«Художественно-эстетическое направление в воспитательной системе класса «Путь к успеху»»
рабочая программа (3 класс)

Коваленко Лариса Валериевна

Цель: создание благоприятных условий для максимального развития каждого ребенка,    сохранение    его    неповторимости,    раскрытие    его    потенциальных способностей,   духовного,   умственного   и   физического   совершенствования   на каждом возрастном этапе.

  Задачи:

1. Способствовать установлению положительного психологического климата в классе, в содружестве с учителями, родителями.

 2. Предоставить возможности младшему школьнику реализовать себя в учебе, воспитывать потребность в открытии новых знаний.

3.  Формировать навыки трудовой деятельности.

4. Научить соблюдать гигиенические нормы и культуру быта, воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hudozhestvenno-esteticheskoe_napravlenie.docx96.89 КБ

Предварительный просмотр:

«Конкурс воспитательных инноваций в начальной школе».

                                           ТЕМА РАБОТЫ:

  «Художественно-эстетическое  направление

в воспитательной системе класса «Путь к успеху»»

                                                 номинация:

«Программы внеурочной деятельности по различным направлениям».

                                                                                       Коваленко Лариса Валериевна

                                                                                           Учитель начальных классов

                                                                                       Классный руководитель 3 «В» класса

                                                              Муниципального общеобразовательного учреждения

                                                              «Средняя общеобразовательная школа №34  

                                                                                           Лесозаводского городско округа»

                                                                                         Телефон: 8-924-126-50-75                      

Содержание:

  1. Общие сведения о воспитательной системе класса «Путь к успеху».
  2. Художественно-эстетическое направление в воспитательной системе класса «Путь к успеху».
  1.  Проект «Звездопад успеха».
  2.  Изучение уровня творческих способностей детей.
  3.  Пути осуществления проекта.
  4.  Промежуточная диагностика творческих способностей детей.
  1. Заключение.
  2. Список литературы.
  3. Приложения.

                       

  1. Общие сведения о воспитательной системе класса «Путь к успеху».

В Федеральном компоненте образовательного стандарта начального общего образования определено, что важнейшим приоритетом воспитания остается развитие личностных качеств и творческих способностей младших школьников, воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру, укрепление здоровья школьников, сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.  Начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребенка.

Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической и социальной. Развитие ребенка неразрывно связано с воспитанием.

Проблема развития личности ребенка и создание такой системы деятельности, в которой главным становится формирование способности личности к самоопределению, приобретает особую актуальность.

В связи с этой проблемой возникла необходимость в создании воспитательной системы класса под названием «Путь к успеху».

Актуальность данной воспитательной системы класса:

- учет возрастных и индивидуальных способностей школьников,

-  развитие задатков и творческого потенциала, способностей и дарований,

- действие под девизом «Помоги мне это сделать самому»,

- укрепление межличностных связей в коллективе,

-создание психологически комфортной воспитательной среды.

  Цель: создание благоприятных условий для максимального развития каждого ребенка,    сохранение    его    неповторимости,    раскрытие    его    потенциальных способностей,   духовного,   умственного   и   физического   совершенствования   на каждом возрастном этапе.

  Задачи:

1. Способствовать установлению положительного психологического климата в классе, в содружестве с учителями, родителями.

 2. Предоставить возможности младшему школьнику реализовать себя в учебе, воспитывать потребность в открытии новых знаний.

3.  Формировать навыки трудовой деятельности.

4. Научить соблюдать гигиенические нормы и культуру быта, воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

5. Развивать способности учащихся соотносить культурные и социальные нормы с собственным поведением во всех видах деятельности.

6.  Формировать чувство гражданственности и патриотизма,

7. Помочь ребенку осознать свой статус в семье, воспитывать уважение к
членам семьи.

8.  Создать условия для творческой реализации.

Назначение воспитательной системы класса

Воспитательная система класса «Путь к успеху» предназначена формировать у младших школьников такие качества личности, которые помогут им в будущем состояться во взрослой жизни, а именно:

  • интерес к самому себе,
  • самопризнание себя, как личности,
  • управление самим собой,
  • уважение чужого мнения,
  • любознательность и вовлеченность в деятельность,
  • эмоциональная устойчивость,
  • желание действовать и совершать поступки.

Организация воспитательного процесса

  Воспитательная система «Путь к успеху» включает в себя три взаимозависимых и взаимосвязанных блока:

Особенность    воспитательной    системы    состоит    в    том,    что    учащимся предлагается     освоение     четырех     ступеней     с     соответствующим     уровнем образовательной деятельности по годам обучения.

 Первая ступень.

    Соответствует первому году обучения. Образовательный уровень начально-адаптивный. Основа его познавательная деятельность. Учащиеся приобретают знания умения и навыки о себе, о своих товарищах, о сохранности здоровья, о своей стране, городе, семье, и т.д. Уровень коммуникации в образовательном процессе - демонстративный: смотри, как делаю я. 

   Вторая ступень.

       Соответствует второму году обучения и образовательный уровень: поисково-зондирующий.  Основа  его  практическая  деятельность.  Уровень  коммуникации репродуктивный,    частично-поисковый:    делай    как    я.    Накапливается    опыт исполнительной деятельности, который вместе с практикой приводит к мастерству.

       Третья ступень.

      Соответствует третьему году обучения. Образовательный уровень лабораторно-исследовательский. Уровень коммуникации продуктивный: делай сам. Учащиеся накапливают опыт творческой деятельности. Идет коррекция развития интересов и способностей.

       Четвертая ступень.

    Соответствует четвертому году обучения. Уровень коммуникации креативный. В образовательном процессе ведущая роль отводится сотворчеству, четко прослеживается выражение собственного «Я». Идет подготовка к адаптации в 5 классе.

 

Каждой ступени соответствуют этапы развития личности:

- первый, эмоционально-мотивационный,

- второй, рационально-продуктивный,

- третий, интегративно - поисковый,

- четвертый, рефлексивно-созидательный.

Отличительными чертами воспитательной системы класса «Путь к успеху» являются:

  • эффективность (диагностическая основа, адаптивный характер, гибкость,

благоприятный климат),

  • индивидуальность (выстроена на личности детей класса),
  • креативность (способность к творчеству, желание создавать лучшее),
  • оперативность (способность быстро, вовремя исправить или направить ход дела, совершенствоваться),
  • открытость (для всех участников образовательно-воспитательного процесса).

Воспитание направлено на ориентацию на универсальные ценности. В основу тематического планирования включены четыре периода. Направления: коллектив, знания, здоровье, труд, творчество, культура, Отечество, семья.

