Проект по изучению правил дорожного движения в начальной школе "Дорожная азбука"
методическая разработка по зож (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Суслова Татьяна Сергеевна

В целях профилактики детского дорожно-транспортного травматизма я разработала проект «Дорожная азбука». Цель данного проекта  – формирование у учащихся с ограниченными возможностями здоровья сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения, расширение системы знаний и практических навыков безопасного поведения на дорогах. 

  Данный проект направлен на решение следующих задач:

1.    Создание условий для сознательного изучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья  Правил дорожного движения;

2.    Раскрыть понятия  терминов «опасность» и «безопасность»;

3.    Формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой.

4.     Обобщить знания учащихся школы – интернат о Правилах дорожного движения, правилах поведения на улице;

5.    Выработка у учащихся поведенческих стереотипов, способствующих самосохранению в условиях дорожной ситуации;

6.    Формирование у учащихся с ограниченными возможностями здоровья устойчивых навыков соблюдения и выполнения правил дорожного движения;

7.     Привитие культуры безопасного поведения на дорогах;

8.     Воспитание грамотных участников дорожного движения;

9.     Формирование уважительного отношения к законам дороги, осознания объективной целесообразности действующих правил и требований дорожного движения;

10.                        Формирование общечеловеческих,  нравственных, ценностных ориентаций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра – викторина по Правилам дорожного движения

«Школа юного пешехода»

(1 – 4 классы)

Цель – формирование у учащихся с ограниченными возможностями здоровья сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения, расширение системы знаний и практических навыков безопасного поведения на дорогах.  

 Задачи:

   - обобщить знания учащихся школы – интернат о Правилах дорожного движения, правилах поведения на улице;

-  выработка у учащихся поведенческих стереотипов, способствующих самосохранению в условиях дорожной ситуации;

- формирование у учащихся с ограниченными возможностями здоровья устойчивых навыков соблюдения и выполнения правил дорожного движения;

- привитие культуры безопасного поведения на дорогах;

- воспитание грамотных участников дорожного движения;

- формирование уважительного отношения к законам дороги, осознания объективной целесообразности действующих правил и требований дорожного движения;

- формирование общечеловеческих,  нравственных, ценностных ориентаций.

Оборудование: мультимедийный проектор, музыкальный центр, костюмы для персонажей, дорожные знаки, шифрограммы, ребусы, сигнальные карточки, раздаточный материал, шары для оформления зала.

Используемая литература:

  1. Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стряпкина, М.Д.Маханева. «Безопасность на улицах и дорогах».
  2. Дмитруп В. П. Правила дорожного движения для школьников.- Ростов Н\Д: Феникс, 2005.-160с. 
  3. Калашникова М. С. Путешествие в страну дорожных знаков и сказок.- Волгоград: Учитель. 2001.-70с. 
  4. Кузьмина Т. А., Шумилова В. В. Профилактика детского дорожно- транспортного травматизма: система работы в образовательном учреждении. - Волгоград: Учитель, 2007.-111с.
  5. Майорова Ф. С. Изучаем дорожную азбуку.- «Издательство скрипторий 2003», 2008.-88с. 
  6. Методическое пособие для учителей школ по безопасности дорожного движения. Составители: О.Морозов, В.Фаляхова. Казань, 1992. 
  7. Составитель К.В.Агадюнова.- М.: Дети и дорожное движение (пособие для учителя). Просвещение, 1978г. 

Ход мероприятия

Ведущий: Внимание! Внимание! Все приглашаются на урок в «Школу пешехода» (слайд № 1).

(звенит звонок)

Песня – инсценировка «Если с другом вышел в путь» (Слайд № 2)

1 ученик. На улицах наших движенья так много.

Везде всевозможных так много машин!

Но ты не теряйся, не бойся дороги,

А правилам этим учиться спеши!

Пешеход! Пешеход! Эта школа для тебя.
2 ученик. Мы пришли недавно в школу, 
Мы теперь – ученики! 
Буквы, цифры изучаем, 
Много знаний получаем! (слайд № 3)
3 ученик. Мамы заняты у нас, 
Папы все работают. 
Как же мы дойдём в свой класс, 
Машин ведь много в городе у нас! 
4 ученик. Нам недавно рассказали 
Про Правила движения, 
Чтобы в школу мы ходили 
Без сопровождения! 

(Звучит мелодия, в зал входит Незнайка.)

Незнайка: Здравствуйте, ребята!
Захотел с утра размяться,
По дороге прогуляться.
Только что со мною было:
На перекрёстке двух дорог?
Машина чуть не задавила,
Я еле ноги уволок!
Ведущий. Дорогой Незнайка, чтобы безопасно гулять по улицам, надо знать

Правила дорожного движения.
По улице, по улице не ходят просто так:
Когда не знаешь правила, легко попасть впросак.
Всё время будь внимательным и помни наперёд:
Свои имеют правила шофёр и пешеход.
Ребята, давайте пригласим Незнайку к нам в «Школу пешехода» и научим его правилам дорожного движения.
 Пригласим?

Дети: да.

