Формирование эстетического вкуса на уроках музыки в начальной школе
материал (1 класс)

Чехова Людмила Алексеевна

Формирование эстетическог вкуса на уроках музыки в начальной школе.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Формирование эстетического вкуса на уроках музыки как    условие развития музыкальной культуры младших школьников

Эстетический вкус как форма освоения действительности.

Сущность эстетического вкуса в развитии музыкальной культуры младших

        Урок музыки, как известно, это урок искусства, в том числе и музыкального. Приобретая определенные знания, умения и навыки на таких уроках, школьники приобщаются к творчеству. В этой связи актуализируется необходимость формирования их предпочтений, интересов, потребностей, музыкального мышления, воображения, эстетического вкуса. Эстетический вкус, являясь гармоническим единством эстетического мировоззрения и эстетической эмоциональности, регулирует ценностную ориентацию человека в вопросах формирования эстетического идеала, и оказывает непосредственное влияние на содержательность важного элемента в личности школьника - это музыкальная культура.

        Музыкальная культура - важнейшая составляющая более высоких системных уровней: художественной, эстетической, духовной культуры, и, наконец, культуры в целом. Освоение учащимися основ культуры, культуры жизненного самоопределения, элементарных общеобразовательных знаний, обеспечивающих развитие у него познавательных способностей и социального общения, а также формирование основных навыков учебной деятельности происходит на первой ступени общего школьного образования. Здесь же закладывается фундамент воспитания музыкально - эстетического вкуса детей, который определяет содержательную сторону, уровень развития музыкальной культуры. Осуществление вышеперечисленного возможно только при условии воспитания устойчивых духовных потребностей личности, включающей не только восприятие (слушание, переживание, понимание, оценка), но и возможность самовыражения (исполнения) ими лучших образцов народной, казахской, зарубежной, русской, советской классики и современной музыки. Для реализации поставленных задач необходимо изучение психолого-педагогических особенностей детей младшего школьного возраста (7-10 лет), так как с точки зрения представителей научной мысли из области педагогики и психологии данный период считается наиболее сензитивным в формировании эстетического вкуса школьников

        Музыкальных вкусов столько же, сколько человеческих лиц, но эстетический вкус украшает человека в любой стране во все года, всю его жизнь. Б. Грисиан

Взаимодействие и взаимообусловленность эмоционального и рационального, духовного и материально - практического в эстетическом сознании человека объединено, по мнению ряда учёных, понятием эстетический вкус. Любой вкус, в том числе и эстетический, показывает целостность в личностных качествах человека. Учёные мира давно осознавали необходимость в выявлении определённой категории, способной раскрыть возможности человека эстетически оценивать и воспринимать объекты красоты и искусства.

Исторический экскурс в истолковании данного понятия показал, что для обозначения этой категории в XVII веке стали использовать термин «вкус» применительно к определению физиологической способности человека различать вкусовые качества пищи. Впервые термин вкус в эстетическом смысле (как способность постигать прекрасное и произведения искусства) был употреблен в 1646 году испанским философом Бальтасаром Грасианом в его работе «Карманный оракул». Термин быстро вошёл в обиход мыслителей Западной Европы. Осмысление значимости и содержательной наполненности и сущности эстетического вкуса привело к тому, что уже в XVIII веке важным критерием духовно-художественного уровня развития человека стал вкус.

Вкус - эстетическая категория, один из предметов изучения эстетики как философской дисциплины. В общем смысле вкус -это некая специфическая особенность восприятия прекрасного; он, по выражению российского философа В. Бычкова «органически присущ человеческой природе, как единственно позволяющий актуализовать гармонию человека с Универсумом»

В истории развития науки вопросами интерпретации эстетического вкуса занимались многие учёные Наблюдаются разночтения в трактовке данного понятия: Кант рассматривал вкус как неразрешимое противоречие между субъективным и объективным, чувственно-эмоциональным и рациональным, единичным и всеобщим; М. Дюфренн понятие вкуса сводил к первоначальному чувственно-эмоциональному опыту субъекта; Шопенгауэр, Ницше, Гуссерль, Хайдеггер рассматривали вкус как феномен, способный в форме эмоционального, эмоционально-волевого внутреннего импульса разума обнаруживать, постигать эстетическое и растворяться в нем. Кьеркегор, Шеллинг эстетический вкус пытаются объяснить как сложное многогранное образование, диалектически в себе сопрягающее природно-социальное, рационально-эмоциональное, индивидуально (единично)-всеобщее, сознательно-бессознательное, объективно-субъективное и т.д.

