Тематический классный час «Блокада. К 80-летию Прорыва блокады Ленинграда» с использованием приемов проблемно-диалогического обучения
классный час (1, 2, 3, 4 класс)

Прокудина Наталья Васильевна

Тематический классный час «Блокада. К 80-летию Прорыва блокады Ленинграда» с использованием приемов проблемно-диалогического обучения проводился в рамках курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном».

Основой занятия стал метод приемов проблемно-диалогического обучения.

Проблемно диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. При применении этого метода на занятии при изучении нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения.

Проблемно-диалогический метод обучения универсален, т.е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.

Проблемно-диалогический подход в обучении помогает ученику увидеть связи между постановкой проблемы и накоплением знаний, как метода решения проблемы.

Так же важную роль играют обще дидактические приемы:

  • анализ и установление причинно-следственных связей;
  • выдвижение гипотез;
  • сравнение, обобщение и конкретизация;
  • доказательства или опровержения гипотезы;
  • оформление результатов проведенного исследования.

 

Достоинство данного метода проявляется в возможности корректировать структуру диалога по мере развития учащихся.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект тематического классного часа

Учителей начальной школы Гусаровой О.В. и Прокудиной Н. В.

Тематический классный час «Блокада. К 80-летию Прорыва блокады Ленинграда» с использованием приемов проблемно-диалогического обучения

Тема урока: Блокада Ленинграда

Цели:

Общая цель урока: Создать пространство для вовлечения учащихся в работу на уроке.

Внутри общей цели три уровня вовлечения:

На когнитивном уровне урок поможет учащимся исследовать исторические факты, подтвердить или опровергнуть выдвинутые ими гипотезы о событиях того времени, убедиться, что любая проблема требует вдумчивого изучения и предметных знаний.

На ценностном уровне урок поможет учащимся развить личное отношение к предмету обсуждения, проверить, пересмотреть, создать собственное мнение в контексте группы. Урок показывает учащимся, что их слышат, что их мнение имеет значение, что не надо бояться признавать свои ошибки, что необходимо изучать историю своей страны.

На деятельностном уровне урок поможет учащимся расширить и систематизировать знания о том, как протекала жизнь города во время блокады, научиться работать в группе.

Тип (вид) урока: тематический классный час с использованием приемов проблемно-диалогического обучения

Оборудование, программное обеспечение: опросная карточка - группе участников (6 человек), демонстрационные карточки, служащие опорным сигналом, иллюстрирующим и закрепляющим открытия, сделанные учащимися, презентации, доска интерактивная, компьютер, проектор.

Формируемые универсальные учебные действия:

Результат деятельности ученика:

Сможет понять, что изучая историю необходимо тщательно подбирать достоверный источник информации, нельзя делать выводы, основываясь на ассоциативное мышление, необходимо иметь достаточный уровень знаний для понимания истории.

Постарается применить полученные знания для углубленного изучения истории России.

Самостоятельно сформирует оценку духовного подвига русского народа.

Получит знания и навык к осмыслению сложных жизненных ситуаций. Сможет осмыслить и высказать своё мнение о том, как уровень наших знаний влияет на восприятие мира.

Сможет сделать сообщение о том, как жил Ленинград во время блокады.

Рекомендуемая литература, сайты:

Перед проведением классного часа необходимо разделить учащихся на группы по 6 человек.

Время и формы работы

Ход классного часа

Около 5 минут

Подвод к теме

Введение

На доске слова учитель пишет слова:

Война, Ленинград, люди, 1943 год.

Учитель задаёт вопрос:

-С чем ассоциируются у вас эти слова?

Учитель предлагает ученикам обсудить в рамках группы с чем у них ассоциируются эти слова. Представители групп выходят к доске и пишут свои варианты.

Ребятам предлагается обдумать эти слова и выдвинуть свою версию темы классного часа.

Тема: Блокадный Ленинград.

15 минут

Создаём проблему, выдвигаем гипотезы, делаем вывод, что не хватает информации.

Постановка задачи

Продолжается работа в группах.

Учитель выдаёт карточки (варианты карточек представлены в дополнительных материалах с вопросами0.

Группа представляет свои ответы на выведенных на доску карточках.

(Если в ходе обсуждения ответов у ребят в группе возникает противоречие, а нам не хватает гипотез и проблем, просим озвучить, какие разногласия возникли в группе).

Обсуждение

Дети все вместе обсуждают предположения и подтверждают или опровергают их, а затем помечают их соответственно верное (да), или неверное (нет).

Важно, чтобы все предположения группы принимались и проверялись, а также однозначно объяснялись убедительным для ребёнка образом.

Цель: выдвинуть гипотезы и подчеркнуть факты, требующие проверки:

Карточка 1.

Блокада – это что?

Карточка 2.

Жизнь города.

Карточка 3.

Жизнь в городе.

Карточка 4.

Эвакуация.

Карточка 5.

Прорыв

Карточка 6.

Память (Как сегодня люди помнят о блокаде)

Группы представили свои ответы на выведенных на доску карточках.

Каждый ответ – это гипотеза, которую надо проверить и подтвердить или опровергнуть.

Около 20 минут работа в группе.

Проверка и подтверждение гипотез.

