Пример родителей - основное условие успешного воспитания культуры поведения у детей.
статья (1 класс)

Степина Людмила Олеговна
Хотелось бы начать своё выступление со слов великого педагога и писателя
Антона Семёновича Макаренко,   который говорил
родителям:  «Правильное  воспитание – это   наша   счастливая   старость,  а
плохое  воспитание – это  наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина
перед другими людьми, перед всей страной…»
Дети являются гордостью своих родителей. В них все им мило и дорого. Но
привлекательность ребенка не только в красоте его внешнего вида, но и в том, как
подрастающий ребенок ведет себя, как держится на людях, каковы его манеры.
Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке –
право и обязанность каждого человека.
Первые жизненные уроки ребенок получает в семье. Его первые учителя и
воспитатели – отец и мать. Семья дает ребенку представления о добре и зле, о
нормах нравственности, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются
жизненные планы и идеалы человека.
Ведь, Семейное воспитание – воспитание детей родителями, направленное на
формирование представлений о жизненных целях, правилах, нормах и привычках
поведения, повседневного общения, критериях оценки добра и зла,
самостоятельности, дисциплинированности. Передачу опыта семейной жизни.
Конечно, нельзя отрицать, что в формировании личности ребенка также
принимают активное участие и школа, и телевидение, весь строй нашей жизни. Но
влияние семьи – особое, оно начинается с первых шагов ребенка. А поэтому
уровень нравственной культуры родителей, их убеждения, семейные традиции и
нормы поведения, словом, вся атмосфера семьи имеет решающее значение в
воспитании ребенка.
Так что же такое «культура поведения», и как происходит ее формирование в
семье?
Под термином «культура поведения» мы понимаем совокупность полезных для
общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в
различных видах деятельности.
Культура поведения выражает, с одной стороны, нравственные требования
общества, с другой – усвоение положений, направляющих, регулирующих и
контролирующих поступки и действия детей. Усвоенные человеком
правила превращаются в воспитанность личности. В культуре поведения
органически слиты культура общения, культура внешности, культура
деятельности, культура речи.
Успешное формирование этих правил начинается в семье и только посредством
личного примера родителей. Поведение родителей определяет поведение детей.
Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными
примерами, чтобы он видел, что у взрослых  теория не расходится с практикой.
(Если Ваш ребенок видит, что его мама и  папа, которые каждый день твердят ему,
что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все
воспитание может  пойти насмарку).
 
Пример родителей в нравственной жизни ребенка играет исключительную роль.
Сами того не замечая, родители каждый день становятся примером для своих
детей. Здесь все имеет значение. Папа и мама общаются между собой, говорят о
соседях и обсуждают вечерние новости, наводят порядок в доме, распоряжаются
семейным бюджетом, ведут покупки в магазине. А тем временем зоркие детские
глазки все запоминают и фиксируют. Какие-то моменты принимают, и будто
записывают на пленку, впитывают эти привычки как губка, другие моменты не
приемлют и у них формируется неприятие такого поведения.
Какие бы проблемы ни решали родители, что бы ни говорили, с кем бы ни
общались – все это откладывается на воспитании ребенка.         Вырастить ребёнка
– дело нелёгкое. Оно требует от родителей любви к детям, больших
усилий,  выдержки, терпения, воли, знаний. Работа школы по воспитанию у детей
навыков  и привычек культурного поведения может быть
успешной   только   в   том   случае,   если   в  нём  будут  принимать  участие
родители,  если  учитель  и родители найдут общий язык, будут осуществлять
единство требований  к культурному поведению учеников. Как хорошо бы ни
работала   школа, но  её  требования  не будут поддерживаться дома, в
семье,  процесс  воспитания  чрезвычайно  осложнится  и не всегда даст
положительный результат.
        В  первую  очередь,  в  семье надо
приучить  ребёнка  к  чистоте  и  соблюдению порядка.  Для  этого  родители
должны  научить  детей  самостоятельно следить за собой, за своим внешним
видом, регулярно чистить зубы, умываться, причёсываться.
Порядок  в  квартире,  чистота  и  уют,  точное  соблюдение
режима  дня способствуют  воспитанию  необходимых  навыков  и привычек
к  опрятности,  к аккуратности,  точности  и  обязательности.  И  наоборот,
ребёнок,   воспитанный   в  неряшливой   обстановке,   сам   будет   неряхой,
перенесёт свои привычки в школу. И тогда перед учителем станут
задачи,  связанные  с  перевоспитанием  такого ребёнка.  С разрушением
сложившихся дурных привычек. А перевоспитание – процесс более длительный,
нежели воспитание.
Значительно  труднее  воспитать  культурные  навыки  у  ребёнка,  если  в его
семье  не   принято   быть   вежливыми,   взрослые   не  уважают  друг  друга,
сквернословят.  Некоторые родители  удивляются,  откуда  у ребёнка появились
отрицательные качества, нередко винят товарищей,  окружающих  людей,  школу
и учителей и далеки от мыслей,  что  виноваты  прежде всего сами, их обычное
поведение в семье.
        Важную   роль  в  воспитании   навыков   вежливого   поведения   имеет
характер отношения  между  родителями.  Детей  приучают  к  вежливости  в
семье:  их  учат радушно и приветливо здороваться, прощаться, благодарить,
извиняться и т.п. Но если, например,  отец невнимателен к матери, не умеет
благодарить её  после  обеда,
то  он  даёт  плохой  урок  своим  детям,  в  такой  семье дети
обычно  вырастают невнимательными  в отношении между собой. Если родители
по
малейшему  поводу   ссорятся,   кричат,   возбуждённо   спорят,   ссылаясь   на  осо
бенности своего  характера.  Такое  поведение  перенимают  и  дети.         Родители
 
