Программа коррекционно - реабилитационного курса «Мир оригами» для слабовидящих обучающихся 3 класса на 2019 – 2020 учебный год
методическая разработка (3 класс)

/

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kor.-reab._kurs_4_klass.docx52.44 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент общего образования, дополнительного образования и воспитания

Министерство образования и науки Ульяновской области

Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение

 «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями

здоровья № 91»

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по ВВВР

__________Котельникова Р.А.

«____»    ___________2019 г.

Протокол методического совета №1

от «_   »  августа 2019 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор

_________Куприянов В.А.

«_ _ »   сентября 2019г.

Приказ № _ _от «     » августа 2019  г.

Протокол педсовета №1

от «28» августа  2019 г.

Программа коррекционно - реабилитационного курса «Мир оригами»

ГПД  3 «А»  класса

на 2019 – 2020 учебный год

РАССМОТРЕНО:

Заседание МО классных руководителей

и воспитателей

Руководитель МО  _____  Анейчик М.В. 

Протокол №_1 от «     »  августа   2019г.

Составитель: Страхова В. Ю.,

воспитатель ГПД

Ульяновск

2019

Пояснительная записка

        Данная программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

- Федерального закона  от 29. 12. 2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Конвенции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 31. 12. 2015 № 1577);

- Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования, школы для слепых и слабовидящих обучающихся (разделы: «Программы духовно – нравственного развития и воспитания слепых обучающихся», «Программа формировании экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни слепых и слабовидящих обучающихся», «Программа воспитания и социализации для обучающихся на ступени основного общего образовании»);

- Инструктивного письма Министерства общего и профессионального образования РФ №48 от 04.09.97г. "О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1-8 видов;

- Устава Областного государственного казённого общеобразовательного учреждении «Школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 91 г. Ульяновска»;

- Положением о программном обеспечении воспитательного процесса в группах продлённого дня  и дополнительных образовательных программах ОГКОУ «Школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 91 г. Ульяновска».

Актуальность и педагогическая целесообразность программы

         В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» определен в качестве принципа государственной политики гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности. Практический гуманизм предусматривает обеспечение комплекса условий для развития каждого человека как высшей самостоятельной ценности, как индивидуальности.

         Творчество есть реальное бытие индивидуальности. В инновационной модели образования закрепляется требование учета интересов, склонностей детей, их индивидуальных способностей при создании оптимальных условий для самовыражения в различных видах деятельности.

        Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Еще Аристотель подчеркивал, что занятия творчеством способствуют разностороннему развитию личности ребенка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, многие русские преподаватели, педагоги, психологи. Работы специалистов свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние.

       В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается, как формирование эстетического отношения посредством развития умения  понимать и создавать художественные образы.

     Человек будущего должен быть созидателен, личностью с развитым чувством и активным творческим началом. Развитие творчества - это один из «мостиков», ведущих к развитию художественных способностей.

       Данный реабилитационно-коррекционный курс направлен  на развитие творческих способностей и эстетическое воспитание детей. В ходе его освоения дети приобщаются к

такому искусству как оригами, познают культуру других стран, приобретают практические навыки работы с художественными материалами и инструментами.

       Оригами (яп., букв. «сложенная бумага») — древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Каждая модель имеет универсальную схему складывания со знаками, указывающими действие. Понятную для всех систему знаков изобрел японский оригамист Акира Йошизава. Значки понятны даже маленькому ребенку и практически не требуют дополнительных объяснений.

       В настоящее время - это самый простой и доступный вид декоративно-прикладного творчества. Популярность оригами заключается в том, что для него не требуется никаких специальных инструментов, а в качестве материала может использоваться почти любая бумага (бумага для офисной техники, газета, обои, упаковочная бумага, картон, бархат и др.) бумаги. Программа дает ребѐнку возможность реально, самостоятельно открывать для себя волшебный мир листа бумаги, превращать его в предметы живой и неживой природы, предметы быта; постигать структуру, свойства, наслаждаться палитрой цветовых гамм, сочетанием различных комбинаций, таким образом, активизируя воображение, фантазию и развивая художественный вкус. Педагогическая целесообразность данной программы в том, что она способствует раннему самоопределению, дает возможность полноценно прожить детство, реализуя себя. Дети видят конечный результат деятельности и стремятся решить поставленную задачу.

        Работа в этой технике благоприятствует развитию важнейшей социальной функции личности школьников – формированию навыков общения в коллективе в процессе учебной деятельности, формируя такие нравственные качества, как коллективизм, умение сопереживать, готовность оказывать помощь, желание радовать окружающих результатами своего труда. Специалисты считают, что занятия оригами помогают ребенку развиваться, более полно используя ресурсы своей психики, в результате чего:

  • повышает уровень интеллекта (внимательность, восприятие, смышленость, логичность);
  • активизирует творческое мышление: растет скорость, гибкость, оригинальность;
  • повышает и стабилизирует на высоком уровне психо-эмоциональное состояние;
  • улучшает двигательные способности рук (повышение качества складываемых моделей позволяет говорить о развитии тонкой моторики рук в процессе занятий оригами);
  • стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
  • знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.
  • развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.
  • способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.
  • совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать  в порядке рабочее место.