Разработка темы

Цель: опровергнуть ошибочные выводы и подвести к предположению:

В ходе классного часа учащиеся, получая необходимый объем достоверной информации, осмысляют и формируют своё мнение о ложности или истинности выдвинутых гипотез. Запомнить и закрепить результат осмысления помогут опорные символы (карточки с документальными свидетельствами, которые дети будут закреплять на стенде после каждого рассмотренного блока вопросов. Стенд можно оставить как уголок памяти / представлены в дополнительных материалах ).

1 группа вопросов

Тема «Жизнь в блокадном городе»

Учитель выводит на экран карту

- обуждение: как близко подошли фашисты, обстрел города с Пулковских высот, налёты авиации, такой опасный водный путь «Дорога жизни»

2 группа вопросов

Тема «Жизнь блокадного города»

Презентация «Улица жизни»

Печки в доме, коптилки

«Что ты дал сегодня фронту?»

Презентация «Блокадные школьники» ( Ю. Гостев)

Футбол, кино, театр, библиотеки (презентация)

3 группа вопросов

Тема «Жизнь людей в городе»

Метроном

Блокадный хлеб

За водой на Неву

Работа госпиталей и больниц

Зоопарк

Ботанический сад (презентац)

Памятники культуры

4 группа вопросов

Тема «Дорога жизни»

Презентация «30 километров по тонкому льду» ( Попков М.)

В город -  хлеб, из города – люди и вооружение

Дно Ладоги

5 группа вопросов

Тема «Прорыв»

Операция «Искра»

Музей-заповедник "Прорыв блокады Ленинграда"

6 группа вопросов

Тема «Память о блокаде»

Разорванное кольцо

Пискарёвское кладбище

Московский Парк Победы

Музей обороны и блокады Ленинграда

Музей-заповедник "Прорыв блокады Ленинграда"

Блокадная ленточка. Медаль за оборону Ленинграда.

Ленинградский день Победы (27.01 День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады)

Уважай хлеб!

В конце классного часа учащиеся нашли ответы на поставленные вопросы, подтвердили правильность гипотез или опровергли их.

Около 5 минут

Подводим ребят к выводу.

Анализ и развитие

Помнить – значит знать. Обсуждение с учителем.

Рефлексия

Завершаем классный час минутой молчания.



Предварительный просмотр:

Карточка 1 Блокада – что это?

Город полностью в кольце? да/нет

Оставался ли водный путь? да/нет

Можно было свободно въехать и выехать из города? да/нет

В городе жили спокойно и мирно? да/нет

В городе всё время были артобстрелы и бомбёжки? да/нет

Карточка 2 Жизнь города

Работает транспорт? да/нет

Работают больницы? да/нет

Работает канализация и отопление? да/нет

Работают школы? да/нет

Работают заводы и фабрики? да/нет

В городе играют в футбол, ходят в театры, кино? да/нет

Карточка 3Жизнь в городе

Еды было достаточно? да/нет

Был сильный голод? да/нет

Спасали только людей? да/нет

Спасали ли в городе животных? да/нет

Спасали ли в городе растения? да/нет

Хватало ли людям воды? да/нет

Был ли важен жителям метроном? да/нет

Сохраняли ли исторические и культурные памятники? да/нет

Карточка 4 Эвакуация – что это?

Привозили ли в город продукты? да/нет

Привозили ли в город оружие? да/нет

Вывозили ли только людей? да/нет

Была ли дорога безопасной? да/нет

Означала ли эвакуация, что люди будут жить? да/нет

Карточка 5 Прорыв

В 1943году город был полностью освобождён? да/нет

Город от блокады освободили с первого раза? да/нет

18 января 1943 года был прорыв блокады? да/нет

Прорыв был большим? да/нет

Во время прорыва блокады войска Ленинградского фронта шли навстречу друг другу? да/нет

Карточка 6 Память о блокаде сегодня

Есть ли памятники, посвящённые блокаде? да/нет

Есть ли музеи, посвящённые блокаде? да/нет

Есть ли блокадная ленточка? да/нет

Отмечают ли Ленинградский день Победы? да/нет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проблемно-диалогической технологии обучения в учебном процессе. Презентация.

Скажи мне, и я забуду.Покажи мне, - я смогу запомнить.Позволь мне это сделать самому,И это станет моим навсегда (Древняя мудрость)...

Анализ педагогической деятельности. Тема "Использование технологии проблемно – диалогического обучения как способа активизации учебной деятельности младших школьников"

Анализ педагогической деятельности за межаттестационный период по теме "Использование технологии проблемно-диалогического обучения как способа активизации учебной деятельности младших школьников"....

Урок обучения грамоте с использованием технологии проблемно-диалогического обучения.

Технологическая карта урока обучения письму. 1 класс. Урок с использованием технологии  проблемно-диалогического обучения....

Классный час, посвящённый 75-ти летию снятия блокады Ленинграда

Ленинград…  Один из красивейших городов мира. Прямые проспекты и улицы, красивые площади, музеи, ажурные мосты через Неву и многочисленные каналы....

Мероприятие, посвященное 80-летию прорыва блокады Ленинграда

Мероприятие актуально в данный момент, несет большой воспитательный характер, т.к. рассказывает о тяжелой судьбе детей блокадного Ленинграда, что благотворно влияет на воспитание патриотических чувств...