Игра-путешествие "Страна полезных привычек"
методическая разработка по зож (2 класс) на тему

Отраднова Светлана Александровна

  

Л.С.Выготский, рассматривая роль игры в психическом развитии ребенка, отмечал, что в связи с переходом в школу игра не только не исчезает, но, наоборот, она пропитывает собой всю деятельность ученика.

Игра- путешествие представляет собой разновидность дидактической игры.

Её основная цель – формирование культуры здорового образа  жизни младшего школьника, опираясь на его прежний опыт. Кроме того, задания данной игры развивают оперативную память, произвольное внимание, мышление детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon strana_poleznykh_privychek.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Большереченская средняя общеобразовательная школа №2»

Страна Полезных привычек

(Игра - путешествие для обучающихся 2-3 классов)

                                                                           Разработала: педагог-психолог

Отраднова Светлана Александровна

2014 г.

Цель: формирование культуры здорового образа жизни младшего школьника.

Ход игры:

Здравствуйте, ребята!   Вы  любите путешествовать?

    Сегодня мы  отправимся в необычную страну. В ней живут  Полезные привычки.

Это удивительная страна. Каждый, кто подружился с её  жителями,  получает  ценный подарок.

 А вот что это за подарок  вы узнаете из кроссворда, который надо разгадать.

Задание 1. Разгадайте кроссворд и определите ключевое слово.

1.Утром рано поднимайся,

прыгай, бегай, отжимайся.

Для здоровья, для порядка

людям всем нужна …(зарядка)

                2.Вот такой забавный случай:

                   Поселилась в ванной туча.

                  Дождик льет с потолка

                  Мне на спину и бока!

                   До чего ж приятно это,

                   Дождик теплый, подогретый,

                   На полу не видно луж,

                   Все ребята любят…(душ)

   3. Хочешь ты побить рекорд?

       Так тебе поможет…(спорт)

                   4. Я  в подмышке  посижу,

                       И что делать укажу-

                       Или разрешу гулять,

                       Или уложу в кровать  (градусник)

         5. Через нос проходит в грудь.

              И обратный держит путь.

             Он невидимый, и все же

              Без него мы жить не можем  (воздух)

                            6.  Ясным утром вдоль дороги на траве блестит роса.

                                 По дороге едут ноги и бегут два колеса.

                                 У загадки есть ответ: это мой …(велосипед)

               7. Кто на льду меня догонит?

                   Мы бежим вперегонки

                   А несут меня не кони,

                   А блестящие …(коньки)

               8. Чтоб большим спортсменом стать,

                   Нужно многое  узнать.

                   Вам поможет здесь сноровка

                   И, конечно, …(тренировка)

         ЗАРЯДКА

ДУШ

                                                                СПОРТ

           ГРАДУСНИК

 ВОЗДУХ

              ВЕЛОСИПЕД

                                                             КОНЬКИ

       ТРЕНИРОВКА

Вы правильно отгадали – это ЗДОРОВЬЕ!      

 Каждый человек  с юных лет должен заботиться о своем здоровье.  Плохое здоровье, болезни служат причиной слабой успеваемости, плохого настроения.

 Не случайно на вопрос о том, что является более ценным для человека – богатство или слава, один из древнейших философов ответил, что ни богатство, ни слава не делают человека счастливым.

«Здоровый нищий счастливее больного, но богатого короля».

-Как вы думаете почему?

Ответы детей.

- А чтобы здоровье было хорошим вам нужно подружиться с Полезными привычками.

 - Знакомьтесь!  Полезная привычка №1 -  СОБЛЮДЕНИЕ  РЕЖИМА  ДНЯ.

 Задание 2.  Соберите по порядку, в нужной последовательности «Режим дня».

Чтоб прогнать тоску и лень,                

Подниматься каждый день

Нужно ровно в семь часов.

Сделать легкую зарядку

И убрать свою кроватку.

Душ принять.

И завтрак съесть!

А потом за парту сесть!

Но запомните, ребята,

Очень важно это знать,

Идя в школу, на дороге

Вы не вздумайте играть!

Опасайтесь вы машин,

Их коварных черных шин.

На занятиях сиди

 И все тихо слушай.

За учителем следи,

Навостривши уши.

После школы отдыхай:

Но только не валяйся.

Дома маме помогай,

Гуляй и  закаляйся!

Пообедав, можешь сесть

Выполнять задания.

Все в порядке, если есть

Воля и старание.

Соблюдаем мы всегда

Распорядок строго дня.