Ведущий: Теперь Незнайка ты тоже ученик «Школы пешехода». В «Школе пешехода» мы повторим правила дорожного движения, правила поведения на улице, и по окончанию обучения в «Школе пешехода» все получат удостоверения. Но для  того чтобы получить удостоверение пешехода надо пройти испытания! 

Итак, «Школа пешеходов» открывает свои двери для вас. В школе начинается первый урок.

(звенит звонок, ребята и Незнайка садятся за парты)

Учитель: Ребята, а как вы думаете, когда возникла необходимость в правилах дорожного движения?

Ученик: Ответы детей.

Учитель: Ребята, я немного расскажу об истории развития дорожного движения в нашей стране (слайд № 4). Вопросами регулирования дорожного движения занимались ещё в далёком прошлом, во времена Петра I. В 1683 году вышел указ Петра I. Указ запрещал управлять лошадьми с помощью вожжей. Тогда считали, что для того, чтобы кучер лучше видел дорогу, он должен управлять лошадью, сидя на ней верхом. В 1742 году появился новый указ, в котором говорилось: «Ежели кто на лошадях резво ездить будет, тех через полицейские комнаты ловить и лошадей отсылать на конюшню государыни».

В 1812 году были введены правила, которые устанавливали: правостороннее движение, ограничение скорости, введение номерных знаков для экипажей. В 1920 году был издан декрет «Об автодвижении по г. Москва и её окрестностям». А в 1924 году на улицах Москвы появился первый светофор, он имел форму круга со стрелкой.

(стук в дверь)

Ребята, к нам гости, войдите.

(входит почтальон)

Почтальон:  Для вас телеграммы из ДПС. (отдаёт телеграммы)

Учитель: А вот и первое испытание для Вас ребята, вам необходимо расшифровать шифрограммы и разгадать ребусы.

1 испытание «Шифрограммы, ребусы»

  1. Громче ползёшь – ближе станешь. Тише едешь – дальше будешь.
  2. Зелёная темнота – выход есть. Красный свет – проезда нет.

Найди ошибку:

  1. Каждому ребёнку ясно: пасть проезжая опасна! Каждому ребёнку ясно: часть проезжая опасна!
  2. На улице, - пообещала Люда, - на кроликах кататься я не буду! На улице, - пообещала Люда, - на роликах кататься я не буду!
  3.  Свист из булки постовой: нельзя играть на мостовой! Свист из будки постовой: нельзя играть на мостовой!

Закончи строчку:

  1. Понимают умники и умницы: никогда нельзя играть на …
  2. Великолепная гора! Сейчас я прокачусь! Ура!

Нельзя, ты скатишься друг мой, на санках прямо к мостовой!

Кататься можно детворе лишь на площадке во …

Ребусы:

  1. АКТИС
  2. ПО 100 Й
  3. ДИТЕЛЬ
  4. АНОКСТВАО

Молодцы, все ребусы и шифрограммы мы разгадали, а в «Школе пешеходов» для вас ребята следующее задание. Перед вами лежат сигнальные карточки. Я сейчас буду задавать вопрос, а правильный ответ вы обозначите с помощью сигнальной карточки.

2 испытание «Выбери правильный ответ» (слайд № 5)

1.  Правила дорожного движения должны знать и выполнять:

·        только пешеходы

·        только водители

·        водители и пешеходы

2. Как называется место на улице, где можно ходить детям:

·        велосипедная дорожка

·        проезжая часть

·        тротуар

3. Во сколько лет можно выезжать на велосипеде на проезжую часть

·        4

·        14

·        44

4.  Знаки дорожного движения нужны: (слайд № 6)

·        для красоты проезжей части

·        для установления порядка движения пешеходов и транспорта на дороге

·        для пешеходов

5.  Чем безопасно пользоваться при переходе через проезжую часть:

·        компасом

·        биноклем

·        пешеходным переходом.

 6.  Какая машина может проехать на красный сигнал светофора с включенным проблесковым маячком на красный сигнал светофора?

·        Пожарная

·        «Скорая помощь»

·        Милиция

  1. Какую геометрическую форму имеют запрещающие дорожные знаки:

 ·      треугольник  

 ·      круг

·       квадрат

  1.  Знак, предупреждающий о «плохом характере» дороги:

·    неровная дорога

·    стоп-сигнал   

·    перекрёсток    

9.  Какое транспортное средство появилось в 1885 году на улицах немецкого города Нейштадта:

·    самокат

·    велосипед  

·    автомобиль    

10.  Городская наземная электрическая железная дорога:  

·    метро

·    трамвай

·    троллейбус 

  1. Городская подземная  электрическая железная дорога:  

·   метро 

·   трамвай   

·   троллейбус    

  1.  « Брат» мотоцикла и мопеда:

·    мотороллер

·    грузовик   

·    автобус    

  1. С какого возраста в России можно получить права?

·    16

·    18   

·    20    

     14.С какой стороны нужно обходить автобус?

 ·    спереди

·    сзади   

·   всё равно    

    15. Какой цвет светофора означает: « Всем ждать смены сигнала».