 Вся воспитательная деятельность в классе осуществляется по ряду важнейших направлений:

                           Интеллектуальное

                          Эстетическое  

                          Спортивно-оздоровительное

                          Экологическое

                          Патриотическое

                          Духовно – нравственное

                          Безопасность жизнедеятельности                                                                                                                                                                                                

Механизмы реализации воспитательной программы заключаются в следующем:        

                   каждый ученик может принять участие в любой номинации, в рамках которой  

                   предлагается ряд мероприятий в определенной сфере деятельности, где ребенок  

                   может себя проявить и реализовать. Таким образом, у всех учащихся

                  есть возможность на то, чтобы стать успешным, чтобы его заметили.

  1. Художественно-эстетическое  направление в воспитательной системе класса «Путь к успеху».

                                                                                  «Если ребёнка  в школе не научить творить,

                                                                                    то в жизни он будет только подражать».        

                                                                                                                                       Л.Н.Толстой                                 

  1. Художествено - эстетическое  направление представлено в проекте «Звездопад успеха».

Актуальность выбранной темы:

     Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы, и одна из целей ФГОС  является развитие личности школьника, его творческих способностей.

     Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

     Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе, особенно начальной, нужно учить творчеству.

      Для того, чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия, прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности.

Цели и задачи:

1.Стимулировать интерес учащихся к занятиям творчеством.

2. Развивать в детях чувство красоты, умение видеть, чувствовать, понимать красоту и беречь её.

3. Средствами предметов художественно-эстетического цикла  формировать нравственную, духовно-развитую личность,  способную к самосовершенствованию, поиску смысла жизни,  стремящуюся к правде, добру, красоте.

4.Отметить успехи учащихся класса в сфере творчества, создать ситуацию успеха для талантливых личностей.

 5.Создать условия для развития у учащихся творческих способностей.

                     

   Пути осуществления проекта:

  • Уроки и кружки художественно-эстетического цикла.
  • Библиотечные часы.
  • Детские выставки творческих работ.
  • Посещение кинотеатров, музеев, выставок.
  • Участие в конкурсах, смотрах. Концертная деятельность.

Подведение  итогов

Для стимулирования участия школьников в данной сфере деятельности в рамках проекта «Путь успеха»» учреждена номинация « Талант года».

Итоги  подводятся путем складывания всех результатов участника.

Конечный результат:

  1. Ученик умеет видеть, беречь и созидать красоту.
  1. Знаком с основными жанрами искусства.
  2. Владеет одним или несколькими жанрами искусства, в том числе и народного.
  3. Умеет сопереживать происходящее.
  4. Добивается успеха в более близкой ему области.

 Критерии успешности: 

  1. Уровень творческого конкурса
  • школьный - грамота,
  • городской - почетная грамота,
  • краевой – диплом.
  1. Уровень достижения (участие 3,2,1место);
  2. Качество и оригинальное изготовление своего шедевра.

  1.  Изучение уровня развития творческих способностей

      Для определения степени выраженности фантазии каждого ребёнка, что даёт первоначальное представление о развитии его творческого воображения, детям был предложен набор диагностических заданий. Я использовала следующие  методики: тест креативности П. Торранса, изучение гибкости при создании  слов и изучении гибкости конструирования фраз по начальным буквам слов. Исследование состояло из трех этапов:

1 этап. Начальный (констатирующий) – получение информации о начальном уровне сформированности творческих способностей учащихся. Проводился в начале года.

   На первом этапе детям раздаются листы   бумаги с нарисованными незаконченными фигурами. Дети должны дорисовать фигурки так, я чтобы получились предметные изображения.

    Результаты диагностики свидетельствуют о невысокой интеллектуальной активности учащихся. Идеи, выдвигаемые учащимися, оказались малоотличающимися от очевидных и общеизвестных. Учащиеся продемонстрировали   по данному тесту низкий     показатель разработанности рисунков, что свидетельствует о ригидности мышления, низком уровне информированности, ограниченности интеллектуального потенциала.

32% учащихся показали средний уровень по шкале  разработанности, 68% детей имеют низкий уровень по данной шкале.

    Далее детям было предложено второе задание – изучение гибкости при создании слов.

    Дается слово  ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ. Необходимо из букв этого слова составить как можно больше  новых слов. Время выполнения  - 5 минут. Два раза одну и ту же букву в словах использовать нельзя.

Для оценки гибкости подсчитываем количество верно составленных слов.

Высокий уровень развития способностей – 9 и более слов. Средний уровень – 7 -8 слов. Низкий уровень – 6 и менее слов.

По тесту изучения гибкости при создании слов  учащиеся показали хороший результат: 16% детей имеют высокий результат, 37% учащихся  показали средний уровень, 47% - низкий.

Вывод: первоначальные исследования показали, что необходима кропотливая и

целенаправленная работа с большей  половиной учащихся по развитию их творческих

способностей, что стимулировало меня  к выявлению и созданию условий, способствующих

развитию творческих способностей.

Наибольший эффект в развитии творческих способностей младшего школьника может оказать:

  • ежедневное включение в учебный процесс творческих заданий и упражнений,
  • реализация кружковых или факультативных занятий по специально разработанной программе,
  • вовлечение учащихся в творческое взаимодействие прикладного характера со сверстниками и взрослыми за счет подключения семьи учащихся,

Анализ результатов диагностики развития творческих способностей младших школьников позволил:

*сформировать требования к системе заданий, которая позволит целенаправленно развивать эти способности;

* рассмотреть содержание различных учебных курсов как ресурс заданий для младших школьников;

* предложить способы организации творческой деятельности учащихся и инструменты педагогической диагностики;

* сформулировать организационные требования к процессу обучения на начальной ступени школы.

Все это позволило конкретизировать и решить задачу развития творческих способностей младших школьников через систему творческих заданий.

  1.  Пути осуществления проекта.

Урок.

     Основной формой обучения и воспитания учащегося начальных классов остаётся урок.

Именно в рамках учебной деятельности младшего школьника в первую очередь решаются

задачи развития его воображения и мышления, фантазии, способности к анализу и синтезу

(вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов

организации, созданию нового).

     Современные образовательные программы для младших школьников подразумевают

решение задач развития творческих способностей ребенка в учебной деятельности.

   Так в рамках реализации программы по литературному чтению  моя работа  направлена не только на формирование навыков чтения, но и на:

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной  

           отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование

           эстетического   отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой  

           деятельности, умений    вести диалог, выразительно читать  и рассказывать,

           импровизировать;

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

  • воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге,  потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта   младших школьников, формирование представлений о добре и  зле,  развитие  нравственных  и эстетических чувств.

