Все о птицах
план-конспект занятия (2 класс)

Дементьева Мария Алексеевна

Учить детей распознавать птиц,расширять знания о жизни птиц зимой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vse_o_ptitsah.docx43.93 КБ

Предварительный просмотр:

                           

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 315

Пушкинского района Санкт-Петербурга

Конспект занятия

для учащихся

группы продленного дня

«Все о птицах»

Подготовила

Воспитатель ГПД

Дементьева М.А.

г. Санкт-Петербург

Цели: учить распознавать птиц: воробья, ворону, синицу, снегиря; расширять знания детей о жизни птиц зимой, о повадках, корме; воспитывать сочувствие детей к братьям нашим меньшим.

Оборудование:  предметные карточки с изображениями птиц, картины с изображениями птиц.

Словарная работа: воробей, ворона, синица, снегирь, зимующие, перелетные.

Ход мероприятия

Воспитатель.  А каких птиц вы знаете, ребята? (Ответы детей.)

Правильно. Эти птицы зимуют вместе с человеком в городе.

(Выставляет карточки с изображениями синицы, воробья, вороны, снегиря.)

— Что объединяет этих птиц? Чем они похожи? (Ответы детей.)

Да, у всех птиц есть туловище, голова, ноги, а тело покрыто перьями.

— Чем они отличаются? (Ответы детей.)

Правильно, по размеру (воробей маленький, ворона большая) и по окраске: у снегиря грудка розовая, у синицы желтая. Все эти птицы живут с человеком рядом, только снегирь прилетает зимой из леса, так как зимой ему нечем кормиться. Повадки у всех птиц разные: зимой ворона любит находиться на ветках деревьев, воробьи — на ветках кустов, голуби — на карнизах жилищ. Птички сидят, нахохлившись, прячут клюв и лапки в перышки и так спасаются от мороза. Но им голодно.

— А как вы помогаете зимой птицам? Чем кормите? (Ответы детей.)

Да, надо вешать кормушки с пшеном, хлебными корочками, крошками, салом, семечками.

Воспитатель. Послушайте стихотворение «Покормите птиц зимой».

Покормите птиц зимой —

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Стайкой на крыльцо.

Не богаты их корма!

Горсть зерна нужна.

Горсть зерна —

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их — не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать!

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

А. Яшин

— О чем это стихотворение, ребята? (Ответы детей.) Да, надо заботиться о птицах, чтобы им было легче перенести холода.

Воспитатель. Ребята, послушайте примету: «Если вороны не садятся на верхнюю ветку и нахохлились — это к морозу». Хотите, ребята, стать птичками? Давайте поиграем в игру.

Игра «Птички-невелички»

(Дети имитируют действия птиц.)

Птичка, птичка.

Вот тебе водичка,

Вот тебе и крошки

На моей ладошке.

Воспитатель. Продолжим игру за столом. (Работа по парам с предметными карточками игры «Третий лишний».)

Воспитатель.. Я думаю, что птицы будут благодарны, если на прогулке вы их покормите

 «Уголок природы. Наблюдение за аквариумными рыбками»

Цели: закрепить знания детей о том, что рыбы бывают разные по величине, окраске, форме тела, строению плавников, Учить детей выделять признаки сходства рыб и различия между ними (путем сравнения подвести детей к выводу, чем похожи все рыбы: местом обитания, окраской, наличием плавников, способом передвижения, повадками). Развивать мышление, воображение, речь; прививать желание ухаживать за рыбками.

Предварительная работа: наблюдение за рыбками в аквариуме, их кормление; оказание посильной помощи в очистке аквариума; рассматривание открыток с изображениями рыб; отгадывание загадок.

Оборудование: картины с рыбками.

Словарная работа: вуалехвост.

Ход мероприятия

  1. Слово воспитателя.

В этом домике жильцы —

Все умелые пловцы.

Что за дом у них такой?

