Адаптация первоклассников.
статья (1 класс)

Адаптация к школе - непростой период в жизни первоклассника. Проблемы адаптации первоклассников являются актуальными по сегодняшний день. Эффективная реализация основных направлений по адаптации первокласников поможет детям более мягче чувствовать себя в школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya.docx25.59 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация первоклассников.

Школа – это очень важный период, ведь именно в школьные годы ребенок приобретает знания и навыки, которые помогут ему добиться успеха во взрослой жизни, развить профессиональные, творческие и духовные качества.

Психологи уверяют, что даже успешные и активные в детском саду малыши могут воспринять школьный режим тяжело: новый коллектив, строгие требования и необходимость учебы способны стать причиной настоящего стресса.

Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженности усилий учителя, психолога, администрации и родителей. Это довольно сложный процесс, который у каждого ребенка протекает по-разному.

Адаптация к школе – это период приспособления ребенка к условиям образовательного учреждения, то есть малыш привыкает к регулярным урокам, порядкам и новым людям (учителям и одноклассникам).

Какие существуют этапы адаптационного периода?

Существуют три основных этапа адаптации:

  1. Ориентировочный. Ребенок осторожно присматривается к незнакомой обстановке, ее условиям и правилам. Он напряжен, может реагировать на новшества ярко и резко. Такой этап занимает  2-3 недели.
  2. Неустойчивое приспособление. Ребенок приспосабливается к школе и старается выстроить оптимальное поведение в новых условиях. Реакции меняются на менее эмоциональные. Этап длится 2-3 недели.
  3. Удовлетворительно устойчивое приспособление. Ребенок достаточно уверен в выбранном формате поведения, приходит внутреннее осознание статуса: «Я теперь ученик школы, а это означает, что я должен учиться и вести себя хорошо». Этот последний этап ребенок преодолевает в срок от 5-6 недель до 1 года.

С какими трудностями сталкиваются первоклассники.

Особенностями адаптации первоклассников нередко к школе являются повышенная капризность, раздражительность, склонность к быстрой утомляемости. Неудивительно — с началом обучения возлагается немало ответственности, к которой малыш не привык. Новая роль подразумевает новые обязанности, например: 

  • рано вставать,
  • собирать ранец,
  • носить школьную форму,
  • находить общий язык с учительницей,
  • выполнять все требования,
  • ровно сидеть за партой на протяжении нескольких уроков по 45 минут.

По сравнению с предыдущей беззаботной жизнью, согласитесь, звучит как каторга. Другими трудностями адаптации первоклассников может быть вливание в коллектив и сложности в принятии учительницы как новой властной фигуры в жизни ребёнка.

Чтобы привыкнуть к изменившимся обстоятельствам, требуется время и помощь родственников и близких, которые помогут первокласснику справиться с адаптацией к школе. 

Условия для успешной адаптации малыша к школе.

С большой долей вероятности ребенок адаптируется к школе быстро, если:

  • он растет в полной семье;
  • его родители имеют хорошее образование;
  • в семье поддерживают адекватные воспитательные методы;
  • взрослые уважают права детей;
  • малыша готовили к школе специалисты и родители;
  • в семье родители уделяют повышенное внимание к образованию детей, занимаются развитием, прививают любовь к знаниям.

Как понять, что адаптация позади?

Можно считать, что малыш полноценно освоился и адаптировался к школьной среде, если он:

  • с радостью делится школьными событиями, своими победами и неудачами;
  • спокойно спит ночью, а днем активен и любопытен;
  • редко болеет;
  • не испытывает сложностей в самостоятельном выполнении школьных заданий;
  • дружит с одноклассниками и без страха общается с педагогами, знает всех по именам;
  • не стесняется обратиться к учителям за помощью;
  • знает, где расположены в школе столовая, туалет, раздевалка и без проблем их посещает.

        Важное при адаптации.

 Первый год обучения в школе - чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия. Они требуют от ребенка напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках и относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы.

 Ребенка, пришедшего впервые в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой. Опыт показывает, что не все дети готовы к этому. Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение. Психологи указывают на то, что для многих первоклассников, и особенно шестилеток, трудна социальная адаптация, так как не сформировалась еще личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности.В то же время именно в 1-ом классе закладывается основа отношения ребенка к школе и обучению.