Само понятие вкус, наполняясь эстетическим содержанием, выступает одной из форм бытия эстетического сознания субъекта в его конкретно-историческом проявлении. Как продукт и условие эстетической деятельности эстетический вкус выступает одновременно и знанием, и оценкой, и мотивом, и регулятором, и критерием, и ценностью для субъекта.

Эстетический вкус выступает также в роли своеобразного фильтра, с помощью которого происходит освоение и усвоение жизненного эстетического опыта. Эстетический вкус может быть представлен и в форме эстетического образа, который выступает для субъекта в роли исходного принципа, эталона и критерия в его эстетическом освоении действительности.

Эстетический вкус - не только сформировавщееся знание, но и знание постоянно развивающееся. Его устойчивость подвижна, содержание релятивно, ибо выражает становящуюся культуру субъекта. Как сформированное знание, эстетический вкус может быть носителем объективной, абсолютной и относительной истины. Учитывая эти обстоятельства, можно говорить, что о вкусах спорят и не спорят. Спорят, когда речь идет о выявлении оснований вкуса и адекватности формы их эмоциональной выраженности. Не спорят, когда обращается внимание на его субъективные характеристики, его интерпретационные способности.

Суть эстетического вкуса состоит в том, что в нем индивидуальное выражено через усвоенный индивидом социальный опыт. Поэтому эстетический вкус - это выражение потребностей субъекта не только на уровне «хочу», но и «могу» и «должен». Социально значимое эстетического вкуса выражено, прежде всего, его ключевой ценностью - «эстетическим идеалом», способностью с позиций его оценивать, а в дальнейшем и прогнозировать действительность.

Социальная значимость эстетического вкуса как отражения духовно общего находит свое выражение и в такой форме его бытия, как эмоционально-эстетическое переживание и сопереживание. В этом смысле приобщение, скажем, к искусству, к идее, содержанию и есть проявление эстетического вкуса субъекта как способности не только понять, но и эмоционально пережить «все то, что пережило до него человечество...» (Л.Н. Толстой) Это переживание и есть в структуре эстетического общения эмоциональное усвоение общепонятного; оно есть выражение и приобщение к «общему чувству» (Кант). Но сопереживание, как и переживание, у любого субъекта уникально в силу неповторимости самого субъекта. Уникальность получает свою выраженность в оценках, в интерпретации, в мнениях, в выборе ценностей и т.п. Научиться формировать собственное мнение через преломление общественного опыта является важнейшей функцией вкуса. Однако важно также научиться видеть и различать то, что что есть субъективность и уникальность, чьи интересы и идеалы там выражены и защищаются.

Ценностное содержание эстетического вкуса может быть выражено не только в эмоциональной, но и в вербализованной форме (суждение вкуса). Эстетическое суждение, однако, помимо рациональной рефлексии эмоционального выполняет свою главную роль - гармонизацию содержания эмоционально-эстетического опыта, поиска и выявления в нем главного критерия - красоты. Кант определяет эстетический вкус как «способность судить о красоте».

В гармонизации мира вкус как бы нейтрализует ближайшие практические цели человека, возвышает его до идеала. Творческая способность эстетического вкуса как раз и выражается в его умении подходить к реальным предметам и целям с позиции эстетической меры и улавливать в них эту меру. В этой рационально необъяснимой способности вкуса состоит его важнейшая особенность.

Если учесть, что мера вещей и мера человеческого отношения к ним, выраженная в форме идеала, объективно подвижна, то вкус берет на себя ответственность регулировать ценностную ориентацию человека. Сам вкус осуществляет эту «работу» мгновенно и интуитивно, что позволяет человеку быстро ориентироваться и оценивать новую для него ситуацию. Однако здесь происходит и одновременная перенастройка и обогащение новым опытом самого вкуса. Это обнаруживается в уточнении ранее приобретенных знаний, в переоценке ценностей, смыслов, идеалов, целей, предписаний, нормативов и установок в поведении субъекта.

