Психологические занятия с детьми Вариант 2, 4 класс
материал (4 класс)

Васина Елена Геннадьевна

Психологические занятия с детьми Вариант 2, 4 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

коррекционно-развивающих занятий для учащегося 4 класса (2вариант)

2022-2023 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа разработана на основе нормативно – правовой базы:

 

         Федерального государственного образовательного стандарта 2 вариант

  • Закон РФ «Об образовании»
  • Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. Постановление правительства РФ, 10.03. 2000г.  №212,  23.12.2002г., №919
  • Методическое письмо МО РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII видов» 26.12.2000г.
  • Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009г.
  • Программы обучения глубоко умственно отсталых детей. Составитель – НИИ дефектологии АПН СССР. – М.,1983

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

1.1.  Пояснительная записка

Актуальность: На сегодняшний день вопросы обучения и социализации умственно отсталых детей вызывают особый интерес у дефектологов и специальных психологов. Учёные считают, что социальное развитие ребёнка проявляется в способах его познания окружающего мира и использование своих знаний в различных жизненных ситуациях. Каждый умственно отсталый ребёнок постепенно учиться понимать самого себя и окружающих. Приобретаемые навыки межличностных взаимоотношений помогают ему овладевать культурой поведения. С возрастом ребёнок расширяет для себя предметный, природный и социальный мир. По мере расширения представлений об окружающем повышается интеллектуальное и нравственное развитие ребёнка, формируются простейшие формы логического мышления, развивается самосознание и самооценка, социальные чувства.

В изменяющихся социально-экономических условиях для решения проблем социальной адаптации и интеграции детей с нарушениями интеллекта необходимо обновление содержания, форм и методов обучения. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. Вследствие интеллектуальных нарушений процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование любых предметных действий происходит со значительной задержкой. Поэтому детям необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.

Цель программы: обучение, обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы.

Адресат программы:  учащийся 4 класса с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости.

 

  

1.2 Основные задачи программы:

 

         формирование представлений о себе, собственном теле;

         распознание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта;

         соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале;

         формирование способности осознавать и выражать свои интересы;

         формирование умений определять своё самочувствие(как хорошее, или плохое);

         формирование умения обслуживать себя;

         формирование положительного отношения ребенка к занятиям;

         развитие собственной активности ребенка;

         формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;

         формирование и развитие элементарных целенаправленных действий;

         развитие зрительного восприятия;

         развитие зрительного и слухового внимания;

         развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;

         развитие пространственных и временных  представлений;

         развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации;

         воспитывать трудолюбие, настойчивость и инициативность в преодолении трудностей; 

         воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, к своим близким и семье;

         воспитывать бережное отношение к природе.

 Программа рассчитана на 68 часов в год – 2 часа в неделю.

 

  

Учебно-тематический план

№ п/п

Разделы программы

Количество занятий

1.

Входная диагностика

01.09.21-14.09.21

2.

 

 

 

 

         Развитие аналитико-синтетической сферы

         Развитие внимания

         Развитие воображения

         Развитие памяти

         Развитие личностно-мотивационной сферы

62

3.

Итоговая диагностика

15.05.21-31.05.22

Всего

62

 

  

 

1.4 Основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся к концу коррекционного обучения:

 

Учащиеся должны уметь:

         входить и выходить из учебного помещения со звонком;

         ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

         адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

         выкладывать с помощью палочек простые изображении;

         собирать и разбирать пирамидку;

         строить из кубиков башню;

         обводить по контуру, правильно удерживать ручку, выполнять штриховку.

 

Учащиеся должны знать:

         различные по размеру и форме предметы;

         звуки животный и различных инструментов;

         что определенные его действия несут опасность для него;

         правила поведения в школе;

         свои внешние данные, состояние своего самочувствия;

         адрес проживания родных или близких.

  

   

1.6. Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Дата

Корректировка

Тема

Содержание работы

Кол-во часов

I четверть (13 часов)

1.

16.09.21

 

«Продолжи закономерность». Осень

Формирование знаний о сезонных изменениях в природе, формирование знаний названий осенних месяцев, их последовательности.

2

2.

20.09.21

 

3.

23.09.21

 

«Право, лево, верх-низ. Зарисовки на листе»

Формирование навыков пространственной ориентировки, развитие мелкой моторики.