Информационный блок:    Александр Васильевич Суворов – один из выдающихся русских военачальников, в детстве был очень слабым и хилым ребенком. С самого детства он очень хотел стать военным, но понимал, что это невозможно - слишком  плохим было его здоровье. Тайком от няни он стоял часами на ветру в осенние дождливые вечера.  Зимой, когда все еще спали, он выбегал на улицу и натирался снегом. Все, кто изучал биографию Суворова, говорят о том, что он стал здоровым только благодаря зарядке, режиму  дня и физическим упражнениям.

 Знаете ли вы, что свой переход с солдатами через Альпы он совершил в 70 лет?

Каким же был режим дня А.В.Суворова?

   Он вставал в два часа ночи и в течение часа делал зарядку на улице в любую погоду.

Затем он обливался холодной водой.  Если рядом была речка, он по часу плавал в реке.

 Затем пил 2-3 чашки молока, а потом начинал петь, потому что считал, что пение помогает справиться с трудностями.

Затем начинался  его обычный  день  командира.

 Вечером он отправлялся на пешую прогулку, которая занимала 2часа.  В 10 вечера он ложился спать.

- Хотите быть такими же сильными и здоровыми?  

Вам поможет Полезная привычка №2 - УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА.

- Ребята,  как вы просыпаетесь?  Очень важно, чтобы каждое утро у вас начиналось с положительных эмоций, с хорошего настроения. Просыпайтесь с мыслью, что день принесет вам удачу.  « Доброе утро!»  - скажите себе и близким.

Существуют определенные правила зарядки. Делать нужно всегда в одно и то же время. Перед началом проветрите  комнату.

Задание 3. Сегодня мы выучим одну из утренних гимнастик. Она поднимет вам настроение и укрепит ваше здоровье.

Я хочу, друзья, признаться

Что люблю я по утрам

Физзарядкой заниматься,

Что советую и вам.

Всем зарядку делать надо,

Много пользы от нее.

А здоровье – вот награда,

За усердие твое.

( под музыку делаем зарядку)

1. Ходьба с подниманием рук вверх и опусканием вниз, хлопок.

 Только в лес  мы все зашли,

Появились комары.

Руки вверх - хлопок над головой,

Руки вниз - хлопок другой.

2.Ходьба на внутренней и внешней стороне ступни с покачиванием влево, вправо.

Дальше по лесу шагаем

И медведя мы встречаем.

Руки за голову кладем

 И вразвалочку идем.

3.Прыжки с ноги на ногу по «камешкам».

Снова дальше мы идем.

Перед нами водоем.

Прыгать мы уже умеем,

Прыгать будем мы смелее:

Раз-два, раз-два,

Позади уже вода.

4.Ходьба с подниманием рук.

Мы шагаем, мы шагаем,

Руки выше поднимаем,

Голову не опускаем,

Дышим ровно глубоко.

5.Наклоны вперед, руками коснуться пола, выпрямиться, поднять руки вверх.

     Вдруг мы видим: у куста

     Выпал птенчик из гнезда.

     Тихо птенчика берем

     И назад в гнездо кладем.

6.  Бег на носках.

    Впереди из-за куста

    Смотрит хитрая лиса.

    Мы лисицу обхитрим,

    На носочках побежим.

7. Наклоны вперед в движении.  

 На поляну мы заходим,

Много ягод там находим.

Земляника так  душиста.

Что не лень нам наклониться.

8.Прыжки на двух ногах.

  Зайчик быстро скачет в поле.

  Очень весело на воле.

  Подражаем мы зайчишке,

  Непоседы- ребятишки.

ЗДОРОВЬЕ В ПОРЯДКЕ – СПАСИБО ЗАРЯДКЕ.

Мы продолжаем путешествие.

 Встречаем  Полезную привычку №3 - СОБЛЮДЕНИЕ  ЛИЧНОЙ  ГИГИЕНЫ.

- Что такое гигиена? 

- Какие предметы относятся к личной гигиене? (расческа, зубная щетка, носовой платок, мыло…)

- Какие правила гигиены вы знаете?

   ( мыть руки перед едой, после туалета, после прогулки;

      никогда не есть немытые овощи  и фрукты;

      чистить зубы 2 раза в день - утром и вечером;

       умываться по утрам и вечерам;

       уметь пользоваться носовым платком;

       следить за чистотой одежды и обуви).

Следующая  Полезная привычка №4 - ЗАНЯТИЕ  СПОРТОМ.

Задание 4. Выберите  слова для характеристики здорового человека.