      Для того, чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия, прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности.

      Учитывая эти требования, я  разработала систему уроков при изучении таких разделов, как «Поэтическая тетрадь». («Литературное чтение» , М.Климановой, УМК «Школа России»), ориентированную на познание, создание, преобразование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений и направленных на развитие креативных способностей младших школьников в учебном процессе.

      Такая система уроков по разделу раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом.

     Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.  (Приложение 1)

     На познание, создание, преобразование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений и направленных на развитие креативных способностей младших школьников в учебном процессе детям предлагаю задания для самостоятельной работы: высказать своё отношение к произведению, к предмету изучения, написать сочинение, нарисовать, сочинить стихотворение, придумать сказку, пьесу и т.п.  (Приложение 2)

Методы и формы

     Необходимость решать проблему развития творческой  личности в своей педагогической деятельности подвигла меня к использованию системно-деятельностного подхода  как новой современной педагогической технологии, позволяющей развить эффективные средства самостоятельной учебной деятельности, соединяя в систему теоретические и практические составляющие деятельности учащихся, позволяя каждому раскрыть, развить и реализовать творческий потенциал своей личности.

     На первое место выходят формы самостоятельной работы учащихся, основанные не только на применении полученных знаний и умений, но и на получение на их основе новых.

      В системе уроков по разделу я выделила следующие направления деятельности:

  1. Анализ поэтического текста (позволяет обозначить тему произведения, выделить главную мысль и настроение. Определить средства выразительности, используемые автором).
  2. Вопросы и задания, основанные на анализе ( выявляют адекватность понимания детьми поэтического произведения, активизируя их мышление в определённом направлении). 

Планируя вопросы для беседы о прочитанном, я помогаю ребёнку разобраться в образе, высказать своё отношение к нему. Строю вопросы так, чтобы они развивали дискуссию, стимулировали эмоциональное, творческое отношение к прочитанному. При этом я не применяю никакого давления, оценки, стараюсь похвалить. Принять все предположения, чтобы ребёнок не «закрылся» внутренне, не боялся ошибиться.

  1. Слово учителя (помогает настроить детей на восприятие текста, эмоционально настроить детей на восприятие текста, пробудить у них интерес к творчеству писателей, художников и композиторов в целом).

В учебно-воспитательной деятельности я использую следующие методы, приемы:

  • Загадывание и отгадывание загадок. Эти задания развивают сообразительность, наблюдательность.
  • Чтение наизусть пословиц, скороговорок, потешек. Эти задания развивают навык кратко, четко, ясно и образно выражать свои мысли и вместе с тем способность улавливать поэтичность, мелодичность, ритмичность речи.
  • Придумывание определений к заданному слову. Такие задания направлены на формирование умения употреблять заданное слово в сочетании с другими, так как известно, что это нередко вызывает у детей затруднения даже при неправильном понимании значимых слов.

  • Конструирование слов, словосочетаний и предложений – имеет большое значение в развитии средств выразительности речи школьников.

  • Для развития речи, воображения, фантазии часто использую метод придумывания.

    Следующий метод, который я использую для развития творческого воображения - постановка проблемного вопроса поискового характера: «Почему, зачем, а если бы, всегда ли?»
   В результате дети с удовольствием участвуют в беседе, придумывают нестандартные решения, учатся смотреть на проблему с нескольких сторон.

Ожидаемый результат:

Обогащение опыта творческой деятельности:

1.Обогащение опыта эстетического восприятия:

- способность воспринимать красоту природы, человека и предметного мира,

- способность радоваться и удивляться в процессе общения с природой, людьми, замечать красивое в окружающем мире,

- умение передавать впечатления от общения  с природой в устной речи.

2. Умение выразить свои впечатления:

- проводить игры со словами,

- коллективно сочинять различные истории,

- составлять рассказы на свободные темы.

3.Развитие воображения, образного восприятия окружающего мира с помощью упражнений:

- рисование красками,

- словесными описаниями,

- рассказ по собственному рисунку,

- придумывание своей концовки.

4.Обогащение опыта эстетического восприятия произведений художественной литературы:

- приобщать к миру поэзии,

- развивать поэтический вкус.

5.Активизация способности полноценно воспринимать художественное произведение:

Знать: - средства художественной выразительности (эпитеты, сравнение),

            - жанры литературных произведений (сказка, рассказ, стихотворение).

     Традиционные на уроках русского языка задания по написанию сочинений нами заменены на сотрудничество в классном рукописном журнале “Волшебное перо”. Для того, чтобы попасть со своей творческой работой на страницы журнала, учащиеся должны не только орфографически грамотно написать работу, но и подойти творчески к ее оформлению. Все это стимулирует младших школьников к самостоятельному, без давления со стороны взрослых, желанию писать стихи, сказки.

     Не меньшие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют уроки «Окружающего мира» (экологической культуры). Одной из важнейших задач является воспитание гуманной, творческой личности, формирование бережного отношения к богатствам природы и общества. Я стремились имеющийся познавательный материал рассматривать в неразрывном, органичном единстве с развитием творческих способностей ребенка, формировать целостное представление о мире и месте в нем человека.

    На уроках трудового обучения проводится большая работа по развитию творческого мышления и воображения у детей младшего школьного возраста. Я не представляю вниманию детей  на уроке готовое изделие, которое мы будем выполнять, как делала это раньше. «Вот перед вами изделие, которое мы будем сегодня выполнять. Вот технологическая карата выполнения этого изделия. А сейчас поэтапно выполним задания по изготовлению этого изделия». Да ещё и шаблоны предложим, а дети вырежут аккуратно и приклеят строго в нужном месте. Красиво получилось, а творчества никакого.

     Сейчас уроки я  выстраиваю, опираясь на жизненный опыт учащихся и их воображение. На уроке я детей знакомлю с технологией. А какое изделие выполнить и где оно будет применено - это уже задача,  стоящая перед детьми. Например: познакомились мы с техникой «оригами».  Показала я технологию изготовления «Лучика».  Поупражнялись, получились красивые, разноцветные лучики у каждого. А теперь, детям предлагается объединиться в группы и придумать изделие, которое можно выполнить из этих лучиков и его применение. И вот результат: получилось «Солнышко», «Зонтик», различные ёлочные украшения. «Молодцы, ребята!  Оригинальные у вас получились украшения. А смотрите, какие ещё шедевры можно выполнять, научившись,  складывать,  казалось бы простой «Лучик»,   – говорю я детям, подводя итог и демонстрирую произведения  мастеров искусства «Оригами».

