Рекомендации учителя-дефектолога.
консультация

Тавлиханова Наталья Николаевна

Рекомендации  учителя-дефектолога.

(к родительскому собранию)

                                                                                                                                             Упражнения для развития техники чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_roditelyam_ot_defektologa.docx20.62 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации  учителя-дефектолога.

(к родительскому собранию)

                                      Упражнения для развития техники чтения

 В  начале несколько советов родителям:

настройтесь на регулярные занятия, верьте в результат, запаситесь терпением;

внимательно изучите предложенный материал, подберите несколько упражнений, на которые у вас будет время. Некоторые упражнения несложно выполнить по дороге домой, в транспорте, магазине и так далее;

не относитесь к чтению, как к повинности. У вас такой настрой? Сложно заинтересовать первоклашку, если родители отрицают важность литературы;

 чаще объясняйте малышу, что компьютер, планшет, другие гаджеты – это правильно, современно, но бумажная книга также актуальна.

Подберите интересную литературу с яркими картинками, крупными буквами, увлекательными сюжетами;

 проводите занятия дома, на улице, в поликлинике, на прогулке;

 учитывайте характер сына или дочки. Непоседе требуется больший перерыв между занятиями, его сложнее заинтересовать, чем усидчивого ребёнка.

Приложите фантазию, создайте приятную атмосферу для занятий. Обучение проводите в игровой форме;

 не сетуйте на недостаток финансов: многие игры «в слова» не требуют ни копейки средств, важно лишь ваше желание.

 Совместное обучение Во время занятий усадите рядом любимую игрушку: с мишкой или куклой читать интереснее. Пусть ребёнок покажет «другу», как он хорошо читает. Предложите развлечь зверюшек, прочитать мишке сказку на ночь. Обычно детки с радостью соглашаются, чувствуют себя покровителями, «родителями», читают с важным видом.

 Секретная переписка Простой приём, поощряющий малыша читать как можно чаще. Игра с практическим значением.

 Первый вариант: перед уходом из дому объясните, что идёте по делам, но не можете сказать куда, чтобы не нарушились планы; сохранить тайну поможет записка, где вы указываете причину, место нахождения; дети любят секреты, охотно соглашаются поиграть в «спецагентов»; такие записки могут писать другие члены семьи; отличная развивающая игра для мальчиков. Многие девочки также с удовольствием принимают условия.

 Второй вариант игры: поиск «клада» в квартире; каждый следующий шаг, направление движения указано в новой записке; пишите не слова или словосочетания, а короткие предложения.

 Рациональное чтение Предложите короткий текст интересной тематики. Задача – предупредить сильную усталость глаз, избавить от понятия «чтение – это повинность». Материал даётся тяжело? Достаточно 3–4 строки, затем отдых. Не провоцируйте отвращение, упрямство слишком настойчивыми занятиями.

Занятия перед сном Вспомните наблюдение о том, что хорошо запоминается последнее из прочитанного. Купите интересную книгу, каждый день перед сном давайте первокласснику немного почитать, чтобы сохранилась интрига. История должна быть увлекательной, но без монстров и погонь.

Найди предложение Полезное упражнение тренирует внимание, развивает восприятие на слух. Возьмите книгу с крупным шрифтом, скажите ребёнку, пусть внимательно слушает вас. Начните читать предложение, остановитесь. Задача ученика – найти прерванную фразу, продолжить дальше. Меняйтесь ролями: пусть первоклассник побудет учителем, проделает ту же работу.

 Скороговорки Отличное занятие не только для деток, которые учатся выговаривать букву «р». Короткие фразы, забавные четверостишия тренируют речевой аппарат, учат чётко, бегло произносить слова.

 Скороговорение чем-то напоминает скороговорки, но быстро, чётко произносить нужно не две-три фразы, а целый текст. Покажите пример, дайте тот же текст первокласснику. Регулярно проговаривая слова в быстром темпе, с максимально чёткой артикуляцией, ребёнок учится бегло читать, развивает речевой аппарат.