Программа  содержит пояснительную записку, цели и задачи программы, календарно-тематический план   на 2019 - 2020 учебный год, содержание программы, планируемые результаты, методы, приемы, средства и формы воспитательной и коррекционно-реабилитационной работы, критерии и способы изучения эффективности программы,  учебно-методический комплекс к программе.

Цель и задачи курса.

 Цель программы - творческое развитие личности младшего школьника через приобщение его к искусству оригами. Задачи программы:

 Обучающие

1) Познакомить детей с базовыми формами оригами.

2) Познакомить детей с основными геометрическими понятиями.

3) Научить читать схемы, по которым складываются оригами и представлять по ним изделия в объеме.

4) Научить детей различным приемам работы с бумагой.

5) Содействовать освоению понятия «композиция» в искусстве

Развивающие:

1) Развить у детей у детей способность работать руками, приучить к точным движениям пальцев, развить мелкую моторику рук, развить глазомер.

2) Развить художественный вкус и творческие способности детей, активизировать их воображение и фантазию.

3) Стимулировать развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.

Воспитательные:

1) Воспитать интерес к искусству оригами.

2) Формировать культуру труда, воспитывать аккуратность, умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Принципы функционирования программы

        Реализация программы «Мир оригами» основывается на общедидактических принципах научности, последовательности, системности, связи теории с практикой, доступности. При разработке программы учитывались основные принципы образования:

1. Принцип природосообразности. Воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту. Образование строиться в соответствии с природой ребѐнка, его психической конституцией, его способностями. содержание программы должно быть безопасным, целесообразным, соразмерным.

2. Принцип эвристической среды означает, что в социальном окружении доминируют творческие начала при организации деятельности объединения. При этом творчество рассматривается как необходимая составляющая жизни каждого человека и как универсальный критерий оценки личности и отношений в коллективе.

3. Принцип культуросообразности. Этот принцип предполагает максимальное использование национальной, семейной, духовной культуры, а также понимание педагогического процесса как составной части культуры общества и семьи, как культурно-исторические ценности, заключающей в себе прошлый опыт воспитания.

4. Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие происходит в процессе такого взаимодействия педагога и учащегося, содержанием которого является обмен эстетическими ценностями, а также совместное продуцирование художественных ценностей. Диалогичность требует искренности и взаимного понимания, признания и принятия. При использовании данного принципа формируются субъект – субъектные отношения в коллективе.

5. Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и выведение ребенка в самостоятельное проектное действие, развертываемое в логике замысел – реализация – рефлексия. В ходе проектирования перед человеком всегда стоит задача представить себе еще не существующее, но то, что он хочет, чтобы появилось в результате его активности. Если ему уже задано то, к чему он должен прийти, то для него нет проектирования. В логике действия данного принципа предусматриваются коллективные художественные проекты детей.

6. Принцип гуманистической направленности – обеспечение доверительных отношений между участниками воспитательного процесса, воспитание чувства уважения к окружающим.

7. Принцип компетентностного подхода – создание условий для проявления и развития личности учащегося в различных видах деятельности. В процессе познавательной, творческой, коммуникативной деятельности учащийся овладевает определенными

компетенциями.

8. Принцип личностно – ориентированного воспитания – создание условий для развития индивидуальности учащегося, его свободной воли в выборе средств и путей самоопределения. Организация педагогической поддержки учащегося в овладении навыками самоанализа, самопознания, самоопределения и самосовершенствования.

Основные характеристики реализации курса

Программа «Мир оригами» предназначена для учащихся начальной школы и реализует межпредметные связи с математикой, технологией, изобразительной деятельностью, мировой художественной культурой. Возраст обучающихся по программе 9-10 лет. Программа не предъявляет требований к содержанию и объѐму стартовых знаний. Срок реализации программы: 1 учебный год. Учебные занятия могут проводиться со всем составом объединения, по группам и подгруппам, а также индивидуально с наиболее способными детьми при подготовке к конкурсным мероприятиям. Режим занятий: одно занятие в неделю по одному учебному часу.

Условия реализации программы

Реализация программы рассчитана на использование традиционных и нетрадиционных форм воспитания, нестандартных технологий, коррекционно-развивающих методов и приемов. В соответствии с индивидуально-типологическими особенностями детей с ОВЗ, отклонениями в поведении необходимо использовать коррекционно-развивающие приемы:

- создание эмоционально  - доброжелательного комфорта;

- ситуации успеха;

- занимательность и новизна;

- алгоритм действий;

- динамизм;

- чередование труда и отдыха;

- посильные задания;

- авансирование успеха;

- индивидуальная помощь.