·   красный

·   жёлтый   

·    зелёный

3 испытание «Загадки – договорки» (слайд 7)

  1. Всем знакомые полоски знает малый, знает взрослый. 
    На ту сторону ведет пешеходный … (Ответ: переход.)
  2. Эй, водитель, осторожно! Ехать быстро невозможно, 
    Знают люди все на свете: могут выбежать здесь … (Ответ: дети.) 
  3. На дороге знак стоит, строгим тоном говорит: 
    "Запрещаю в этом месте ехать на …". (Ответ: велосипеде)
  4. С тротуара вниз ведет под дорогу длинный вход 
    Нет ни двери, ни ворот – то подземный … (Ответ: переход.)
  5. Не помыв в дороге рук, ты ел фрукты, овощи, 
    Хорошо, что рядом пункт медицинской … (Ответ: помощи.) 
  6. Если ты собрался с другом в зоопарк или кино, 
    Подружиться с этим знаком вам придется все равно. 
    Доберетесь быстро, ловко! Знак … (Ответ: "Автобусная остановка".)
  7. Этот знак такого рода – он на страже пешехода. 
    Ну, подумайте немножко… пешеходная … (Ответ: дорожка.)
  8. Что нам делать и как быть, если нужно позвонить? 
    Должен знать и ты, и он, в этом месте … (Ответ: телефон.)
  9. Круглый знак с обводом красным: означает – здесь опасно. 
    Тут, поймите, запрещенье … пешеходного … (Ответ: движенья.)

А у нас физкультминутка.

Подвижная игра  «Специальная техника» (слайд № 8)

Детям необходимо пройти по маршруту как можно быстрее, не уронив мешочек (проблесковый маячок) с головы.

Учитель: Ребята, вы каждый день от дома до школы ходите пешком и сейчас вам необходимо на листочках, которые лежат перед вами составить схему безопасного маршрута передвижения от дома до школы. (Ребята составляют схемы, затем рассказывают, почему выбрали именно данный маршрут).

(звенит звонок)

Учитель: На этом первый урок в «Школе пешехода» закончен, перемена.

Перемена (слайд № 9)

Игра « Это я, это я, это все мои друзья!» 

Кто из вас идёт вперед, 
Только там, где переход? 
Кто из вас в вагоне тесном 
Уступил старушке место? 
Кто бежит вперёд так скоро, 
Что не видит светофора? 
Кто вблизи проезжей части 
Весело играет в мячик? 
Ответит кто без промедления, 
Что жёлтый свет- предупреждение? 
Кто ГИБДД помогает, 
За порядком наблюдает? 
Кто водителю вопросами надоедает, 
От бдительности на дороге отвлекает? 
Знает кто, что свет зеленый означает: 
По дороге каждый смело пусть шагает! 

Песня «Вместе весело шагать»

(Звенит звонок)

Учитель: Звонок прозвенел, В «Школе пешеходов» начинается следующий урок. Тему  урока  вы сами сейчас назовёте, отгадав загадку.

Зверь трёхглазый у дороги, неизвестной нам породы,

Разноцветными глазами, разговаривает с нами. 
Незнайка: Можно, можно мне ответить, я догадался.

Учитель: Пожалуйста, отвечай незнайка.

Незнайка: Светофор.
Учитель: Верно, Незнайка.

 Он в движенье знает толк,

 Светофором он зовётся, 

И ему всё удаётся (слайд № 10). 

В нашей стране, ребята,  первый светофор появился в Москве в 1930 году. Конструкция этого светофора была выполнена в виде циферблата часов, разделённого на секторы зелёного, жёлтого и красного цветов. Переключение между цветами осуществлялось с помощью стрелки, как у часов. Слово светофор состоит из двух слов: «свет» и «фор». Свет слово всем знакомое,  а «фор» произошло от греческого слова «форос», что означает «несущий» или «носитель». А все вместе «светофор» - значит «несущий свет».

(выходит ребёнок - светофорчик) (слайд №11)

Светофорчик: Я трёхглазый светофор!
Всюду люди меня знают. Да и как меня не знать?
Все должны мои сигналы помнить, строго выполнять!

 Красный свет вам скажет: «Нет!» Сдержанно и строго.
Жёлтый свет дает совет подождать немного. А зелёный свет горит –
«Осторожно! - говорит. – Влево, вправо посмотрите.
Нет машин? Переходите». На сигналы погляди, а потом переходи!

1 ученик: Светофора красный глаз строго посмотрел на нас:

- Стой, дороги нет вперёд! Транспорт пусть сперва пройдёт.

2 ученик: Жёлтый свет нам говорит: переход пока закрыт,

Подожди ещё чуть – чуть и опять продолжим путь.

3 ученик: Свет зелёный – добрый свет. Он горит – преграды нет.

Он горит, и пешеход через улицу идёт.

Учитель: Незнайка, наши дети хорошо знают сигналы светофора. Ты сейчас в этом сам убедишься.
4 испытание - Игра на внимание «Три сигнала светофора».

Вед. Наши ребята идут на уроки в школу.
Наши ребята очень спешат!

Хоть у вас терпенья нет,
Подождите – красный свет!
(Ведущая поднимает красный флажок. Дети хлопают в ладоши)
Жёлтый свет засветил - (Ведущая поднимает жёлтый флажок)
Приготовьтесь в путь идти. (Дети подают друг другу руки, берутся за руки)
Свет зелёный впереди (Поднимает зелёный флажок)
Вот теперь переходи! (Дети топают ногами). Игра проводится несколько раз с флажками уже без слов.