     А в канун  Нового года, когда  традиционно открывается «Мастерская Деда Мороза», открывается широкая возможность для творческого развития детей. Предлагаю детям подумать какие можно изготовить елочные украшения ,из каких материалов. Тут уж фантазия детей безгранична. Вопрос: «А из ниток можно ли сделать какое-нибудь украшение?» Задумались. Показала технологию изготовления ажурного нитяного кокона. А далее фантазия детей, что можно из него сделать.

Кружки художественно-эстетического цикла

    Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет проведение кружковой работы. Недостаток времени на освоение методов организации творческой деятельности учащихся в рамках учебных дисциплин компенсирует кружок художественно-эстетического цикла «Школа мастерства».

     Кружок «Школа мастерства» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

Цель кружковой работы:

Формирование творческих способностей учащихся посредством расширения общекультурного кругозора и создания условий для творческой самореализации личности ребенка.

Задачи:

  • совершенствовать навыки и умения, получаемые детьми на уроках;
  •  совершенствовать эстетический вкус детей;
  •  развивать творчество, выдумку, фантазию и чувство прекрасного у детей;
  •  воспитывать чувство  коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других.

Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам». 

Девизом внеурочной деятельности является:

Я слышу – и забываю,

Я вижу -  и запоминаю,

Я делаю – и понимаю.

     Программа кружка предполагает в большом объёме творческую деятельность в трёх областях искусства: изобразительное искусство, художественный труд и театральное искусство. Программа тесно связанна с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно- практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира. (Приложение 3)

    Основными видами деятельности учащихся на занятиях изобразительного искусства и художественного труда  являются: художественное восприятие, информационное ознакомление, изобразительная деятельность, художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом, прослушивание и исполнение музыкальных произведений), т. е. использование всего объёма художественно – творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта.

      В наше время проблема развития творческой личности получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении практическую значимость. У детей должно быть много интересной творческой деятельности, доставляющей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других. Процесс обучения творчеству должен строиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию.

      Первое условие развития творчества – высокая самооценка ребёнка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях. Ребёнок должен знать, «вкус успеха». «Успех ученика должен быть ни концом работы, а его началом». Второе условие развитие способности ребёнка – создание соответствующего психологического климата. Именно учитель должен с первых дней ребёнка в школе поощрять и стимулировать возникновение у ребёнка творческих способностей. Но создание благоприятных условий, не достаточно для воспитания ребёнка с высокоразвитыми творческими способностями.

     Творческие способности в коллективной деятельности помогают сформулировать собственную точку зрения, воспитывать в детях доверие к собственным силам и интерес к другому мнению, учат культуре общения, носят комплексный, деятельный характер, обеспечивая субъективную позицию каждого участника и развивая важнейшие организаторские, коммуникативные, конструктивные, аналитические умения, а также формируют у детей ответственность, инициативность, самостоятельность. Знакомство детей с творчеством своих одноклассников делает их добрее, отзывчивее, внимательнее друг к другу, ко всему окружающему миру.

      На занятиях кружка дети знакомятся с произведениями известных художников и их произведениями, с технологиями монотипия, кляксография, графикой, вырезание из бумаги и т.д. Для развития творческих способностей применяются методы и приемы: творческие задания, познавательные игры, дидактические задания, театрализация и.т.д. Например, по теме, «Какие краски любит осень», дети ведут наблюдение за изменениями в природе, беседуют о красоте осени по иллюстрациям картин художников, подбирают гамму осенних красок на палитре, решают творческие задания «Собери картинку» и «Что лишнее», самостоятельно выполняют работу, а в конце занятия анализируют и подводят итоги.

     Таким образом, изобразительная деятельность развивает творческие способности, так как художественная деятельность строится на активном воображении и творческом мышлении и развивает личность младшего школьника. Творческая деятельность, как смысл любой деятельности, дает ребенку возможность не только отстраненного восприятия культуры, но и чувство сопричастности, чувство самореализации, необходимости освоения мира не только через содержание, но и через его преображение.

    Программа  кружка  «Школа мастерства»  рассчитана и на развитие актёрского искусства.  Российская школа актёрского тренинга, сложившаяся за последнее столетие и активно используемая сейчас психологами, предполагает систему упражнений на развитие произвольного внимания, памяти, фантазии, устной речи, пластики, коммуникативных способностей и т. д.

    Некоторые области актерского тренинга подвластны только профессионалам, но многие упражнения можно использовать с учащимися начальной школы.

    На занятиях кружка школьники знакомятся с видами и жанрами театрального искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского мастерства.

    Первые два месяца работы в основном посвящается развивающим играм и упражнениям (на развитие памяти, внимания, постановке дыхания, развитие дикции, творческого воображения, фантазии).

    Большинство игр и упражнений являются комбинированными, т. е. развивают и внимание, и память, и речь, и воображение, и пластику.  Новые упражнения вводятся постепенно: на каждом занятии к знакомым заданиям добавляются 2 – 3 новых, а новые скороговорки не больше одной за занятие.

     Эффективным приёмом работы по развитию творческих способностей являются рифмованные упражнения. Начинаю я обычно эту работу с игры «Доскажи словечко». Ребята с удовольствием придумывают рифму к заданному слову:

На-на-на – наконец пришла весна.

Ну-ну-ну – кошка села на Луну.

Со-со-со – с горы скатилось колесо.

      Задание усложняется. Детям дается не просто слог, а целая фраза. И ребята должны придумать окончание этой мысли, используя рифму:

В зоопарке бегемот

Проглотил ежа – и вот...

    А далее проходит   работа по стихосложению, которая  развивает творческие способности, воображение, вызывает положительные чувства, воспитывает любовь к народному творчеству и народным традициям, способствует воспитанию патриотизма у детей. А также воспитывает положительную мотивацию к учению.

     В первые два месяца развивающие упражнения занимают почти всё занятие, в дальнейшем часть урока посвящается вопросам теории театра, зрительской культуре.  Учащиеся знакомятся со спецификой кукольного, драматического, музыкального театра, с профессиями драматурга, режиссёра, гримёров, художника – постановщика и т. д.

     Развитие речи является неотъемлемой частью каждого занятия. Особое  место в системе работы по развитию связной речи учащихся занимает  воспитание культуры речевого общения («Учимся вежливости»). На примере актуальных ситуаций показано, как следует пользоваться различными средствами речевого этикета при приветствии, прощании,    извинении и т.д., а так же, как нужно вести себя в подобных случаях.