Отбор и структурирование содержания, направления и этапы курса

         Программное содержание, методы, формы, средства обучения отбирались с учѐтом выше обозначенных принципов, а также личностно-ориентированного и деятельностного подходов к организации образовательного процесса. Основы учебной деятельности, основы знаний закладываются впервые годы обучения, следовательно, образовательная программа по оригами должна учитывать потребность младшего школьника в приобретении знаний и, одновременно, возрастные особенности обучающихся. Поэтому отбор видов деятельности в данной программе сделан с учетом возрастного диапазона детей (7-11 лет), а также практической значимости выполняемых изделий, получаемых знаний, умений и навыков для будущей самостоятельной жизни.

         Образовательный процесс по программе осуществляется последовательно по этапам. На первом базовом этапе (первое полугодие) обучающиеся знакомятся с особенностями искусства оригами и его историей, с основными условными обозначениями и простыми приемами складывания моделей оригами. Обучающиеся приобретают первичные знания: о геометрических понятиях («квадрат», «диагональ», «угол», «треугольник»); об основных базовых формах оригами. Учатся создавать двухмерные композиции, закрепляют навыки работы с бумагой различной плотности и фактуры, самостоятельно делать квадратную заготовку, точно соединять углы квадрата, выполнять простые модели оригами, основанные на основных базовых формах. Второй основной этап (второе полугодие) предусматривает работу с более сложными базовыми формами и приемами складывания. Обучающиеся знакомятся с трехмерной композицией, узнают, что такое модуль, равновесие. Учатся выполнять динамичные модели оригами. Начинается подготовка детей к участию в учрежденческих и городских конкурсах и выставках. Программа предусматривает, преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие, воспитывает уверенность в себе.

Формы организации образовательного процесса

         Основная форма учебного процесса – это занятия, подразделѐнные на подготовительный период, повторение пройденного материала, изучение нового, закрепление изученного, постановку новой задачи, контроль и оценку, подведение итогов. Занятия включают в себя теоретическую и практическую часть. Теоретическая часть может быть представлена в виде демонстрации приѐмов работы педагогом, объяснения материала, показа наглядных пособий и образцов изделий, бесед по искусству, групповых и индивидуальных консультаций для учащихся. Практическая часть представлена в виде практического закрепления, самостоятельной работы, изготовления изделий, а также игр, экскурсий, выставок, мастер-классов. В процессе освоения программы применяются три вида заданий:

1) тренировочные, в которых предлагается работа по образцу, с иллюстрацией, дополнительной конкретизацией. Они используются на этапе освоения технологии.

2) частично-поисковые, когда учащиеся должны самостоятельно выбрать тот или иной известный им способ изготовления, или определить наиболее подходящий материал для воплощения замысла, или выполнить декорирование изделия;

3) творческие, для которых характерна новизна формулировки, которую ученик должен осмыслить, самостоятельно определить связь между неизвестным и арсеналом своих знаний, найти способ воплощения образа.

Для занятий по оригами нужна только бумага и знания. С помощью оригами легко и быстро создаѐтся целый мир, в котором можно играть. На занятиях оригами можно не только складывать, но и изучать окружающий мир, играть, сочинять истории, знакомиться с персонажами литературы и русского фольклора. Поэтому образовательный процесс в объединении организуется как длительная познавательная игра «Строим город оригами». В ходе игры последовательно, поэлементно создается большое панно «Город оригами». В созданном детьми городе есть дома, магазины с товарами, парки с растениями, цветами, зоопарк с животными, улицы с транспортом и т.д. В процессе работы из сложенных фигурок можно составлять предметные, сюжетные и орнаментные аппликации как индивидуальные, так и коллективные. Сначала обсудить с детьми тему аппликации. На предварительно подготовленный фон ребята самостоятельно накладывают сложенные фигурки; изделия можно передвигать, сравнивать их друг с другом, накладывать одна на другую, выбирая оптимальное положение. Такая практика способствует быстрому усвоению правил композиции. Программа предполагает и постепенное изменение видов работы: от создания фигурок до сочинения сказок, коллективных работ, творческих альбомов детей, сказочных персонажей с последующей драматизацией, участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.

        Одной из форм работы по программе является проектная деятельность, которая предоставляет обучающимся творческую свободу, право выбора объекта проектирования и техник его воплощения. Изучение содержания программы осуществляется в разнообразных формах:

  • коллективных (организация и проведение досуговых мероприятий, выезды на экскурсии, ролевые игры по планированию деятельности, игры, обсуждение итогов года и др.),
  • групповых (самостоятельная работа по заданию педагога),
  • индивидуальных (выполнение практических заданий, подготовка к конкурсным мероприятиям).