Учитель: На этом урок закончен.

(звенит звонок)

Учитель: В «Школе пешеходов» перемена. И я предлагаю вам ребята сыграть в игру «Собери светофор».

игра-эстафета «Собери светофор»
Участвуют три команды по три ребёнка. Перед командами лежат три круга красного, жёлтого, зелёного цветов. На расстоянии 4-5 метров располагается обруч. Каждый участник берет круг, подбегает к обручу и кладёт его в обруч. Дети должны разложить в обруче круги, располагая их по цветам светофора.

(звенит звонок)

Учитель: Звонок прозвенел и нам пора начинать урок. И тема нашего последнего урока в «Школе пешеходов» «Дорожные знаки» (слайд № 12).

Незнайка. Ребята, по дороге к вам я увидел много дорожных знаков, но не знаю, что они обозначают и как называются. Вы мне поможете и расскажете, что означают эти дорожные знаки.

Песня «Дорожные знаки»

( на мотив песни «Пусть бегут неуклюже»)

1куплет. Вот бегут по дороге пешеходы в тревоге,

По дороге не стоит бежать!

Светофор нам мигает, строго  предупреждает:

Надо знаки дорожные знать.

Припев: К светофору я шагаю у прохожих на виду.

Лишь по «зебре» твёрдо знаю, я дорогу перейду.

2куплет. Пусть пока я не взрослый, задаю всем вопросы,

Каждый день в школу я пешком хожу.

И законы движенья, знаю все без исключенья

И с дорожными знаками я дружу.

Припев: К светофору я шагаю у прохожих на виду.

Лишь по «зебре» твёрдо знаю, я дорогу перейду.

(Под музыку на сцене появляются ребята со знаками на груди) 

1.Знак «Пешеходный переход»:
Здесь наземный переход,
Ходит целый день народ.
Ты, водитель, не грусти,
Пешехода пропусти!

2. Знак «Движение пешеходов запрещено»:
В дождь и в ясную погоду
Здесь не ходят пешеходы.
Говорит им знак одно:
«Вам ходить запрещено!»

3.Знак «Подземный пешеходный переход»:
Знает каждый пешеход
Про подземный этот ход.
Город он не украшает,
Но машинам не мешает!
4.Знак «Дети»

Двое – школьница и школьник, 
Забежали в треугольник. 
И шофёр, и все на свете, 
Понимают: это – ДЕТИ! 

5.«Пешеходный переход – Зебра»

Полосатая лошадка, её «зеброю» зовут,

но не та, что в зоопарке, по ней люди все идут.

6. Знак «Место остановки автобуса, троллейбуса, трамвая и такси»:

В этом месте пешеход
Терпеливо транспорт ждет.
Он пешком устал шагать,
Хочет пассажиром стать.

7. Знак «Низко летящие самолеты»:

Сообщает знак о том,
Что вблизи аэродром.
Коль услышишь шум ужасный,
Знай, что это не опасно.

8. Знак «Железнодорожный переезд»:

Не один здесь знак, а много:
Здесь железная дорога!
Рельсы, шпалы и пути –
С электричкой не шути.

Учитель: Это знаки дорожные.
Запомнить их не сложно.
Весёлых знаков – целый ряд.
Они вас от беды хранят.
Они о правилах дорожных,
Вам всем безмолвно говорят.
Вот сейчас я и проверю, а хорошо ли вы запомнили дорожные знаки. Задание называется «Найди себе пару» .

5 Испытание «Найди себе пару»

Каждому ученику раздаю дорожные знаки и набор картинок. Задача такая: подобрать к определенному знаку соответствующую картинку. Посмотрим кто у нас внимательный и сообразительный!
Учитель: Молодцы, я вижу все справились с заданием.  Незнайка, вот ты и узнал о некоторых дорожных знаках. А сейчас давайте посмотрим слайды с ситуациями на дорогах и обсудим их.

Просмотр слайдов.
Учитель: (13 слайд). Правильно ли поступают мальчики, которых вы видите  на слайде? (ответы детей)
Учитель Играть возле проезжей части опасно для жизни! Играй подальше от дороги, там, где нет транспорта.
Учитель: (14 слайд). Что вы видите на слайде?

Ученики: Проезжую часть.

Учитель: Пешеходу нужно перейти дорогу, как это сделать?

Ученик:  Переходить  дорогу нужно только в специально отведённых для этого местах! По пешеходным дорожкам!
Учитель: (15 слайд). Правильно ли переходит дорогу мальчик га слайде? Ученик: Нет! Никогда не переходи дорогу на красный свет!
Не перебегайте проезжую часть перед близко идущим транспортом.
Учитель: (16 слайд) . Как нужно обходить при высадке транспорт?

Ученик: Автомобили, автобусы, обходят сзади!
Учитель: (17 слайд). Правильно ли передвигаются по проезжей части туристы?

Ученик: Да. Если ты вынужден идти по проезжей части, где нет тротуарной дорожки, то иди только навстречу движению по обочине.. 
Учитель: Слово предоставляется нашему гостю – инспектору по пропаганде безопасности дорожного движения Храмовой М.В.          

