Воспитание патриотизма на уроках ОРКСЭ
статья

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_patriotizma_na_urokah_orkse.docx27.46 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ ОРКСЭ

И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Абрамова Татьяна Анатольевна

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 г.Охи имени А.В.Беляева

«Патриотизм – это не значит только одна любовь к своей родине.

 Это гораздо больше...

Это – сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое               переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней».

Толстой А. Н.

Патриотизм – важнейшая духовно-нравственная ценность. А духовно-нравственное развитие, согласно «Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников», есть первостепенной важности задача современного воспитания.

Патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие учащихся с целью формирования у них высоких нравственных принципов и выработке норм поведения.

 Патриотическое воспитание в школе является составной частью воспитания в целом и представляет систематическую и целенаправленную деятельность руководства школы, педагогического коллектива, родителей учащихся, органов школьного самоуправления, учреждений дополнительного образования по формированию у детей и подростков высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей.

Безусловно, патриотическое воспитание подрастающего поколения – залог стабильного развития страны в будущем. Педагогические исследования по проблеме патриотического воспитания многочисленны и разнообразны. А.С. Макаренко отмечал, что патриотизм проявляется не только в героических поступках. От настоящего патриота требуется не только «героическая вспышка», но и длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная, грязная.

На изучение учебного предмета «Основы религиозной культуры и светской этики» предусмотрено относительно небольшое количество часов – всего 34. С воспитательной точки зрения на уроках важно организовать живое общение, совместное заинтересованное обсуждение детьми и взрослыми тех или иных жизненных, общественных, нравственных, исторических проблем как в школе на уроках, так и дома, в кругу семьи. Дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Дети, особенно в начальных классах, чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает.

Младший школьный возраст – самый подходящий для воспитания интереса к общественным явлениям, совместным делам. Для нас важно не упустить этого момента и вовлечь каждого в интересную, насыщенную жизнь коллектива, имеющую огромное социально значимое содержание. Отношение к Родине младшего школьника начинает закладываться в семье. Оно проявляется в любви к своим родным: матери, отцу, бабушке, дедушке, сестрам, братьям. Родители оставляют первый и самый глубокий след в душе ребенка, и именно они закладывают основы формирующей личности.

  Важной педагогической задачей формирования личности является выработка обучающимися активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности. Учитель должен помочь детям осознать своё место в истории своего народа, включать их в социально активную деятельность, в которой они будут расти как граждане и патриоты. Во всех модулях курса первый раздел «Россия – наша Родина» занимает всего 1 урок. Но это важный урок, который задаёт тон всем остальным. Школьники узнают о единстве многонационального российского народа и о многообразии его культурных, духовных, религиозных традиций. О том, что такое мир культуры, традиция, ценности, какое значение они имеют в жизни человека, семьи, общества. Уже на первом уроке дети должны понять, что единые нравственные основы, делающие нас людьми по отношению друг к другу.

Семья и школа должны формировать патриотические чувства и заниматься патриотическим воспитанием, поскольку патриотизм – базовая социогуманитарная ценность. Я согласна с убеждением многих педагогов, что из школы должен выйти человек не только с хорошим уровнем образования, но, прежде всего личность, умеющая ценить и сохранять общечеловеческие ценности, готовая отдать здоровье и жизнь ради высших интересов: сохранения жизни своих близких, русского народа и всей России. Курс «ОРКСЭ» формирует обширную базу средств и возможностей для реализации духовно-нравственного развития обучающихся. Он разделен на шесть независимых, но единых по целям и задачам модулей имеющих ряд общих положений: формирование уважительного и осознанного отношения к общественным и государственным ценностям, ценностям семьи и их структурным взаимосвязям (например, в рамках модуля «Основы светской этики» учащимся предлагается ознакомиться с этическими идеалами в развитии; общечеловеческими ценностями и понятиями: «мораль» и «моральный выбор», введением философских категорий «Добра и Зла», «Добродетель и порок», «Свобода и моральный выбор человека»).

Отличительной чертой при изучении данных тем, как показывает практическая деятельность, является решение учащимися поставленных перед ними проблемных задач и ситуаций (например, вопрос проблемы «меньшего зла»). Благодаря чему ученики не только теоретически усваивают полученные знания, а активно применяют их на практике.

Воспитание патриотизма на уроках ОРКСЭ имеет огромное значение, так как речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений, так как наши молодые современники должны не только обладать должным объемом знаний, но они должны стать зрелыми духовно и интеллектуально. Таким образом: нравственные качества человека будущего общества должны закладываться уже сегодня, именно на уроках ОРКСЭ, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку. Я считаю, что привитие любви к Родине, чувства гордости и патриотизма являются необходимыми и обязательными элементами в воспитании детей.

Со школьных лет все помнят слова Н.А. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». А.Н. Радищев  в свое время сказал: «Истинный человек и сын Отечества – есть одно и то же».

Ключевая идея программы по «Основам религиозных культур и светской этике» – воспитание высоконравственного, ответственного гражданина России. Курс начинается с урока «Россия – наша Родина».

 Обучающиеся должны знать, что такое патриотизм (чувство любви человека  к своему Отечеству, нации, преданность стране, в которой живешь), в чем он проявляется, можно ли ему научиться. На эти и многие другие вопросы мы находим ответы на протяжении всего курса.

