дополнительной общеобразовательной программы социально-гуманитарной направленности «Юные инспекторы движения»
рабочая программа

Программа «Юные инспекторы движения»  является программой социально-гуманитарной  направленности, предполагает базовый уровень освоения программных знаний и практических навыков.

С целью преемственности в образовании и плавному переходу на работу по новым образовательным стандартам  разрабатывается программа на последующие годы обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_yuid.docx50 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 специальная (коррекционная) школа-интернат №1

Купинского района Новосибирской области

Рассмотрена на заседании

педагогического

совета «  ___»________202___г.,

протокол №   _________

УТВЕРЖДЕНА

Директор МБОУ

 Купинская школа-интернат №1

  _______________Кокарева О.В.

 

 Адаптированная дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа  социально-гуманитарной направленности

«Юные инспекторы движения»

(базовый уровень)

Возраст обучающихся: 9-14 лет

                                                                                                      Срок реализации: 1год  

                                                                                                      Автор-составитель:

                                                                                                      Готовщик Алина Сергеевна                                                              

 

г. Купино, 2022

Внутренняя экспертиза проведена. Программа рекомендована к рассмотрению на педагогическом (методическом) совете учреждения.

Зам. директора ОУ по ВР  _________/__________________

Руководитель ШМО           _________/__________________

«____»_________202___г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы воспитательной деятельности «Юные инспекторы движения                                                      
  1. Пояснительная записка                                                                              2                                                                                              
  2. Цель и задачи  общеразвивающей программы воспитательной

деятельности «Юные инспекторы движения»                                         4

  1. Содержание  общеразвивающей программы воспитательной деятельности «Юные инспекторы движения». Учебный план                6                                                
  2. Планируемые результаты  общеразвивающей программы воспитательной деятельности «Юные инспекторы движения»              11                                                     
  1. Комплекс организационно-педагогических условий реализации общеразвивающей программы воспитательной деятельности «Юные инспекторы движения"
  1. Условия реализации общеразвивающей программы воспитательной деятельности                                                                                             11
  2. Методические обеспечение общеразвивающей программы воспитательной деятельности «Юные инспекторы движения»            12                                                
  3. Формы подведения итогов реализации общеразвивающей программы воспитательной  деятельности «Юные инспекторы движения»             12                                                  
  4. Оценочные материалы                                                                              13                                                                                            
  5. Список литературы                                                                                   15                                                                                                  

  1. Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы воспитательной деятельности «Юные инспекторы движения»                                                      

1.1 Пояснительная записка.

Среди всех опасностей природного и антропогенного характера особо стоит проблема безопасности дорожного движения, представляя собой сложную систему взаимодействия социогенных и технических факторов. В списке причин гибели людей от несчастных случаев первую строчку твердо занимает дорожно-транспортный травматизм, который сегодня достигает масштабов социальной катастрофы. Более четверти миллиона человек на Земле ежегодно погибает в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП). Особую тревогу в проблеме безопасности дорожного движения вызывает детский дорожно-транспортный травматизм. Каждый год свыше 20 тысяч детей в возрасте до 16 лет становятся участниками либо жертвами дорожно-транспортных происшествий. Количество погибших ежегодно увеличивается, свыше 80% из общего числа пострадавших детей становятся инвалидами.

Анализ дорожно-транспортных происшествий позволяет утверждать, что основной причиной аварий на дорогах является низкий уровень подготовки участников дорожного движения. Данная программа призвана в некоторой мере уменьшить дефицит информации, необходимой для организации процесса формирования у детей и подростков устойчивых навыков (стереотипов) безопасного поведения на улицах и дорогах.

Актуальностью данной программы и её педагогической целесообразностью является формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение ими навыков сохранять жизнь и здоровье в повседневной жизни и в опасных условиях, умение оказывать само- и взаимопомощь, а также развитие творческих способностей воображение, фантазии обучающихся.

Отличие данной программы выражается в том, что изучение Правил дорожного движения и формирование навыков безопасного поведения у детей предлагается в рамках системы дополнительного образования с использованием учебно-методических и технических пособий, что существенно расширяет возможности воспитания дисциплинированного и грамотного пешехода. Данная программа предназначена дополнить и закрепить программный материал, получаемый обучащимися на уроках.

