Уроки вежливости
план-конспект занятия (3 класс)

Дементьева Мария Алексеевна

Закрепить и  углубить знания учащихся о вежливости. Учить детей запоминать различные формы вежливости ,прививать этические нормы поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Уроки вежливости44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Урок вежливости».

Цель: закрепить и углубить знания учащихся о вежливости;

учить детей употреблять различные словесные формы вежливости;

прививать детям этические нормы поведения.

                                                   Ход классного часа.

1. Организационный момент.

Здравствуйте!

2. Подготовительная работа.

Ребята,  сегодня к нам в гости пришли Маша и Миша. Они принесли с собой задания, с которыми им самим не справиться и попросили вас им помочь. Поможем  Маше и  Мише ?

( в руке у мальчика конверт с заданиями)

 Давайте послушаем первое задание .

Слова напечатаны и вывешены на доску.

  1. Из слова СВЕТ взять вторую и третью  буквы – ВЕ
  2. Из слова УЖ взять согласную букву- Ж
  3. В слове МАЛИНА найти второй слог – ЛИ
  4. В слове ВЕРЕВКА найти повторяющиеся согласные буквы – В
  5. В слове КОСТЬ убрать первую букву- ОСТЬ

Ребята, какое слово у нас получилось : ВЕЖЛИВОСТЬ

Молодцы ребята, помогли Маше и Мише выполнить задание.

 А что же такое вежливость?

(ответы детей )

3. Тема урока

Вежливость – соблюдение правил приличия. Вежливый человек, значит соблюдающий правила приличия, воспитанный и учтивый. ( слайд 1)

Послушайте, откуда пришло это слово:

- Один мальчик не любил говорить спасибо, пожалуйста, извините, здравствуйте.

- Ах, ты невежа – говорили ему.

Он очень обижался и кричал в ответ

- Нет, я вежа, вежа, вежа!

Странное слово. Но на самом деле не странное оно, а старинное. В старину вежей называли человека знающего, сведущего, учёного. А “вежество” означало учёность, учтивость. Отсюда и появилось слово “вежливость” – доброе поведение, почтительность.

Так, что мальчик был прав: есть такое слово “вежа”. Только его-то никак нельзя было назвать вежей. Сначала ему нужно научиться говорить здравствуйте, спасибо, пожалуйста, извините и остальные вежливые слова.

-   Какие вы ещё знаете волшебные слова?

(Ответы детей)

 А сейчас  Маша и Миша предлагают вам поиграть в игу  “Подскажи словечко”. Они хотят, чтобы вы  угадайте волшебные слова.

Растает даже ледяная глыба
От слова тёплого… (спасибо).

Зазеленеет старый пень,
Когда услышит … (добрый день).

Мальчик вежливый и развитый
Говорит при встрече… (здравствуйте).

Когда нас бранят за шалости,
Мы говорим … (извините, пожалуйста).

И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят … (до свидания).

Встретил Витю я соседа,
Встреча грустная была.
На меня, он как торпеда,
Налетел из-за угла.
Но представьте, зря от Вити
Ждал я слова … (извините).

А как вы думаете достаточно ли знать только вежливые слова, чтобы быть вежливыми?

(ответы детей)

 Один мальчик тоже знал вежливые слова. Послушайте стихотворение о нем и скажите, вежлив ли мальчик Витя?

Малыша обидел Витя,
Но перед школою в строю,
Витя просит: “Извините,
Я ошибку признаю”.
На урок пришел учитель,
Положил на стол журнал.
Следом Витя: “Извините,
Я немного опоздал”.
Спор давно ведется в классе:
Вежлив Витя, или нет?
Разберитесь в споре нашем
И скажите нам ответ.

Скажите, вежлив ли Витя? Почему?

 (ответы детей)

 - Для того, чтобы быть вежливыми вы должны как можно чаще пользоваться волшебными словами. От этих слов становится теплее, радостнее, светлее на душе. В слове заключается великая сила, они могут совершить чудо, поэтому их называют “волшебными”.

ВЫВОД: Чем чаще вы будете говорить людям хорошие слова, тем чаще и они будут говорить их вам. Важно лишь, говорить их искренне, от души.

Ребята, Маше и Мише интересно, а какие  вы еще знаете вежливые слова:

-когда вы здороваетесь с кем-нибудь? (Здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, с добрым утром, привет.) 

-когда прощаемся с кем-нибудь? ( До свидания, прощайте, всего доброго, всего хорошего, спокойной ночи, доброго пут . Другу можно сказать – пока .) 

