Методическая разработка
методическая разработка (1 класс)

Дементьева Мария Алексеевна

Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия "Рассказы о животных. К.Д.Ушинский «Лиса Патрикеевна»"

Цели деятельности воспитателя:

-формировать представления о главных особенностях художественного текста;

-вырабатывать технику чтения и работать над выразительным чтением (передача голосом отношения автора к лисе: любуется, хвалит, слегка осуждает  «разбойница»);

-делить текст на части, составлять простой план и пересказывать по плану близко к тексту с использованием авторских слов и выражений;

-вести наблюдение за средствами создания выразительности.

Планируемые результаты образования:

Предметные:

-умение читать целыми словами, передавать интонационно конец предложения, объяснять название произведения.

Личностные:

-наличие интереса к учебному труду.

Регулятивные:

-умение сохранять и принимать учебную задачу,

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные:-умение устанавливать причинно – следственные связи.

Коммуникативные:

- умение формулировать своё отношение и позицию, учитывая мнение других.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

  1. Подготовка к первичному чтению.

Игра «Отгадай название произведения и кто написал?» (чтение отрывков)

- О ком вы будете читать узнаете, когда отгадаете загадку.

«Сама рыжеволосая, мордочка плутоватая. Ей не надо пирожка, ей бы скушать петушка! Это кто?»

- Нас сегодня Лиса пригласила посетить "Страну лисьих сказок". Она приготовила нам сюрпризы - загадки. Думаю, что мы сможем правильно их разгадать.

-  Какие русские народные сказки вы знаете, где главная героиня - Лиса?

Работа в группах. Игра «Отгадай сказки»: - Вы будете зачитывать отрывки из сказок и отгадывать.

 «И пошли кот да дрозд далеко в лес дрова рубить. А лиса - тут как тут: села под окошечко и поет:

- Петушок, петушок, Золотой гребешок, Маслина головушка, Шелкова бородушка, Выгляни в окошко, Дам тебе горошку»

 «Петушок - золотой гребешок»

- Какая здесь лиса? (Коварная, сначала она явно льстит петушку, затем вызывает обиду и зависть).

 «Шла лиса по дорожке и нашла лапоток, пришла к мужику и просится:

- Хозяин, пусти меня ночевать!

Он говорит: - Некуда, лисонька тесно!»

Дети: «За лапоток - курочку, за курочку - гусочку».

- Какой здесь показана лиса?

(Не только хитрая, но ещё недобрая, коварная, злая насмешница).

- А какими волк и медведь?  (Глупыми)

 «Шла лисичка по дорожке, нашла скалочку. Подняла и пошла дальше. Пришла в деревню и стучится в избу: - Стук-стук-стук»    (Лисичка со скалочкой)

- Какая здесь лиса? (Глупая)

- Почему? (Ей удается обмануть двух хозяев, а третий перехитрил ее).

Вот такой лиса показана в сказках.

Работа по картинке «Лиса».

  -Рассмотрите картинку. Какой её рисует художник? Какая голова?

Глаза? Уши? Туловище? Окраска? Ноги? Хвост? (голова с удлинённой мордой, очень выразительные глаза, большие заострённые уши, туловище длинное и приземистое, окраска на спине ярко-рыжая, будто золотистая, ноги гибкие, тонкие, брюхо с грудкой белое, хвост пушистый с белым кончиком).

3. Словарная работа

- Ребята, посмотрите на доску.

- Как вы понимаете значения этих слов?

Патрикеевна пригибается (кланяется) выстланы (покрыты травой поты) принаряжена (красиво одета)

- Остановимся на слове «Патрикеевна»

- Откуда такое странное имя и почему его носит именно лиса?

Выступление ученика:

- Патрикей - имя старинное, происходит от латинского «патриций», то есть «аристократ». Но в старину «и» на Руси произносилось как «к». Вот и получилось Патрикей, имя это делали только детям княжеского рода.

- Какая же связь с лисой?

