Работа с родителями. Из опыта работы.
консультация (4 класс)

Пашкова Марина Петровна

Данная статья поможет начинающему молодому педагогу, а также учителям с небольшим опытом работы. В ней рассказывается о формах работы с родителями с первого учебного дня до окончания ребенком начальной ступени, о совместных мероприятиях с детьми и родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty._rabota_s_roditelyami.docx23.42 КБ

Предварительный просмотр:

       

       Как сказал великий русский педагог В. Сухомлинский: «В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды.  А на моральном здоровье семьи строится педагогическая мудрость школы». А моя задача, как классного руководителя, выстроить правильное взаимодействие, сотрудничество школы и родителей. Учитель начальных классов связывает  первым школу и семью учащегося.

        Учитель и родители должны стать  партнёрами  в воспитании младших школьников. И только совместными усилиями, дополняя и поддерживая друг друга, семья и школа могут достигнуть желаемых результатов.

Поэтому я стараюсь строить воспитательную работу в классном коллективе, рассчитывая именно на родительскую поддержку.

        С первого дня работы с детским коллективом и коллективом родителей добиваюсь того, чтобы и дети, и родители понимали значение тех требований, которые школа предъявляет к семье, стараюсь заинтересовать родителей школьной жизнью, даю возможность проявлять инициативу, а также поддерживаю родителей во всех делах класса и школы. Своё сотрудничество начинаю с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей родителей.

Для того чтобы лучше знать семью в начале года составляю «социальный паспорт» класса:

  • возраст родителей.
  • состав семьи (полная, неполная),
  • количество детей в семье,
  • образовательный уровень родителей,
  • социально-экономическая ситуация в семье.

       Так, например, у меня сейчас 2 класс, 13 семей: 6 семей многодетных, 2 неполные семьи, из 24 родителей 1 имеет высшее образование, 9 чел - средне-специальное, 5 чел 11классов, 3 чел окончили 9 классов, 4 чел 8 классов, 2 чел. школу-интернат.

       Свою работу с родителями планирую в трех направлениях:

  • психолого-педагогическое просвещение родителей ( анкетирование: например , « Родителям  о первоклассниках»,  «Какой вы родитель?», «Интерес к чтению»; индивидуальные консультации, родительские собрания);
  • вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (открытые уроки и внеклассные мероприятия, помощь в организации и проведении внеклассных дел и укрепление материально-технической базы школы и класса);
  • участие семей учащихся в управлении учебно-воспитательным процессом в школе (участие родителей класса в работе Совета школы; участие родителей в работе классного и общешкольного  родительского комитета)

        Проводя эту работу, использую индивидуальную, групповую и коллективную формы работы. К индивидуальным формам работы отношу посещение на дому. Как показала практика наиболее эффективная форма индивидуальной работы  с родителями. Ведь, посещая семью мы знакомимся не только с условиями жизни ученика, но и беседуя с родителями больше узнаём о характере, интересах, склонностях ребёнка, успехах и неудачах, об отношении ребёнка к школе. Также даю совет родителям по выполнению творческих заданий в классе, домашней работы,  по поводу адаптации ребёнка к школе. После посещения на дому заполняю  акт обследования жилищно-бытовых условий обучающегося.

       Еще одна форма  индивидуальной работа с родителями – это приглашение в школу. В школу приглашаю, если у ребенка есть улучшения в учебной деятельности. Ребенок долго не мог усвоить учебный материал и вдруг произошли глобальные изменения. Редко приглашаю в школу, рассказать о  плохом поведении ребенка, общении со сверстниками или низкую успеваемость, так как это вызывает у родителей негативное отношение к школе. Это проблему стараюсь решать через переписку или индивидуальные консультации, которые  провожу для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке. Консультации провожу по мере необходимости, часто по инициативе родителей.

