Содержание основных направлений деятельности ПМПК: особенности их реализации
статья по зож на тему

Территориальная психолого-медико-педагогическая крмиссия.

В 2013 году в связи с вступлением в силу Закона Российской Федерации от 29.12.2012 года №273 «Об образовании в Российской Федерации» вышел Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 г. № 1082, который ввел в действие новое  Положение о психолого-медико-педагогической комиссии. Новое положение  определило и конкретизировало цели, задачи, функционал, ответственность и  порядок деятельности психолого-медико-педагогических комиссий на современном этапе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovnye_napravleniya_raboty_tpmpk.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание основных направлений деятельности ПМПК: особенности их реализации

В соответствии с требованиями Закона «Об образовании в Российской Федерации», обучающимся с ограниченными возможностями здоровья признается «физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».

Психолого-медико-педагогическая комиссия создается в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее - обследование) и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций.

Первое типовое положение о (республиканской, областной) медико-педагогической комиссии (МПК) утверждено в 1949 году. Основной задачей, стоящей перед комиссией, был отбор в специальные, вспомогательные, школы детей с нарушениями умственного и физического развития.

Типовое положение о медико-педагогических комиссиях, утвержденное в 1976 году, несколько расширило функционал медико-педагогических комиссий, но приоритетные направления деятельности – выявление детей, нуждающихся в специальных условиях обучения и воспитания, и комплектование специальных (коррекционных) образовательных учреждений – остались без изменений.

Практика инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, значительно расширила возможности получения образования. В 2003 году Министерство образования РФ разработало Инструктивное письмо «О психолого-медико-педагогической комиссии» (Письмо Минобразования РФ от 14.07.2003 № 27/2967-6), в котором скорректирована основная цель деятельности комиссий: «Цель ПМПК - организация помощи детям с отклонениями в развитии на основе проведения комплексного диагностического обследования и определения специальных условий для получения ими образования и необходимого медицинского обслуживания».

Приказ Министерства образования и науки РФ от 24.03.2009 № 95 утвердил новое  Положение о психолого-медико-педагогической комиссии. И уже в 2013 году в связи с вступлением в силу Закона Российской Федерации от 29.12.2012 года №273 «Об образовании в Российской Федерации» вышел Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 г. № 1082, который ввел в действие новое  Положение о психолого-медико-педагогической комиссии. Новое положение  определило и конкретизировало цели, задачи, функционал, ответственность и  порядок деятельности психолого-медико-педагогических комиссий на современном этапе.

Положение от 2013 года, кроме регламентации деятельности комиссии, включает порядок проведения комиссией комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей. При определении основной цели деятельности комиссии отмечается важность своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования, а также необходимость подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций. Новое положение содержит требование об утверждении (в предыдущем Положении – определении) соответственно органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, и органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, состава и порядка работы комиссии.

Положение 2013 года вводит новое требование, регламентирующее деятельность комиссии: информация о проведении обследования детей в комиссии, результаты обследования, а также иная информация, связанная с обследованием детей в комиссии, является конфиденциальной. Предоставление указанной информации без письменного согласия родителей (законных представителей) детей третьим лицам не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Кроме того, положение прямо возлагает ответственность за обеспечение комиссии необходимыми помещениями, оборудованием, компьютерной и оргтехникой, автотранспортом для организации ее деятельности на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования.

Основными направлениями деятельности комиссии, согласно Положению, являются:

а) проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;

б) подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций;

в) оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением;

г) оказание федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида;

е) участие в организации информационно-просветительской работы с населением в области предупреждения и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей.

В Положении от 2013 г. направления деятельности комиссии расширены необходимостью осуществления учета данных о детях с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением, проживающих на территории деятельности комиссии;

Согласно новому Положению у комиссии появилось право:

запрашивать у органов исполнительной власти, правоохранительных органов, организаций и граждан сведения, необходимые для осуществления своей деятельности;

осуществлять мониторинг учета рекомендаций комиссии по созданию необходимых условий для обучения и воспитания детей в образовательных организациях, а также в семье (с согласия родителей (законных представителей) детей);

вносить в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, предложения по вопросам совершенствования деятельности комиссий.