Выступление инспектора(слайд № 18).

Где улицу надо тебе перейти, о правиле вспомни простом: 
С вниманьем налево сперва посмотри, направо взгляни потом! 
Нужно слушаться без спора указанья светофора: 
Свет зеленый – проходи, желтый – лучше подожди, 
Если свет зажегся красный – значит, двигаться опасно. 
На проезжей части, дети, не играйте в игры эти. 
Бегать можно без оглядки во дворе и на площадке. 
Помни, каждый пешеход, очень важен переход. 
Белые полоски зебры помогут дорогу тебе перейти. 
Помните, ребята, наш наказ: 
Правильно переходить дорогу так же важно, как из класса в класс. 
Под музыку “Кручу – кручу, педали кручу” на велосипеде выезжает Кот Леопольд (слайд № 19). Лихо катается. За ним выбегают два Мышонка.

- Леопольд, погоди!

- Леопольд, прокати!

- Нельзя мне вас катать, вы еще маленькие!

- Леопольд, подлый трус!

Учитель: Ребята, скажите в каком возрасте можно ездить на велосипеде? Леопольд, тебе сколько лет?

Леопольд: 14.

Учитель: А вам мыши?

Мыши: 3 годика.

 Учитель: Нарушил ПДД Леопольд? Можно ли катать малышей?

Ученик: Нарушил, на велосипеде малышей катать нельзя, это опасно.

Учитель: Прежде чем выйти кататься на велосипеде, что нужно проверить?

Ученик: Исправность велосипеда.

Учитель: По каким дорогам имеет право ездить велосипедист?

Ученик: По специально отведённым велосипедным дорожкам, если нет таковых, то по краю дороги. Детям можно кататься на велосипеде только на

дворовых площадках, где нет автомобилей.

Учитель: Верно. А сейчас наступил самый торжественный момент – момент посвящения в пешеходы. Вы показали сегодня отличные знания Правил дорожного движения, и можете носить звание юного пешехода. Для этого нужно лишь произнести клятву. Я вам ее произнесу, а вы 3 раза скажете волшебное слово: «Клянусь!» 

Клятва пешехода (слайд № 20)

Учитель: Будем правила движенья 
В школе вместе изучать. 

Ученики: Клянусь! Клянусь! Клянусь!
На дорогу, под машины, 
Никогда не выбегать. 

Ученики: Клянусь! Клянусь! Клянусь!
Все сигналы светофора 
Обещаем соблюдать 

Ученики: Клянусь! Клянусь! Клянусь!
И примерным пешеходом 
Все нас будут называть. 
И в завершение с поздравлением 
Вручаем всем удостоверения, 
В том, что вы сейчас стали пешеходами!

(всем вручаются удостоверения пешехода)

Незнайка: Я так рад, что попал на ваш праздник и тоже получил удостоверение Юного пешехода, Спасибо вам, друзья!

 На дорогах трудностей так много,
Но их бояться нет у вас причин.
Потому что правила движенья
Есть у пешеходов и машин.
И чтоб у всех было хорошее настроение,
Соблюдайте, дети, правила движения.
Учитель: Вы запомнили основные Правила дорожного движения, выучили знаки и сигналы светофора. Правилам дорожного движения мы научили и нашего гостя Незнайку. На память я хочу подарить тебе, Незнайка, и вам, дети, памятки «О безопасном поведении на улицах и дорогах».
Пускай проносятся года
И жизнь петляет кругом.
Дорожный знак теперь всегда
Нам будет лучшим другом!
Праздник заканчивать пора.

Все молодцы! До новых встреч! (слайд № 21).
Дети под музыку покидают зал.

«Своя игра»

(Игра по правилам дорожного движения для учащихся старшего звена)

Цель: проверить знания учащихся школы – интернат о Правилах дорожного движения.

Форма проведения: игра с разделением класса на команды, выбор капитанов.
За каждое правильный ответ  даются  очки: 10, 20, 30.
Тема: «Перекрёсток загадок»

  1. Для этого коня – бензин, и масло, и вода.

На лугу он не пасется, по дорогам он несется? (автомобиль)

  1. Ясным утром вдоль дороги

На траве блестит роса.

По дороге едут ноги и бегут два колеса.

У загадки есть ответ, это мой… (велосипед)

  1. Мы машины нужные,

На помощь нас зови.

У нас на дверце боковой

Написано – 03. (Скорая помощь)

        Тема: «Знаки велосипеда»

  1. С какого возраста можно выезжать на велосипеде на проезжую часть? (14)
  2. Можно ли  в темное время суток на велосипеде ехать без включенного фонаря?  (Нельзя ездить в темное время суток без фонаря, даже на велосипеде! )
  3. Что надо проверить у велосипеда в первую очередь перед поездкой? (тормоза)

Тема: «Самый сообразительный»

  1. Какой из перечисленных дорожных знаков лишний?

Прочие опасности;

Крутой поворот;

Дорожные работы;

Обгон запрещен.

  1. Какой из перечисленных терминов лишний?

Матешая высматика;

Регулиналы сигровщика;

Знарожный док;

Чаезжая прость.

  1. Какое из этих сочетаний не из области Правил дорожного движения?