 Поэтому необходимо время, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, ребенок привык к новым условиям и научился соответствовать новым требованиям. Первые 2-3 месяца
 после начала обучения являются самыми сложными, ребенок привыкает к новому образу жизни, к правилам школы, к новому режиму дня. Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной. Ребенок переживает эмоциональный дискомфорт прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр. Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряженности, настороженности, тревожностью. Такое психологическое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации: ребенок становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу. Ослабленные дети (а их, к сожалению, из года в год становится все больше и больше) являются наиболее подверженными дезадаптации. Некоторые первоклассники становятся очень шумными, крикливами, отвлекаются на уроках, капризничают, Другие становятся очень скованными, робкими, стараются держаться незаметно, не слушают, когда к ним обращаются взрослые, при малейшей неудаче, замечании плачут. У части детей может нарушиться сон, аппетит, иногда поднимается температура, обостряются хронические заболевания. может появиться интерес к игрушкам, играм, к книгам для очень маленьких детей.

                                   Признаки успешной адаптации:

  • Во-первых, это удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов.
    Второй признак - насколько легко ребенок справляется с программой. Если школа обычная и программа традиционная, а ребенок испытывает затруднения при обучении, необходимо поддержать его в трудный момент, не критиковать излишне за медлительность, а так же не сравнивать с другими детьми. Все дети разные.
  • Очень важно на первых порах вселить в школьника уверенность в успех, не давать ему поддаваться унынию ("У меня ничего не получится!") , иначе бороться с апатией вы будете очень долго.
  • Следующий признак успешной адаптации - это степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому. Частенько родители слишком усердно "помогают" ребенку, что вызывает порой противоположный эффект. Ученик привыкает к совместному приготовлению уроков и не хочет делать это в одиночку. Здесь лучше сразу обозначить границы вашей помощи и постепенно уменьшать их.
  • Но самым важным, на наш взгляд, признаком того, что ребенок полностью освоился в школьной среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

       

 Отдельно необходимо сказать и об отношениях с учителем.

  Первая учительница - это важный человек в жизни всей вашей семьи. Хорошо бы сразу установить с ней тесный контакт, прислушиваться к ее советам, предлагать помощь в организации праздников и общих дел – ведь любое ваше участие в школьной жизни пойдет на пользу вашему ребенку. Ваш сын или дочь будут иметь повод гордиться вами! Обязательно согласуйте требования, чтобы ребенок не пострадал от ваших разногласий с педагогом. Если вас не устраивает (или просто непонятна) методика обучения, попросите учителя разъяснить ее особенности и преимущества перед другими способами обучения. Думаем, что любой учитель сделает это охотно, ведь он заинтересован видеть в вас в первую очередь помощников, а не критиков.

Главная задача родителей в это время – помочь своему ребенку привыкнуть к новой жизни в роли школьника.

Особенности адаптации к школе: полезные рекомендации для родителей первоклассников.

Даже по сравнению с детским садом школьный распорядок дня сильно меняется. Большую часть дня школьник должен посвящать учебе, концентрироваться на разной информации, запоминать ее, выполнять задания, слушать учителя, контролировать свое поведение (сидеть за партой, не разговаривать, не отвлекаться на чувство голода или жажды на уроке). Времени для игр и беззаботного времяпровождения становится меньше, а обязанностей и ограничений – больше. Такие перемены в жизни – огромный стресс для организма. Чтобы привыкнуть к ним, ребенку потребуется помощь родителей. 

Что должны делать родители для скорейшей адаптации первоклассника в школе? 