Румяный                  Сутулый

Сильный                    Стройный

Ловкий                       Толстый

Бледный                     Неуклюжий

Статный                    Подтянутый                                        

- Как  вы понимаете слово статный?

В русских народных сказках часто описывают царевну:

            Жила- была  царевна-краса  Золотая коса.

             По земле шла, словно лебедь, плыла.

             И статна и величава, и осанкою красива…

( обсуждение с учащимися слов «стать» и «осанка».)

- Какие профессии человека невозможны без красивой осанки

    Ответы детей: спортсмены, артисты, балерины, военные…

Упражнение « Кувшин».

В далекой Индии - вода дорогое удовольствие. Люди ходили за водой, неся наполненный кувшин на голове. Чтобы кувшин удержать на голове, надо идти прямо, держать осанку или кувшин упадет.

Мы отправляемся к ручью.  На голову положим спичечный коробок, это наш кувшин.

Присядем, наберем воды, встанем, сделаем несколько шагов. Наша  задача сохранять равновесие и не уронить «кувшинчик».

МАЛО СПОРТОМ ЗАНИМАТЬСЯ, НАДО ПРАВИЛЬНО ПИТАТЬСЯ.

 Вы догадались, о какой Полезной привычке мы сейчас будем говорить?

Правильно! Полезная привычка № 5- ЗДОРОВОЕ  ПИТАНИЕ.

 - Ребята,  почтальон принес письмо от Карлсона.

 Здравствуйте, друзья!

Свое письмо пишу из больницы. У меня ухудшилось здоровье: болит голова, в глазах звездочки. Доктор говорит, что мне нужно правильно питаться. Я составил себе меню на обед: торт с лимонадом, чипсы, варенье и пепси-кола. Это моя любимая еда. Наверно, скоро я буду здоров.                           Ваш Карлсон.

- Ребята, верно ли  Карлсон составил меню?

Задание 5.  Сейчас мы идем в магазин и выберем продукты для него.

Рыба                   « Пепси-Кола»

   Кефир                  Чипсы

   « Геркулес»          Гречка

    Мясо                    Морковь

   Клюква              Лук

    Яблоки                 Мёд    

Молоко                Капуста        

Мы выбрали  только  полезные продукты.

Рыба, мясо, молочные продукты нужны нашему организму, чтобы быть сильными.  

Мед, « Геркулес», гречка дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать.

Овощи и фрукты содержат много витаминов, которые помогают человеку  расти, развиваться.

- Ягоды, фрукты и овощи – основные источники витаминов и минеральных веществ.

Большинство витаминов не образуются в организме человека и не накапливаются, а поступают только вместе с пищей. Вот почему ягоды, овощи и фрукты должны быть в рационе ребенка регулярно.

- Витамин  А- это витамин роста. Еще он помогает нашим глазам сохранить зрение.

Найти его можно в молоке, моркови, зеленом луке.

-Витамин  С- прячется в чесноке, капусте. Луке, во всех овощах, фруктах, ягодах.

-Витамин  Д сохраняет зубы. Без него зубы становятся хрупкими. Его можно найти в молоке, рыбе, твороге. Загорая на солнце, мы тоже получаем витамин  Д.

Информационный блок:  А знаете ли вы, ребята, что некоторые  Полезные привычки пришли к нам из других стран?             

Каждая страна интересна по-своему: историей, культурой, традициями. Касается это и культуры здорового образа жизни. Путешествуя по миру, вы можете привезти не только сувениры для своих близких, но и полезные привычки.

Полезная привычка из Греции:    ЛЮБОВЬ К ОЛИВКОВОМУ МАСЛУ.

  Из Греции к нам пришла  любовь к средиземноморской кухне и особенно полезная привычка регулярно употреблять оливковое масло.

За счет высокого содержания полиненасыщенных жирных омега - кислот оно полезно для сосудов и пищеварения, снижает риск заболеваний сердца и нервной системы.

Любовь греков к этому продукту столь велика, что они используют его в приготовлении не только салатов, всевозможных закусок и супов, но и десертов, например, рождественского печенья.

Полезная привычка из Германии:     ВЕЛОПРОГУЛКИ.

В отличие от греков похвастаться здоровой кухней жители Германии не могут — покушать они любят плотно. Но зато всегда не прочь прокатиться на велосипеде. Для своего железного друга немцы даже придумали шутливое называние — «дратэзель» (Drahtesel) — «проволочный осел».