Реверсивное движение;

Стахановское движение;

Интенсивное движение;

Движение прямо.

Тема: «Говорящие знаки»

  1. Если ты спешишь в пути через улицу пройти,

Там иди, где весь народ, там, где знак… (пешеходный переход)

  1. Чудо – конь – велосипед.

Можно ехать или нет?

Странный этот синий знак.

Не понять его никак. (велосипедная дорожка)

  1. Затихают все моторы

И внимательны шоферы,

Если знаки говорят:

«Близко школа! Детский сад!» (дети)

Тема: «Автомульти»

  1. Какой подарок сделали родители дяди Федора почтальону Печкину? (велосипед)
  2. Во что превратила добрая фея тыкву для Золушки? (в карету)
  3. Кто путешествовал в мультфильме «Чунга-чанга?  (кораблик)

Тема: «Азбука пешехода»

  1. Пешеход -  это:

Человек, производящий работу на дороге.

Лицо, идущее по тротуару.

Лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу.

  1. Чем должен руководствоваться пешеход, если жест регулировщика противоречит требованию светофора?

Жестом регулировщика.

Сигналом светофора.

Действовать по своему усмотрению

  1. Как должна двигаться пешая колонна по проезжей части?

По левому краю дороги, навстречу движущемуся транспорту.

По правому краю дороги, по направлению движения транспорта.

Тема: «Говорящие знаки»

Перед вами 4 знака. Найдите лишний и объясните – почему он лишний? (Детям предлагаются изображение дорожных знаков: 3 – одной группы, 1 – из другой)

Молодцы, ребята!

Вы показали отличные знания!

Не оставили без внимания

Это правила самые важные!

Путь домой будет не страшен Вам,

Если точно и без сомнения

Соблюдать Вы будете правила движения.

А сейчас подведем итоги игры.

Награждение победителей.

 «Безопасное колесо»

(общешкольное мероприятие для учащихся 1 -9 классов)

Цель: формирование навыков безопасного поведения у учащихся с ограниченными возможностями здоровья на дорогах города.

Данное мероприятие проходило по станциям. Каждая команда получила маршрутный лист, согласно которому проходила этапы конкурса.

Станция № 1 – «Знатоки ПДД».

Участники команд предстояло ответить на вопросы по правилам дорожного движения.

1. Для чего служит “островок безопасности?”

2. По какой стороне тротуара должны идти пешеходы?

3. Где надо ходить по улице, дороге, если нет тротуара?

4. Как называется место пересечения дорог?

5. Кто отвечает за порядок на дорогах?

6. С какого возраста можно ездить на велосипеде по улице (дороге)?

7. Что такое перекресток?

8. Для чего служит проезжая часть дороги?

9. Для кого предназначен тротуар?

10. Как называется часть дороги, расположенная по обе стороны проезжей части и служащая для остановки автомобилей и движения пешеходов?

11. Устройство для движения велосипедистов?

12. Какие улицы называются улицами с односторонним движением?

13. Что означает зеленый сигнал светофора?

14.В какую сторону нужно посмотреть, дойдя до середины улицы?

15. Для чего служит посадочная площадка?

16. Кому дает команды пешеходный светофор?

17.Что означает красный сигнал светофора?

18.Где должны кататься на велосипеде учащиеся 1-6 классов?

19.Можно ли ездить на велосипеде, не держась за руль?

20.Сколько колес у легкового автомобиля?

21. В каких местах устанавливается знак “Осторожно, дети!”.

21. Куда смотрит пешеход при переходе через улицу?

22. Сколько человек могут ехать на одном велосипеде?

23. Место посадки и высадки пассажиров?

Станция № 2 – «Основы безопасности жизнедеятельности»

Состязания на данном этапе проходили в командном первенстве. Ребятам показалась данная станция сложной, т.к. она включала практические задания по применению лекарственных средств, имеющихся в аптечке, а также по применению подручных средств для оказания первой доврачебной помощи.

Станция № 3 – «Фигурное вождение велосипеда».

Каждый участник проезжает на велосипеде участок трассы с препятствиями: коридор, перенос предмета, рельсы, восьмерка, качели и другие виды.

Станция №4 – «Дорожные знаки»

        Учащимся на данной станции предлагалось сложить дорожный знак из предложенных  частей , назвать данный дорожный знак, объяснить его значение.

После прохождения всех этапов, капитаны сдавали маршрутные листы. Жюри подсчитало баллы, которые набрала каждая команда. Победители были награждены грамотами, все участники игры «Безопасное колесо» получили памятные подарки.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

          Из года в год увеличивается поток  автомобилей на дорогах города, что создаёт объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. К сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети. Поэтому обеспечение безопасности движения становится всё более важной задачей.

          Дети встречаются с машинами повсюду: во дворе дома, по дороге в школу. Им приходится следить за движениями автомобиля не только на большой дороге, где есть вся атрибутика дорожной азбуки, но и на маленьких дорогах. Здания, деревья и кустарники могут помешать, своевременно увидеть приближающийся транспорт.

          Таким образом, проблема «ребёнок на улице города» приобретает всё большую значимость и выходит за рамки ознакомления с правилами дорожного движения. Поэтому важно данную проблему решать комплексно, с привлечением к этой работе сотрудников ДПС, педагогов, родителей и конечно самих детей.