2

4.

27.09.21

 

5.

30.09.21

 

«Труд людей осенью»

 

Формирование знаний о том, чем занимаются люди осенью. Развитие речи, пополнение словарного запаса.

2

6.

04.10.21

 

7.

07.10.21

 

«Впереди, сзади, между»

Формирование навыков пространственной ориентировки. Развитие пространственной ориентировки, развитие общей моторики.

2

8.

11.10.21

 

9.

14.10.21

 

«Зашифрованный рисунок». Впереди, сзади, между.

Формирование навыков пространственной ориентировки. Развитие пространственной ориентировки, развитие общей моторики.

2

10.

18.10.21

 

11.

21.10.21

 

«Исключи лишнее».Цифры от 1 до 10

Формирование математических навыков, стойких знаний цифр от 1 до 10. Развитие мыслительных операций, развитие математических представлений.

1

12.

25.10.21

 

«Школа».

Чтение по слогам.

Формирование знаний о школе. Развитие речи, пополнение словарного запаса, социально-бытовая ориентировка.

1

13.

28.10.21

 

 «Найди отличия»

Десяток

Формирование навыков счёта десятками. Развитие вычислительных навыков, развитие мыслительных операций.

1

II четверть (14 часов)

14.

08.11.21

 

«Сходство и различие».

 Нумерация.

Формирование знаний порядкового счёта. Развитие математических представлений, развитие мыслительных операций.

1

15.

11.11.21

 

«Сгруппируй предметы». Словарь.Одежда, обувь

Формирование знаний о видах одежды и обуви, их называние, назначение, уход за ними. Расширение кругозора, пополнение запаса знаний, социально-бытовая ориентировка

1

16.

15.11.21

 

 «Дом» зарисовки.

Отработка техники чтения.

Формирование знаний о городе, улицах, доме, в котором живёшь, домашнем адресе. Расширение кругозора, пополнение запаса знаний, социально-бытовая ориентировка.

1

17.

18.11.21

 

 «Найди отличия»

Десяток

Формирование знаний порядкового счёта. Развитие математических представлений, развитие мыслительных операций.

1

18.

22.11.21

 

«Графический диктант».

Многоугольники

Формирование знаний о многоугольниках. Расширение математических представлений, пополнение словарного запаса.

1

19.

25.11.21

 

«И мы…».

Насекомые

Формирование знаний о насекомых, их разнообразии. Расширение запаса знаний об окружающем мире, развитие речи, развитие памяти, пополнение словарного запаса.

1

20.

29.11.21

 

«Зрительный диктант».

Нумерация чисел в пределах 20

Формирование знаний порядкового счёта. Развитие математических представлений, развитие мыслительных операций.

1

21.

02.12.21

 

«Продолжи закономерность».

«Моя семья»

 

Формирование знаний и представлений о членах семьи. Развитие речи, развитие внимания к окружающим людям.

1

22.

06.12.21

 

«Найди отличия».

.Овощи и фрукты - разные продукты

Формирование навыков классификации и дифференциации понятий овощи и фрукты. Расширение представлений об окружающее мире, пополнение словарного запаса.

1

23.

09.12.21

 

«Сходство и различие».

Нумерация

Формирование знаний порядкового счёта. Развитие математических представлений, развитие мыслительных операций.

1

24.

13.12.21

 

«Исключи лишнее». Одежда, обувь.

Правописание.

Формирование знаний о видах одежды и обуви, их называние, назначение, уход за ними. Расширение кругозора, пополнение запаса знаний, социально-бытовая ориентировка.

1

25.

16.12.21

 

Аналитические задачи.

Двузначное число

Формирование знаний двузначного числа. Развитие памяти, развитие мыслительных операций.

1

26.

20.12.21

 

«Исключи лишнее». Птицы.

Чтение целыми словами.

Формирование знаний о птицах, их разнообразии, о строении тела. Расширение запаса знаний об окружающем мире, развитие речи, пополнение словарного запаса.

1

27.

23.12.21

 

«Дорисуй девятое».

Состав двузначного числа

Формирование знаний состава двузначного числа 10-15. Развитие памяти, развитие мыслительных операций.

1

III четверть (22 часа)

28.