- если вы обращаетесь к кому-нибудь с просьбой? (Прошу Вас, будьте добры, будьте любезны, пожалуйста, разрешите, спасибо.) 

- когда извиняемся перед кем-нибудь? (Извините , простите ; извините, пожалуйста; прошу прощения.) 

Молодцы, как много вежливых слов вы назвали.

       У Маши и Миши есть  два друга  Алеша, вежливый , а Незнайка нет. В начале они расскажут историю о вежливом мальчике, а вы ребята должны догадаться какие именно вежливые слова употребил Алеша. ”

4. Закрепление .

  1. Однажды Алеша Крючков ехал в автобусе. Он сел у окна и с удовольствием стал рассматривать улицу. На следующей остановке в автобус вошла женщина с ребенком на руках. Алеша встал и сказал ей “…………..”.
  2. Женщина тоже была вежливая и сказала Алеше: “…………….”
  3. Вдруг автобус неожиданно остановился. Алеша не удержался за поручень и упал на стоящего впереди мужчину. Мужчина хотел рассердиться и сказал Алеша, что надо держаться, но Алеша быстро сказал ему: “…………”
  4. И мужчина улыбнулся и ответил: “Ничего, бывает. Ты сам-то не ушибся?”

Молодцы, ребята. Теперь я уверена, что в подобных ситуациях вы поступите также, как Алеша.

Вот вы и узнали о вежливом мальчике Алеше, а теперь узнаем приключения Незнайки.

1. Встретил Незнайка на улице прохожего и как закричит: “Скажите, сколько сейчас часов?” (Сколько ошибок сделал Незнайка?)

( ответы детей)

  1. Услышал  Незнайка ответ, повернулся и пошел дальше. ( Что ему надо было сказать прохожему?)

( ответы детей)

  1. Приходит Незнайка утром в школу. У двери класса стоит учительница. Обрадовался Незнайка, подбежал и закричал: “Вера Ивановна! Я вчера интересный фильм посмотрел!”

( ответы детей)

4.Бежит Незнайка по улице, ничего не видит. Торопится всем рассказать, какой он вежливый стал. Навстречу ему идет старичок, под ноги смотрит. Налетел Незнайка на него, толкнул, правда, нечаянно. Но старик сильно рассердился. Но тут Незнайка что-то сказал ему, и дедушка сердиться перестал. (Как вы думаете, что ему сказал Незнайка?)

( ответы детей)

5. Подведение итогов.

Вот и подошел урок к концу, давайте вспомним, о чем говорили.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок вежливости.

Внеклассное мероприятие, которое проводилось во втором классе. Цель данного  мероприятия показать важность употребления "волшебных " слов, повторить правила поведения. Воспитывать отзывчивость, д...

Урок вежливости

Сценарий урока вежливости в 1 классе, презентация к уроку....

Урок литературного чтения в 1классе на тему: «Игры в слова (стихотворения Г.Остера «Вредные советы», Ю.Мориц «Попрыгать-поиграть…», А.Барто «Игра в слова»). Как нужно играть (третий урок вежливости)».

Использование на уроках чтения технологии сотрудничества помогает детям строить свои отношения на уважении. Формируются у учащихся навыки сотрудничества, ораторское мастерство, устойчивый познавательн...

Конспект урока на тему: "Уроки вежливости" по предмету "Окружающий мир"

Конспект урока на тему: "Уроки вежливости" по предмету "Окружающий  мир", 3 класс Для просмотра конспекта урока пройти по ссылке: http://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК: «Гармония» по теме: С. Маршак «Урок вежливости», И. Пивоварова «Вежливый ослик», Б. Заходер «Очень вежливый индюк».

Цель: через знакомство со стихотворениями С.Я. Маршака «Урок вежливости», И.М. Пивоваровой «Вежливый ослик» и Б.В. Заходера «Очень вежливый ослик» способствовать вежливому, доброжелательному общению и...

Презентация к уроку по литературному чтению 3 класс УМК: «Гармония» по теме: С. Маршак «Урок вежливости», И. Пивоварова «Вежливый ослик», Б. Заходер «Очень вежливый индюк».

Презентация разработана к уроку по литературному чтению 3 класс УМК: «Гармония» по теме: С. Маршак «Урок вежливости», И. Пивоварова «Вежливый ослик», Б. Заходер «Очень вежливый индюк»....

Внеклассное мероприятие на тему: "Урок вежливости. Вежливые слова"

Внеклассное мероприятие на тему: "Вежливые слова"...