Для достижения наибольшей эффективности в работе на занятиях используются игровые методики, помогающие в более доступной форме осваивать новые знания. На занятиях разбираются различные дорожные ситуации, что способствует развитию наблюдательности, логического мышления, формированию умения предвидеть скрытые опасности на дороге.

Формы организации образовательного процесса в объединении - занятия групповые и индивидуальные. Занятия проводятся в форме практической и теоретической работы.

Программа связана с задачами основного образования по многим своим разделам: ознакомление с окружающим миром, труд, чтение, рисование. Использование различных заданий носит подготавливающий характер к отдельным дисциплинам школьной программы: геометрия, черчение и др.

Педагогическая целесообразность состоит в том, что программа рассчитана на детей младшего и среднего школьного возраста и детей с ОВЗ. Именно в этом возрасте происходит привитие и совершенствование специальных навыков и привычек. Совершаемые детьми ошибки повторяются и являются частыми. Из-за этого формируются и закрепляются ложные и опасные навыки и привычки. Поэтому большая ответственность в деле формирования у подрастающего поколения знаний по Правилам дорожного движения лежит на семье и учреждениях образования. От родителей, учителей общеобразовательных учреждений и педагогов дополнительного образования, во многом зависит сформированность у подрастающего поколения знаний, умений и навыков безопасного поведения на дороге.

Важную роль играют индивидуально-личностное развитие детей на основе их интересов и способностей, психофизиологические способности детей, которые определяют их поведение на дороге. Особенности психофизического развития, детская импульсивность, сужение восприятия, рассеянное внимание, отсутствие опыта и развитых способностей предвидения последствий своих действий обуславливают резкие изменения в поведении ребенка. В этом возрасте большое значение имеет развитие обучающихся в коллективе. Для сплочения детей используются коллективно - творческие дела.

Новизна программы «Юные инспекторы движения» заключается в возможности обучающихся общаться с сотрудниками ГИБДД, принимать участие в городских конкурсах, беседовать и играть на данную тему в непринужденной обстановке производит на детей более сильное впечатление, чем традиционный урок. В атмосфере общего творчества все усваивается намного легче, поэтому полезно устраивать конкурсы рисунков, сочинений, проблемные ситуации.

Программа предусматривает взаимодействие с родителями в следующих формах:

   -Свободные посещения занятий родителями.

   -Индивидуальные беседы с родителями.

   -Тематические родительские собрания.

   -Привлечение родителей к посильной помощи в оснащение объединения дополнительного образования.

Направленность программы: социально-гуманитарная.

Продолжительность освоения программы - 1 год.

Возраст обучающихся  9-14 лет.

1.2         Цель и задачи  общеразвивающей программы

Целью данной программы является: создание условий для формирования адаптированной личности, способной действовать в различных дорожных ситуациях; предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма.

Для достижения цели решаются следующие задачи:

Обучающие:

- овладение знаниями Правил дорожного движения, необходимых для безопасности в качестве пешехода и пассажира.

-овладение навыками оказания первой медицинской помощи,

- привитие навыков безопасного поведения на дорогах, улицах, в транспорте.

Развивающие:

-развитие творческих способностей, воображения, фантазии у обучащихся

Воспитывающие:

-воспитание у детей чувства взаимопомощи, готовности помочь человеку в различных дорожных ситуациях.

- привлечение детей к углубленному изучению и практическому применению правил дорожного движения.

В начале обучения проводится первоначальная диагностика детей в форме тестирования, для выявления уровня знаний.

В ходе обучения – проверка и закрепление знаний осуществляется в игровой форме. Игра – это одна из наиболее ярких и эмоциональных форм детской деятельности по усвоению правильного поведения. Используются различные типы игр: интеллектуальные, сюжетно-ролевые, подвижные.

Контрольно-срезовые занятия проводятся в форме викторины.

Итогово-контрольные мероприятия проводятся в форме творческих дел: игровые программы, конкурсы, викторины.

Темы занятий в течении года могут изменяться в зависимости от особенностей материально-технической базы, тематики, проводимых в городе, районе, учреждении конкурсов или выставок.

На занятиях создаются условия для привития обучащимся коммуникативной культуры, доброжелательных отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости, дисциплинированности.