        Сочетание коллективных и индивидуальных форм работы воспитывает у учащихся взаимное уважение, умение работать в группе, развивает способность к самостоятельному творческому поиску и ответственность за свою работу, от которой зависит общий результат.         Выставочная деятельность является важным компонентом образовательного процесса.

 Выставки могут быть:

постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;

однодневные - проводится в конце занятия с целью обсуждения его результатов; тематические - по итогам изучения разделов, выполнения проектов. Обязательно должны быть представлены все законченные работы, независимо от их успешности;

 персональные – выставки отдельных, наиболее успешных учащихся;

итоговые – в конце учебного года проводится выставка практических работ учащихся «Увлекательный мир оригами».

Ожидаемые результаты освоения программы

        Требования к уровню подготовки выпускников направлены на овладение учащимися знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, значимыми для социальной адаптации личности, еѐ приобщения к мировым культурным ценностям.

I. Освоение предметных знаний и умений:

В результате освоения программы учащиеся должны знать:

  • что такое оригами;
  • некоторые факты из истории искусства оригами;
  • условные обозначения оригами.
  • различные приемы работы с бумагой: сгибание, многократное складывание, надрезание.
  • основные геометрические понятия: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина.
  • базовые формы оригами: треугольник, квадрат, книжка, дверь, дом; конверт, блин, воздушный змей,  бомбочка;
  • приемы разметки (линейка, шаблон);
  • правила безопасности при работе ручными инструментами (ножницы, кисти, нож).

должны уметь:

  • пользоваться необходимыми инструментами ручного труда и приспособлениями;
  • следовать устным инструкциям педагога;
  • читать и зарисовывать элементарные схемы изделий;
  • создавать изделия оригами, пользуясь схемами;
  • выполнять разметку листа бумаги с помощью линейки или шаблона;
  • анализировать образец;
  • соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами.
  • читать и зарисовывать сложные схемы изделий;
  • подбирать бумагу нужного цвета;
  • анализировать свою работу.

II. Освоение опыта самостоятельной творческой деятельности

 По окончании программы учащийся должен:

  • стремиться к достижению самостоятельного, творческого уровня при выполнении практических заданий;
  • оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении кабинета, своей комнаты дома;
  • создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
  • проявлять эстетический вкус при выполнении практических заданий;
  • иметь навыки подготовки работ к экспозиции.

учащийся способен:

  • организовать персональную выставку прикладных изделий;
  • принять участие в итоговой выставке объединения «Увлекательный мир оригами».

Контроль за реализацией программы

         Текущий контроль, – это систематическая оценка уровня освоения дополнительной образовательной программы в течение учебного года. Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, воспитательную, проверочную и корректирующую функцию.

         В начале учебных занятий педагогом проводится вводный контроль для определения начального уровня знаний учащихся в форме викторины «Что я знаю об оригами».

         В течение всего курса обучения осуществляется оперативный контроль в форме педагогических наблюдений, позволяющий определить уровень усвоения программы, творческую активность учащихся. Это позволяет выявить затруднения учащихся и оперативно изменить ход учебно-воспитательного процесса.

         Оценивание обучающихся на занятиях носит словесный характер. Педагог оценивает любое продвижение ученика. В конце занятия отмечается активность детей.

         При оценке текущей работы учитывается правильность выполнения приемов и способов работы, рациональность выполнения труда и рабочего места, экономное расходование материалов, соблюдение правил техники безопасности, аккуратность и своевременность выполнения работы, осуществление самоконтроля.

         Итоговый контроль проводится в конце учебного года обучения. Формой подведения итогов по программе является защита учебного проекта и проведение итоговой выставки «Увлекательный мир оригами».

Содержание программы

Раздел 1. Оригами. Искусство или головоломка (7 ч.)

Тема 1.1. Вводное занятие. Теория. 4 ч.

О задачах курса и плане на учебный год. Правила техники безопасности. Игра – знакомство с детьми. Инструктаж о правилах поведения на занятиях и технике безопасности. Знакомство с учреждением дополнительного образования, кабинетом и пособиями. Знакомство с выставкой работ обучающихся прошлых лет. Знакомство с историей искусства оригами, коллекцией бумаги, материалами для занятий оригами. Классификация бумаги, ее свойства, виды и назначения, подготовка и подбор бумаги. Беседа о разновидностях изделий в технике «Оригами». Традиционные и новые техники оригами.

Входная диагностика. Викторина «Что я знаю об оригами».

Практическая работа. Приемы складывания бумаги. Деление квадрата на 2, 4 частей. Изготовление «квадрата» из бумаги формата А4.

Тема 1.2. Условные обозначения в оригами. 1 ч.

