Значение создания благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации здоровьесберегающих образовательных технологий.
статья

Попюк Дарья Николаевна

Статья на тему: Значение создания благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации здоровьесберегающих образовательных технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение создания благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации здоровьесберегающих образовательных технологий.

Под здоровьесберегающей образовательной технологией О.В. Петров понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:

  • использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными;
  • учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности и активности учащихся;
  • создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии;
  • использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.

Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

Постановка задачи здоровьесбережения в образовательном процессе может рассматриваться в двух вариантах – минимум и оптимум.

Задача-минимум отвечает фундаментальному принципу медицины и педагогики: «Не навреди!» – обеспечение условий обучения, воспитания, развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье. Это аналогично концепции охраны труда, где в качестве деятельности выступает учёба, «производства» – школа, класс, парта, а задача руководителя образовательного учреждения и каждого учителя – защитить ребенка во время его пребывания в школе от воздействия очевидно травмирующих факторов.

Реализацию здоровьесберегающих образовательных технологий следует понимать как задачу-оптимум, включающую не только охрану здоровья учащихся, но и формирование у учащихся физического, психического, духовно-нравственного здоровья, воспитание у них культуры здоровья, действенной мотивации на ведение здорового образа жизни.

Таким образом, определение «здоровьесберегающих образовательных технологий» представляется как совокупность всех используемых в образовательном процессе приёмов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной сферы, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья.

По словам профессора Н.К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся». Данные технологии должны удовлетворять следующим принципам здоровьесбережения:

  • «Не навреди!»;
  • приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося;
  • непрерывность и преемственность;
  • субъект-субъектные взаимоотношения (учащийся как непосредственный участник здоровьесберегающих мероприятий);
  • соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся;
  • комплексный, междисциплинарный подход;
  • успех порождает успех;
  • активность;
  • ответственность за свое здоровье.

Особенности здоровьесберегающего образовательного процесса:

1) ориентация образовательного процесса на сотрудничество;

2) решение образовательных задач с учетом состояния здоровья и с целью его сохранения;

3) индивидуальный подход к учащимся в процессе образования;

4) соблюдение паритета образованности и здоровья учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе.

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать...

"Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе"

Здоровье детей - это общая проблема медиков, педагогов и родителей. Решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий....

« Создание благоприятного эмоционально – психологического климата в ГПД»

В работе представлен материал о создании  благоприятных условий для полноценного проживания в ГПД , формировании  базовой культуры личности, всестороннем  развитии психических и физичес...

Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном и воспитательном процессе

Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном и воспитательном процессе...

Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе в начальной школе

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Поэтому проблема охраны и укрепления здоровья учащихся актуальна.И хотя традиционно считается, что основная задача школы...

Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе

Учителям-логопедам, дефектологам, учителя начальных классов краткая информация о здоровьесберегающих образовательных технологиях...

Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе

Учителям-логопедам, дефектологам, учителя начальных классов краткая информация о здоровьесберегающих образовательных технологиях...