МАСТЕР-КЛАСС (фрагмент родительского собрания) «ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КЛАССА В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ»
консультация (1, 2, 3 класс)

Фрагмент родительского собрания для начальной школы. Знакомство родителей с некоторыми приёмами обучения школьников правилам ОБЖ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx483.63 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС (фрагмент родительского собрания)

«ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КЛАССА В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ»

Разработала и провела:
 Шабалина Нина Николаевна,

учитель начальных классов,

МОУ «Благоевская СОШ»,

пгт. Благоево, Удорского района

Цель: Знакомство родителей с некоторыми приёмами обучения

школьников правилам ОБЖ.

Задачи:

1. Учить комплексно подходить к обучению школьников основам

безопасности.

2. Представить родителям варианты использования приемов

3. Предложить применять современные формы организации совместной деятельности, направленные на обучение детей младшего школьного возраста правилам безопасности.

Ход мастер-класса:

Добрый день, всем присутствующим!

Сегодня мы поговорим о безопасности наших детей.

Самое ценное в жизни взрослых – это дети. Зачастую, наших детей подстерегает множество опасностей, и ребёнок, попадая в различные жизненные ситуации - может просто растеряться. Задача нас, взрослых, - правильно подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями.

СЛАЙД 1.

Что такое опасность?

Назовите признаки, которые определяют опасность. (перечисляют)

Угроза для жизни;

Возможность нанесения ущерба здоровью;

Нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека.

СЛАЙД 2. Назовите ряд опасностей, связанных с местом пребывания человека: (перечисляют)

Опасности дома;

Опасности на дороге и улице;

Опасности на природе;

Опасности в общении с незнакомыми людьми.

Важно научиться предупреждать опасные ситуации, т.е. обезопасить себя.

СЛАЙД 3. Для этого можно использовать приемы ознакомления детей с основами безопасности жизнедеятельности.

 СЛАЙД 4. ЗАШИФРОВАНО СЛОВО - СРАВНЕНИЕ

Прием сравнения. Дети могут сравнить: огонь — это хорошо или огонь — это плохо.

 Все это способствует осознанному усвоению материала и вызывает интерес к нему.

 СЛАЙД 5. ЗАШИФРОВАНО СЛОВО -МОДЕЛИРОВАНИЕ

Прием моделирования ситуаций.

 Детей целесообразно научить составлять план - карту группы, участка школы, дороги в школу и др. В нашей школе действует СХЕМА «Школа – дом», где дети с помощью родителей показывают свой безопасный путь от дома к школе.

Моделирование ситуаций: дым в классе, дым из соседнего дома, прорвало водопровод, что ты будешь делать, подай ножницы правильно,  твои действия. Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни.

СЛАЙД 6. ЗАШИФРОВАНО СЛОВО - ПОВТОРЕНИЕ

Прием повторения.

Без применения повторения, нельзя говорить о прочности усвоения знаний и воспитании чувств. На занятии он может выступать как ведущий метод или методический приём. От детей требуется умение повторить то, что они усвоили. Повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов, повышает познавательную активность.

Например, математические задания - «Реши задачу»

1. Из автобуса вышли 6 человек. Трое из них перешли проезжую часть по пешеходному переходу, двое пошли обходить автобус спереди, и один остался на остановке.

Сколько человек поступили согласно ПДД?

(Один. Надо подождать, пока автобус отъедет от остановки и только затем переходить улицу.)

2. Четыре мальчика поехали кататься на велосипедах по улицам города. Одному из них было 13 лет, другому – 14, а остальным по 15.

Сколько человек поступило правильно?

(трое – старше 14)

Литературные - «Эти правила важны»

Вам необходимо на стихотворные строчки сформулировать правила.

1. Не открывай чужому дверь,

Любым словам его не верь.

Ни в коем случае не открывай дверь, если звонит незнакомый человек.