Теория. Азбука Оригами: приемы и знаки, изучение условных обозначений и схем. Рассказ о работе с технологической картой и схемами.

Тема 1.3. Базовые формы оригами. 2 ч.

Теория. Знакомство с основными базовыми формами оригами: треугольник, книга, дверь, блин. Динамические технологические таблицы с последовательным изготовлением. Образцы готовых изделий.

Раздел 2. Игрушки своими руками (16 ч.)

Тема 2.1. Оригами-игрушки. 4 ч.

Теория. Знакомство с базовой формой оригами: «Дом». Динамические технологические таблицы с последовательным изготовлением. Образцы готовых изделий.

Практическая работа. Изготовление оригами: Пианино. Домик. Говорящая мордочка. Кошелек.

Тема 2.2. Оригами транспорт. 2 ч.

Теория. Знакомство с базовой формой оригами: «Воздушный змей». Динамические технологические таблицы с последовательным изготовлением. Образцы готовых изделий. Практическая работа. Изготовление оригами: самолеты, корабли. 

Тема 2.3. Оригами одежда. 5 ч.

Теория. Динамические технологические таблицы с последовательным изготовлением. Образцы готовых изделий.

 Практическая работа. Оригами одежда. Платье. Кимоно. Рубашка. Шорты. Майка.

Тема 2.4. Оригами головные уборы. 2 ч.

 Теория. Динамические технологические таблицы с последовательным изготовлением. Образцы готовых изделий.

Практическая работа. Головные уборы. Шапка. Пилотка.

Тема 2.5. Оригами мебель. 3 ч.

Теория. Динамические технологические таблицы с последовательным изготовлением. Образцы готовых изделий.

 Практическая работа. Оригами мебель. Парта. Кровать. Диван.

Раздел 3. Модульное оригами (4 ч.)

 Тема 3.1. Разновидности модулей в оригами. 1 ч.

 Теория. Знакомство с модульным оригами. Презентация.

Практическая работа. Изготовление модулей.

Тема 3.2. Игрушки из модулей. 3 ч.

 Теория. Знакомство с базовой формой оригами: «Катамаран». Динамические технологические таблицы с последовательным изготовлением. Образцы готовых изделий.        Практическая работа. Модульные игрушки. Цветок. Зайчик. Оригамический орнамент.

Раздел 4. Проект. «Птица счастья» (7 ч.)

Тема 4.1. Поисковый этап проектирования. 1 ч.

Практика. Сбор информации об объекте проектирования. Знакомство с изготовлением новых фигурок – оригами «Птица». Динамические технологические таблицы с последовательным изготовлением.

Тема 4.2. Аналитический этап проектирования. 1 ч.

Практика. Эскизная проработка объекта проектирования. Коллективное обсуждение эскизов. Определение примерных размеров (общих для всех) готовых объектов.

Тема 4.3. Практический этап проектирования.  3 ч.

Практика. Изготовление объекта проектирования в соответствии с разработанным эскизом, проработка деталей, оформление готового изделия. Сбор всех выполненных частей объекта в один.

Тема 4.4. Презентационный этап проектирования. 1 ч.

Практика. Подготовка выставки всех работ, созданных в процессе проектирования. Коллективная работа. «Птица счастья». Выставка. Защита проекта.

Тема 4.5. Итоговое занятие. 1 ч.

Методическое обеспечение программы

Кадровое обеспечение

Реализовывать программу может педагог, имеющий среднее специальное или высшее педагогическое образование, обладающий достаточными знаниями и опытом практической деятельности в области художественного образования младших школьников и владеющий технологией оригами. Для проведения диагностики психического развития обучающихся к работе по программе привлекается психолог, владеющий методиками работы с детьми.

          Младший школьный возраст называют «вершиной детства», поэтому учебная деятельность, являющаяся основной деятельностью данной возрастной группы, должна сочетаться с элементами игровой деятельности. Результатом каждого занятия служит сложенная своими руками бумажная игрушка, имеющая помимо художественной ценности, прикладной характер – с ней можно играть. Общий курс занятий начинается с демонстрации учащимся образцов фигурок оригами разного уровня сложности, собранной из качественной цветной бумаги; при этом разъясняются принципы и правила оригами, история его развития. Затем производится совместное складывание, при этом даются разъяснения относительно ориентации на листе бумаги: верх, низ, середина, угол и т.д. После складывания "с руки" (под руководством педагога) детям предоставляется возможность воспроизвести фигурку (либо отдельный модуль) по памяти. Тем учащимся, у которых возникают затруднения, помогает педагог или ученик, который все понял и сложил сам изделие. В начале занятий младшими школьниками проводятся упражнения для пальцев (пальчиковые игры). Уставший во время складывания ребенок может при желании сделать перерыв в своей работе и отвлечься, не мешая другим (вместо общего перерыва). При этом он может просмотреть иллюстрированную литературу по оригами или сложить более доступные (простые) фигурки.