  должны быть едины в своих требованиях к детям. Если один
из  родителей  требует  от ребёнка  аккуратности, другой должен поддержать
требования.
        Только  повседневная  согласованная  требовательность  родителей,  их
терпение и настойчивость, личный пример -дадут хороший результат.
        Ежегодно,  принимая в стены школы десятки учеников,  мы  на  первых  же
уроках знакомим, напоминаем им правила поведения в школе,
напоминаем   правила  вежливости,   требуем   выполнения   их.    Огромную
помощь  в  этом должны оказать  нам родители. Очень важно следить, чтобы
дети  были  вежливы  не  только по отношению к знакомым взрослым, но и к
незнакомым, а также к своим товарищам. Особое внимание родители должны
обратить  на  тон,  которым они разговаривают со своими детьми.
Раздражённый  тон,  повышенный  голос, постоянные  насмешки –
такое  обращение   с детьми, если оно стало нормой, рано или поздно, усваивается
ими. Родителям следует напоминать о требованиях  к культуре речи. Случается,
что родители
в  присутствии  детей  нецензурно выражаются.  Ничего  удивительного,  что сын
или дочь со временем переймёт эту манеру.
        Немаловажную   роль  в  воспитании   культуры   поведения    играют общест
венные  места – улицы,  магазины, автобусы, кинотеатры, и   т. д. Никогда не
бросать на тротуар бумажек, огрызков от яблок, использованных
билетов,  должны строго  следить сами родители и требовать того же от детей.
Идя  по  улице  с  ребёнком,  старайтесь  обратить  его  внимание   на
факты, которые  заслуживают  подражания : вежливое объяснение, как найти
улицу, соблюдение  правил  перехода. Выразите своё отрицательное
отношение  к проявлениям некультурного поведения людей.
        Много времени дети проводят во дворе дома. Здесь они обычно играют без
надзора взрослых. Приучите  детей  правильному  поведению  и во дворе.
Научите детей особенно бережно относиться к тому, что сделано  специально для
них: к качелям, столикам, скамейкам, беседкам.  Личный  пример родителей,
участвующих в благоустройстве двора, беседы с детьми,  надзор за ними помогут
решить задачу.
Из  всего  сказанного  хочется  сделать вывод: хороший пример родителей –
первое и  основное  условие  воспитания культурного человека. Только
при   совместной,  систематической   работе   учителя   и   родителей   можно
добиться   положительных    результатов   в   нравственном    воспитании
школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пример родителей основное условие успешного воспитания культуры поведения у детей. Культура речи ребёнка.

Хотелось бы начать своё выступление со слов великого педагога и писателя

Антона Семёновича Макаренко,   который говорил родителям:  «Правильное  воспитание – это   наша   счастливая   старость,  а плохое  воспитание – это  наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной…»

Дети являются гордостью своих родителей. В них все им мило и дорого. Но привлекательность ребенка не только в красоте его внешнего вида, но и в том, как подрастающий ребенок ведет себя, как держится на людях, каковы его манеры. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке – право и обязанность каждого человека.