При этом устойчивость и изменчивость вкуса представляют собой условия, формирующие его социальную многоликость. По словам Канта: «Целостность эстетического сознания может быть объяснена категориальной триадой, где эстетическое мировоззрение выступают тезисом, эстетическая эмоциональность - антитезисом и эстетический вкус - синтезом»

Гегель определял вкус как «изощренное культурой чувство прекрасного», которое необходимо воспитывать и развивать средствами искусства.

Эстетический вкус является важнейшей характеристикой сущности и движущей силой в становлении личности и отражает уровень самоопределения человеческой индивидуальности. То есть эстетический вкус не сводится к простой способности эстетической оценки, поскольку не останавливается на самой оценке, а завершается присвоением или отрицанием культурной, эстетической ценности. Так что правильнее будет определить эстетический вкус как способность личности к индивидуальному отбору эстетических ценностей, а тем самым и к саморазвитию и самоформированию.

Действительно, человек, обладающий эстетическим вкусом, отличается определенной завершенностью, целостностью, то есть является не просто человеческим индивидом, а - личностью. Отличительная особенность в том, что кроме таких индивидуальных особенностей, как пол, возраст, рост, цвет волос и глаз, тип психики, личность обладает также неповторимым внутренним духовным миром, который определяется уровнем культуры, в частности и уровнем музыкальной культуры.

Формирование и развитие музыкальной культуры учащихся является эпицентром общего музыкального образования.

В этой связи возникает необходимость рассмотрения самого понятия "культура" как феномена сложной многоуровневой системы духовного мира человека. Данной проблеме посвящены труды философов: К. Маркса, Ф. Энгельса, Г.Ф. Гегеля, Ж.М. Абдильдина, К.А. Абишева, Т.Х. Габитова и др.         В исследованиях зарубежных и отечественных мыслителей культура рассматривается как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, а также в совокупности отношения людей к природе, между собой и к самим себе.

Культура подразделяется на материальную - совокупность материальных ценностей общества - и духовную - совокупность духовных достижений. Духовную культуру в свою очередь можно подразделить на нравственную (этическую), политическую, религиозную, эстетическую и т.д.

Неотъемлемой частью эстетической культуры является музыкальная культура. Проблемы формирования музыкальной культуры рассматривались в научных трудах Ю.Б. Алиева,  М.Х Балтабаева, С. Айсиной, А.О. Мухамбетовой (формирование музыкальной культуры) [18-23], С.А. Узакбаевой, Т. Коныратбай К.Ж Кожахметовой., А.С. Имангалиева, Б.С. Утемуратовой, Л.В. Шаминой, Т.Г. Мариупольской, А.А. Сулейменовой, К.Е. Койшиева, Т. Коныратбай, К. Болеева, К. Сейсембаева (формирование интереса к народной музыке у подростков) ,С.А. Узакбаевой, Г Арзумян, С. Раппопорт, А. Сохор, Л.С. Выготского (формирование музыкально-эстетической культуры)

Понятие музыкальная культура чрезвычайно объёмно и имеет разную трактовку. Д.Б. Кабалевский, при определении музыкальной культуры, подчёркивал, что без музыкальной грамотности не может сформироваться музыкальная культура: «… это «особое чувство» музыки, заставляющее воспринимать её эмоционально, отличая в ней хорошее от плохого, это способность на слух определять характер музыки, …определять автора незнакомой музыки»

Сущностью музыкальной культуры по Д.Б. Кабалевскому является способность воспринимать и осознавать музыку как живое, образное искусство - искусство, рождённое жизнью и неразрывно связанное с самой жизнью. В этом же направлении размышляет Б.В. Асафьев: «изучать музыку в школе не как учебный предмет, а как некое явление в мире», чтобы школьники учились «слышать в музыке приливы и отливы моря жизни!» .

В связи с этим мы полагаем, что в концепциях Д.Б. Кабалевского, Б. Асафьева определяющим в формировании музыкальной культуры школьников является последовательное развитие их музыкального восприятия.

Восприятие, как известно, является первым этапом любого мыслительного процесса, важной составляющей деятельно-креативной природы обучающегося, от которого зависит не только качество всего обучения, но и сам факт существования его как процесса.