 Хорошая библиотека Подберите интересные книги. На полку поставьте познавательную литературу, подходящую по возрасту. Предложите сказки, детские энциклопедии, развивающие игры, рассказы с любимыми героями. Младших школьников заинтересуют панорамные книжки. Выбирайте больше интересных стихов о животных с яркими иллюстрациями.

 Обучение между делом Занятия аналогичны обучению счёту. По дороге домой предложите ребёнку почитать вывески на магазинах, кафе, названия продуктов на ценниках, наименования учреждений.

 В поликлинике часто вешают плакаты (информацию по профилактике) с крупными картинками. Дети часто интересуются, что там такое, на большой картинке. Объясните, что он может сам понять смысл, предложите изучить плакат «для взрослых детей». Расскажите по ходу прочтения надписей, что такое микроб, профилактика дизентерии и так далее, доступно раскройте сложные понятия. Двойная польза: чтение и ознакомление с правилами предупреждения многих болезней.

Игра в слова Эффективное упражнение для развития речи, пополнения словарного запаса, концентрации внимания, улучшения скорости мышления. Самая простая игра: выберите гласную или согласную букву, например, «к»; подбирайте названия животных, растений, явлений, овощей, имена девочек/мальчиков, начинающиеся с «К».

 Города: популярную игру знает не одно поколение; суть: каждое следующее слово начинается на букву, которая стоит на конце предыдущего. Например, Москва – Анкара – Армавир – Ростов и так далее;

 если ребёнок плохо знает названия населённых пунктов, предложите другую тему, например, животные. Например, кот – тигр – рысь – слон – носорог – гиена и так далее; играть можно до бесконечности, тем достаточно. Игра в слова долго не надоедает, позволяет содержательно провести время в транспорте, поликлинике.

 Параллельные упражнения Ещё одно эффективное упражнение. При регулярных занятиях улучшается память, проходит тренировка концентрации, активизируется восприятие на слух.

Суть метода: у взрослого и ребёнка одинаковые тексты; «учитель» читает фразы в разном темпе, «ученик» следит за словами карандашом или пальцем; взрослый читает текст чётко, громко, первоклассник – про себя; текст не очень длинный, 8–10 коротких предложений; после прочтения взрослый выясняет, заметил ли ребёнок изменение темпа, может ли показать отрывок, где скорость была быстрее/медленнее; поменяйтесь ролями. Пусть первоклассник побудет учителем, выразительно прочитает текст, а взрослый выполнит ту же задачу.

 Борьба с регрессией. Иногда быстрому чтению мешают возвратные движения глаз: ученик всё время «оглядывается» на прочитанные фразы, медленнее выговаривает новые слова в следующем предложении. Логопеды предлагают простой способ решения проблемы. Что делать: предложите ученику закладку или лист бумаги, желательно плотной; ребёнок читает, взрослый сразу закрывает прочитанное слово; получается, что видны только новые предложения; постепенно детки перестают смотреть на предыдущую фразу, увеличивается скорость чтения.

Устранение логопедических проблем

 К школе ребёнок должен правильно произносить все звуки. Если у первоклассника до сих пор неверное произношение, непременно посещайте логопеда, исправляйте огрехи. Без чёткого произношения всех букв сложно составить правильные слова. Нередко над учеником, плохо выговаривающим «р», «теряющим» часть слова или окончания, смеются одноклассники. Первоклассник боится ответов на школьных занятиях, опасается насмешек. Со временем нежелание читать вслух отрицательно скажется на скорости чтения. Задача родителей – поддержать сына или дочку, подбодрить, поговорить с логопедом, подобрать комплекс эффективных упражнений.

 Не отчаивайтесь, если ребёнок пока не может бегло прочесть предложение. Некоторые детки читают медленнее, но более вдумчиво. Возможно, литература не его конёк: сделайте упор на любимый предмет, но чтение всё равно не запускайте.