          Отсутствие обязательных «заданий на дом» не означает их полного отсутствия. Детям предлагается дома, в качестве тренировки, сложить по памяти модели оригами, которые складывались на уроке, самостоятельно поработать по рекомендованным для «домашнего изучения» книгам, создать, по желанию, творческую работу на определенную тему или подумать над тем, как можно «усовершенствовать или украсить» изделие, изготовленное на уроке. Этот педагогический приѐм в полной мере поможет выделить из основной (подавляющей) группы детей, которые «это» делать не будут, тех ребят, у которых изначально развито огромное чувство ответственности, трудолюбие, и качества, присущие одарѐнным людям. Работа над многофигурной коллективной аппликацией выполняется следующим образом:

1. Выбор сюжета.

2. Выбор фигурок.

3. Выбор размера фигурок.

4. Выбор размера и цвета фона.

5. Подбор бумаги для работы.

6. Складывание фигурок.

7. Раскрашивание фона.

8. Расположение и наклеивание фигурок. Окантовка работы.

          В конце учебного года проводится выставка практических работ учащихся «Увлекательный мир оригами». Подготовка итоговой выставки проходит по этапам:

1) выбор лучших работ,

2) разработка тематики и концепции экспозиции,

3) дооформление выставочных образцов,

4) установка и монтаж экспозиции, подготовка каталога выставки, оформление книги отзывов. Проведение итоговой выставки работ обучающихся «Увлекательный мир оригами» включает следующие этапы:

1. Встреча гостей. Знакомство с экспозицией выставки.

2. Круглый стол. Педагог и дети кратко рассказывает о творческом коллективе и о результатах своей деятельности в учебном году.

 3. Обучающиеся делятся впечатлениями об экспонатах, которые им особенно понравились.

4. Ответы на вопросы гостей. Выступление гостей.

5. Награждение наиболее успешных обучающихся.

Дидактическое и методическое обеспечение (учебно-методический комплекс)

Для реализации данной программы сформирован учебно-методический комплекс, который постоянно пополняется. Учебно-методический комплекс имеет следующие разделы и включает следующие материалы:

 I. Методические материалы для педагога:

 1. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии мероприятий, памятки и др: 1.1. Комплексы оздоровительно-профилактических упражнений, предотвращающих и снижающих утомление обучающихся (для младшего школьного возраста);

 1.2. Тематические буклеты со схемами оригами.

2. Организационно-методические материалы:

 2.1. Перспективный план работы педагога на текущий год;

2.2. Календарно-тематическое планирование учебного материала на учебный год;

2.3. Отчет о деятельности педагога за прошедший учебный год.

2.4. Положение о проведении учрежденческого итогового мероприятия Фестиваля интеллекта и творчества «Мы в Центре»;

 2.5. Положения, письма, приказы организаторов конкурсов и конференций разных уровней по профилю объединения.

3. Диагностический инструментарий:

3.1. Комплект диагностических материалов по проведению итоговой диагностики: показатели и критерии оценки детских проектных работ, показатели и критерии анализа итогов отчетной выставки.

3.2. Анкета для родителей «Удовлетворенность результатами посещения ребенком занятий творческой мастерской».

3.3. Журнал критериальных оценок.

II. Литература для педагога и учащихся

Для детей:

1. Черенкова, Е.Ф. Оригами для малышей. 200 простейших моделей: учебное пособие / Е.Ф.Черенкова. – СПб. : Дом XXI век. Рипол Классик, 2007. - 154с.

2. Броди, В. Зверюшки из бумаги. / Вера Броди – М. : Мой мир, 2008. – 96 с. - (Мастерим с мамой).

Для педагога:

1. Афонькин, С. Ю. Все об оригами. / С.Ю. Афонькин, Е.Ю. Афонькина — СПб. : ООО СЗКЭО "Кристалл", 2004. — 272 с.

2. Афонькин, С.Ю. Игрушки. / С.Ю. Афонькин — М. : ЭКСМО-Пресс, 2002. — 128 с. - (Библиотека оригами).

3. Афонькин, С. Ю. Оригами. Бумажный зоопарк. / С.Ю. Афонькин, Е.Ю. Афонькина — СПб. : Литера, 2003. – 68 с.

4. Афонькин, С. Ю. Оригами. Игры и фокусы с бумагой. / С.Ю. Афонькин, Е.Ю. Афонькина - СПб. : Химия, 1994.- 64 с.

5. Афонькин, С. Ю. Оригами. Цветы и вазы. / С.Ю. Афонькин, Е.Ю. Афонькина — СПб. : ООО СЗКЭО "Кристалл", 2002. – 110 с.

6. Бич, Р. Оригами: Большая иллюстрированная энциклопедия. / Рик Бич - М. : Эксмо, 2004. – 256 с.