Первые жизненные уроки ребенок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели – отец и мать. Семья дает ребенку представления о добре и зле, о нормах нравственности, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека.

Ведь, Семейное воспитание – воспитание детей родителями, направленное на формирование представлений о жизненных целях, правилах, нормах и привычках поведения, повседневного общения, критериях оценки добра и зла, самостоятельности, дисциплинированности. Передачу опыта семейной жизни.

Конечно, нельзя отрицать, что в формировании личности ребенка также принимают активное участие и школа, и телевидение, весь строй нашей жизни. Но влияние семьи – особое, оно начинается с первых шагов ребенка. А поэтому уровень нравственной культуры родителей, их убеждения, семейные традиции и нормы поведения, словом, вся атмосфера семьи имеет решающее значение в воспитании ребенка.

Так что же такое «культура поведения», и как происходит ее формирование в семье?

Под термином «культура поведения» мы понимаем совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.

Культура поведения выражает, с одной стороны, нравственные требования общества, с другой – усвоение положений, направляющих, регулирующих и контролирующих поступки и действия детей. Усвоенные человеком правила превращаются в воспитанность личности. В культуре поведения органически слиты культура общения, культура внешности, культура деятельности, культура речи.

Успешное формирование этих правил начинается в семье и только посредством личного примера родителей. Поведение родителей определяет поведение детей. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых  теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и  папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может  пойти насмарку).

Пример родителей в нравственной жизни ребенка играет исключительную роль. Сами того не замечая, родители каждый день становятся примером для своих детей. Здесь все имеет значение. Папа и мама общаются между собой, говорят о соседях и обсуждают вечерние новости, наводят порядок в доме, распоряжаются семейным бюджетом, ведут покупки в магазине. А тем временем зоркие детские глазки все запоминают и фиксируют. Какие-то моменты принимают, и будто записывают на пленку, впитывают эти привычки как губка, другие моменты не приемлют и у них формируется неприятие такого поведения.

Какие бы проблемы ни решали родители, что бы ни говорили, с кем бы ни общались – все это откладывается на воспитании ребенка.         Вырастить ребёнка – дело нелёгкое. Оно требует от родителей любви к детям, больших усилий,  выдержки, терпения, воли, знаний. Работа школы по воспитанию у детей навыков  и привычек культурного поведения может быть успешной   только   в   том   случае,   если   в  нём  будут  принимать  участие родители,  если  учитель  и родители найдут общий язык, будут осуществлять единство требований  к культурному поведению учеников. Как хорошо бы ни работала   школа, но  её  требования  не будут поддерживаться дома, в семье,  процесс  воспитания  чрезвычайно  осложнится  и не всегда даст положительный результат.

        В  первую  очередь,  в  семье надо приучить  ребёнка  к  чистоте  и  соблюдению порядка.  Для  этого  родители должны  научить  детей  самостоятельно следить за собой, за своим внешним видом, регулярно чистить зубы, умываться, причёсываться.

Порядок  в  квартире,  чистота  и  уют,  точное  соблюдение режима  дня способствуют  воспитанию  необходимых  навыков  и привычек к  опрятности,  к аккуратности,  точности  и  обязательности.  И  наоборот, ребёнок,   воспитанный   в  неряшливой   обстановке,   сам   будет   неряхой, перенесёт свои привычки в школу. И тогда перед учителем станут задачи,  связанные  с  перевоспитанием  такого ребёнка.  С разрушением сложившихся дурных привычек. А перевоспитание – процесс более длительный, нежели воспитание.

Значительно  труднее  воспитать  культурные  навыки  у  ребёнка,  если  в его семье  не   принято   быть   вежливыми,   взрослые   не  уважают  друг  друга, сквернословят.  Некоторые родители  удивляются,  откуда  у ребёнка появились отрицательные качества, нередко винят товарищей,  окружающих  людей,  школу и учителей и далеки от мыслей,  что  виноваты  прежде всего сами, их обычное поведение в семье.