1.3 Содержание  общеразвивающей программы. Учебный план

Раздел

Тема

Теория

Практика

Дата

1

Раздел №1

«Введение в образовательную программу кружка»(3ч)

Введение. Правила движения – закон улиц и дорог.

1.5

2

Оформление уголка по безопасности дорожного движения.

1.5

3

Раздел № 2: «История

правил дорожного движения».(3ч)

История и развитие Правил дорожного движения. Информация о первом светофоре, автотранспорте, велосипеде, дорожных знаках…

1.5

4

ПДД. Общие положения.

1.5

5

Раздел № 3: «Изучение правил дорожного движения».

(64.5ч)

Обязанности пешеходов.

1.5

6

Обязанности пассажиров.

1.5

7

Дорога, её элементы и правила поведения на дороге.

1.5

8

Назначение тротуаров, обочин, проезжих частей, трамвайных путей, разделительной полосы, пешеходной и велосипедной дорожек.

1.5

9

Назначение и роль дорожных знаков в регулировании дорожного движения.

1.5

10

История дорожных знаков. Дорожные знаки и их группы.

1.5

11

Предупреждающие знаки.

1.5

12

Знаки приоритета. Запрещающие знаки.

1.5

13

Изготовление макетов дорожных знаков.

1.5

14

Предписывающие знаки. Знаки особых предписаний.

1.5

15

Информационные знаки. Знаки сервиса. Таблички.

1.5

16

Изготовление макетов дорожных знаков.

1.5

17

Обновление материалов на стендах по ПДД.

1.5

18

Средства регулирования ДД. Транспортные светофоры.

Опознавательные знаки транспортных средств.

1.5

19

Места установки дорожных знаков.

1.5

20

Дорожная разметка как способ регулирования дорожного движения.

Виды разметки.

1.5

21

Горизонтальная разметка и ее назначение.

1.5

22

Вертикальная разметка и ее назначение.

1.5

23

Светофорное регулирование движение транспорта и пешеходов.

1.5

24

Сигналы светофора.

1.5

25

Виды светофоров.

1.5

26

Порядок перехода и проезда улиц и дорог по сигналам транспортного и пешеходного светофоров.

1.5

27

Сигналы регулировщика.

1.5

28

Изучение и тренировка в подаче сигналов регулировщика.

1.5

29

Сигналы автомобиля.

1.5

30

Расположение транспортных средств на проезжей части.

1.5

31

Перекрестки и их виды.

1.5

32

Проезд перекрестков.

1.5

33

Обновление материалов на стендах по ПДД.

1.5

34

Правила перехода перекрестка.

1.5

35

Порядок движения на перекрестке при регулировании движения регулировщиком и светофором.

1.5

36

Места перехода проезжей части. Правила движения пешеходов вдоль дорог.

1.5

37

Порядок движения по пешеходным переходам пешеходов и транспортных средств.

1.5

38

Общие вопросы порядка движения. Остановка и стоянка транспортных средств.

1.5

39

Пешеходные переходы. Движение через Ж/Д пути.

1.5

40

Перевозка людей.

1.5

41

Правила пользования транспортом.

Правила перехода улицы после выхода из транспортных средств.

1.5

42

П/З: Правила перехода для каждого пешехода.

1.5

43

П/З: Движение обучающихся по тротуарам и пешеходным переходам.

1.5

44

Дорожные ловушки. Решение задач по теме.

1.5

45

ДТП. Причины ДТП. Решение задач по теме.

11.5

46

Меры ответственности пешеходов и водителей за нарушение ПДД.

1.5

47

Раздел №4: «Основы оказания первой медицинской доврачебной помощи».(12ч)

Основные требования при оказании ПМП при ДТП.

1.5

48

Аптечка автомобиля и ее содержимое.

1.5

49

Виды кровотечений. Способы наложения повязок.

1.5

50

Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему.

1.5

51

Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи.

1.5

52

Обморок, оказание помощи.

Правила оказания первой помощи при солнечном и тепловом ударах.

1.5

53

Обморожение. Оказание первой помощи.

Сердечный приступ, первая помощь.

1.5

54

Транспортировка пострадавшего, иммобилизация.

1.5

55

Раздел№5: «Фигурное вождение велосипеда».

(16.5ч)

Езда на велосипеде, технические требования, предъявляемые к велосипеду. Экипировка.

