Работа по формированию здорового образа жизни в 1 классе
статья по зож (1 класс) на тему

Морозова Татьяна Львовна

     Ещё в детском саду будущие первоклассники осваивают начала здорового образа жизни и 

получают представление о здоровье и его охране: для чего нужно мыть руки, чистить зубы, выполнять гигиенические процедуры утром и вечером, закаливать организм, заниматься спортом, утренней гимнастикой, активно пребывать на свежем воздухе для укрепления здоровья. Здесь же формируется представление о гигиенических основах организации собственной деятельности – необходимость достаточной освещённости, свежего воздуха, правильной позы и т. д.

             Поэтому в 1 классе нет необходимости обучать этому детей. Однако на 7-ом году жизни приходят в соответствие основные нервные процессы детей – возбуждение и особенно торможение. А, значит, многие действия по охране и укреплению своего здоровья ребёнок может совершать осознанно.

             В связи с этим на 1-ый план выходит понимание необходимости соблюдения нового режима дня, правил поведения в обществе, ПДД, гигиенических норм и правил, культуры общения,  особенностей поведения с чужими взрослыми. для сохранения не только здоровья, но и работоспособности для возможности без особых усилий переносить учебные нагрузки, выполнять все учебные действия, сознательно усваивать материал, избегать физических и психических перегрузок, т. к. только при хорошем самочувствии и положительном эмоциональном настрое возможно успешное обучение.

           Организация жизни первоклассников – очередной и очень трудный переходный период в жизни детей и многих родителей. Поэтому беседы о режиме дня  и правилах поведения в школе проводятся в 1-ом классе в первую очередь: с родителями – на родительском собрании перед        1 сентября, на первом собрании и на всех последующих с конкретными примерами; с детьми – в первые дни обучения в школе.

           Безопасность детей в школьном учреждении обеспечивается созданием условий для их физического и психического благополучия: беседы о предупреждении травматизма, о правилах поведения на переменах, в столовой провожу в 1-ый день каждой четверти и регулярно в течение года. Одно из основных условий безопасности школьников – развитие у них самостоятельности, ответственности и понимания значения правильного поведения для охраны своей жизни и здоровья. Поэтому со всеми детьми, находящимися в зоне риска, психолог школы проводит беседы и, при необходимости, занятия. Так же психолог школы проводит в вечернее время «Лекторий для родителей», куда включены темы по охране здоровья. Наши родители с удовольствием его посещают.

           Ребёнок младшего школьного возраста должен быть аккуратным и чистоплотным. Для этого в цикл классных часов включаю беседы о значении гигиенических процедур. На родительских собраниях даю конкретные рекомендации родителям. Лекцию о необходимости мыть руки проводили волонтёры, для урока о правильности ухода за зубами фирмой « blend-a-med» были предоставлены дидактические материалы и пособия, все желающие дети прошли профилактическое обследование у зубного врача. Так же во время классных часов поводила беседы о необходимости закаливания, занятий спортом,  правильного подбора одежды, о необходимости утренней гимнастики и водных процедур, о необходимости прогулок на свежем воздухе и  почему нельзя гулять в мороз, как нужно выглядеть и одеваться, зачем нужно беречь своё здоровье – « Моё здоровье – моё богатство, здоровье нации – здоровье каждого из нас»; о необходимости с пользой проводить свободное время, о занятиях в кружках.

             Дети должны понимать, почему нельзя общаться с заболевшими и как уберечь себя от гриппа, как можно уберечься от заболеваний при контакте с больным, о мерах по предупреждению некоторых заболеваний, в том числе инфекционных, об основах здорового образа жизни.  Необходимо приучать детей заботиться о собственном здоровье и здоровье окружающих, формировать элементарные представления о том, что полезно, а что вредно. Многие из этих тем включены в темы уроков по окружающему миру. По ряду тем проходил просмотр учебных фильмов.

            Закрепление правил по технике безопасности при занятиях физкультурой и спортом проходят на уроках физического воспитания. На классных часах  для детей, а на родительских собраниях для их родителей провожу  беседы по пропаганде  спортивных секций  и спорт.школ для мл. школьников, имеющихся в районе и городе.   Так же провожу беседы об осторожности при купании в водоёмах и бассейне.

             На уроках технологии провожу обязательный инструктаж о пользовании различными инструментами, необходимыми для выполнения работ.

На всех уроках провожу физ. минутки, дети не только отдыхают , но и убеждаются в чередовании труда и отдыха. Это и физ. упражнения, и упр. для глаз, и минутки релаксации.

               Дети обучаются простейшим приёмам оказания первой медицинской помощи сверстникам в экстремальных ситуациях. По плану школы первоклассники участвуют в тренировках по ГО.

              Первоклассники должны хорошо ориентироваться на дорогах. По изучению ПДД разработана  специальная программа для начальной школы. Кроме того в школе и районе проходят конкурсы рисунков и игр для младших школьников.