2. Если дядя незнакомый,

Хочет прокатить,

Или дать тебе конфет,

Ты ответить должен: «Нет»

Нельзя садиться в машину без разрешения родителей к незнакомому человеку.

СЛАЙД 7. ЗАШИФРОВАНО СЛОВО – ЭКСПЕРИМЕНТ, ОПЫТ

Экспериментирование и опыты.

 Дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений. Например, детям был задан вопрос: «Почему нельзя украшать елку свечами?» Они отвечали, что это не красиво, что сейчас много красивых игрушек, а об опасности они не думали. Тогда я поднесла к зажженной свече снежинку из бумаги, она начала дымиться, и дети поняли, что свеча — это не украшение, а опасный огонек, от которого может возникнуть пожар. Ценность этого метода в том, что он дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.

СЛАЙД 8. ЗАШИФРОВАНО СЛОВО – ИГРА

Игровые приемы.

Повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств. Одним из приемов может быть воображаемая ситуация: воображаемое путешествие к древним людям, встреча с воображаемыми героями и т. п.  Например: «Давайте мысленно представим, что мы с вами в далеком прошлом, спичек не было, как же добывали огонь древние люди (древние люди терли палочку о палочку, били одним камнем о другой, высекая искры). Там никто не знал, что есть другие способы добычи огня. Что мы расскажем им об этих способах?».

  «К нам в гости пришел Незнайка, давайте ему расскажем об опасных ситуациях в школе и дома». Игровое «как будто…» раскрепощает детей, снимает обязательность изучения и делает этот процесс естественным и интересным.

Придумывание сказок на разные темы. Придумаем сказку «Как я спасал куклу от пожара…о доме, где я живу и где много электрических приборов…». Повышению активности детей помогают игры-драматизации, которые можно включать в занятия (после прочтения художественного произведения «Кошкин дом», при подготовке развлечения).

При чтении сказок, вспоминаем где герои, доверяясь незнакомцам, попали в беду.

СЛАЙД 8. ПОЯВЛЯЕТСЯ СЛОВО – КЕЙС – МЕТОД

  Для достижения новых результатов образования необходимо использовать новые эффективные методы, один из них - это кейс - метод.

Кейс-метод или метод конкретных ситуаций – это метод активного проблемного, эвристического обучения.

Название метода происходит от английского case – случай, ситуация и от понятия «кейс» - чемоданчик для хранения различных бумаг, журналов, документов и пр.

Отличительной особенностью данного метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. При этом сама проблема должна быть актуальна на сегодняшний день и иметь несколько решений.

Виды кейс – технологии:

  • Фото – кейс;
  • Кейс – иллюстрации;
  • Анализ конкретных ситуаций;
  • Проигрывание ролей (ролевое проектирование).
  • кейс, представленный в форме видеоматериала (видео-просмотр)
  • кейсы-наоборот
  • др.

Задание  родителям (фото-кейс)

- Рассмотрите фотографию.

- Сформулируйте проблему, исходя из данной фотографии.

Проблема: Ребенок переходит дорогу в неположенном месте, он нарушает правила дорожного движения.

- Какие последствия могут быть?

- Рассмотрите еще одну фотографию.

Вопрос для проведения «мозгового штурма»:

- Что мальчик не учел, переходя дорогу в неположенном месте?

- Как найти выход из данной проблемной ситуации?

Учитель проводят анализ данной проблемной ситуации и высказывают свои предположение в виде полных ответов на вопросы.

- Представьте, что это вы. Постарайтесь выбрать самое оптимальное правильное решение.

- Как бы вы поступили на его месте?

(примеряют поступок мальчика на себя, выбирают самое оптимальное правильное решение)

- Какой можно сделать вывод?

Вывод: переходить дорогу надо только по пешеходному переходу - «зебре».

 

В данном случае, я применила кейс-технологию, а именно технологию «Фото-кейс». Она актуальна, потому что даёт возможность сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребёнок в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации.

При всём многообразии видов кейсов, все они имеют свою внутреннюю структуру, свою этапность в реализации.