         В процессе бесед с родителями в неофициальной обстановке выясняю необходимые для  работы сведения (особенности здоровья ребенка; его увлечения, интересы; поведенческие реакции; особенности характера; мотивации учения и т.д). Также через переписку с родителями или по электронной почте информирую и об успехах детей, оповещаю родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравляю  с праздниками, через памятки даю советы и пожелания в воспитании детей. За 3 недели до окончания четверти  рассылаю родителям табель с предварительной успеваемостью детей и соответственно даю консультации над чем необходимо поработать. По окончании четверти и года пишу благодарственные письма родителям не только учащихся, которые окончили на «4» и «5», но и другим родителям, принявшим активное участие в жизни класса и школы.

        При сотрудничестве  с семьёй большое воспитательное значение имеет беседа. В своей работе беседу использую в целях предупреждения конфликтных ситуаций, для налаживания взаимоотношений между родителями, детьми и учителем. При работе с родителями проводила беседы по следующим темам:

  • Если ребёнок лжёт?
  • Детская неблагодарность.
  • На чём основано взаимопонимание.
  • Детская агрессия.
  • Тревожность детей. К чему она может привести?
  • Что нужно знать о леворукости ребёнка?
  • Вредные привычки и как с ними бороться.
  • Культура общения со сверстниками и взрослыми.
  • Права и обязанности ребенка в семье, в школе, в социуме и другие

         К групповым формам  отношу: родительский лекторий, тематические консультации, классные детские мероприятия, работа с родительским комитетом, групповые консультации.

Самой распространённой формой работы с родителями является родительское собрание. В последние годы своей работы я заметила, что родители не активно идут на собрания. Одной из основных причин является неинтересная и однообразная форма их проведения. А мне всегда хотелось, чтобы встречи с родителями на собрании носили только позитивный характер, чтобы им захотелось прийти.

        Поэтому я стала   продумывать  тексты  приглашений, а необычная запись в дневнике, при составлении плана родительских собраний   включала нетрадиционные формы их  проведения,  а именно: деловая игра,  дискуссия, круглый стол, собрание-лекторий. На первом собрании в  каждом учебном году составляем вместе план воспитательных мероприятий в классе на год. Например, дискуссия была на темы « Как вырастить ребёнка нравственным»,  «Режим дня в жизни школьника», «Поощрение и наказание как методы воспитания».

       А в конце учебного года провожу собрание  под названием « По страницам телепередач», в которую были включены передачи « Умники и умницы» где рассказывались успехи детей в конкурсах, олимпиадах, об участии в школьной и районной научно-практической конференции,  «Устами младенца» - об интересных историях, случаях в классе и школе, «Школа ремонта», где обговариваем проблемы ремонта в классе, «Модный приговор» - о форме , внешнем виде учащихся, «Пока все дома» - о трудностях, с которыми сталкивалась школа в обучении  детей , а именно об учебных способностях обучающихся, о результатах ВПР в классе, о промежуточной аттестации, «Пусть говорят» - о конкурсе «Безопасное колесо», о  соревнованиях по шахматам, в которых ребята заняли призовые места как в командном, так и в личном первенстве, о спортивных достижениях ребят, « Чрезвычайное происшествие» - дисциплина, трудовые дела в школе, отношение к школьному имуществу, опоздания, пропуски уроков без уважительной причины, « Малахов +» -  о предстоящих летних каникулах, о летней занятости детей, о  правилах безопасного поведения детей в летний период на дорогах, на водоемах, на улице, дома, «Поедем поедим» - о помощи  в приобретении семенного картофеля.  Все страницы телепередач сопровождались музыкальными заставками данных телепрограмм.

         Тематические консультации провожу по запросам самих родителей, если они сталкиваются с какой-либо проблемой в воспитании ребенка, которую самостоятельно решить не могут. Если проблема общая, выношу её на собрание, если индивидуальная, то подбираю литературу, организую встречу, даю советы к кому обратиться, у которых аналогичная ситуация уже разрешена. Из опыта работы с семьёй предлагаю следующие темы консультаций для родителей:

  • Адаптация первоклассника.
  • Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?
  • Как развивать плохую память ребенка?
  • Как развивать внимание и внимательность?
  • Грубость и непонимание в семье.
  • Правда и ложь.