На протяжении рассматриваются понятия культуры (материальной и духовной), особое внимание уделяем русской национальной культуре, восхищаемся достижениями России в области культуры. Наша страна – сокровищница знаний, давшая миру таких гениев как А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, П.И.Чайковский и др. Рассуждаем над зречениями знаменитых мыслителей: Демокрит, Спиноза, В.Скотт, Л.Толстой

Очень важны в данном курсе уроки, посвященные семье. На занятии говорим о долге родительском, профессиональном, но особое внимание уделяем патриотическому долгу – защите Родины и заботе о ее процветании. При этом подчеркивается, что главное в моральном долге – не слепое выполнение существующих в обществе норм, а сознательное и добровольное следование им.

Основа нашего общества – семья. Ее роль в нравственном воспитании значительна. Ф. Бэкон писал: «Любовь к Отечеству начинается с семьи». Поэтому удачно вписывается в программу уроки «Чувства Родины», «В тебе рождается патриот и гражданин», «Христианская семья»

На уроках, посвященных нравственным идеалам мы вспоминаем смелых и мужественных защитников Отечества – богатырей русских, тех, кто спасал Русь от иноземных захватчиков. Важнейшей их добродетелью была верность присяге, клятве. Размышляем о том, какой смысл сегодня вкладывается в понятие «богатыри».

Нормы-образцы нравственного поведения в культуре Отечества (труженик, патриот, воин, коллективист) рассматриваются на многих уроках. Особо обращаем внимание на понятие «патриот». Обучающиеся должны знать, что это не только человек, любящий свою Родину, но и готовый ради нее на ратные и трудовые подвиги. Без патриотизма всех народов России невозможна была бы победа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Завершается изучение курса разделом «Судьба и Родина едины».  И это одни из самых непростых уроков. На них подводятся итоги курса, рассматриваются понятия «государство», «гражданин», «патриотизм». Эпиграфом к уроку можно взять слова Т.Г. Шевченко: «В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки».

Важным элементом содержания патриотического воспитания на уроках ОРКСЭ является показ героизма советских людей в годы Великой Отечественной войны, используя ресурсы уроков: «Россия наша Родина», «Подвиг», «Защита Отечества», «Любовь и уважение к Отечеству». Героические страницы Великой Отечественной войны обладают большой притягательной силой. Подвиги наших соотечественников, их доблестный труд в тылу широко отражены в художественной литературе, кинофильмах, живописи, музыке, скульптуре.

 Обратимся к урокам «Основы православной культуры»

Так в рамках курса рассматриваются темы, непосредственно связанные с семейными ценностями, которые закладывают основу для формирования нравственных идеалов принятых в обществе, чувство гордости за свою Родину, свой народ. Непосредственно на уроках ребята могут узнать о награждениях и подвигах из архивных документов Великой Отечественной войны, представленных на сайте о своих родственниках.

Формирование  патриотического сознания и воспитания у младших школьников продолжается и во внеурочной деятельности.

-Заочные экскурсии (по городам-героям, к памятникам архитектуры.)

-Разучивание стихотворений о ВОВ, песен, прослушивание музыкальных произведений)

-Конкурс чтецов «Виктория»

-Экскурсии в Охинский краеведческий музей

-Библиотечные часы в мобильной библиотеке № 13

-Конкурс рисунков

Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в школьном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия школы и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

Сотрудничество семьи и школы - необходимое условие для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и патриотического воспитания ребёнка.

Хочется верить, что наши ученики согласятся со словами поэта:

В сердце ты у каждого

Родина – Россия.

Белые березки, колос золотой.

Нет тебя привольней,

Нет тебя красивей,

Нет другой на свете

Родины такой!

Фундамент  такого отношения закладывается на уроках ОРКСЭ.

Закончить я хочу словами Святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества Небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить...»

Список использованной литературы

1.Левитинский, А.В. Методологические особенности преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»: Учебно-методическое пособие. – Екатеринбург, 2011. – 73 с.

2.Маханева М.Д.Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа О.Л. Князевой. – М.: Детство-Пресс, 2002 г.

3.Мещанова, Л. Н. Особенности патриотического воспитания школьников [Электронный ресурс] : учебное пособие / Л. Н. Мещанова ; ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского», Ин-т искусств. – Саратов : [б. и.], 2016. – 59 с. – Библиогр.: с. 56-57 (36 назв.). – Режим доступа: для зарегистрир. пользователей

4.Научно методический журнал «Методист» №2, 2005 г.

5.Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Линка – Пресс, 2003 

6.Основы мировых религиозных культур: Учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации / Сост. А.Н. Иоффе, Е.А. Мишина, Е.В. Мицияка и др. М., 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Воспитание патриотизма на уроках математики в начальной школе"

Воспитание патриотизма на основе краеведческих знаний....

Воспитание патриотизма на уроках в начальной школе

Патриотизм, по мнению методистов, есть глубокое осознание своей неразрывности с Отечеством не только в его историческом, культурном и территориальном аспекте, но и в нераздельной сопричастности ...

Воспитание патриотизма на уроках ОРКСЭ

Со школьных лет все помнят слова Н.А. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». А.Н. Радищев  в свое время сказал: «Истинный человек и сын Отечества – есть одно и то же»....

Воспитание патриотизма на уроке математики в начальных классах

Воспитание патриотизма на уроке математики в начальных классахЦели урока:1. Совершенствовать умения решать текстовые задачи и задачи геометрического характера (используя устные и письменные формы) и с...

Воспитание патриотизма на уроках ОПК в начальной школе .

Цели и задачи патриотического воспитания в начальной школе.Воспитание младших школьников на примере героического прошлого нашей Родины.Внеклассная работа по предмету....