1.5

56

Правила движения велосипедистов.

1.5

57

Правила движения велосипедистов.

1.5

58

Подача предупредительных сигналов велосипедистом световыми приборами и рукой.

1.5

59

Составление буклетов: Правила проезда велосипедистами нерегулируемых перекрестков.

1.5

60

Правила проезда велосипедистами пешеходного перехода.

1.5

61

Составление памятки: «Юному велосипедисту».

1.5

62

Тренировочные занятия по катанию на велосипеде.

1.5

63

Тренировочные занятия по катанию на велосипеде.

1.5

64

Движение групп велосипедистов.

1.5

65

П/З: Движение групп обучающихся на проезжей части на велосипедах.

1.5

66

Раздел № 6: «Традиционно-массовые мероприятия»

(4.5ч)

Подготовка выступления агитбригады.

1.5

67

Выступление агитбригады в начальной школе.

1.5

68

Зачет по ПДД. Тестирование.

1.5

Всего

51ч

51ч

102часов

Раздел 1

Введение в образовательную программу кружка.

Теория. Цели, задачи кружка ЮИД. Утверждение программы.

Организационные вопросы (структура отряда, положение, обязанности).

Оформление уголка «Дорога, транспорт, пешеход».

Практика. Оформление уголка по безопасности ДД.

Раздел 2

История правил дорожного движения.

Теория. История и развитие Правил дорожного движения. Информация о

первом светофоре, автотранспорте, велосипеде, дорожных знаках…

Практика. Составление викторины по истории ПДД в уголок для классов.

Раздел 3

Изучение правил дорожного движения.

Теория. Правила дорожного движения в России. Общие положения.

Обязанности пешеходов, водителей, велосипедистов и пассажиров.

Проблемы безопасности движения, причины дорожно-транспортных

происшествий. Дороги и их элементы. Проезжая часть. Разделительная

полоса. Полоса движения. Тротуар. Прилегающие территории. Перекрестки.

Границы перекрестков. Пересечение проезжих частей на перекрестках.

Раздел №4:

Основы оказания первой медицинской доврачебной помощи.

Теория. Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить

свидетель ДТП. Аптечка автомобиля и ее содержимое.

Раны, их виды, оказание первой помощи. Вывихи и оказание первой

медицинской помощи. Виды кровотечения и оказание первой медицинской

помощи. Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему.

Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи. Виды повязок и способы

их наложения.
                                                       
 Раздел 5

Вождение велосипеда.

Теория. Езда на велосипеде, технические требования, предъявляемые к

велосипеду. Экипировка. Правила движения велосипедистов. Подача

предупредительных сигналов велосипедистом световыми приборами и рукой

Раздел 6

Практика. Подготовка и проведение игр по ПДД в классах.

Выступление в классах по пропаганде ПДД.

Участие в различных конкурсах по ПДД (конкурсы рисунков, плакатов,

стихов, газет, сочинений…)

1.4 Планируемые результаты  общеразвивающей программы

По окончанию курса обучающиеся  должны:

- знать Правила Дорожного движения в объеме, необходимом для безопасности в качестве пешехода и пассажира;

- применять, полученные знания на дорогах города;

- уметь предвидеть опасность на дороге и ее избежать;

- следовать принципам безопасного и здорового образа жизни, быть готовыми к соответствующему поведению на основе полученных знаний и умений.

- уметь разыгрывать различные роли участников движения, передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.

  1. Комплекс организационно-педагогических условий реализации общеразвивающей программы

2.1  Условия реализации программы

Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий. Так как программа больше всего уделяет внимание пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей обучающихся, то с этой целью рекомендуется использование таких форм проведения занятий:

-тематические занятия

-игровые тренинги

-разбор дорожных ситуаций на настольных играх

-экскурсии

-конкурсы, соревнования, КВН, викторины

-изготовление наглядных пособий для занятий по правилам дорожного движения;

-выпуск стенгазет

-встреча с работниками ГИБДД

-просмотр видеофильмов

2.2 Методическое обеспечение программы

-По способу организации занятия: словесные, наглядные, практические.

-По форме организации деятельности учащихся на занятиях: фронтальные, индивидуально-фронтальные, коллективно-групповые.