     Активное развитие речи младших школьников связано с детским сочинительством, фантазией, изображением. Например: «Всё равно тебе водить…» (сочинение считалки), «Сочиним загадку», «Сочиним сказку».

     Рубрика «Лукоморье» помогает разбудить фантазию и воображение детей. Прочитав отрывок из какого-либо произведения, предлагаю детям задания:

- Представь, что волшебник дотронулся до тебя чудесной палочки и превратил в великана или гнома. Расскажи о своих приключениях.

- Перепутались все сказки в «Лукоморье». Тяжело жить в чужих сказках. Помоги этим героям, придумай новую сказочную историю, в которой они уживутся.

- Много в Лукоморье неведомых дорожек, и одна из них привела тебя в сказку «Царевна-лягушка». Чтобы ты стал делать, если встретился с Иваном-царевичем, который спешит освободить Василису Премудрую? С собой в сказочное путешествие ты взял маленький телевизор… Расскажи, как по-другому может закончиться сказка.

      Заслуживающие внимания факты, сведения, которые помогут детям шире взглянуть на вопросы, связанные с ролью речи в жизни человека,  рассматриваются в рубрике «Это интересно». Часто эту рубрику дети готовят заранее вместе с родителями.

       Хотелось бы подчеркнуть, что в вопросах развития творческих способностей огромную роль играют родители. Совместная работа в выполнении творческих работ, совместное чтение, драматизация сказок и различных жизненных ситуаций, сочинение считалок и рассказов по картинкам – это не только прекрасное средство развитие способностей в игре, но и возможность интересного общения с ребёнком, координация его природных данных. Родители моего класса с удовольствием включаются в работу, помогают детям в создании творческих работ, проектов и презентаций к ним.

     Каждый ребенок хочет творить. На своих занятиях  я стараюсь пробуждать заложенное творческое начало, учить трудиться, помогаю ребенку понять и найти себя для радостной, счастливой и наполненной жизни, сделать первые шаги в творчестве. На занятиях кружка мы очень много беседуем, рассуждаем, излагаем мысли в виде сочинений, много работаем с рифмой и пытаемся сочинять стихи. Диапазон творческих задач на занятиях  необычайно широк по сложности. При решении происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение анализировать, сопоставлять, комбинировать и т.д. – все то, что в совокупности и составляет творческие способности. И передо мной как учителем стоит задача – вырастить своих учеников инициативными, думающими, творческими людьми. Ребенок сочиняет. Он впервые делится своими впечатлениями, чувствами – пока еще неумело, но уже достаточно ответственно. Постепенно – шаг за шагом, год за годом – растет мастерство моих учеников. На уроках они радуют меня и радуются сами, удивляют взрослых и удивляются себе в этом мире.  Ценность детского сочинительства определяется по тому, насколько в нем нашли отражения чувства, мысли ребенка.

  1.  Промежуточная диагностика  

     Чтобы накапливать творческий опыт, ученик обязательно должен осознавать

(рефлексировать) процесс выполнения творческих заданий.

      Организация осознания учащимися собственной творческой деятельности предполагает

текущую и итоговую рефлексию.

2 этап. Текущий (обучающий) – развитие творческих способностей  посредством   комплекса творческих заданий.

    На втором этапе исследования детям был предложен комплекс заданий и упражнений, пробуждающий воображение и фантазию.

    После проведения мероприятий, направленных на развитие творческих способностей, детям повторно была предложена методика тестовых заданий. На данном этапе я использовала задание, предложенное американским психологом Дж. Гилфордом «Изучение гибкости конструирования фраз по начальным буквам слов» и тест П. Торранса.

Детям предлагалось написать как можно больше  предложений из четырех слов, в которых каждое слово начинается с указанной буквы.

В__________У________В__________М_________.

Для оценки гибкости конструирования фраз подсчитала количество верно составленных предложений. Фраза должна обязательно выражать  какой-то смысл, а слова      в предложении быть согласованы по родам, лицам, числам и падежам. Добавлять другие слова   или предлоги не разрешается. Указанные буквы можно использовать в качестве предлогов. Время выполнения задания – 5 минут.

     На основании оценки результатов задания, произвела обработку данных, полученных по тесту. Получились следующие результаты: высокий уровень показали 16% учащихся, средний уровень у 68%  учащихся,  низкий уровень у 16%  детей.

        Далее я обработала результаты повторно проведенного теста креативности П. Торренса. Для этого у каждого ребенка сложила баллы 8 рисунков по шкале оригинальность и нашла среднее значение. Аналогично нашла среднее значение по шкале   разработанность. 

    Из приведенных данных следует, что у двоих учащихся  не произошел рост

творческих способностей. У оставшихся детей беглость и гибкость соответствует возрасту, оригинальность идей выше среднего, разработанность характеризует учащихся как способных к изобретательской и конструктивной деятельности.

    Таким образом, мы имеем следующие результаты: 32% учащихся  имеют высокий уровень развития   творческих способностей, 58 % учащихся – средний уровень, 10% учащихся - низкий уровень.        

    Кроме того, на текущем этапе рефлексии я  фиксирую, какие методы решения творческих заданий применяют мои  учащиеся, и делаю  вывод о продвижении учащихся, об уровне развития творческого мышления и воображения.

Рефлексивными действиями в своей работе я считаю:

  • готовность и способность учащихся творчески осмысливать преодолевать проблемные ситуации;
  • умения обретать новый смысл и ценности;
  • умения ставить и решать нестандартные задачи в условиях коллективной и индивидуальной деятельности;
  • умения адаптировать в непривычных межличностных системах отношений;
  • гуманность (определяется по позитивному преобразованию, направленному на созидание);
  • художественную ценность (оценивается по степени использования выразительных средств при представлении идеи);
  • субъективную оценку (дается без обоснования и доказательств, на уровне нравится – не нравится).

      Концертная деятельность раскрывает весь творческий потенциал, наработанный за определённый период. Так, например: концерт, посвящённый «Дню Матери» стал, как отчётный за три месяца работы кружка. Творческий потенциал каждого учащегося раскрыт, каждый ученик публично продемонстрировал достигнутый результат, он был значим и интересен для детей, дети выступали в роли актёров и режиссёров, поэтов и писателей, художников и фантазёров. Кругозор детей расширился, мыслительная деятельность активизировалась.

Можно говорить и о приобретенных компетенциях детей, а именно – узнали, как сделать, сумели сделать, и будут делать самостоятельно сами в новых ситуациях.

       Процесс и результат работы в эстетическом направлении  принес детям удовлетворение, радость переживания успеха, осознание собственных умений, компетенции.