  1. Физиологическая адаптация первоклассника к школе пройдет намного легче, если он будет правильно питаться и соблюдать режим дня. Выберите время «отбоя» и укладывайте ребенка спать строго по часам. В выходные не позволяйте валяться в постели до обеда или засиживаться допоздна, а придерживайтесь примерно того же режима, что и в будние дни. Для выполнения домашних заданий в выходные (если их задают) и подготовки к новой учебной неделе подберите вместе день и время. Это поможет избежать лишней тревоги. 
  2. Проанализируйте, не слишком ли устает ребенок. Если к концу дня он проявляет раздражительность, перевозбужден, или наоборот, апатичен – это признаки перегрузки. Возможно, стоит уменьшить количество секций и кружков, а также сократить на первые школьные месяцы домашние обязанности.
  3. Ребенок может очень сильно страдать из-за того, что ему предстоит еще много лет жить в таком строгом режиме. Поменьше говорите с ним о начале новой жизни и о том, что он уже большой и взрослый, «детство закончилось», «началась новая жизнь» и т.д. Для первоклассника такие слова могут оказаться слишком большим давлением и увеличат стресс. Даже при психологическом стрессе организм ослабевает и теряет сопротивляемость к болезням, вследствие чего любая встреча с простуженным человеком может обернуться ОРВИ. Поэтому, как ни парадоксально звучит, но для лучшей адаптации к школе и сохранения здоровья, играйте с ребенком в игры, читайте сказки, позвольте ему ощущать себя ребенком. Если у него есть друзья младшего возраста или ровесники, которые отправились учиться в другие школы, постарайтесь организовать их встречу и общение. Так у первоклассника останется «частичка прошлой жизни» и пережить адаптацию к школе окажется легче.
  4. Многих родителей интересуют лишь вопросы «что ты сегодня ел?», «какие оценки получил?». Расспрашивайте школьника не только об уроках, но и как прошел его день в целом, какая атмосфера в классе, об отношениях с одноклассниками и учителями. Узнавайте, что ему нравится, а что нет. Не стесняйтесь честно рассказывать о своих школьных годах. Не нужно выставлять себя отличниками и примерными учениками. Поделитесь неудачами и сложностями, которые вы испытывали в первом классе. Ребенку будет легче справиться со своими проблемами, если он будет знать, что вы тоже сталкивались с такими трудностями и преодолели их.
  5. Осматривайте ребенка в конце каждого дня. Не покраснело ли горло, не появилась ли сыпь на руках, ногах или спине? Если вы постоянно обнаруживаете на ребенке ссадины или синяки, стоит выяснить причину их появления. Возможно, вашего малыша обижают другие ученики. Нередко дети не хотят впутывать в свои отношения родителей или скрывают конфликты из опасения оказаться «ябедой». А иногда причина – стремительно падающее зрение, когда ребенок натыкается на углы мебели, спотыкается или падает, находясь в незнакомой обстановке.

Что поможет ребенку не заболеть в период адаптации к школе?

Во время адаптации первоклассника к школе важно не только бороться со стрессом, но и укреплять его здоровье, поддерживать иммунную систему. 

  • Подберите витамины, подходящие детям 6-7 лет. Витаминно-минеральный комплекс должен обеспечивать суточную норму основных минералов и витаминов, необходимых для работы иммунитета. К началу октября «запас витаминов», накопленный летом, истощается, в то время как нагрузки на иммунную систему ребенка возрастают. 
  • Заведите дома специальную детскую аптечку, чтобы быстро среагировать при первых симптомах заболевания и предотвратить их развитие. Стандартная аптечка включает в себя термометр, жаропонижающее средства, детский сорбент, мазь от синяков и ушибов, пластырь. 
  • Приучите ребенка соблюдать правила гигиены. Расскажите, как важно после возращения домой сразу мыть руки, полоскать горло и промывать нос, чтобы смыть вредные микробы со слизистых. Купите ребенку санитайзер с любым понравившимся ароматом и объясните, когда и как им пользоваться. 

Адаптация к школе – непростой период в жизни первоклассника. Помогите своему ребенку благополучно пройти его. Родительское внимание, забота и поддержка очень важны в это время.  

Проблемы адаптации первоклассников к школе являются актуальными для всей системы образования. Каждый ребенок, попадая первый раз в школу, волнуется, переживает и ждет поддержки от взрослых — родителей и учителя. Эффективная реализация основных направлений программы адаптации первоклассников приводит к смягчению и ускорению процесса овладения ребенком новым видом деятельности, новой социальной ролью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы адаптации первоклассников на основе «Программы сопровождения и поддержки адаптации учащихся и их родителей к новым условиям жизнедеятельности «Дорога в загадочный город»

В статье представлен опыт воспитательной работы по сопровождению и поддержке адаптации первоклассников  и их  родителей в рамках школы полного дня на базе интеграции основного и дополни...

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления.

1 Виды адаптации.2Признаки плохой  адаптации.3 Как облегчить адаптацию первоклассника.4 Советы родителям...

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления

Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженности усилий учителя, психолога, администрации и родителей. Это довольно сложный процесс, который у каждого ребенка протекает по-разному. ...

Статья "АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ. ДЕЗАДАПТАЦИЯ. СХЕМА ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ И МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ".

Главным фактором, влияющим на успешность усвоения знаний у первоклассников, является адаптированность к школьным условиям. Поступление в школу, смена обстановки предъявляют повышенные требования к пси...

Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе

2.4. Иллюстративный план мероприятий Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассник...

2 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе первого месяца адаптации первоклассников

2 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школепервого ме...

3 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе

3 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе...