологического блока развивает понятия о строении и проявлении психики, структуре личности, самоанализе и саморегуляции. Формирует и развивает умения приводить в гармонию и единство различные стороны своей личности. Предлагаются темы и тренинговые упражнения, направленные на развитие личности, интеллектуальной и эмоциональной сфер, чувства собственного достоинства, профилактики болезней, асоциального поведения и умения быть здоровым.

Содержание правового блока обеспечивает необходимыми знаниями о правах и обязанностях человека в семье, формирует навыки правого поведения, правильное понимание свободы и необходимости.

Содержание семьеведческого блока дает комплексные знания о механизмах создания, развития и функционирования семьи. Формирует ценность и потребность в семье; развивает навыки эффективного семейного взаимодействия, грамотного и ответственного воспитания детей, реализации здорового образа жизни в семье; способствует развитию полоролевого поведения, мужественности и женственности.

Содержание медико-гигиенического блока дает основные знания о гигиене и профилактике болезней; раскрывает связь состояния психики с состоянием нашего тела; формирует отношение к своему телу как к ценности; развивает навыки ухода за телом, правильного питания, режима труда и отдыха. Особое внимание уделяется репродуктивному здоровью, формируется негативное отношение к вредным привычкам, в том числе к употреблению наркотиков, алкоголя, табака, токсических веществ.

                                   

  Содержание тем учебного курса «Основы здорового образа жизни»

Наименование разделов

Всего часов

1

Этический блок

5 ч

2

Психологический блок

6 ч

3

Правовой блок

6 ч

4

Семьеведческий блок

4 ч

5

Медико-гигиенический блок

14 ч

Итого

34 часа

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Брадвей Л.,Хил Б.А.Ребенок от7-14 лет .-М .:1995

2 Андреев Ю.Три кита здоровья .-М.:1994

3 Сухарев А.П .Здоровье и физическое воспитание детей.- М.:1991

«Рассмотрено»

«Согласовано»

Руководитель ШМО

МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик»

___________________(Иноземцева А.В.) Протокол заседания ШМО      №  1  

от «___»  08. 2016 г.

Зам. директора по УВР

МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик»

______________ (Иноземцева Е.Г.)

«___». 08.2016 г.


Развернутое тематическое планирование по ОЗОЖ. 2 класс.

(1 час в неделю. Всего: 35 ч. )

№ п/п

Тема урока

Кол-во час.

Тип урока

Форма контроля 

Дата проведения

Основные виды

учебной

деятельности

план

факт

1.

Я – часть природы.

1

уонз

ФО

Чтение сказки В. Катаева «Цветик – семицветик». Обсуждение понятий «добро и зло», « жизнь и смерть», «любовь», «счастье» . Игра «Волшебный цветок.

2.

Осанка, движение – суть жизни»

1

уоур

Т  

Чтение детских рассказов на тему «Смысл моей жизни». Обсуждение понятий « забота», « ответственность», «бережность»

3.

Красота окружающего мира.

1

уонз

СР

Стихи Б.Заходера «Что красивее всего?» Обсуждение понятия «красота». Выполнение рисунка на тему «Самое красивое в этом мире»

4.

Развитие познавательной сферы.

1

уонз

ФО

Что такое внимание?  Упражнение на внимание  «Вежливая гимнастика», «Заблудившийся рассказчик». Игры «Запомни цифры», «Запомни слова», «Запомни предметы»

5.

Развитие эмоциональной сферы.

1

уонз

Дидактическая игра

Что такое «эмоции». Какие бывают эмоции? Можно ли управлять своими эмоциями? Настроение. Рисование смайликов с разным настроением. Игра «Царевна- несмеяна», «Ночные звуки»

6

Развитие навыков общения.

1

уоур

Т

7.

Развитие навыков общения.

1

уоур

фо

Что такое «спор», «диалог», « монолог», «ссора», «договор». Игра «Доскажи историю». Как надо разговаривать друг с другом, знакомиться. Примирение после ссоры. Что такое дружба?

8

Правила поведения

1

уонз

фо

9

Правила поведения.

1

уоур

Работа в малых группах

Что такое «вежливость»? «Азбука вежливости» , стихи о вежливости. Сюжетно-ролевые игры « Я иду в кино», «Я иду в гости», « Я иду на день рождения», «Как вести себя за столом»

10.

Правила поведения и красота.

1

уонз

Работа в тпо

Устное сочинение «Какого человека я считаю красивым». Стихотворение В. Осеевой «Некрасивая девочка». Маяковский «Что такое хорошо и что  такое плохо»

11

Правила поведения и здоровье.

1

уоур

фо

12.

Правила поведения и здоровье.

1

уоур

ср

Тренировочные упражнения « Что такое хорошо и что такое плохо». Игровые ситуации «Правильно ли Буратино распределяет время», «Один день в гостях у Мальвины». Беседа «Зависит ли здоровье от нашего поведения».

13.

Чистота в школе и дома.

1

уоур

ФО

Что такое «чистота», «порядок». Для чего нужна влажная уборка. Конкурс «Кто лучше и быстрее уберёт свое рабочее место»

14.

Как навести порядок  дома и в школе.