3.Заключение.

          Подводя итог можно сказать, что цель моей работы, которая заключалась в создании условий

       для развития  творческих способностей и подборе творческих заданий, достигнута. Каждый  

       ребёнок проявил себя в какой-нибудь роли, развивая уверенность в своих  силах, а это

        открывает дорогу к творчеству.

            Дети готовы и хотят выполнять задания творческого характера.

                                   « Скажи мне, и я забуду,

                                      Покажи мне, и я запомню,

                                       Увлеки меня, и я научусь».       (Китайская пословица).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших  школьников // Начальная школа.- 1998 г.-№4.-с.80-81.
  2. Алешаева Н.П., Тупарева Н.В. Развитие творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения. // Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ.2004. №11.
  3. Выготский Л.С.Воображение и творчество в детском возрасте. М.-1981 г.- с. 55-56.
  4. Мали Л.Д. Обучение школьников основным видам творческих работ // Начальная школа. 1985. №3. С. 61-64.
  5. Миронов Н.П. Способность и одаренность в младшем школьном возрасте. // Начальная школа.- 2004 г. - № 6.- с. 33-42.
  6. Немов Р.С. Психология. – М.- 2000 г. – с.679.
  7. Никонович Е. В. Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения. // Начальная школа. 2005. № 6.
  8. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. –М.-2000 г.-с.757.
  9. Пономарев Я. А. Психология творчества. – М.: Наука, 1990.
  10. Романова Л. И. Развивать у детей творчество. // Начальная школа. 1985. №10.
  11. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей.- Ярославль. -1997г.-с.138.
  12. Хуторский А.В.Развитие творческих способностей.- М.: Владос, -2000 г. - с.22.
  13. Шванцара И Диагностика психического развития - Прага 1978
  14.  Флерина Е.А. Эстетическое воспитание младшего школьника. – М. – 1961 г.- с. 75-76.

ПРИЛОЖЕНИЯ.

            Приложение 1.

Система уроков по разделу «Поэтическая тетрадь».

        Система  уроков по разделу: «Люблю природу русскую. Зима»,  разработана на основе рабочей программы учебного предмета «Литературное чтение» в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования.

    Главная цель данной работы – это раскрыть приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся воспринимать художественные произведения и проявлять свои творческие способности.

Цели изучения темы.                                  

      Система уроков по разделу раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом.

     Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.

Ожидаемый результат.  

Обогащение опыта творческой деятельности.      

   Развивать творческие способности? Что это значит?

  - Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения.

  - Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика.

   - В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.  

    Передо мной, как перед учителем стоит сложная задача не только научить, но и заинтересовать учащихся, сделать так, что бы детям нравилось то, что они делают. Только тогда ученик с радостью выполняет поставленную задачу. Все люди в любом возрасте любят играть, рисовать, творить.

    Важно, чтобы дети были раскрепощены, вместе с учителем «творили». Основной двигатель изучения предмета – радость познания, чувство комфорта и положительные эмоции. Через общение дети знакомятся с новыми понятиями, учатся употреблять их.

Методы и формы работы.      

   Необходимость решать проблему развития творческой  личности в своей педагогической деятельности подвигла меня к использованию системно-деятельностного подхода  как новой современной педагогической технологии, позволяющей развить эффективные средства самостоятельной учебной деятельности, соединяя в систему теоретические и практические составляющие деятельности учащихся, позволяя каждому раскрыть, развить и реализовать творческий потенциал своей личности.

   На первое место выходят формы самостоятельной работы учащихся, основанные не только на применении полученных знаний и умений, но и на получение на их основе новых.

В учебно-воспитательной деятельности я использую следующие методы, приемы:

  • Загадывание и отгадывание загадок. Эти задания развивают сообразительность, наблюдательность.

  • Чтение наизусть пословиц, скороговорок, потешек. Эти задания развивают навык кратко, четко, ясно и образно выражать свои мысли и вместе с тем способность улавливать поэтичность, мелодичность, ритмичность речи.

  • Придумывание определений к заданному слову. Такие задания направлены на формирование умения употреблять заданное слово в сочетании с другими, так как известно, что это нередко вызывает у детей затруднения даже при неправильном понимании значимых слов.

  • Конструирование слов, словосочетаний и предложений – имеет большое значение в развитии средств выразительности речи школьников.

  • Для развития речи, воображения, фантазии часто использую метод придумывания.

  • Следующий метод, который я использую для развития творческого воображения - «Постановка проблемного вопроса поискового характера»: «Почему, зачем, а если бы, всегда ли?»
       - В результате дети с удовольствием участвуют в беседе, придумывают нестандартные решения, учатся смотреть на проблему с нескольких сторон.

Результативность.      

      Детям  на первом уроке было предложено выполнение домашнего задания творческого характера: высказать своё отношение к зиме, к первому снегу, написать сочинение, нарисовать, сочинить стихотворение, придумать сказку пьесу. Дети имели возможность выполнять любое из заданий по выбору. С выполнением задания я не торопила.  Ребята могли выполнить задания к любому уроку.

      Таким образом, каждый ребёнок проявил себя в какой-нибудь роли, развивая уверенность в своих силах, а это открывает дорогу к творчеству.

                                     

Приложение 2.

Творческие задания к разделу: «Люблю природу русскую. Зима».

Задание 1.

Напиши рассказ на тему: «Я люблю зиму, потому….»

Задание 2.

Обогати текст  красивыми словами.

                     Вот и пришла зима. Снег покрыл землю.

                     В лесу тихо. Хлопья снега лежат на деревьях.

Задание 3.

Сочини сказку,  используя слова:  жил-был, однажды, вдруг.

Задание 4.

Напиши стихотворение о зиме, используя слова:

                  ……………………………… снежинки

                  …………………………….  на тропинке

                  ……………………………… у реки

                  ……………………………… иголки

                  ………………………………  дома

                  ……………………………….. зима

Задание 5.

 Составьте маленький рассказ о зимнем утре.

Постарайся соотнести музыку с состоянием зимней природы.

Задание 6.

 Подбери слова, рифмующиеся со словами:

                            Снежинки - ……………………………

                             Зима - ………………………..                          

                             Речка - ……………………….

                             Мороз - ………………….

Задание 7.

Вырежи снежинку по своему эскизу.

Задание 8.

Напиши сочинение о первом снеге.

                                                План:

  1. Вступление

                                         «Здравствуй, гостья-зима!»

  1. Основная часть.

                                        «Снег да снег кругом»

                                                                          (Снежное покрывало. Снег: цвет, запах, характер).

  1. Заключительная часть.