        Для того, чтобы организовать совместную познавательную деятельность  учитель-родители –дети применяю следующие формы работы: дни открытых дверей, совместные турниры и праздники. Родители достаточно часто посещают уроки по своей собственной инициативе.

Так, например, традиционным стал праздник «Мама и я – читающая семья», где мама вместе с ребенком соревнуются в литературном чтении - знании произведений, писателей и поэтов, их творчестве в целом. В 1 классе традиционны праздники «Азбука к мудрости ступенька», праздник «Первого десятка». Активную помощь оказала мама Козлова Дениса в подготовке ребенка к школьной и районной научно-исследовательской конференции, где ученик занял 2 и 1 места соответственно.

Очень любят родители совместный досуг:

  • Фронтовой концерт;
  • спортивные соревнования «Мама, папа и я –спортивная семья», в которых родители принимают активное участие;
  • праздник «Прощание с начальной школой».
  • В выпуске новогодних газет в этом году родители приняли самое активное участие, класс занял с их помощью 1 место. Большую помощь оказывают в проведении новогоднего утренника: являются героями сказок по сценарию, помогают в приобретении новогодних подарков для детей;
  • конкурсы, проводимые в классе и школе. Например, акция «Помоги птицам зимой» наш класс занял также 1 место. 8 семей из 13 приняли участие в изготовлении кормушек.
  • «Мы за здоровый образ жизни»

Оказывают посильную трудовую помощь: 

  • Ремонт и оформление кабинета.
  • Создание классной библиотеки.
  • Озеленение школьного двора

       Ещё одна форма, на которой хочу остановиться, - это классный альбом, мы его называем Паспорт класса. Сегодня есть такая возможность: всё, что происходит  в школе сфотографировать и прокомментировать. Это добрая память обо всём, что было и прошло. Это наглядное подтверждение для родителей, которые увидят своими глазами, чем занимаются их дети в школе, где проявляют себя, как выглядят по сравнению с другими. Рассматривают альбомы с огромным интересом, а потом задают вопросы, вступают в доброжелательный разговор с учителем, проявляют интерес не только к своему ребёнку, но и к его одноклассникам. В оформлении альбома принимает участие обычно родительский комитет класса.

      Я сама стараюсь быть примером для детей и родителей: являюсь активной участницей художественной самодеятельности  в селе - участница хора и школьной вокальной группы.

      Родители с удовольствием посещают внеклассные мероприятия. Благодаря проведению дней открытых дверей и внеклассных мероприятий, родители постоянно находятся в курсе дел класса, видят успехи и неудачи своих детей.

      Подводя итог своего выступления, хочется отметить, что мои родители – хорошие помощники. Все наши школьные праздники проходят с их участием. Сыграть роль, придумать конкурсы и всякие развлечения, подготовить класс к новому учебному году, изготовить костюмы, поощрительные призы, помочь накрыть стол для детей,  да и многое другое – всё это могут мои родители.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы с родителями.

Особенности общения учителя и родителей. Типы общения....

Психологические аспекты здоровья ребенка (из опыта работы с родителями)

Выступление на городском семинаре-практикуме классных руководителей раскрывает формы работы с родителями учащихся по формированию здорового образа жизни ребенка. В выступлении даны виды и формы провед...

"Формы работы с родителями" (из опыта работы)

Формы работы с родителями постоянно меняются. Традиционные формы работы, в которых главное место отводилось сообщениям, докладам, утратили свое значение из-за малой их эффективности, из-за недостаточн...

Обобщение опыта работы на тему «Разнообразные формы работы с родителями младших школьников»

Обобщение опыта работы на тему «Разнообразные формы работы  с родителями младших школьников»...

Работа с родителями. Из опыта работы.

Материал полезен для учителей и родителей учащихся начальных классов....

Работа с родителями. Из опыта работы (презентация).

Материал полезен для классных руководителей начальных классов....