               В течение года и особенно в последний учебный день перед каникулами обязательно провожу беседу « Один дома», «Где можно и где нельзя играть на улице», « Ты велосипедист» и т. д. Первоклассник должен знать адрес своего места жительства, телефон, уметь пользоваться нужными в экстренных случаях телефонами и обращаться к сотруднику милиции за помощью. На классных часах и уроках по окружающему миру проводится инструктаж по общению с чужими взрослыми.

                 Обязательно, особенно в преддверии Нового года,  проходят беседы о противопожарной безопасности. В этом году беседу о противопожарной безопасности у ёлки проводили волонтёры.

             На родительском собрании были даны рекомендации для родителей как провести с ребёнком беседу о предупреждении и защите от бандитизма. После каждого экстремального случая, произошедшего в школе и районе, проводится профилактическая беседа с детьми.

              Представление о взаимосвязи природы и человека, влиянии окружающей среды на здоровье человека и деятельности человека на природу формируется в рамках предмета                 « Окружающий мир». Природоохранительное просвещение и природоохранная деятельность человека представлены в следующей схеме: « природа – человеку»( многогранная материальная, эстетическая, оздоровительная значимость природы для человека); « человек – природе»                 ( положительная и отрицательная деятельность человека в природе); влияние негативной деятельности человека в природе на его здоровье; правила охраны природы.  Курс позволяет использовать огромные возможности мира, окружающего ребёнка, для развития его души, эмоций, экологической и эстетической культуры. Дети приходят к пониманию трёх основных законов экологии: «  Всё должно куда-то деваться», «Природа знает лучше», «Ничто не проходит даром». Для подтверждения этих истин в школе проходят сборы макулатуры и неделя правовых и экологических знаний, конкурсы рисунков по здоровому образу жизни и охране природы  в которых первоклассники принимают посильное участие.

безопасному поведению в окружающем их мире, учатся понимать причины возникновения опасных ситуаций, способы их предупреждения , учатся здоровому образу жизни и охране своего здоровья. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа по формированию здорового образа жизни в 1 классе

     Ещё в детском саду будущие первоклассники осваивают начала здорового образа жизни и  

получают представление о здоровье и его охране: для чего нужно мыть руки, чистить зубы, выполнять гигиенические процедуры утром и вечером, закаливать организм, заниматься спортом, утренней гимнастикой, активно пребывать на свежем воздухе для укрепления здоровья. Здесь же формируется представление о гигиенических основах организации собственной деятельности – необходимость достаточной освещённости, свежего воздуха, правильной позы и т. д.

             Поэтому в 1 классе нет необходимости обучать этому детей. Однако на 7-ом году жизни приходят в соответствие основные нервные процессы детей – возбуждение и особенно торможение. А, значит, многие действия по охране и укреплению своего здоровья ребёнок может совершать осознанно.

             В связи с этим на 1-ый план выходит понимание необходимости соблюдения нового режима дня, правил поведения в обществе, ПДД, гигиенических норм и правил, культуры общения,  особенностей поведения с чужими взрослыми. для сохранения не только здоровья, но и работоспособности для возможности без особых усилий переносить учебные нагрузки, выполнять все учебные действия, сознательно усваивать материал, избегать физических и психических перегрузок, т. к. только при хорошем самочувствии и положительном эмоциональном настрое возможно успешное обучение.

           Организация жизни первоклассников – очередной и очень трудный переходный период в жизни детей и многих родителей. Поэтому беседы о режиме дня  и правилах поведения в школе проводятся в 1-ом классе в первую очередь: с родителями – на родительском собрании перед        1 сентября, на первом собрании и на всех последующих с конкретными примерами; с детьми – в первые дни обучения в школе.

           Безопасность детей в школьном учреждении обеспечивается созданием условий для их физического и психического благополучия: беседы о предупреждении травматизма, о правилах поведения на переменах, в столовой провожу в 1-ый день каждой четверти и регулярно в течение года. Одно из основных условий безопасности школьников – развитие у них самостоятельности, ответственности и понимания значения правильного поведения для охраны своей жизни и здоровья. Поэтому со всеми детьми, находящимися в зоне риска, психолог школы проводит беседы и, при необходимости, занятия. Так же психолог школы проводит в вечернее время «Лекторий для родителей», куда включены темы по охране здоровья. Наши родители с удовольствием его посещают.

           Ребёнок младшего школьного возраста должен быть аккуратным и чистоплотным. Для этого в цикл классных часов включаю беседы о значении гигиенических процедур. На родительских собраниях даю конкретные рекомендации родителям. Лекцию о необходимости мыть руки проводили волонтёры, для урока о правильности ухода за зубами фирмой « blend-a-med» были предоставлены дидактические материалы и пособия, все желающие дети прошли профилактическое обследование у зубного врача. Так же во время классных часов поводила беседы о необходимости закаливания, занятий спортом,  правильного подбора одежды, о необходимости утренней гимнастики и водных процедур, о необходимости прогулок на свежем воздухе и  почему нельзя гулять в мороз, как нужно выглядеть и одеваться, зачем нужно беречь своё здоровье – « Моё здоровье – моё богатство, здоровье нации – здоровье каждого из нас»; о необходимости с пользой проводить свободное время, о занятиях в кружках.

