Консультация для родителей "Как и зачем читать сказки?"
консультация

Федотова Анжелика Викторовна

консультация предназначена родителям в помощь, чтобы правильно и выразительно читать детям .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Детский сад № 1 «Ромашка»

Консультация для родителей

«Как и для чего читать детям сказки?»

                                                   Подготовила: Федотова А.В.

воспитатель подготовительной группы

Малоярославец

2024 год

     Каждый родитель согласится с тем, что самые яркие воспоминания из детства – это сказки, прочитанные на ночь мамой, и веселые персонажи, рожденные детским воображением. Воспоминания об этом до сих пор дарят новым поколениям ощущение родительского тепла и заботы, и переносят в волшебный мир детства. Наверное, многие папы и мамы знают, что детям нужно читать и рассказывать сказки. 

Читаем сказку в сотый раз…

     Очень часто родители, читающие сказки на ночь, сталкиваются с таким явлением, как требование ребенка читать одну и ту же сказку много вечеров подряд. С чем же это связано?

     Психологи объясняют такое явление двумя факторами. Во-первых, мозг малыша устроен таким образом, что сначала он запоминает информацию, выучивает на память, а затем уже приходит понимание, осознание новой информации. Сказка содержит определенную цепочку событий, и взрослым кажется, что в книге все доступно изложено. Но ребенку трудно осознать всю сказку целиком за одно прослушивание, поэтому возникает потребность слушать и слушать ее несколько раз.

     Во-вторых, у малыша есть потребность в стабильности, в ритуалах. Сказку он уже прослушал, концовку ее помнит, и тем самым у него возникает чувство уверенности, защищенности. И с этим бороться не нужно, лучше поддерживать у ребенка привязанность к этой сказке.

Обсуждение прочитанной сказки

     Необходимо обсуждать с детьми прочитанную сказку. Даже если создается впечатление, ребенку все понятно, лучше обсудить сказку и убедиться, что ребенок все понял правильно, сумел разобраться, где герои поступили правильно, а где – нет. Также через обсуждение сказки можно выявить скрытые страхи ребенка перед некоторыми персонажами или из жизни ребенка.

Правильно выбираем ребенку сказки

     Сказку  нужно подбирать в зависимости от возраста ребенка, возможных особенностей психологического развития.

     С двухлетнего возраста дети отдают предпочтение сказкам с циклически повторяющимися событиями («Теремок», «Колобок», «Репка»). Лучше всего усваиваются сказки с персонажами животных. Дети любят повторять звуки, имитирующие персонажей сказок.

     С двух до пяти лет у детей активно развивается потребность к фантазии. В этот период нужно читать ребенку волшебные сказки.

     С пяти до семи лет ребенку интересны сказки с динамичным сюжетом.

     Слушая сказки, дети испытывают удовольствие, это особый вид развлечения. Также, сказка заставляет ребенка думать, включать воображение и фантазию. При этом, в сказке отсутствует прямое нравоучение, она учит, но не навязчиво.

     Для детей 5-7 лет можно регулярно использовать следующую игру: читаем сказку, останавливаемся перед развязкой и предлагаем ребенку концовку придумать самому.

     Играть с одной и той же сказкой можно очень много раз, пока интерес ребенка к этому процессу не иссякнет. Этот метод очень широко используется в сказкотерапии. Психологи часто рекомендуют дать ребенку возможность самому придумать сказку.

А для чего необходимо детям читать сказки?

     Чтение и рассказывание сказок просто необходимо для жизни ребенка, для его развития, формирования важнейших навыков, для его адаптации в социальном мире, для его последующей духовной самореализации. Дело в том, что в образном и сюжетном ряду сказок зашифрованы важнейшие  общечеловеческие знания. И знания эти охватывают все жизненные сферы человека.

  • Область отношений между людьми.
  • Инструменты преодоления трудностей и разрешения конфликтов.
  • Рекомендации по противостоянию стрессам.
  • Сценарии «борьбы со злом» внешним и внутренним.
  • Типологии людей и способы влияния на них.
  • Мужская и женская психологии.
  • Духовное развитие.

     Образный, символический язык сказок напрямую обращен к подсознанию малыша, минуя сознательные барьеры. В подсознании, сказка за сказкой, создается символический банк жизненных ситуаций, ценностей. И чем больше сказок вбирает подсознание ребенка, тем более успешным он будет уже во взрослой жизни.

     Родители, дарите сказку детям, читайте их, сочиняйте вместе, и вы приобретете незабываемый опыт общения, сможете лучше узнать интересы и проблемы своих детей.

      Добрых сказок вам и вашим детям!



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

 «Сказки важно и нужно читать детям»

Детская художественная литература воспитывает в ребёнке культуру речи. Она учит грамматически правильно, логично и точно передавать свои мысли, а также соблюдать нормы литературного языка. Если ребёнок с раннего детства погружён в культуру чтения, его речь будет образной, яркой и выразительной.

Давайте вместе попробуем ответим на следующие вопросы:

• Что мы читаем нашим малышам? Сказки.

• Что рассказывают бабушки внукам? Сказки.        

• Какие события и сюжеты нравятся детям больше всего? Сказочные.

• Какие герои сопровождают в детстве? Из сказок.

Почему именно сказки так важны и нужны?

1. Это самый понятный способ для ребёнка узнать, что же такое жизнь и как в ней ориентироваться.

2. В сказке в доступной и понятной форме отражены отношения между людьми и жизненные ситуации — любовь, дружба, обман, радость, грусть.