Положение о комиссии определяет, что обследование детей, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов до окончания ими образовательных организаций, реализующих основные или адаптированные общеобразовательные программы, осуществляется в комиссии по письменному заявлению родителей (законных представителей) или по направлению образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций с письменного согласия их родителей (законных представителей). Медицинское обследование детей, достигших возраста 15 лет, проводится с их согласия, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. В Положении отражено требование того, что обследование детей, консультирование детей и их родителей (законных представителей) специалистами комиссии осуществляются бесплатно.

Новое Положение содержит перечень документов, предъявляемых на комиссию родителями (законными представителями) ребенка. Запись на проведение обследования ребенка в комиссии, по требования Положения, осуществляется при подаче документов.

Появилось в Положении требование об информировании родителей (законных представителей) ребенка о дате, времени, месте и порядке проведения обследования, обозначены сроки, в которые комиссия осуществляет информирование. В Положении отражены требования к заключению комиссии, в которых должны содержаться:

обоснованные выводы о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении и наличии либо отсутствии необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;

рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования.

В соответствии с Положением заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер. Представленное родителями (законными представителями) детей заключение комиссии является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей.

Специальные условия для получения образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – условия обучения, воспитания и развития обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

В новом Положении отражены права родителей (законных представителей), представляющих своих детей на комиссии:

присутствовать при обследовании детей в комиссии и при обсуждении результатов обследования и вынесении комиссией заключения;

высказывать свое мнение относительно рекомендаций по организации обучения и воспитания детей;

получать консультации специалистов комиссии по вопросам обследования детей в комиссии и оказания им психолого-медико-педагогической помощи, в том числе информацию о своих правах и правах детей;

в случае несогласия с заключением территориальной комиссии обжаловать его в центральную комиссию.

Причины сложностей в обучении и поведении разнообразны (широкий спектр отклонений в физическом и/или психическом развитии, трудности в адаптации, различные психологические и социально-педагогические проблемы), разнообразны и пути их выявления.

Диагностическое обследование имеет четкую структуру и проводится в несколько этапов. Первый из этапов – выяснение запроса всех участников образовательного процесса. Второй - анализ входящей документации от педагогов и врачей-специалистов по проблеме, содержащий оценку уровня актуального развития и реабилитационного потенциала ребенка специалистами и родителями, информации о наличии сложностей обучения и поведения. Третий этап - проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования всех категорий детей (в том числе, детей с девиантным поведением). Четвертый - разработка рекомендаций комиссии по созданию особых условий обучения и воспитания. Специалисты комиссий проводят экспертную оценку индивидуальной динамики развития ребенка и мониторинг выполнения рекомендаций комиссии в ходе повторного обследования и динамического наблюдения как на своей территории, так и на территории образовательных организаций, в которых обучаются дети, нуждающиеся в специальных условиях обучения. Современные комиссии мобильны.

Все перечисленные этапы диагностической работы в современных условиях не могут проходить без участия законных представителей (родителей) ребенка как равноправных участников образовательного и диагностического процесса. Характеристики современных ПМПК: благоприятный социально-психологический климат на всех заседаниях, а также доброжелательное отношение специалистов комиссий к детям и родителям, партнерскую обстановку во время обследования.

Диагностическое обследование детей в возрасте от 0 до 18 лет с ограниченными возможностями здоровья на комиссии является приоритетным направлением деятельности комиссий и проводится, как правило, в нескольких вариантах:

комплексное диагностическое обследование междисциплинарной командой специалистов (педагогом-психологом, учителем-дефектологом, учителем-логопедом и другими специалистами в зависимости от структуры нарушения и характера проблем у ребенка);

индивидуальный диагностический приём специалиста комиссии (педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда и других специалистов);

углубленное диагностическое обследование по запросу медико-социальной экспертизы.

Для распределения функциональных обязанностей между членами комиссии характерна вариативность. Часто обследование ребенка проводит один специалист, а другие члены комиссии непосредственно к работе с ребенком не подключаются, а лишь участвуют в обсуждении результатов увиденного.