          Актуальность и практическая значимость профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена высокими статистическими показателями ДТП с участием детей и подростков. Анализ детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что основной причиной является низкая культура участников дорожного движения, в том числе – детей. Учащиеся не обладают навыками поведения в транспортной среде, не умеют верно, оценить и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения правил дорожного движения. Поэтому очень важно воспитывать у детей с ограниченными возможностями здоровья культуру поведения, культуру безопасного поведения на дорогах и улицах.

          В целях профилактики детского дорожно-транспортного травматизма я разработала проект «Дорожная азбука». Цель данного проекта  – формирование у учащихся с ограниченными возможностями здоровья сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения, расширение системы знаний и практических навыков безопасного поведения на дорогах.  

  Данный проект направлен на решение следующих задач:

  1. Создание условий для сознательного изучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья  Правил дорожного движения;
  2. Раскрыть понятия  терминов «опасность» и «безопасность»;
  3. Формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой.
  4.  Обобщить знания учащихся школы – интернат о Правилах дорожного движения, правилах поведения на улице;
  5. Выработка у учащихся поведенческих стереотипов, способствующих самосохранению в условиях дорожной ситуации;
  6. Формирование у учащихся с ограниченными возможностями здоровья устойчивых навыков соблюдения и выполнения правил дорожного движения;
  7.  Привитие культуры безопасного поведения на дорогах;
  8.  Воспитание грамотных участников дорожного движения;
  9.  Формирование уважительного отношения к законам дороги, осознания объективной целесообразности действующих правил и требований дорожного движения;
  10.  Формирование общечеловеческих,  нравственных, ценностных ориентаций.

          В рамках проекта «Дорожная азбука» были проведены следующие мероприятия:

  1. Конкурс рисунков на тему «Дорога и мы». В течение недели ребята рисовали рисунки по правилам дорожного движения. Лучшие работы были представлены на школьной выставке рисунков, в классных уголках каждого класса.
  2. Конкурс стенгазет  «Знай и соблюдай правила безопасного движения на дороге». Учащиеся старшего звена совместно со своим классным руководителем рисовали стенгазету на тему «Знай и соблюдай правила безопасного движения на дороге».
  3. Игра по правилам дорожного движения для учащихся старшего звена «Своя игра».
  4. Общешкольное мероприятие «Безопасное колесо».
  5. Игра- викторина «Школа юного пешехода» для учащихся начальных классов.

В течение недели классные руководители провели классные часы на тему «Правила безопасного поведения на улицах и дорогах во время летних каникул», индивидуальные беседы с родителями учащихся школы, родительские собрания  по теме «Правила безопасного поведения на улицах и дорогах города», ознакомили с памятками «Безопасного поведения на улицах и дорогах».

 



Предварительный просмотр:

Этапы проекта

I этап проекта – Подготовительный

Вид проекта: Познавательно-творческий проект.

Цель проекта – формирование у учащихся с ограниченными возможностями здоровья сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения, расширение системы знаний и практических навыков безопасного поведения на дорогах.  

 Участники проекта: учащиеся 1 – 9 классов школы - интернат VIII вида, педагоги школы, родители.                    

 Обеспечение: книги, литературный материал по теме проекта, видеосюжеты, иллюстрации, аудиозаписи, материалы для продуктивной деятельности, музыкальный центр, проектор, компьютер, спортивный инвентарь.

Предполагаемый  результат:

- осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

- проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности в соблюдении правил поведения на дорогах города, в транспорте;

-   умение предвидеть возможную опасность на дорогах города, находить способы, помогающие  избегать ее;

-   знание  и соблюдение правил дорожного движения,  безопасного поведения на улицах города, в транспорте.

II этап проекта - Организация проектирования

Задачи:

  1. Создание условий для сознательного изучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья  Правил дорожного движения;
  2. Раскрыть понятия  терминов «опасность» и «безопасность»;
  3. Формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой.
  4.  Обобщить знания учащихся школы – интернат о Правилах дорожного движения, правилах поведения на улице;
  5. Выработка у учащихся поведенческих стереотипов, способствующих самосохранению в условиях дорожной ситуации;
  6. Формирование у учащихся с ограниченными возможностями здоровья устойчивых навыков соблюдения и выполнения правил дорожного движения;
  7.  Привитие культуры безопасного поведения на дорогах;
  8.  Воспитание грамотных участников дорожного движения;
  9.  Формирование уважительного отношения к законам дороги, осознания объективной целесообразности действующих правил и требований дорожного движения;
  10.  Формирование общечеловеческих,  нравственных, ценностных ориентаций.

Работа по профилактике дорожно-транспортного травматизма у учащихся с ограниченными возможностями здоровья строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Данный проект основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса и предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности педагога и учащегося. А также и самостоятельной деятельности ребёнка.

Формы работы:

- конкурс рисунков «Дорога и мы»;

- конкурс стенгазет «Знай и соблюдай правила безопасного движения на дороге»;

- игра - викторина «Школа юного пешехода»;

- игра по правилам движения «Своя игра»;

- общешкольное мероприятие «Безопасное колесо»;

- классный час «Правила безопасного поведения на улицах и дорогах города».