                                         Чем хорош снег?

Задание 9.

Нарисуй рисунок  к любому понравившемуся произведению, или на тему:

«Первый снег», «Белая берёза под моим окном», «Здравствуй, гостья-зима!»

«Зимние забавы», «Здравствуй, праздник, Новый год!»

                                 (Работу по желанию можно оформить в виде презентации)

                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Приложение 3.

ПОГРАММА КРУЖКА «ШКОЛА МАСТЕРСТВА»

Цель кружковой работы:

Формирование творческих способностей учащихся посредством расширения общекультурного кругозора и создания условий для творческой самореализации личности ребенка.

Задачи:

  • совершенствовать навыки и умения, получаемые детьми на уроках;
  •  совершенствовать эстетический вкус детей;
  •  развивать творчество, выдумку, фантазию и чувство прекрасного у детей;
  •  воспитывать чувство  коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других.

Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам». 

Девизом внеурочной деятельности является:

Я слышу – и забываю,

Я вижу -  и запоминаю,

Я делаю – и понимаю.

                      Пояснительная записка

      В наше время проблема развития творческой личности получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении практическую значимость. У детей должно быть много интересной творческой деятельности, доставляющей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других. Процесс обучения творчеству должен строиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию.

      Первое условие развития творчества – высокая самооценка ребёнка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях. Ребёнок должен знать, «вкус успеха». «Успех ученика должен быть ни концом работы, а его началом». Второе условие развитие способности ребёнка – создание соответствующего психологического климата. Именно учитель должен с первых дней ребёнка в школе поощрять и стимулировать возникновение у ребёнка творческих способностей. Но создание благоприятных условий, не достаточно для воспитания ребёнка с высокоразвитыми творческими способностями.

     Творческие способности в коллективной деятельности помогают сформулировать собственную точку зрения, воспитывать в детях доверие к собственным силам и интерес к другому мнению, учат культуре общения, носят комплексный, деятельный характер, обеспечивая субъективную позицию каждого участника и развивая важнейшие организаторские, коммуникативные, конструктивные, аналитические умения, а также формируют у детей ответственность, инициативность, самостоятельность. Знакомство детей с творчеством своих одноклассников делает их добрее, отзывчивее, внимательнее друг к другу, ко всему окружающему миру.

Программа кружка предполагает в большом объёме творческую деятельность в трёх областях искусства: изобразительное искусство, художественный труд («Школа Художественного  Ремесла» и театральное искусство («Школа Театра»). Программа тесно связанна с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно- практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.

    Основными видами деятельности учащихся на занятиях изобразительного искусства и художественного труда  являются: художественное восприятие, информационное ознакомление, изобразительная деятельность, художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом, прослушивание и исполнение музыкальных произведений), т. е. использование всего объёма художественно – творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта.

                        Кружок  «Школа Художественного Ремесла»

                          Тематическое планирование.

Тема занятия

Содержание

Дата

проведения

1

   Творческие работы на тему «Мои увлечения»

Беседа об увлечениях детей. Рисование по теме.

2

  Рисунки на тему «Я и моя семья»

Рассказ детей о своих семьях. Рисование по теме.

3

  Конкурс на самый красивый фантик.

Знакомство с акварелью. Орнамент. Сюжет.

4

 Портрет Зайчика – огородника.

Работа цветными карандашами. Рисование по воображению.

5

  Иллюстрация к  сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…»(акварель)

Прослушивание сказки. Выполнение иллюстрации.

6

Рисунки «Осенние сказки лесной феи» (акварель)

Осенние изменения в лесу. Рисование картин осени.

7

  Конкурс композиций из цветов.

 Беседа о флористике.

Выполнение композиций из цветов.

8

Конкурс рисунков на тему: «Любимой маме посвящаю».

Беседа.

Выполнение рисунка.

9

Подарок маме.

Изготовление подарочного изделия на выбор.

10

Изготовление афиши к концерту.

Знакомство с понятием «афиша». Изготовление афиши.

11-12

Мастерская Деда Мороза.

Изготовление ёлочных украшений.

12

Изготовление новогодних карнавальных масок.

Карнавал. Карнавальная маска.

13

Конкурс рисунков на тему: «Птицы – наши друзья».

Беседа о жизни птиц зимой. Рисование по теме.

14

Рисунки на тему:  «Зимние забавы».

Рисование по теме.

15

Рисунки на тему «Любимые герои»

Изображение человека и животных разными художественными средствами.

16

Шитье коврика из лоскутков различной ткани.

Из истории лоскутной техники (беседа с показом иллюстраций).

17

Конкурс рисунков «Мы рисуем цветы».

Видеофильм о цветах. Рисование по теме.

18

Изготовление праздничной открытки.

Создание простого подарочного изделия.

19

Праздник русской матрёшки. Знакомство с хохломой.

  Знакомство с народными промыслами. Роспись матрёшки.

20

Рисунки на тему: «Вселенная глазами детей».

Представления детей о космосе. Рисование.

21

 Рисование на тему: « Красота вокруг нас».

Изображение пейзажей родного края.

22

Рисунок-декорация «Сказочный домик».

Просмотр картин художников по теме . Рисование по представлению.

23-25

Работа с бросовым материалом

Конструирование дома для сказочных героев.

Конструирование игрушек из прямоугольных коробок.

Игрушки из пластмассовых бутылок.

26

  Рисование на тему «Родина моя».

Передача красоты родного края выразительными средствами.

27-29

Работа с тканью

Шитье мягкой игрушки.

Изготовление сувениров из меха.

Лоскутная аппликация (коллективная)

30

Рисование на тему: « Красота вокруг нас».

Изображение пейзажей родного края.

31

 Портрет живых персонажей из сказки .

Моделирование художественными средствами сказочных и фантастических образов.

32

Фантастические персонажи сказок.

Изображение сказочных и фантастических персонажей.

33

Резерв

34

Подведение итогов работы.

Подведение итогов работы, обзор курса.

Рефлексия.

Отзывы и пожелания.