В музыковедении, музыкальной педагогике и психологии восприятие определяют как сложный многоуровневый процесс формирования и функционирования субъективного образа слышимой музыки.

Активное восприятие музыкальных произведений способно преобразовать как эмоциональное состояние, так и поведение человека. Не случайно в качестве психолого-педагогических механизмов коррекционного воздействия музыки на человека учёные указывают на такие механизмы, как катарсис (эмоциональная разрядка, регулирование эмоционального состояния, облегчение осознания собственных переживаний), конфронтация с жизненными проблемами, повышение социальной активности, приобретение новых средств эмоциональной экспрессии, облегчение формирования новых отношений и установок.

По словам Г.М. Когана: «В основе всякой культуры лежит культура восприятия. Там, где она не развита или потеряна, не может быть никакой культуры. Где не умеют читать - не умеют писать, где не умеют слушать - не умеют играть» ]. Потому восприятие музыки является внутренней сущностью любой формы проявления музыкально-эстетической деятельности: пения, игры на детских музыкальных инструментах, активного слушания лучших образцов музыкальной классики, освоения знаний, умений, навыков. Всё вышеперечисленное способствует развитию музыкально - творческих способностей, что в свою очередь будет оказывать непосредственное влияние на развитие эстетического вкуса. Еще в работах В.Г. Белинского отмечено, что «эстетическое чувство, получаемое человеком от природы, должно возвыситься на ступень эстетического вкуса, приобретаемого воспитанием и развитием» .

По мнению Б.В. Асафьева основная задача предмета музыки в общеобразовательной школе развить музыкальное восприятие, воспитать эстетические вкусы учащихся. Урок музыки, продолжает развивать свою мысль Б.В. Асафьев, не должен ограничиваться лишь слушанием музыкальных произведений, для развития восприятия важно и «практическое усвоение музыки»

Основным направлением практического усвоения музыкального искусства, всеобщего музыкального просвещения народа на протяжении веков было признано хоровое пение. Оно успешно осуществляется в коллективном исполнении песен на уроках музыки, во внеучебной деятельности и, несомненно, способствует развитию творческих способностей учащихся.

«Пение, как музыкальное занятие, писал известный педагог А.И. Пузыревский, - способствует всестороннему развитию музыкальности, которая есть совокупность всех способностей и умений, необходимость для чтения, воспроизведения и понимания музыкальных образов и для воспитания эстетического влияния музыки… Пение песен, и песен интересных для детей… должно стоять на первом плане, как самый важный залог развития музыкального вкуса и любви к музыке .

Исследователь Н.Л. Гродзенская также считает важнейшим фактором в творческом развитии, активной формой самовыражения учащихся такую форму работы как пение, что музыкальные занятия в школе имеют конечную цель: это - развитие широкого музыкального кругозора, воспитание высокого эстетического вкуса, понимание музыкального искусства через хоровое пение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках музыки в начальной школе

Данный материал знакомит преподавателей музыки с материалами здоровьесберегающих технологий на уроках музыки в начальной школе. В статье даны виды работ арт-терапии, применяемых мною на уроках. Исполь...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ЗАНЯТИЯМ КРУЖКА "ХОРОВОЕ ПЕНИЕ", К УРОКАМ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В презентации рассказывается о необходимости бережного отношения к голосовому аппарату, правила охраны голоса....

ИКТ на уроках музыки в начальной школе.

Новые технические средства доказали свою незаменимость в школе. Они являются одной из гарантий успешной модернизации учебного процесса, перестав быть экзотикой, довеском к традиционному преподаванию и...

Уроки музыки в начальной школе.

Немаловажное значение в системе начального воспитания занимает музыкальное образование, так как нравственно-эстетическое воспитание ребенка является важной стороной развития личности и воспитания. Воз...

План - конспект урока музыки по теме: Конспекты уроков музыки в начальной школе

Здесь вы найдете конспекты уроков музыки в начальной школе!...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Пластическое интонирование и восприятие музыки, музыкально-ритмический и игровой элемент на уроках музыки в начальной школе"

Пластическое интонирование часто используется  как средство художественно-невербальной коммуникации на уроках музыки в младших классах православной гимназииТермин «пластическое интонировани...