Создание здоровьесберегающей среды
статья по зож (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Полчанинова Светлана Леонидовна

Ни для кого не секрет, что успешность обучения в школе зависит от состояния здоровья ребенка. Сохранение и укрепление здоровья – актуальная проблема школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchaya_sreda_19.08.07.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Создание здоровьесберегающей среды

Начальная школа МОУСОШ №12

Учитель начальных классов Полчанинова Светлана Леонидовна

Ни для кого не секрет, что успешность обучения в школе зависит от состояния здоровья ребенка. Сохранение и укрепление здоровья – актуальная проблема школы. Существует множество определений понятия «здоровье»Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Что для меня здоровьесберегающий урок? Это урок, направленный на  саморазвитие ребёнка, урок, на котором он приобретает  опыт. На уроке я  создаю такие условия, в которых реализуются естественные потребности детей в общении, активизируются все сферы личности обучающихся, формируются практически необходимые знания, умения, навыки, рациональные приёмы мышления и деятельности, обеспечивается оптимальный двигательный режим. Ребёнок  - активный участник образовательного процесса.          

        Планируя урок, я обращаю внимание на следующие моменты:

  • чередование видов учебной деятельности;
  • двигательная активность;
  • оздоровительный режим, психологическая комфортность;
  • постоянное внимание формированию правильной осанки;
  •  опора на индивидуальные особенности ребёнка.
  • формирование положительной самооценки.

Остановлюсь подробнее на каждом моменте.

Чтобы урок  обеспечивал ребёнку и учителю сохранение и увеличение их жизненных сил от начала и до конца урока, а также позволил использовать полученные умения самостоятельно во внеурочной деятельности и в дальнейшей жизни, необходимо на уроке чередовать различные виды учебной деятельности:

*чтение;

*письмо;

*слушание;

*рассказ;

         *рассматривание пособий;

*ответы на вопросы;

*решение примеров;

*просмотр видеосюжетов и презентаций;

*работа со справочными и учебными пособиями;

*исследование по теме урока;

Для нормального функционирования человеческого организма необходима определённая "доза" двигательной активности. Малоподвижный образ жизни в школе не может не сказаться на самочувствии - накапливается мышечное напряжение, падает работоспособность, увеличивается утомление. Физкультминутки на уроках помогают повысить двигательную активность детей.

  • гимнастика для улучшения мозгового кровообращения,
  • для снятия утомления плечевого пояса и рук,
  • для снятия напряжения с мышц туловища;
  • гимнастика пальчиковая;
  • гимнастика бодрящая- утренняя;
  • гимнастика дыхательная;
  • гимнастика для глаз – самокоррекция;;
  • скрытые физкультминутки (ответы по цепочке у доски,  ответы с места, при этом ребёнок должен встать)

Использование на уроках деятельностных методов обучения:  ролевые игры, работа в парах (сменных и постоянных), в группах, в командах, моделирование. 

 Деятельностный метод обучения  – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Дети чувствуют себя уютно, учатся без принуждения, меньше устают, следовательно, сохраняют здоровье. Групповая работа помогает осуществлять дифференцированный подход на уроке. Дети сами определяют, кому из членов группы дать задание сложнее, а кому – легче. Работа в командах предполагает большую двигательную активность. Для заданий у обучающихся возникает необходимость встать, подойти к доске, подойти к товарищам, посоветоваться. Дух соревнования заставляет ребят себя организовывать, работать более продуктивно. Использование деятельностных методов  создает дружескую атмосферу на уроке. Дети высказывают свое мнение, спорят на уроке. Ученики чувствуют себя уютно, меньше устают, следовательно, сохраняют здоровье. 

           Не менее важным является создание оздоровительного режима на уроке: это не только регулярное проветривание помещения, но и   эмоциональный климат урока.   Комфортное начало и окончание урока. Мне всегда интересно, а с каким настроением  приходит ребёнок в школу и  в каком настроении он отправился домой. Я  использую положительные установки на успех в деятельности "У меня всё получится! Я справлюсь! Мне всё по силам!". Настраиваю на положительную волну "Улыбнись самому себе", «Подари улыбку другу и учителю». Рисуем на полях тетради или в дневниках  различные рисунки или символы, которые символизируют предстоящий день и т.д. На основе полученной информации строится  индивидуальная работа с каждым учеником. Если ребёнок подавлен– стараюсь его отвлечь интересными фактами по теме урока, предлагаю задание, с которым он легко справится, назначаю его помощником учителя, вовлекаю в ролевую игру, организовываю  работу в парах, даю ответственное поручение. Тем ребятам, кто в отличном настроении, предлагаю задание повышенной сложности, привлекаю их к объяснению нового материала, организовываю работу в группах, в сменных парах,

даю задание творческого характера, прошу помочь тем детям, кому сегодня  «трудно» учится. И если в конце учебного дня у всех ребят хорошее настроение, отличное самочувствие – значит, на уроке был создан благоприятный эмоциональный настрой, поддерживаются индивидуальные качества каждого ребёнка.

Надо помнить, что хороший смех дарит здоровье.  Наличие эмоциональных разрядок  на уроке  необходимо для снятия умственного напряжения, утомления. В течение урока рационально использовать 2-3 разрядки. 

  • поговорка,
  • высказывание,
  • веселое четверостишие,
  • юмористическая или поучительная картинка,
  • просто смех.

 Учитель без чувства юмора и умения проявить его в необходимый момент и в подходящей форме лишается большей части своей педагогической и личностной привлекательности.