По результатам диагностического обследования и коллегиального обсуждения специалистами заполняется протокол комиссии, в котором отражаются: анкетные данные, причина обращения в центр, данные анамнеза, внешний вид и поведение в ситуации обследования, характеристики речи, моторное развитие, когнитивная сфера (восприятие, внимание, память, мышление), характеристики деятельности, эмоционально-волевая, мотивационно-личностная и  коммуникативная сферы, индивидуальные особенности, обоснованные выводы подкрепленные данными тестовых и иных диагностических процедур.

Новообразованием в деятельности служб в России стала диагностика детей с целью выявления эффективности коррекционной работы и корректировки индивидуальной образовательной программы.

Конкретная задача обследования определяется возрастом ребенка, наличием или отсутствием нарушений зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, социальной ситуацией, этапом диагностики (скрининг, дифференциальная диагностика, углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка для разработки индивидуальной адаптированной программы, оценка эффективности коррекционных мероприятий). Специалисты комиссий основываются на принципах, сформулированных ведущими специалистами в области специальной психологии и психодиагностики нарушенного развития (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, С.Д. Забрамная, И. Ю. Левченко, О.Н. Усанова и другие):

-диагностическое обследование организуется с учетом возраста и предполагаемого уровня психического развития ребенка.

-диагностические задания доступны для ребенка. В ходе обследования ребенку предлагается задание, которое он сможет успешно выполнить.

-при обследовании специалисты уделяют внимание не только актуальным, но и потенциальным возможностям ребенка в виде «зоны ближайшего развития» (Л.С. Выготский), что достигается предложением заданий разной сложности и оказанием ребенку дозированной помощи в ходе их выполнения.

-подбор диагностических заданий для каждого возрастного этапа осуществляется на научной основе, то есть  при обследовании ребенка используются те задания, которые могут выявить, какие стороны психической деятельности необходимы для выполнения данного задания и как они нарушены у обследуемого ребенка.

Опыт психолого-педагогического изучения детей с церебральным параличом показывает, что двигательные нарушения в сочетании с нарушениями зрения и слуха, неразборчивая речь затрудняют организацию обследования ребенка и ограничивают возможности применения экспериментальных методик и тестовых заданий. Унифицированная система дифференциальной диагностики детей с ДЦП в настоящее время не разработана. В своей работе с детьми данной группы специалисты комиссий опираются, как правило, на длительное наблюдение в сочетании с экспериментальными исследованиями отдельных психических функций и изучением темпа приобретения новых знаний и навыков. Кроме того, задачей психолого-педагогической диагностики детей с ДЦП являются этапные исследования, позволяющие оценить изменения в состоянии ребенка под воздействием лечебных, коррекционных и воспитательных мероприятий.

Диагностические мероприятия, несмотря на различный уровень материально-технического оснащения комиссий, осуществляются в процессе деятельности - эмоционального общения, предметной, игровой, учебной, трудовой. Диагностика уровня психического развития ребенка с сенсорными нарушениями в младенчестве, раннем детстве и дошкольном возрасте продолжает оставаться сложной проблемой. Сложности отграничения сенсорных нарушений от снижения интеллекта, от речевых нарушений зачастую приводят к тому, что, например, глухие дети квалифицируются как умственно отсталые. Трудности дифференциальной диагностики отдельных нарушений психического развития по отношению к детям раннего возраста обусловлены тем, что разные отклонения в развитии могут иметь сходные внешние проявления.

Проблемная зона – качественно-количественная интерпретация результатов, подбор и разработка тестов (методик, приемов, заданий), которые позволяли бы определить уровень развития умственных способностей ребенка по возможности независимо от приобретенных им знаний. Перед специалистами комиссий стоит задача адаптации имеющихся методик к детям с ограниченными возможностями здоровья. Указ Президента Российской Федерации «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» обозначает приоритетные меры, направленные на государственную поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Наличие квалифицированных кадров в ПМПК предотвращает гипердиагностику детей.

Широкий спектр особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья определяет и значительную вариативность специальных образовательных условий. Специальные образовательные условия можно распределить по различным ресурсным кластерам: материально-техническое обеспечение (включая и архитектурные условия), кадровое, информационное, психолого-педагогическое обеспечение, программно-методическое и т.п.

Рекомендации комиссии, как правило, формируются по нескольким направлениям. Для специалистов комиссии главной задачей является вопрос определения условий, при которых ребенок с ограниченными возможностями здоровья сможет реализовать свой потенциал развития, будет интегрированным в социум.