3. Сказочные образы сразу понятны детям — хороший, плохой, добрый, злой, жадный, щедрый, умный, глупый.

4. В сказке всегда побеждает добро. Когда ты уверен, что добро победит, ты смело идёшь вперед!

5. Из сказки ребёнку легче понять, каким нужно быть, чтобы всё получалось – трудолюбивым, умным, смелым, храбрым, добрым, справедливым, щедрым.

6. Ребёнок, который верит в сказки, верит в хорошее, а это помогает ему улыбаться миру.

7. В сказках заключена мудрость веков, которой так не хватает в современном меркантильном мире.

Что важного девочка узнает из сказок?

• Необходимо быть доброй и трудолюбивой, как Настенька из «Морозко». Нужно уметь заботиться, помогать другим, желать людям счастья. Лентяйки и завистливые злые девушки в конце сказки всегда получают по заслугам.

• Надо быть благодарной, как девочка из сказки «Гуси-Лебеди», которая благодарила яблоньку за яблочки, печку — за пирожки. Ничто не даётся просто так и нужно уметь говорить «спасибо».

• Жениху нужно устроить проверку. Сможет ли принц ради принцессы пройти все сложные испытания?

Что важного мальчик узнает из сказок?

• Необходимо быть благородным, храбрым. Помогать слабым, заботиться о них. Тот герой, который поможет щуке, отдаст свой обед и спасёт кого-то, в конце обязательно получит взаимную помощь в испытаниях.

• Не нужно бояться трудностей. Во всех сказках герои без раздумий отправляются в путешествия, на поиски или проходят испытания. Герой не боится, он готов преодолевать трудности, рисковать. Именно такие качества помогут мальчику почувствовать себя мужчиной в будущем.

• Сказка учит мальчиков не ошибиться в выборе невест. Сможет ли она испечь каравай или прибраться в доме, или сшить платье?

В чём же польза сказок?

1. Читая или рассказывая сказки, мы воспитываем ребёнка, развиваем его внутренний мир, даём знания, расширяем представления об окружающей действительности.

2. Дети, которым читали сказки с раннего детства, быстрее начинают говорить не просто набором слов, а грамотно и умело выражать свои мысли. Чтение сказок расширяет словарный запас ребёнка и помогает развитию речи.

3. Сказка формирует у ребёнка на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним.

4. Формируется понимание, что просто так в жизни ничего не даётся, а достигается всё только усилием и трудолюбием.

5. Сказка является прекрасным вариантом совместного досуга, она помогает взрослому и малышу найти общий язык и быть ближе друг к другу.

6. Слушая сказку, ребёнок знакомится с народным фольклором, запоминает пословицы и поговорки («Любишь кататься – люби и саночки возить», «Когда семья вместе, то и душа на месте», «Нет друга – ищи, а нашёл – береги»).

7. Сказка испокон веков использовалась, как средство положительного воздействия на эмоциональное состояние ребёнка. Самый яркий пример этого воздействия – сказка на ночь. Ребёнок слушает успокаивающий, убаюкивающий ритм слов, слышит родной голос – всё хорошо, мама рядом, сказочная история уводит его всё дальше от дневных печалей и радостей и наконец он засыпает.

8. Педагоги и логопеды не случайно применяют сказкотерапию для занятий с детьми, имеющими задержки речевого развития. Сказочные образы помогают развивать детскую фантазию. Ставя себя на место положительного героя, ребёнок может вступить в бой с врагом (заросли крапивы) при помощи волшебного меча (палки) или отправиться на Луну в ракете из сдвинутых стульев. Психологи утверждают, что фантазия помогает ребёнку в развитии интеллекта, поэтому фантазировать ребёнку очень полезно.

Несколько советов родителям

• Читайте сказку вместе с ребёнком хотя бы по 10-15 минут каждый день и не только перед сном. Пусть чтение сказки станет вашей традицией.

• Нужно подбирать сказки в зависимости от того, что вы хотите донести ребёнку в тот или иной момент его жизни. После их прочтения можно обсудить поведение героев или что-то ещё. Пусть ребёнок выскажется, ведь у него тоже есть своё собственное мнение.

• Предложите ребёнку нарисовать любимых героев из сказок так, как он их себе представляет. Это упражнение развивает творческую фантазию, помогает учиться мыслить нестандартно и креативно.

«Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Зачем нужна дактильная речь"

Консультация для родителей. Освещается важность дактильной речи для первоклассников....

Беседа - консультация для родителей "Учим детей читать"

В статье даны рекомендации родителям о том, как научить ребёнка читать....

Презентация "Зачем нужно читать"

Презентация для родителей....

Конспект открытого урока "Зачем читать лингвистические сказки? Что в них можно узнать ? И.М. Подгаецкая «Ударение»" (2 класс УМК «Система РО Эльконина-Давыдова»)

Литературное чтение конспект открытого урока "Зачем читать лингвистические сказки? Что в них можно узнать ? И.М. Подгаецкая «Ударение»" (2 класс УМК «Система РО Эльконина-Давыдова»)...

Зачем читать?

О значении чтения написано и сказано много, но остановимся на главном.  Не будет лишним еще раз напомнить, что  чтение - одно из основных способов развить воображение.  Современному реб...

Зачем читать детям сказки

Статья для родителей...

Зачем читать?

Нужно ли читать? Безусловно! Но нужно сделать чтение для ребенка более привлекательным. Здесь вы найдете советы, как это сделать, а также задания, чтобы разнообразить чтение и сделать его еще более на...