Список литературы:

  • А.Бахметьев, Т.Кизяков “Очумелые ручки”
  • Н.С.Ворончихин “Сделай сам из бумаги”
  • С.И.Гудилина “Чудеса своими руками”
  • А.М.Гукасова “Рукоделие в начальных классах”
  • М.А.Гусакова “Аппликация”
  • М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”
  • Н.Докучаева “Сказки из даров природы”
  • Т.Еременко, Л.Лебедева “Стежок за стежком”
  • Т.И. Еременко “Рукоделие”,  “Игрушка”
  • М.М.Калинич, Л.М.Павловская, В.П.Савиных “Рукоделие для детей”
  • Н.М.Конышева “Чудесная мастерская”
  • Н.М.Конышева “Наш рукотворный мир”
  • Н.М.Конышева “Умелые руки”
  • Н.М.Конышева “Секреты мастеров”, “Копилка игр сибирячка”
  • С.В.Кочетова “Игрушки для всех” (Мягкая игрушка).
  • Е.Т.Красовская “Вязаный ежик”
  • О.С.Молотобарова “Кружок изготовления игрушек-сувениров”
  • М.И.Нагибина “Природные дары для поделок и игры”

           Кружок «Школа Театра»

                        Тематическое планирование

Тема занятия

Содержание занятия

Дата

проведения

1

   Упражнения на расслабление мышц, развитие умения управлять мышцами тела (выполняется стоя)

Упражнения на постановку дыхания (выполняется стоя).

   Упражнения «маятник»,  «дерево на ветру»,  «Петрушка» на расслабление мышц рук и др.

Упражнения  «Дуем на свечку (одуванчик, горячее молоко, пушинку)»,  «Надуваем щёки».

2

Упражнения на развитие пальцев рук (мелкой моторики).

   Упражнения на развитие артикуляционного аппарата.

  Инсценировка пальчиками стихотворений, ситуаций (летит птица, ползёт улитка и т. д.);  теневой театр рук.

   Упражнения для языка.  Упражнения для губ.»Радиотеатр; озвучиваем сказку (дует ветер, жужжат насекомые, скачет лошадка и т. п.).

3

   Упражнение на развитие дикции (скороговорки, чистоговорки).

   Упражнения на развитие произвольного внимания.

Произнесение скороговорок по очереди с разным темпом и силой звука, с разными интонациями.

  Упражнения «Летает – не летает», «День  и ночь», «Совушка» и т. д.

4

   Упражнения на развитие памяти.

   Упражнения на формирование умения выполнять звуко – буквенный анализ.

 Упражнения «Цепочка», «Что изменилось?»  

  Упражнения «Всего один звук», «Запомни слова», «Буква заблудилась».

5

  Упражнения на ПФД (память физических действий) – действия с воображаемыми предметами.

Упражнения на развитие творческого воображения, фантазии.

   Игры «Иголка и нитка», «игра с кубиками и мячами», «Угадай профессию».

   Этюды, сценки, «Сочиняем сказку»,  «Бином – фантазия и т. д.

6

   Упражнения на согласованность коллективных действий.

   Задания на время получить тот или иной результат

7

Для чего нужна речь.

Плохо одному.

Как узнать что-то новое.

Поиграем вместе.

Слово веселит и огорчает.

Это интересно.

8

Устная речь.

Говорим и пишем.

Умеем ли мы говорить.

Какой окраски твой голос.

Говорим медленно – быстро.

Сядем на пригорке да расскажем скороговорки.

Помощники устного слова.

Как нужно вести себя во время разговора.

Это интересно.

9

Учимся вежливости.

«Придумано кем-то просто и мудро…»

Волшебное слово.

Простое слово «извините».

Очень важные слова.

Это интересно.

10

Секреты Волшебницы-речи.

Смеемся, грустим, задумываемся…

Кому и как можно подражать.

Что на что похоже.

11-12

Подготовка к концерту.

Составление сценария праздника.

Распределение ролей.

Репетиция.

13

Концерт «Любимой маме посвящаю»

Постановка концерта.

14

Всё равно тебе водить…

Два секрета считалки.

О чём рассказывает считалка.

Энеке, бенеке…

Это интересно.

15

Эти таинственные слова.

Нарисуем непонятные слова.

Если слово непонятно.

Отгадай слово.

Как составить толковый словарик.

Это интересно.

16

Опорные слова.

Отгадай сказку.

Самые, самые главные.

Будем сказку сочинять.

Раз словечко, два словечко.

17

Невыдуманный рассказ.

Увидел, услышал, рассказал.

Начать, продолжить и закончить.

Это интересно.

18

  Изготовление персонажей, составление композиций.

  Придумывание персонажей, их костюмов. действий.

19

   Игра – драматизация

  Постановка спектакля.

20

Изготовление персонажей сказки «Теремок»

Продумывание спектакля на новый лад, внешнего вида персонажей сказки.

21-24

 Репетиция спектакля «Теремок».

Постановка сказки.

25-27

  Изготовление персонажей и декораций к спектаклю по сказке К. И. Чуковского «Мойдодыр»

Изготовление персонажей, декораций, афиши. Подготовка спектакля.

28-30

Репетиция спектакля.

Подготовка к выступлению.

31

Премьера спектакля «Мойдодыр»

Выступление перед классом

32-33

 Резерв

34

Подведение итогов работы.

Подведение итогов работы, обзор курса.

Рефлексия.

Отзывы и пожелания.

Список литературы.

  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.
  2. Ладыженская Т.А. и др. Речевые секреты. – М. Просвещение, 1990г.
  3. Хуторский А.В.Развитие творческих способностей.- М.: Владос, -2000 г. - с.22.
  4. . Шадриков В.Д. Развитие способностей.// Начальная школа.- 2004 г. - № 5.  с. 6-12.
  5. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание младшего школьника. – М. – 1961 г.- с. 75-76.
  6. Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших  школьников // Начальная школа.- 1998 г.-№4.-с.80-81.
  7. Выготский Л.С.Воображение и творчество в детском возрасте. М.-1981 г.- с. 55-56.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитательной работы "На пути к успеху"

Программа воспитательной работы в  начальной  школе....

Воспитательная система класса "Ступеньки к успеху" (1 - 4 кл.)

Воспитательная система "Ступеньки к успеху" (1-4)...

Воспитательная система класса "Шаги к успеху"

Принимала участие в конкурсе "Классный руководитель"...

Собрание в 1 классе "Путь к успеху"

Родительское собрание   «Путь к успеху»Цель: Расширить информационное поле родителей о воспитании и о понятии «успешный ученик», познакомить родителей с идеей гуманной педагогики и попробова...

Опыт создания модели воспитательной системы класса (МВСК) на базе воспитательной системы лицея

Опыт создания модели воспитательной системы класса в  практике воспитателя начальной школы.  Для построения модели воспитательной системы в качестве теоретической базы  выбрана ко...

Воспитательное занятие "Здоровье-путь к успеху"

Воспитательное  занятие:      «Здоровье-путь к успеху»Цель : Продолжать формирование устойчивой мотивации к сохранению, укреплению здоровья и к здоровому обра...