1. Организация образовательного процесса:

форма образования (в образовательной организации или вне её),

программа обучения,

уровень образования,

форма обучения (очная, очно-заочная, заочная),

степень включенности (полная, частичная, эпизодическая),

специальные методы и приемы обучения.

2. Организация психолого-медико-педагогического сопровождения:

коррекционно-развивающие занятия с учителем-дефектологом, учителем-логопедом, педагогом-психологом,

сопровождение тьютора (на какое время),

предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающемуся необходимую техническую помощь,

занятия с педагогом дополнительного образования,

консультация врачей-специалистов.

3. Специальная организация среды образовательной организации: архитектурная среда (учебное и внеучебное пространство), специальные технические средства.

Материально-техническое обеспечение будет одним из значимых специальных условий обучения детей с нарушениями слуха и зрения за счет такой важной для их обучения и воспитания составляющей, как технические средства обучения, в то время как для детей с тяжелыми нарушениями речи, расстройствами аутистического этот компонент не имеет такой значимости. А для детей с расстройствами аутистического спектра, нарушениями опорно-двигательного аппарата значимым специальным условием является наличие сопровождающих (тьюторов) и другие организационно-педагогические условия. Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата важнейшим специальным условием является создание безбарьерной архитектурной среды, а также организация образовательных условий в соответствии с операционально-деятельностными возможностями такого ребенка.

Индивидуализация специальных образовательных условий обучения отражается в итоговом заключении и рекомендациях комиссии, определяющих образовательный маршрут ребенка и условия его реализации. Рекомендации комиссии учитываются в деятельности психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации. В дальнейшем эти индивидуализированные специальные условия обучения включаются в адаптированную образовательную программу в качестве одного из ее компонентов.

Консультирование участников образовательного процесса по вопросам создания особых образовательных условий

Усиление консультативной и поддерживающей роли комиссий, предусматривающей возможность длительного динамического обследования и неоднократного консультирования родителей (законных представителей) и педагогов по вопросам дальнейшего сопровождения ребенка и реализации рекомендаций – одно из важных условий системы модернизации службы психолого-медико-педагогических комиссий в Российской Федерации.

Консультативная помощь  обеспечивает эмоциональную, смысловую и экзистенциальную поддержку ребёнку и законным представителям (родителям) в трудных ситуациях, с целью повышения их адаптивных возможностей и уровня личностной компетентности в вопросах обучения, воспитания и развития. Цель консультирования родителей (законных представителей):

Помочь всем членам семьи адаптироваться к состоянию ребенка физически, психологически и социально;

Помочь наилучшим образом обеспечить потребности ребенка и не забывать о своих собственных;

Дать возможность ребенку с ограниченными возможностями здоровья уменьшить степень дезадаптации в повседневной жизни.

Основные направления такой помощи выстраиваются по поводу проблем, связанных с обучением и воспитанием детей; трудностями в развитии детей; связанных с личностными особенностями детей и подростков; детско-родительских отношений и межличностного взаимодействия в семье, ближайшем окружении, в образовательных организациях; обусловленных необходимостью принятия семьей решения о дальнейших перспективах развития ребенка, в том числе о его профессиональном самоопределении; связанных с перенесённой ребёнком психотравмирующей ситуацией.

Методология консультирования основывается на личностно-ориентированной, гуманистической позиции. Личность специалиста-консультанта во всех методологических подходах выделяется как главное звено помощи и поддержки. Основным средством, стимулирующим совершенствование личности клиента, выступает личность консультанта. Однако эффективность консультанта определяется не только свойствами личности, но также профессиональными знаниями и специальными навыками:

-полно и правильно воспринимать человека (наблюдательность, быстрая ориентация в ситуации и т.п.);

-понимать внутренние свойства и особенности человека,сопереживать (эмпатия, сочувствие, доброта и уважение к человеку, готовность помочь);

-управлять самим собой и процессом общения (самоконтроль); анализировать свое поведение (рефлексия).

В процессе оказания консультативной помощи ребёнку с ограниченными возможностями здоровья и его семье специалисты психолого-медико-педагогических комиссий используют множество приемов и форм информационно-просветительской деятельности, осуществляя быстрый поиск, выбор и эффективное использование наиболее соответствующих проблеме и модели консультирования методов диагностики и сбора информации: опросы, интервью, анкетирование, тестирование. Активно используются методы экспериментальной проверки: наблюдение в динамике результатов апробации и выполнения стратегии, разработанной в результате консультирования, в условиях социума, дошкольного и школьного образовательного учреждения, перенос результата в реальные условия.

Как правило, любая консультативная работа с родителями является просветительской формой вмешательства. Основной посыл этой формы работы состоит в том, что достижение задач помощи ребёнку будет определяться эффективным союзом между специалистом комиссии и родителями. Именно консультанту комиссии часто приходится преодолевать проблемы, связанные с личностной спецификой самих родителей. Следовательно, стратегии консультирования родителей должны быть направлены на обучение родителя умению проявлять эмоциональную и практическую поддержку своему ребенку. В то же время консультанту необходимо поддержать самооценку родителя. В методических копилках многих комиссий накоплен богатый практический опыт организации «Клубов семейного общения», «Клубов родителей детей с ограниченными возможностями здоровья». Повышение социально-психологической компетентности родителей, обучение их навыкам общения и разрешения конфликтных ситуаций происходит эффективно, по мнению многих практикующих специалистов комиссий, если в качестве тренера выступает другой родитель.

Выбор тактики работы обусловлен продолжительностью консультирования, образованием, возрастом клиентов, типом семьи, которую они представляют (полная или неполная), готовностью родителей к предстоящей внутренней работе. Однако в процессе длительного консультирования по типу сопровождения, работа, как правило, приобретает интегративный характер: в фокусе внимания консультанта находятся как родитель, так и ребенок, хотя и в разной степени на разных этапах работы.

Консультирование родителей направлено на то, чтобы обеспечивать их информацией о развитии ребёнка, его актуальном психическом статусе и предоставлять практические рекомендации для успешного взаимодействия с ребенком.

В соответствии с частью 5 статьи 42 Закона на центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи может быть возложено осуществление функций психолого-медико-педагогической комиссии. Многие регионы выделили отдельную государственную услугу комиссии и разместили ее на сайте http://www.gosuslugi.ru. На портале размещена информация более чем о 3000 услуг, оказываемых комиссиями различных регионов. Сайты содержат информацию, отвечающую всем требования законодательства, рассчитаны на посетителей различных категорий, в том числе законных представителей детей. Информационный сайт, дистанционное консультирование являются современным и эффективным инструментом просвещения родителей и специалистов. Активно применяется в практике консультирования информирование клиентов посредством электронной почты. Информационная открытость, гибкость, технологичность процесса консультирования родителей – обязательные условия развития всей службы психолого-медико-педагогических комиссий.

Комиссии тесно взаимодействуют с психолого-медико-педагогическими консилиумами образовательной организации. Специалисты психолого-медико-педагогического консилиума взаимодействуют с педагогами образовательной организации по вопросам обследования ребенка, определения прогноза развития, комплексу коррекционно-развивающих мероприятий, организации психолого-педагогического сопровождения. Территориальные комиссии направляют детей на центральную комиссию в диагностически сложных, неясных случаях, а также в случае возникновения конфликтной ситуации. Совместное проведение заседаний ПМПК с консилиумами образовательных организаций проводится для разработки и отслеживания эффективности индивидуальных коррекционных программ; выработки согласованных действий по составлению индивидуального плана работы с ребенком.

Анализ опыта сетевого взаимодействия комиссий разных уровней показывает, что использование возможностей интернета и средств информационно-компьютерных средств существенно расширяет продуктивность такого взаимодействия. Участники сетевого взаимодействия имеют возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической поддержки, получения оперативных консультаций по вопросам реализации основной образовательной программы детей с ограниченными возможностями здоровья, использования научно обоснованных и достоверных инновационных разработок в области коррекционной педагогики.

Цели и задачи, регламент взаимодействия психолого-медико-педагогических комиссий и Федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы определены в Приказе Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 декабря 2013 г. № 723 «Об организации работы по межведомственному взаимодействию федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы с психолого-медико-педагогическими комиссиями». В соответствии с этим приказом на федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы возложена обязанность организации взаимодействия с психолого-медико-педагогическими комиссиями. Настоящее взаимодействие организуется в целях координации действий при освидетельствовании детей для установления инвалидности и решения следующих задач:

а) повышения объективности установления структуры и степени ограничений жизнедеятельности ребенка;

б) повышения качества и оперативности медико-социальной экспертизы при признании ребенка инвалидом;

в) разработки оптимальных для детей-инвалидов индивидуальных программ реабилитации (далее - ИПР).