7. Джоунс, Ф. Фантазии из бумаги: Энциклопедия: техника, приемы, изделия. /Фиона Джоунс – М. : АСТ-ПРЕСС, 2007. – 160 с. – (Золотая библиотека увлечений).

8. Долженко, Г. И. 100 поделок из бумаги. / Г.И. Долженко — Ярославль : Академия развития, 2006. – 142 с.

9. Кадзуо, Х. Оригамика: Геометрические опыты с бумагой. / Хага Кадзуо. - М. : Издательская группа URSS, 2012. -160 с.

10. Соколова, С.Н. Сказка оригами. / С.Н. Соколова – М. : Эксмо-Пресс, СПб. : Валери СПД, 2004. – 240 с. – (Академия «Умелые руки»).

11. Тарабарина, Т.И. Оригами и развитие ребенка: Популярное пособие для родителей и педагогов. / Т.И. Тарабарина. – М. : Академия развития, 1997. - 222 с.

12. Черныш, И.В. Удивительная бумага. / И.В. Черныш – М : АСТ-ПРЕСС, 2000. – 160 с.

13. Чиотти, Д. Оригинальные поделки из бумаги. / Донателла Чиотти – М. : Мир книги, 2008. – 96 с. – (Детское творчество).

14. Шаульская, Н.А. Калейдоскоп конкурсных программ для школьников. / Н.А. Шаульская. – Ярославль : Академия развития, 2008. – 224 с. – (Серия «После уроков»).

III. Интернет-ресурсы:

1. http://www.mirknig.com/ - большая детская энциклопедия для детей.

2. www.origami.ru - сайт для всех, кто интересуется оригами.

IV. Дидактические материалы для учащихся:

 1. Наглядные пособия:

1.1. Образцы изделий оригами, выполненные педагогом;

1.2. Демонстрационные плакаты «Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний».

1.3. Альбом лучших работ детей.

2. Медиапособия:

2.1. Учебный видеофильм «Искусство оригами».

 2.2. Медиапрезентации «Самолеты», «Водный транспорт», «Цветы из бумаги», «Оригами - головные уборы», «Оригами игрушки», «Делаем украшения своими руками», «Веселые маски», «Оригами: мир птиц и животных», «Модульное оригами, бумажные поделки из модулей оригами».

 3. Дидактические раздаточные материалы:

3.1. инструкционные карты и схемы базовых форм оригами;

3.2. инструкционные карты сборки изделий;

3.3. схемы создания изделий оригами.

3.4. Карточки-задания группам на этапах по проекту;

3.5. Памятка по оформлению отчета по проекту (пояснительной записки);

 3.6. Буклеты по оригами.

Материально-техническое обеспечение программы

Для реализации программы необходимо следующее оборудование:

1) Принтер черно-белый, цветной;

2) Сканер;

3) Ксерокс;

4) Ноутбук;

5) Мультимедийная установка (проектор, экран) или интерактивная доска;

6) Цифровой фотоаппарат;

7) Флеш-карты

8) Выставочные стенды;

9) Сувенирная продукция для награждения лучших участников выставки.

Для реализации программы необходимы следующие материалы:

1) Бумага разных видов: ксероксная, цветная, картон, ватман и т.д. Белая бумага, цветная бумага тонкая, двухсторонняя цветная бумага, картон белый и цветной; гофрокартон.

2) Бумага разного формата: А3, А4, А5.

3) Материалы для творчества детей: пластилин, акварель, гуашь, пастель, клей ПВА, цветные карандаши, фломастеры.

Для занятий необходимы следующие инструменты и принадлежности:

1) линейки, треугольники;

2) простые карандаши, ластики;

3) лекала, трафареты, трафареты с кругами; шаблоны;

4) кисточки для клея;

5) ножницы небольшие с острыми концами для вырезания деталей, а также с длинными лезвиями;

6) зубочистки для фиксации мелких деталей при склеивании;

7) подложки из линолеума;

8) паспарту и багетные рамки;

9) ѐмкости для воды;

10) шило для прокалывания бумаги;

11) фигурные дыроколы.

Для реализации программы необходимы канцелярские принадлежности: ручки, карандаши, маркеры, корректоры; блокноты, тетради; бумага офисная; клей; степлеры, файлы, папки. 20


Список литературы, использованной при составлении программы

1. Афонькин С. Ю. Уроки оригами в школе и дома: Экспериментальный учебник для начальной школы / С.Ю.Афонькин, Е.Ю. Афонькина; Издание 3-е. – М. : Аким, 1996,. - 209 с.

2. Буйлова, Л.Н., Кленова, Н.В., Постников, А.С. Методические рекомендации по подготовке авторских программ дополнительного образования детей [Электронный ресурс] / Дворец творчества детей и молодежи. В помощь педагогу. – Режим доступа : http://doto.ucoz.ru/metod/.