1

уоур

ФО

Виды уборки: влажная и сухая. Что такое уют? Беседа «Уют как удобный порядок и благоустроенность жилища»

15.

Как я навожу порядок дома и в школе.

1

уоур

фо

Игра «Расставь мебель», « Я – дизайнер» (разработка проекта). Конкурс «Золотые руки», «Волшебная книга домового»

16

«Мужские» и «женские» обязанности

1

уоур

Индивидуальная работа

Стихотворение Э.Успенского «Если был бы я девчонкой», Ю.Драгунского «рыцарь». Сочинение-миниатюра «Когда я стану папой (мамой)» . Сюжетно-ролевая игра «Я -глава семьи», «Дочки-матери».

17

«Мужские» и «женские» обязанности

1

уоур

Работа в парах

18

Мой организм – моя планета, где я –хозяин своего здоровья. Путешествие по планете. Знакомство с её устройством (важные органы)

1

уоур

Дидактическая игра

19.

Мой организм – моя планета, где я –хозяин своего здоровья. Путешествие по планете. Знакомство с её устройством (важные органы)

1

уоур

Беседа по статье

Беседа по теме «Планета Земля – живое существо». Что лежит в основе жизни планеты и человека? Знакомство с важными органами человека (сердце, мозг, печень, лёгкие, почки). Сюжетно-ролевая игра «Мы построим организм» (уч-ся играют роль клеток и разных органов тела)

20.

Дыхание.

1

уоур

Беседа по вопросам

Как мы дышим? Лёгкие - орган дыхания. Практическое занятие по обучению правилам правильного дыхания.

21.

Осанка, движение – суть жизни.

1

Что такое «осанка»? Правильная осанка (правила). Игра –пантомима « Отгадай животное»

22.

Законы гармонизации и рассогласование по ритмам. Биоритмы и здоровье.

1

уонз

Работа в группах

Что такое «режим дня»? Режим дня младшего школьника. Что такое «биоритмы»? Сочинение «Моя любимая игра»

23.

Советы наоборот. «Что нужно сделать для того, чтобы заболеть?» (профилактика детского травматизма)

1

уоур

Беседа по вопросам

Г.Остер «Вредные советы». Что такое травма? Как надо вести себя, чтобы не получить травму?

24.

Как легче болеть и быстрее выздоравливать?

1

уоур

фо

Беседа «Коварная болезнь», «Почему люди болеют?» Что делать, если ты заболел? Игра-тренировка «Если хочешь быть здоров», «На приеме у доктора Пилюлькина». Посещение школьного медицинского кабинета и беседа со школьным врачом.

25

Творчество и здоровье. Кто такие «неунывайки» и «нехотяи». Творческое воображение и здоровье.

1

уоур

ср

Что такое воображение? Здоровый человек  - тот, кто управляет своим воображением. Нездоровый – тот, кто поддается влиянию воображения. Рассматривание морозных узоров, теневых рисунков с целью увидеть образ, а затем сочинить и рассказать о нем историю с хорошим концом. Упражнения на развитие воображения.

26

Творчество и здоровье. Кто такие «неунывайки» и «нехотяи». Творческое воображение и здоровье

1

уоур

т

27

Питание и здоровье.

1

уоур

Работа в группах

28.

Питание и здоровье.

1

уоур

Работа в парах

Органы пищеварения. Как правильно чистить зубы.. Конкурс «Самое вкусное и полезное блюдо» Какая вода самая вкусная и полезная? Демонстрация фильтра для  очистки воды.

29.

Что такое здоровая пища и как ее приготовить?

1

уонз

Т ср

Роль витаминов для слаженной работы организма. Беседа «Пища, содержащая витамины»

30.

Как усваиваемая пища, придаёт нам силу.

1

ср

Как правильно употреблять пищу. Усвоение пищи. Беседа о режиме дня.

31.

Практические игры «Я иду в кафе с девочкой (мальчиком, друзьями)»

1

фо

Правила поведения в кафе. Как вести себя в кафе с девочкой, с друзьями. Ролевые игры.

32.

Игра-соревнование «А, ну-ка, девочки»

1

фо

Проведение конкурсной программы

33.

Игра-соревнование «А, ну-ка, мальчики»

1

фо

Проведение конкурсной программы

34.

Что мы узнали полезного за год?

1

Ср тест

Беседа по пройденному материалу за год. Сюжетно-ролевые игры.

35

Что мы узнали полезного за год? Обобщение.

1

Задание по группам

                                                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Региональный курс «Основы здорового образа жизни»

Региональный курс «Основы здорового образа жизни»...

Региональный курс «Основы здорового образа жизни»

Региональный курс «Основы здорового образа жизни»...

Рабочая программа комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" модуль "Основы светской этики"

Рабочая программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» составлена в соответствии с Конституцией РФ, Законом «Об образовании в РФ», К...

Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» учебному модулю «Основы православной культуры»

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и р...

рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры»

Изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики» направлено на развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи и общества; формирование ...

Рабочая программа к учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» для 4 класса

Рабочая программа и КТП к учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» для 4 класса...

ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Основы здорового образа жизни» на 2017-2018 учебный год (для обучающихся 1-4 классов)

ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Основы здорового образа жизни» на 2017-2018 учебный год(для обучающихся 1-4 классов)...