10.01.22

 

«Зрительный диктант».

Фрукты.

Формирование знаний о фруктах. Расширение представлений об окружающем мире, пополнение словарного запаса, развитие речи.

1

29.

13.01.22

 

«Запутанные дорожки».

Единицы измерения

Формирование знаний о различных единицах измерения. Развитие мыслительных операций, развитие памяти, развитие внимания.

1

30.

17.01.22

 

«Составление рассказа».

Деревья

Формирование знаний о деревьях, их названия, польза, уход. Социально-бытовая ориентировка, расширение кругозора, развитие словарного запаса.

1

31.

20.01.22

 

«Продолжи закономерность».

Число 14, 15, 16

Формирование знаний чисел 14, 15, 16. Развитие памяти, развитие мыслительных операций.

1

32.

24.01.22

 

«Снежный ком».

Зима. Зимние забавы

Формирование знаний о сезонных изменениях в природе, формирование знаний зимних месяцев, их последовательность. Формирование знаний о зимних видах спорта, о детских зимних играх.

1

33.

27.01.22

 

«Сходство и различие».

Зима, весна.

Формирование знаний о сезонных изменениях в природе, формирование знаний названий весенних месяцев, их последовательности.

1

34.

31.01.22

 

«Внимательный художник».

Единицы длины. Дм

Формирование знаний об единице длины см. Развитие мыслительных операций, развитие внимания, развитие памяти.

1

35.

03.02.22

 

«Продолжи логический ряд».

ПДД зимой

Формирование знаний безопасности на дорогах в зимнее время года. Расширение кругозора, развитие реи, социально-бытовая ориентировка.

1

36.

07.02.22

 

«Внимательный художник».

Весна. Отработка навыков чтения.

Формирование знаний о сезонных изменениях в природе, формирование знаний названий весенних месяцев, их последовательности.

1

37.

10.02.22

 

«Сходство и различие».

ПДД весной. Правописание.

Формирование знаний безопасности на дорогах в весеннее время года. Расширение кругозора, развитие реи, социально-бытовая ориентировка.

1

38.

14.02.22

 

«Точки».

 Состав чисел в пределах 20

Формирование знаний состава двузначного числа в пределах 20. Развитие внимания, памяти, развитие мыслительных операций.

1

39.

17.02.22

 

Поиск ошибок в тексте.

ПДД весной.

Формирование знаний безопасности на дорогах в весеннее время года. Расширение кругозора, развитие реи, социально-бытовая ориентировка.

1

40.

21.02.22

 

«Исключи лишнее».

Число 20. Состав чисел в пределах 20

Формирование знаний состава двузначного числа в пределах 20. Развитие памяти, развитие мыслительных операций.

1

41.

24.02.22

 

«Зашифрованный рисунок».

Охрана здоровья

Формирование знаний о  способах здоровьесбережения. Расширение представлений, социально-бытовая ориентировка, пополнение словарного запаса.

1

42.

28.02.22

 

«Лабиринты».

Углы

Формирование знаний об углах, их виды. Расширение математических представлений, развитие словарного запаса.

1

43.

03.03.22

 

«И мы».

Охрана здоровья

Формирование знаний о  способах здоровьесбережения. Расширение представлений, социально-бытовая ориентировка, пополнение словарного запаса.

1

44.

07.03.22

 

«Продолжи закономерность»

Углы

Формирование знаний об углах, их виды. Расширение математических представлений, развитие словарного запаса.

1

45.

10.03.22

 

«Кукольный театр».

Правописание.

Формирование умения обращаться с ручным кукольным театром. Развитие мыслительных операций, развитие памяти, развитие внимания, развитие координации движений.

1

46.

14.03.22

 

«Найди отличия».

Чтение словами. Зоопарк

Формирование знаний о животных, которые живут в зоопарке, их питание, уход за ними. Расширение представлений о жизни животных, развитие речи, пополнение словарного запаса.

1

47.

17.03.22

 

«Пальчиковый театр».

Обобщающее занятие.

Формирование умения обращаться с пальчиковым театром. Развитие мыслительных операций, развитие памяти, развитие внимания, развитие координации движений.

1

48.

21.03.22

 

«Найди отличия»

Словарные слова. Инструменты

Формирование знаний об инструментах,  используемых на уроке. Развитие словарного запаса, социально-бытовая ориентировка.