3. Закон Российской Федерации «Об образовании», 26.12.2012 г. [Электронный ресурс] / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Режим доступа : http://минобрнауки.рф/документы/2974/файл/1543/12.12.29-ФЗ_Об_образовании_в_Российской_Федерации.pdf.

4. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей / А.К. Колеченко. – СПб. : КАРО, 2006. – 368 с.

5. Концепция развития дополнительного образования детей. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. [Электронный ресурс] / Дополнительное образование: информационный портал системы дополнительного образования детей. – Режим доступа : http://dopedu.ru/poslednie-novosti/kontseptsiya.

6. Кульневич, С.В. Дополнительное образование детей: методическая служба: практическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов и специалистов по дополнительному образованию детей, студентов пед. учебных зав., слушателей ИПК / С.В. Кульневич, В.Н. Иванченко. – Ростов-на-Дону : Учитель, 2005. – 324 с.

7. Методическая работа в системе дополнительного образования: материал, анализ, обобщение опыта: пособие для педагогов дополнительного образования / Сост. М.В. Кайгородцева. – Волгоград : Учитель, 2009. – 377 с.

8. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы). Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ № 09-3242 от 18.11.2015 г. [Электронный ресурс] / Самарский дворец детского и юношеского творчества. – Режим доступа: pioner-samara.ru/sites/default/files/docs/metodrek_dop_rf15.doc.

9. Оценка эффективности реализации программ дополнительного образования детей: компетентностный подход: методические рекомендации / Под ред. проф. Н.Ф.Радионовой и к.п.н. М.Р.Катуновой. - СПб : Издательство ГОУ «СПб ГДТЮ», 2005. – 64 с.

10. Положение о порядке разработки, экспертизы и утверждения дополнительной общеобразовательной программы МБОУ ДО ГЦИР городского округа Тольятти. [Электронный ресурс] / Гуманитарный центр интеллектуального развития. Официальные документы. – Режим доступа: http://cir.tgl.ru/sp/pic/File/Chekrkasova_Yuliya/POLOJENIE_ GTsIR_o_programmah.pdf

11. Положение о формах, периодичности и порядке проведения текущего контроля освоения дополнительных программ, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся МБОУ ДО ГЦИР городского округа Тольятти. [Электронный ресурс] / Гуманитарный центр интеллектуального развития. Официальные документы. – Режим доступа: http://cir.tgl.ru/sp/pic/File/Chekrkasova_Yuliya/POLOJENIE_ GTsIR_o_formah attestacii.pdf .

12. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41г «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». [Электронный ресурс] / Дополнительное образование: информационный портал системы дополнительного образования детей. – Режим доступа : http://dopedu.ru/poslednie-novosti/novie-sanpin-dlya-organizatsiy-dod.

13. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». [Электронный ресурс] / Дополнительное образование: информационный портал системы дополнительного образования детей. – Режим доступа : http://dopedu.ru/normativno-pravovoe-obespechenie/normativno-pravovie-dokumenti-i-materiali-po-organizatsii-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey.

14. Приложение к письму Министерства образования РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О требованиях к программам дополнительного образования детей» [Электронный ресурс] / Дворец творчества детей и молодежи. – В помощь педагогу. – Режим доступа : http://doto.ucoz.ru/load/7-1-0-13.

15. Программа дополнительного образования детей – основной документ педагога: Информационно-методический сборник, выпуск №5 / Сост. Н.А. Леоненко, Т.В. Завьялова, А.В. Кузнецова. – СПб. : Издательство «Ресурсный центр школьного дополнительного образования», 2010. – 62 с.

16. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. / Г.К. Селевко. - М. : Народное образование, 1998. – 256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету «Русский язык», 2 класс, УМК "Перспективная начальная школа"2019 – 2020 учебный год

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса разработана на основе Примерной программы начального общего  образования  по русскому языку, соответствующей Федеральному государственному об...

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение», 2 класс, УМК "Перспективная начальная школа, 2019 – 2020 учебный год

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса разработана на основе Примерной программы начального общего  образования  по литературному чтению, соответствующей Федеральному государ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА и календарно-тематическое планирование по музыке для 1 класса на 2019 – 2020 учебный год

Программа по предмету «Музыка» для I—IV классов общеобразовательных учреждений разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего о...

рабочие программы внеурочной деятельности для обучающихся 3 класса 2019-2020 учебный год

Предлагаю рабочие программы внеурочной деятельности по всем направлениям для учителей, работающих в 3 классах. Программы разработаны в соответствии с требованиями ФГОС....

Спецификация контрольной работы за год по математике для обучающихся 2 классов 2019-2020 учебный год

Работа предназначена для проведения процедуры  промежуточного контроля индивидуальных достижений учащихся в образовательном учреждедии по математике....