        Важную   роль  в  воспитании   навыков   вежливого   поведения   имеет характер отношения  между  родителями.  Детей  приучают  к  вежливости  в семье:  их  учат радушно и приветливо здороваться, прощаться, благодарить, извиняться и т.п. Но если, например,  отец невнимателен к матери, не умеет благодарить её  после  обеда, то  он  даёт  плохой  урок  своим  детям,  в  такой  семье дети обычно  вырастают невнимательными  в отношении между собой. Если родители по малейшему  поводу   ссорятся,   кричат,   возбуждённо   спорят,   ссылаясь   на  особенности своего  характера.  Такое  поведение  перенимают  и  дети.         Родители  должны быть едины в своих требованиях к детям. Если один из  родителей  требует  от ребёнка  аккуратности, другой должен поддержать требования.

        Только  повседневная  согласованная  требовательность  родителей,  их терпение и настойчивость, личный пример -дадут хороший результат.

        Ежегодно,  принимая в стены школы десятки учеников,  мы  на  первых  же уроках знакомим, напоминаем им правила поведения в школе, напоминаем   правила  вежливости,   требуем   выполнения   их.    Огромную помощь  в  этом должны оказать  нам родители. Очень важно следить, чтобы дети  были  вежливы  не  только по отношению к знакомым взрослым, но и к незнакомым, а также к своим товарищам. Особое внимание родители должны обратить  на  тон,  которым они разговаривают со своими детьми. Раздражённый  тон,  повышенный  голос, постоянные  насмешки – такое  обращение   с детьми, если оно стало нормой, рано или поздно, усваивается ими. Родителям следует напоминать о требованиях  к культуре речи. Случается, что родители в  присутствии  детей  нецензурно выражаются.  Ничего  удивительного,  что сын или дочь со временем переймёт эту манеру.

        Немаловажную   роль  в  воспитании   культуры   поведения    играют общественные  места – улицы,  магазины, автобусы, кинотеатры, и   т. д. Никогда не бросать на тротуар бумажек, огрызков от яблок, использованных билетов,  должны строго  следить сами родители и требовать того же от детей.

Идя  по  улице  с  ребёнком,  старайтесь  обратить  его  внимание   на факты, которые  заслуживают  подражания : вежливое объяснение, как найти улицу, соблюдение  правил  перехода. Выразите своё отрицательное отношение  к проявлениям некультурного поведения людей.

        Много времени дети проводят во дворе дома. Здесь они обычно играют без надзора взрослых. Приучите  детей  правильному  поведению  и во дворе.

Научите детей особенно бережно относиться к тому, что сделано  специально для них: к качелям, столикам, скамейкам, беседкам.  Личный  пример родителей, участвующих в благоустройстве двора, беседы с детьми,  надзор за ними помогут решить задачу.

Из  всего  сказанного  хочется  сделать вывод: хороший пример родителей – первое и  основное  условие  воспитания культурного человека. Только при   совместной,  систематической   работе   учителя   и   родителей   можно добиться   положительных    результатов   в   нравственном    воспитании школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка-совет родителям и памятка для родителей по воспитанию культуры поведения у детей

Поведение - это  зеркало, в  котором  отражается истинный  облик  каждого!  Не хочется быть навязчивыми, но даже самым замечательным родителям не помешает памятка-совет и...

Памятка для родителей по воспитанию культуры поведения у детей

Эта памятка может быть использована в ходе родительских собраний и индивидуальных встречах с родителями по теме: " Культура поведения"...

памятка для родителей по воспитанию культуры поведения у детей.

Памятка для родителей по воспитанию культуры поведения у детей.Анкетирование детей и родителей по проблеме  «Как научить своего ребенка жить в мире людей. Уроки этики поведения для детей и ...

Памятка для родителей по воспитанию культуры поведения у детей.

Воспитанность человека, его хорошие манеры, его уважение к другим людям и к самому себе начинается в детстве....

Памятка для родителей по воспитанию культуры поведения у детей

Памятка  для родителейпо воспитанию культуры поведения   у детей...

Памятка для родителей по воспитанию культуры поведения у детей.

Воспитанность человека, его хорошие манеры, его уважение к другим людям и к самому себе начинается в детстве.Ребенок чрезвычайно подражателен и усваивает те модели поведения, которые в нем закладывает...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОСПИТАНИЮ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ

Вежливость порождает и вызывает вежливость. (Э. Роттердамский)Данный материал содержит рекомендации для родителей по воспитанию культуры поведения у детей....