Для участия в проведении медико-социальной экспертизы запрашивается представитель психолого-медико-педагогической комиссии с правом совещательного голоса в целях оказания содействия в разработке ИПР ребенка-инвалида, как правило, в случаях, связанных с обследованием ребенка с сенсорными, сложными и сочетанными нарушениями (приглашается тифлопедагог, сурдопедагог, специальный психолог). Аналитические сведения о количестве детей-инвалидов, анализ демографического состава детей-инвалидов запрашиваются, как правило, специалистами психолого-медико-педагогических комиссий с целью осуществления качественного планирования своей деятельности и формирования краткосрочных и перспективных прогнозов по развитию служб психолого-педагогического сопровождения.

Для проведения мероприятий по обмену опытом активно используются интернет-ресурсы, отмечается практика проведения межрегиональных мероприятий.

Предметом сотрудничества комиссий и Бюро МСЭ по результатам изучения практического опыта являются вопросы:

-выявления особенностей, препятствующих получению образования без создания специальных условий;

-установления/подтверждения статуса ребенка с ограниченными возможностями здоровья, статуса ребенка-инвалида;

-определения формы образования, формы обучения, формы организации учебного процесса;

-определения специальных методов и средств, способствующих усвоению программного материала;

-специальной организации среды общеобразовательной организации;

-вопросы организации психолого-медико-педагогического сопровождения;

-оценки эффективности проводимых реабилитационных, коррекционно-развивающих мероприятий, контроля выполнения рекомендаций.

Полномочия по координации и организационно-методическому обеспечению взаимодействия комиссий и Бюро МСЭ и разработке порядка межведомственного взаимодействия закреплены за различными структурами.

В рамках взаимодействия руководители Бюро МСЭ направляют запросы о предоставлении сведений из протоколов и заключений комиссий (при согласии законного представителя ребенка), форма запроса на сегодняшний день не унифицирована. Для участия в проведении медико-социальной экспертизы запрашивается представитель комиссии с правом совещательного голоса в случаях, связанных с обследованием ребенка с сенсорными, сложными и сочетанными нарушениями (приглашаются тифлопедагог, сурдопедагог, специальный психолог).

Совершенствуется работа по информационному обмену сведениями о детях, прошедших обследование на комиссии и в Бюро МСЭ. Принцип информационной открытости и партнерства привнес в практику взаимодействия комиссий и Бюро МСЭ новые явления. Законные представители имеют возможность направлять в психолого-медико-педагогические комиссии предложения по улучшению межведомственного взаимодействия с федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в целях оказания содействия в разработке и реализации ИПР детей-инвалидов.

Одной из наиболее актуальных является проблема систематизации и валидизации методических материалов для работы комиссий с любым ребенком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Циклограмма работы классного руководителя.Основные направления деятельности классного руководителя.

Данный материал поможет классному руководителю в составлении плана воспитательной работы и системно запланировать воспитательную работу в начальной школе....

Доклад на тему: «Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования».

Краткий доклад на тему: «Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовател...

Доклад на тему: "Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации ФГОС НОО"

Доклад на тему:«Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов...

Преемственность основных направлений деятельности учителей начальной и основной школы в условиях реализации и освоения ФГОС

В основе ФГОС ООО лежит принцип единства  преемственности основных образовательных программ начального общего, среднего  образования и духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.Ещ...

Основные направления деятельности воспитателя группы продленного дня в условиях реализации ФГОС. Психолого-педагогическая характеристика группы.

Основные задачи в работе воспитателя ГПД, примерная психолого-педагогическая характеристика группы....

Реализация основных направлений деятельности образовательного учреждения: внедрение инновационных процессов, повышение профессиональной компетентности педагогов, система сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями.ДОКЛАД

Реализация основных направлений деятельности образовательного учреждения: внедрение инновационных процессов, повышение профессиональной компетентности педагогов, система сопровождения  детей...