1

49.

24.03.22

 

«Внимательный художник».

Части тела

Формирование знаний частей тела человека. Развитие представлений о себе, строении собственного тела,  развитие навыков ориентироваться на схеме тела человека.

1

IV четверть (12 часов)

50-

51

04.04.22

 

«Продолжи логический ряд».

Неделя

Формирование знаний названий дней недели, их последовательности. Расширение кругозора, пополнение словарного запаса, социально-бытовая ориентировка.

1

52-53.

07.04.22

 

«Исключи лишнее»

Правила гигиены

Формирование знаний гигиены. Социально-бытовая ориентировка, развитие мышления.

1

54.

11.04.22

 

«Зашифрованный рисунок».

Геометрические фигуры

Закрепление знаний о геометрических фигурах. Формирование математических навыков, развитие умения обобщать и классифицировать.

2

55.

14.04.22

 

56.

18.04.22

 

«Найди отличия».

Птицы

Формирование знаний о птицах, их разнообразии, о строении тела. Расширение запаса знаний об окружающем мире, развитие речи, пополнение словарного запаса.

1

57-58.

21.04.22

 

«Запутанные дорожки».

Правило перестановки слагаемых

Формирование знаний о перестановке слагаемых. Развитие математических представлений, развитие мыслительных операций.

1

59

25.04.22

 

«Внимательный художник».

Чтение словами. Дикие животные.

Формирование знаний о внешнем виде, питании, пользе, местообитании, питании. Социально-бытовая ориентировка, развитие мыслительных процессов.

2

60

28.04.22

 

61-62

02.05.22

 

«Графический диктант»

Строчные и прописные буквы.

Формирование навыка дифференцировать предметы по величине. Развитие мыслительных операций, развитие памяти, формирование математических представлений.

1

63-64

05.05.22

 

«Графический диктант».

Величина.

Формирование навыка дифференцировать предметы по величине. Развитие мыслительных операций, развитие памяти, формирование математических представлений.

1

65-66

09.05.22

 

«Муха».

Цвет

Формирование навыка дифференцировать предметы по цвету. Развитие мыслительных операций, развитие памяти, формирование математических представлений.

1

67.

12.05.22

 

«Угадай слово».

«Моя семья».

Формирование знаний и представлений о членах семьи. Развитие речи, развитие внимания к окружающим людям.

1

68.

16.05.22

 

Итоговое занятие.

Повторение и закрепление игр, заданий, упражнений. Коррекция всех мыслительных операций.

1

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

коррекционно-развивающих занятий для  4 класса (2вариант)

2022-2023 учебный год

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННЫХ (ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ 1-3 КЛАССОВ

Данная программа направлена на преодоление ОНРНВ у учащихся младшей школы. Написана на основе программы А.В.Ястребовой....

Психологические занятия с детьми

Занятия могут проводиться воспитателем, учителем или психологом один раз в неделю в течение всего года. Продолжительность занятия зависит от возраста детей. Для детей 3-4 лет это 15 мин, для младших ш...

Логопедические занятия с детьми 1-4 классов.

Логопедические занятия по преодалению дисграфии в начальной школе....

Занятие с детьми 1-2 классов в ГПД. Презентация " Рекордсмены".

В интересной форме дети знакомятся с животными- рекордсменами. Презентацию можно использовать и на уроках по окружающему миру при изучении соответствующих тем....

Психологическое занятие в 5-6-х классах . Дружба

Цели:- расширить знания учащихся о взаимоотношениях людей, о дружбе;- способствовать сплочению классного коллектива;- воспитывать у учащихся умение дружить по-настоящему;- развивать мышление и речь уч...

«Человек, полюби человека…» Психологическое занятие для 8-9-х классов

Цель:    Повышение у учащихся уровня толерантности к фрустрации, т.е. адекватных возможностей, порога реагирования на неблагоприятное воздействие (устойчивости) со стороны всех участник...

Психологическое занятие ля учащихся 2-го класса "Поделись улыбкою своей"

Цели и задачи занятия:Развивать коммуникативные способности школьников, умение общаться в парах, коллективе;Дать учащимся представление о том, что такое улыбка, в чём её секреты (значение улыбки для з...