             Дети должны понимать, почему нельзя общаться с заболевшими и как уберечь себя от гриппа, как можно уберечься от заболеваний при контакте с больным, о мерах по предупреждению некоторых заболеваний, в том числе инфекционных, об основах здорового образа жизни.  Необходимо приучать детей заботиться о собственном здоровье и здоровье окружающих, формировать элементарные представления о том, что полезно, а что вредно. Многие из этих тем включены в темы уроков по окружающему миру. По ряду тем проходил просмотр учебных фильмов.

            Закрепление правил по технике безопасности при занятиях физкультурой и спортом проходят на уроках физического воспитания. На классных часах  для детей, а на родительских собраниях для их родителей провожу  беседы по пропаганде  спортивных секций  и спорт.школ для мл. школьников, имеющихся в районе и городе.   Так же провожу беседы об осторожности при купании в водоёмах и бассейне.

             На уроках технологии провожу обязательный инструктаж о пользовании различными инструментами, необходимыми для выполнения работ.

На всех уроках провожу физ. минутки, дети не только отдыхают , но и убеждаются в чередовании труда и отдыха. Это и физ. упражнения, и упр. для глаз, и минутки релаксации.

               Дети обучаются простейшим приёмам оказания первой медицинской помощи сверстникам в экстремальных ситуациях. По плану школы первоклассники участвуют в тренировках по ГО.

              Первоклассники должны хорошо ориентироваться на дорогах. По изучению ПДД разработана  специальная программа для начальной школы. Кроме того в школе и районе проходят конкурсы рисунков и игр для младших школьников.

               В течение года и особенно в последний учебный день перед каникулами обязательно провожу беседу « Один дома», «Где можно и где нельзя играть на улице», « Ты велосипедист» и т. д. Первоклассник должен знать адрес своего места жительства, телефон, уметь пользоваться нужными в экстренных случаях телефонами и обращаться к сотруднику милиции за помощью. На классных часах и уроках по окружающему миру проводится инструктаж по общению с чужими взрослыми.

                 Обязательно, особенно в преддверии Нового года,  проходят беседы о противопожарной безопасности. В этом году беседу о противопожарной безопасности у ёлки проводили волонтёры.

             На родительском собрании были даны рекомендации для родителей как провести с ребёнком беседу о предупреждении и защите от бандитизма. После каждого экстремального случая, произошедшего в школе и районе, проводится профилактическая беседа с детьми.

              Представление о взаимосвязи природы и человека, влиянии окружающей среды на здоровье человека и деятельности человека на природу формируется в рамках предмета                 « Окружающий мир». Природоохранительное просвещение и природоохранная деятельность человека представлены в следующей схеме: « природа – человеку»( многогранная материальная, эстетическая, оздоровительная значимость природы для человека); « человек – природе»                 ( положительная и отрицательная деятельность человека в природе); влияние негативной деятельности человека в природе на его здоровье; правила охраны природы.  Курс позволяет использовать огромные возможности мира, окружающего ребёнка, для развития его души, эмоций, экологической и эстетической культуры. Дети приходят к пониманию трёх основных законов экологии: «  Всё должно куда-то деваться», «Природа знает лучше», «Ничто не проходит даром». Для подтверждения этих истин в школе проходят сборы макулатуры и неделя правовых и экологических знаний, конкурсы рисунков по здоровому образу жизни и охране природы  в которых первоклассники принимают посильное участие.

безопасному поведению в окружающем их мире, учатся понимать причины возникновения опасных ситуаций, способы их предупреждения , учатся здоровому образу жизни и охране своего здоровья.  

                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так как это - осн...

Проектная работа Тема: «Формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, алкоголизма и табакокурения в подростковой среде»

Трудно   себе   представить    то    благотворное изменение, которое произошло  бы  во  всей  жизни людской, если бы люди...

Программа по формированию здорового образы жизни "Мой выбор - здоровый образ жизни"

Программа помогает формирования у подрастающего поколения установок на ЗОЖ, на возрождение духовных традиций русского человека, на воссоздание авторитета семьи. Она направлена на решение задачи не тол...

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В НЕГОСУДАРСТВЕННОМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ «ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 9 СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОАО «РЖД»

В статье представлен опыт работы учреждения по созданию Здоровьесберегающего пространства и приобщения учеников и их родителей к здоровому образу жизни....

Система работы по формированию здорового образа жизни у младших школьников

Система работы по формированию здорового образа жизни у младших школьников...

Система работы по формированию здорового образа жизни у младших школьников

Система работы по формированию здорового образа жизни у младших школьников...