Велосипедистов в Германии встречаешь повсеместно. Это офисные сотрудники, спешащие с утра на работу, и любители воскресного отдыха на природе, и пенсионеры, и молодежь, и, конечно, семьи с детьми. Для прогулок на «проволочных осликах» в Германии созданы все условия: в каждом городе несчетное количество велосипедных дорожек, которые тянутся вдоль автострад, пересекают парки, сады и  скверы.

Полезная привычка из Китая:    ГИМНАСТИКА НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ.

Жители Китая к потребностям своего организма очень внимательны. Ведь собственное здоровье для них — это не только одна из главных жизненных ценностей, но и долг перед семьей и нацией. Именно поэтому в Китае так популярна чудодейственная гимнастика Ци-гун.

Туристы часто поражаются, встречая китайцев, выполняющих  Ци-гун прямо на улице. Такие «сходки» могут быть весьма многочисленными.

На улицах собираются группы от 2-3 до 100 человек. И все повторяют движения одного инструктора-«заводилы».

Полезная привычка из Индии:     ЗАНЯТИЯ ТАНЦАМИ.

Из Индии помимо любви к свежим фруктам и овощам, занятиям йогой стоит привезти полезную привычку танцевать.

История классического танца в Индии (а он здесь существует во множестве разновидностей: кучипуди, бхаратанатьям, катхали) насчитывает тысячи лет. И интерес к этому искусству не ослабевает.

Индийцы видят в нем способ целостного совершенствования личности: духовное и физическое развитие, тренинг памяти, координации и выносливости.

Благодаря регулярным занятиям танцами вы станете  гибкими, укрепите поясницу, коленные суставы, улучшите кровообращение в спине и шее. И, конечно, уроки  кучипуди  создают прекрасное настроение.

ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ – это тоже  Полезная привычка!

Без хорошего настроения ничего не получится.  Давайте больше улыбаться  и радоваться окружающему миру!

     Подведение итогов:

Наше путешествие подошло к концу.

Я желаю вам, ребята, быть здоровыми всегда,

Но добиться результата невозможно без труда.

Постарайтесь не лениться – каждый раз перед едой,

Прежде чем за стол садиться, руки вымойте водой.

И зарядкой занимайтесь ежедневно по утрам.

И, конечно, закаляйтесь – это так поможет вам!

Свежим воздухом дышите по возможности всегда.

На прогулку в лес ходите, он вам силы даст, друзья!

Это вовсе не секреты, как здоровье сохранить.

Выполняйте все советы, и легко вам будет жить.

Список литературы:

1.Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги, уроки здоровья. 1-5 классы. - М.: ВАКО, 2004.-152с.- Мастерская учителя.

2. Дружить со спортом и игрой. Поддержка работоспособности школьника: упражнения, игры, инсценировки/сост. Г.П. Попова.- Волгоград: Учитель, 2008.- 173с.

3.Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4классы. М.: «ВАКО», 2004, 296с.- Педагогика. Психология. Управление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по программе "Полезные привычки" по теме "Учусь оценивать себя сам" 3 кл.

Цель этого занятия - дать учащимся представление о самооценке; дать возможность оценить самого себя. Оно содержит интересные формы работы с учащимися, например,работа в группах, энергизаторы или игры,...

Занятие по программе "Полезные привычки" по теме "Общение. Учусь взаимодействовать" 3 кл.

Цель этого занятия - способствовать пониманию важности уважительных отношений во взаимодействии; учить детей взаимодействовать друг с другом. Занятие включает практическое взаимодействие между детьми ...

Конспекты занятий по превентивной программе "Полезные привычки" 2 кл.

В разработке представлены 7 конспектов занятий по программе "Полезные привычки" для учащихся 2 кл. При составлении конспектов я применяла методы превентивного обучения: обучение в группе; кооператив...

Пояснительная записка к превентивной программе "Полезные привычки" (1-4 кл.)

Целью внедрения программы является снижение вероятности приобщения младших школьников к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ и ориентирование детей на здоровый образ жизни....

Родительское собрание с элементами деловой игры по программе "Полезные привычки" по теме: "Как повысить самооценку у ребенка и почему это важно?"

Эта разработка родительского собрания по программе "Полезные привычки"  3 класса. Используемые методы - "мозговой штурм", упражнение-энергизатор и ролевая игра....

Путешествие в страну полезных привычек

Праздник на украинском языке. Проводила на районном семинаре....

План работы кружка "Полезные привычки"

Эта программа поможет ему определить своё место в мире, научиться общаться и правильно заботиться о своём здоровье....