-Игры, решение проблемных ситуаций, беседа, показ графических иллюстраций,

Практические задания.

-Дидактический материал:

-научная и специализированная литература, плакаты, раздаточный материал,

дидактические карточки.

-Техническое оснащение занятий: компьютер.

-Контрольная проверка: опрос, зачёт, викторина.

-Комплект знаков дорожного движения – 1 шт

-Комплект плакатов безопасности дорожного движения – 1 шт.

-Доска учебная – 1 шт

-Жезл - 1 шт.

-Комплект дидактических карточек по темам: Регулируемый и -нерегулируемый перекресток, дорожная разметка, дорожные знаки, правила наложения транспортных шин.

-Набор цветного картона.

-Набор цветной бумаги.

-Карандаши. Простые, цветные.
-Точилки для карандашей.

-Фломастеры, маркеры.

-Резинки стирательные.

-Линейки, треугольники.

-Клей.

-Кисти для клея.

2.3 Формы подведения итогов общеразвивающей программы

Итоги освоения обучающимися материалов программы подводятся в форме:

-игр-состязаний;

-отчетного театрализованного представления по мотивам правил безопасного поведения на дорогах и улицах;

- тестирование

-выставки

-конкурсы

-соревнования

  1. Оценочные материалы:

При обучении используются следующие формы диагностик прогнозируемых

результатов:

-дорожные знаки – вопросы;

-медицина – билеты;

-знания устройства велосипеда – тестовая работа;

-соревнования;

-конкурсы;

-круглый стол;

-конкурсы рисунков;

-конкурсы стенгазет.

2.5 Список литературы:

  1. «Добрая дорога детства», газета.
  2. «Правила дорожного движения», ГУ ГИБДД СОБ МВД России, 2007 год.
  3. «Первая помощь детям при травмах и несчастных случаях», справочник, Редакция Митчела Дж.Эйнзига, Санкт-Петербург «Норинт». 2002 год.
  4. «Первая медицинская помощь при несчастных случаях и в экстремальных ситуациях», Рецензент: Ласкин С.А.- врач, экс-директор Российского клинико-диагностического центра Минздрава России. «Кострома». 2002 год.
  5. «Учись быть пешеходом», Е.М. Сосунова, М.Л. Форштат, учебно-методическое пособие для учителей, Издательский Дом «МиМ» 2008 год.
  6. «Безопасность на улицах и дорогах», методическое пособие для учителя, Москва «Аст», 2017 год.
  7. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Методическое пособие. Под редакцией В.Н.Кирьянова. Москва, «Третий Рим», 20018 год.
  1. «Дорожная азбука» альбом для раскрашивания, СПб «Еврознак», 2005 год.
  2. «Учись быть пешеходом», Е.М. Сосунова, М.Л. Форштат, для учащихся начальных классов, СПб, «МиМ», 1997 год.
  3. «Безопасность на улицах и дорогах», А.М. Якупов, Москва, «Аст», 1997 год.
  4. Набор картинок - Правила дорожного движения.
  5. Дорожная безопасность. Учебная книжка-тетрадь с 1-4 классы.

Под редакцией В.Н.Кирьянова. Москва, «Третий Рим», 2007 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Отряд юных инспекторов движения»

Проблема аварийности на автотранспорте приобрела особую остроту в последнее время в связи с несоответствием существующей дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и государства в...

Дополнительная образовательная программа «Юный Инспектор Движения»

Программа предназначена для обучающихся 1-4 классов....

Дополнительная образовательная программа «Юный Инспектор Движения»

Пояснительная записка.       Дополнительная образовательная  программа «Юные инспектора движения» составлена в соответствии с требованиями  ФГОС ООО...

Конкурсный материал "Дополнительная общеобразовательная программа Юный инспектор движения" "Фестиваль педагогического мастерства 2022"

           Данная программа направлена на формирование у детей и подростков культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, от...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юные инспекторы движения"

Программа «Юные инспекторы движения» разработана в соответствии и на основе примерной программы внеурочной деятельности начального и общего образования под редакцией  В.А. Горского М....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- педагогической направленности "Юные инспекторы движения"

Программа «Юные инспекторы движения» разработана в соответствии и на основе примерной программы внеурочной деятельности начального и общего образования под редакцией  В.А. Горс...