Метод  проектов помогает  позволяет индивидуализировать обучение, повысить его социальную и личностную значимость, расширить спектр возможностей детей в проявлении инициативы и самостоятельности. Ребёнок не только узнает что-то, но и переживает свой труд, выражает личное отношение к тому, что ему удаётся и не удаётся. Самостоятельно добившись определенных успехов, ученик повышает уверенность в своих силах. Успех в учении рождает энергию для преодоления трудностей и желание учиться. Уверенный в своих силах человек – это здоровый, открытый и доброжелательный человек. Радость творчества, ситуация успеха укрепляют психическое здоровье. Мои ученики активные участники научных конференций. Там они представляют свои проекты: «Что такое режим дня?», «Правильное питание: полезный шоколад», «Природе нужны все! Полезные сорняки», «Здоровое питание. Фастфуд – это хорошо или плохо?», «Экологическая одежда. Что это такое?» «Витамины для нашего здоровья»

Заботясь о здоровье обучащихся,  использую в практике нестандартные уроки:

                - уроки – игры;

                - уроки – соревнования;

                - театрализованные уроки;

                   - литературные гостиные;

                - уроки творчества;

                - уроки экскурсии;

                - уроки – консультации;

                - интегрированные уроки и др.

Работа по здоровьесбережению продолжается  и после уроков, во внеурочной деятельности. Факультативные занятия: «Юный турист», «Юный эколог», «Занимательная математика» оказывают существенное влияние на укрепление здоровья. Увеличение ежедневной двигательной активности младших школьников положительно сказывается на предотвращении утомления. Занятия проходят в нестандартной обстановке: на улице, за круглым столом,  в дискуссионном клубе. Чаще всего используются игры, работа в группах по интересам, проектные исследования, мини экскурсии вокруг школы и прогулки.        Эффективность проведения занятий в такой форме заключается в том, что обучающиеся общаясь с природой,  наблюдают изменения в жизни окружающего мира, учатся быть наблюдательными, вырабатывают желание исследовать и изучать, учатся видеть необычное в самых простых вещах, развивают фантазию и воображение. Такого вида занятия повышают работоспособность, активизируют  интерес к познанию, воспитывает любовь к окружающему. Всё это благотворно влияет на состояние физического и психического здоровья школьника. Мои ученики постоянные участники городских экологических чтений. Два года подряд Ермак Даниил  занимает вторые места в городе. Агитбригада по правилам дорожного движения провела успешные выступления. Традиционные выезды на базу отдыха в сентябре помогают моим ребятам обобщить, систематизировать полученные знания по факультативу «Юный турист» и применить их на практике. Ребята с удовольствием занимаются математикой на сайте Учи.ру - интерактивной образовательной платформе, постоянные участники конкурсов «Юный предприниматель», «Дино-олимпиада по математике».

Традиционные выезды на базу отдыха – это самые лучшие оздоровительные мероприятия. Когда ребята проводят целый день на свежем воздухе: играют, прыгают, веселятся.  

А самое главное в здоровьесберегающем уроке – улыбка. Улыбайтесь детям, учите детей улыбаться. От улыбки много чудесных свойств, это доказывают серьёзные научные исследования психологов, физиологов.

1. Она поднимает настроение, даже если первоначально вызвана искусственно.

2. Улыбка располагает к нам окружающих, вызывает ответные положительные эмоции учеников.

3. Заметно подтягивает мышцы лица, позволяет выглядеть молодо и мило.

Как поётся в песне: «От улыбки стало всё светлей, от улыбки в небе радуга проснётся. Поделись улыбкою своей,  И она к тебе не раз ещё вернётся» Улыбайтесь и будьте здоровы! И тогда  у вас и у ваших учеников будет всё хорошо.

Купить можно много:

Игрушку, компьютер,

Смешного бульдога,

Стремительный скутер,

Коралловый остров

(Хоть это и сложно),

Но только здоровье

Купить невозможно.

Оно нам по жизни

Всегда пригодится.

Заботливо надо

К нему относиться.

Гришин А.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально - педагогическая деятельность по профилактике табакокурения среди подростков

Данный материал раскрывает поэтапную работу среди подростков по профилактике табакокурения.(презентация)...

Предупреждение суицида среди несовершеннолетних

классный час на тему :  " Предупреждение суицида среди несовершеннолетних"...

Использование возможностей УМК «Начальная школа XXI века» для создания здоровьесберегающей среды в начальной школе.

Проблема сохранения здоровья ребёнка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю, так как возникла с момента организации систематического обучения детей в России. ...

Создание творческой среды для педагогического сопровождения одаренных учащихся

статья об инновационной деятельности учителя-словесника...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. Урок ОБЖ во 2 классе

Задачиурока:1.      Показать, какиеопасностимогутвозникнутьвповседневнойжизни(проблемызагрязненияокружающейсреды, деревоводворе, дорога, окно, лестница, розеткаит. д.)2....

Программа формирования коммуникативных навыков учащихся в разновозрастной среде и среде сверстников

Цель: формирование навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми в окружающем социуме. Задачи: ·       Формирование культуры общения и поведения;·...

Статья "Создание универсальной безбарьерной среды для детей-инвалидов и обучающихся с ограничееными возможностямиздоровья в рамках реализации государственной программы "Доступная среда"в МБОУ "Алтайская СОШ №2""

В статье раскрыты основные направления работы с детьми-инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации государственной программы "Доступная среда"...