- родительское собрание «Правила безопасного поведения на улицах и дорогах города»;

- проведение инструктажей по правилам дорожного движения перед каникулами с росписью учащихся школы в журнале инструктажей;

- разработка схем безопасного маршрута передвижения от дома до школы;

- разработка памяток для родителей и учащихся по правилам безопасности дорожного движения.

III этап проекта – Проведение мероприятий по ПДД

Содержание работы

Сроки

Классы

Ответственные

1.

    Конкурс рисунков

       «Дорога и мы»

март

    1 - 9

   Классные руководители

2.

      Конкурс стенгазет

«Знай и соблюдай правила безопасного движения на дороге»

февраль

    1 - 9

   Классные руководители

3.

        Игра - викторина

«Школа юного пешехода»

10.03.2016г.

     1 -4

Учитель

Начальных классов

Суслова Т.С.

4.

Игра по правилам дорожного движения

«Своя игра»

14.03.2016г.

     1-5

Учитель

Начальных классов

Суслова Т.С.

5.

       Общешкольное  

          мероприятие

   «Безопасное колесо»

18.03.2016г.

     1 - 9

   Учитель физической  

  культуры

 Попов В.И.

6.

           Классные часы

«Правила безопасного поведения на улицах и дорогах города».

Март апрель 2016г.

    1 - 9

   Классные руководители

7.

Родительское собрание «Правила безопасного поведения на улицах и дорогах города»

19.03.2016г.

    1 - 9

   Классные руководители

8.

Инструктажи по правилам дорожного движения перед каникулами с росписью учащихся школы в журнале инструктажей

14.03 – 19.03. 2016г.

    1 - 9

   Классные руководители

 

IV этап проекта  Диагностика

Подведение итогов работы по проекту «Дорожная азбука», диагностика результатов работы, разработка перспективного плана по профилактике дорожно-транспортного травматизма у учащихся с ограниченными возможностями здоровья.                         


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Школа пешехода

Слайд 3

Опадает листва, И трава пожелтела, Лето жаркое Быстрой стрелой пролетело, Наступает сентябрь, Скоро в школу пора… 1 сентября Классная работа 1 сентября Классная работа

Слайд 4

История развития дорожного движения

Слайд 5

«Выбери правильный ответ» Правила дорожного движения должны знать и выполнять: 1 - только пешеходы 2 - только водители 3 - водители и пешеходы Как называется место на улице, где можно ходить детям: 1 - велосипедная дорожка 2 - проезжая часть 3 - тротуар Во сколько лет можно выезжать на велосипеде на проезжую часть 1 - 4 2 - 14 3 - 44

Слайд 6

Знаки дорожного движения нужны: 1 - для красоты проезжей части 2 - для установления порядка движения пешеходов и транспорта на дороге 3 - для пешеходов Чем безопасно пользоваться при переходе через проезжую часть: 1 - компасом 2 - биноклем 3 - пешеходным переходом. Какая машина может проехать на красный сигнал светофора с включенным проблесковым маячком на красный сигнал светофора? 1 - Пожарная 2 - «Скорая помощь» 3 - Милиция

Слайд 7

«Загадки – договорки»

Слайд 11

Светофор – надежный наш помощник Красный свет – будь осторожным Желтый свет – подожди немножко Зеленый свет – в путь пускаться можно!

Слайд 12

Сколько знаков вдоль дорог - Можно растеряться Их обязан твердо знать, Чтоб домой добраться.

Слайд 14

Остановка

Слайд 21

Молодцы! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Знай правила движения, как таблицу умножения". Декада по изучению правил дорожного движения в начальной школе.

В Данном материале представлен перечень мероприятий, проведенных в рамках декады по изучению правил дорожного движения в начальной школе. Цель проведения: знакомство с новыми и повторение изученных ПД...

Программа изучения правил дорожного движения в начальной школе.

Программа изучения правил дорожного движения в начальной школе....

Программа изучения правил дорожного движения в начальной школе.

Данная Программа составлена на основе Правил дорожного движения, а так жеПрограммы правил дорожного движения для общеобразовательных школ и внешкольных учреждений I – IV классов. Методически...

Отчет об апробации Примерной программы внеклассных занятий по изучению правил дорожного движения для обучающихся 1-4 классов "Дорожная азбука"

В отчете представлена информация о целях и задачах программы "Дорожная азбука", указаны какие мероприятия проведены по выполнению данной программы....

«Изучение правил дорожного движения в начальных классах»

Материал знакомит  коллег  с опытом работы с учащимися начальных классов по изучению правил дорожного движения. Только на  основе  комплексного  подхода возможно решение ...

Программа изучения правил дорожного движения в начальной школе (1-4 класс)

Данная программа рассчитана на 36 часов (1 занятие в месяц, 4 года)....

Методическая разработка внеклассного мероприятия в 3 классе для детей с ОВЗ по изучению правил дорожного движения « ДОРОЖНАЯ АЗБУКА»

Аннотация.    Мероприятия, посвящённые теме ПДД, актуальны в обучении детей. Особенно в наше современное время, когда транспорта на улицах становится больше и больше. ...