1 этап – то этап предъявления стимульного материала кейса. Учитель зачитывает текст, предъявляет картинку и дает вводный рассказ, привлекает ребенка к драматизации и т. д. в зависимости от типа кейса. Самое главное – это погружение ребенка в проблемное поле. И вопрос, который ставит педагог перед детьми, всегда направлен на вычленение проблемы. Используются такие вопросы, как «Что неправильно делает ребенок?», «Что случилось с ребенком?»

2 этап – это этап выявления причинно-следственных связей, условий, влияний, неадекватности и т. п. Используются такие вопросы, как «Почему это могло случиться?», «Почему так произошло?» Педагог поощряет многообразие версий, ориентирует детей на установление ответственных, на «перебор» причин.

3 этап – это этап поиска верных и безопасных вариантов поведения. Воспитатель задаёт вопросы типа «Как правильно поступить в этой ситуации?», уточняет, сам ли ребенок решает проблему или прибегает к помощи взрослого человека. Здесь же педагог уточняет, что нужно изменить в окружающей среде, чтобы она стала безопасной и приятной для жизни.

4 этап – этап вербализации, этап коллективного творческого решения, формирования правила на основе пережитого обсуждения, опыта.

Педагог предлагает детям-участникам сформулировать правило безопасного поведения, которым бы могли воспользоваться и другие дети, и даже малыши. На этом же этапе происходит оценка работы детей по кейсу со стороны воспитателя и возможно самооценка работы по проблемной практической ситуации. 

Чем полезны такие приёмы  в работе? (Такие задания заставляют думать, анализировать, сравнивать, синтезировать).

ВЫВОД: С помощью таких приемов, мы сможем научить ребенка правильно вести себя на проезжей части, с незнакомцами и избегать ситуаций, опасных для его жизни и здоровья.

 

ИТОГ: Хотелось бы закончить мой мастер - класс поговоркой, которою часто мы слышим: «Если предупрежден, значит вооружен!»

Так давайте вооружимся мы, вооружим наших детей знаниями по безопасности жизнедеятельности и будем соблюдать их!

В заключение хочется сказать: не пренебрегайте правилами безопасности! Начните изучать их с детьми. Одно неправильное действие родителей на глазах детей или вместе с ним может перечеркнуть сто словесных правильных указаний. Показывайте детям только положительные примеры. Пусть каждый день будет безопасным! Доброго безопасного пути Вам и вашим детям!

«Ключевое слово» 

Я  предлагаю каждому из участников по цепочке называть вслух свое слово,

с которым у них ассоциируется  содержание состоявшегося мастер-класса.

Продолжите фразу: Сегодня я ещё раз напомню своему ребёнку о том, что…

Мы сегодня хорошо поработали, давайте поаплодируем друг другу

 Благодарю  за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Обеспечение безопасности учебного процесса"

Проблема безопасности жизнедеятельности человека признаётся во всём мире. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников образова...

Родительское собрание-диспут во 2 классе «Дети глазами родителей, родители глазами детей»

Задачи собрания:1. Формировать у ребят уважительное отношение к своему дому, семье и культуру взаимоотношений родителей и детей.2. Способствовать сближению взрослых и детей, формирование положительных...

Сценарий фрагмента родительского собрания «Игры наших детей»

Предлагаю вашему внимания фрагмент родительского собрания...

Конспект родительского собрания в 1-4 классах "Азбука дорожной безопасности"

Организация совместной деятельности родителей и учителей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, повышения культуры участников дорожного движения....

Родительское собрание на тему «Оптимизация домашней самостоятельной работы обучающихся как условие успешности их обучения»

Тема собрания актуальна во все времена: как организовать самостоятельную работу ребёнка по подготовке домашнего задания...

Фрагмент родительского собрания – 1 класс.

Фрагмент родительского собрания – 1 класс....

Фрагмент родительского собрания в подготовительной группе

Фрагмент родительского собрания в подготовительной группе...