- Давным-давно, лет 700 назад, жил был новгородский князь Патрикей, Нарумунтович, который так прославился своей изворотливостью, хитростью, что с тех пор имя Патрикей, стало равнозначно слову «хитрец». А так как лиса считалась самым хитрым зверем и получила отчество Патрикеевна.

Физкультминутка

Рыжая хозяюшка

Из лесу пришла

Всех кур пересчитала

И с собой унесла.

4. Чтение произведения воспитателем.

Моделирование обложки: О чём говорит эта обложка?

5. Выявление первичных впечатлений.

- Какова лиса в изображении К.Д. Ушинского? Какой вы ее представляете? Как автор рисует ее? (У Ушинского -лиса красавица, «лиса умница», автор любуется ею, хвалит, слегка осуждает ее называет «разбойница». Ею любуются и в то же время знают, что она еще и проказница

-  Как автор относится к лисе? Откуда это видно?

На доске слова: любуется, ненавидит, уважает, восхищается, осуждает, ценит, ругает. Выберите нужное.

-  Почему он называет ее разбойницей? Прочитайте. (Она хитро и нагло ворует птиц из-под носа у людей «любит курочек, любит уточек, свернет шею гусю жирному, не помилует и кролика).

6. Анализ произведения.

1) Чтение текста детьми.

2) Беседа но вопросам:

- Почему автор называет лису не кума, а «кумушка», говорит, что у нее не зубы, а «зубушки»? найдите в тексте подобные слова. Вы встретились с уменьшительно -ласкательными словами. Они нужны, чтобы обмануть нас, вызвать доверие

-  Каким вы представили себе «наряд» лисы?

- Как ходит лиса? Почему она как будто кланяется? Кто может показать это?

-  Почему автор говорит о лисе, что она улыбается? Разве звери могут улыбаться?

- Можете ли вы представить себе «дом» лисы? Какой он?

3). Деление текста на части и составление простого плана.

 Прочитайте текст по частям (абзацам), простого плана. План.

1. Внешность лисы.

(«Лиса красавица»). Найди в первом предложении созвучные слова. Подумайте, почему шерсть у лисы названа золотистой. (Золотистая - блестящая, желтоватая). Хорошо кума принаряжена: на груди жилет, а на шее белый галстучек. Покажи на рисунках. Скажите об этом другими словами. Кто сказал интереснее: ты или автор? Продолжаем составлять план.

2. Повадки.

(«Ходит лиса тихонько»)

3. Лисья нора.

(«Лиса умница») почему лиса роет глубокие норы? Ответь словами из текста

4. Пища лисы.

(«Лиса разбойница»). Всерьез или в шутку автор называет лису постницей?

- Почему ты так думаешь?

- Чем похожа лиса из рассказа К.Д. Ушинского на лису из народных сказок? (Красотой, хитростью и повадками).

- Почему автор выбрал такой заголовок? (Этим названием он показывает, какой мы должны увидеть лису и тем самым передаёт свое отношение к ней)

7. Итог занятия. Рефлексия.

-С каким произведением познакомились?

-Кто автор?

-Как называется? Поблагодарите друг друга за работу. Кивните головой кому понравился урок.

Всем спасибо !!!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Формирование орфографической зорокости у первоклассников по учебно-методическому комплекту "Гармония" "К тайнам нашего языка" М.С.Соловейчик

Данные рекомендации предназначены для того, чтобы помочь  в период обучения грамоте подготовить детей к работе над языком и речью по учебнику «К тайнам нашего языка» М.С.Соловейчик....

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

2016 г. Конкурс "Авторские методические разработки" Методическая разработка "Можно жить без ссор"

Детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руково...

Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс

      Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...

Методическая разработка МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.

Аннотация: Учитель начальных классов, МОБУ СОШ №18г.СОЧИ им. Героя Советского Союза Мачуленко А.С.    Кормянкова Е.В.В настоящее время количество детей с врожденными и наследственными з...