До краев налит водой. (Аквариум.)

Большинство экзотических рыб, которых разводят в аквариумах, завезены в наши края из тропических морей. Там многие из них считаются съедобными, но у нас этих рыб держат из-за яркой расцветки или необычной формы. А на воле причудливые полосы и пятна на чешуе помогают пестрым рыбам прятаться среди камней и водорослей. Кроме того, у некоторых из них цвет чешуи выражает настроение: покраснела, скажем, рыбка, значит, сердится. А есть среди этих подводных жителей и такие, которые заботятся о будущем потомстве необычным способом. Чтобы уберечь икру от хищных рыб, один из родителей постоянно прячет ее во рту до тех пор, пока из икринок не выведутся мальки.

Экзотические рыбы: рыба-ангел, сетчатая гаррупа, кабуба, рыба-бабочка, рыба-ютоун, помакант.

Рыба-слон. Родина - Восточная Африка. Размер — 25 см.

Полосатый лепоригус. Родина - Южная Африка. Размер — 15-33 см.

Цифотиляпия-зебра. Семейство цихловые. Родина - озеро Танганьика. Размер - 15-30 см. Самки вынашивают молодь во рту 30-40 дней.

Аквариум - своеобразный экологический прибор, позволяющий искусственно воссоздать с высокой точностью природные условия ручьев, рек, озер и морей любого уголка земного шара. Сегодня в коллекции Московского океанариума (самого большого), свыше 250 видов рыб и беспозвоночных (60 семейств), более 50 видов водных растений со всего света.

Здесь можно увидеть легендарных пираний — грозу рек Южной Америки, причудливых золотых рыбок, пестрых японских карпов, карликовых кошачьих акул, змеевидных мурен, разноцветных морских звезд, ежей и т. д.

Гордость экспозиции — осетровые рыбы, часть из которых занесена в Красную книгу РФ. Сотрудники Московского аквариума ведут перепись рыб-долгожителей, среди них живут в неволе: сазан - 30 лет, орфа и золотая рыбка - 22 года.

Взрослых обитателей аквариума кормят 1—2 раза вдень живыми организмами: мотылем, трубочником, добавляют витаминные и растительные корма: салат, крапиву, одуванчики и т. д., животную пищу: мясной и рыбный фарш, филе кальмара и т. д.

Для самых маленьких готовят отдельные блюда из мельчайших инфузорий, кормят их до шести раз в день. Еженедельно здесь выводят свыше 10 тысяч мальков более чем 70 видов.

II. Загадки

На окошке — пруд, В нем рыбешки живут.

У стеклянных берегов

Не бывает рыбаков. (Аквариум.)

 

В воде — жива,

На суше — мертва. (Рыбка.)

 

Посмотрите: дом стоит,

До краев водой налит.

Без окошек, но не мрачный,

С четырех сторон прозрачный.

В этом домике жильцы —

Все умелые пловцы. (Аквариум.)

 

У родителей и деток

Вся одежда из монеток. (Рыбки.)

III. Игра «Что ты знаешь о рыбах?»

В руки каждого ребенка по очереди попадает золотая рыбка в банке, и дети рассказывают, что они знают об аквариумных рыбках.

Наблюдение за рыбкой (как выглядит, как движется, держится одна или в стайке, ближе ко дну или к поверхности воды и пр.). Кормление рыбок.

IV. Изготовление аппликации «Аквариум с рыбками»

Например, аппликацию можно изготовить из бумажных шариков, как здесь.

Цели: познакомить детей с приемами ухода за растениями и животными и назвать обитателей уголка природы, их основные потребности; показать, как поливать, рыхлить землю, мыть и кормить животных, ухаживать за ними, чистить клетку.

Оборудование: 2—3 комнатных растения, разные по видам ухода, аквариум с рыбками, клетка с канарейкой, лейка с водой, корм для животных, тряпочки, палочки для рыхления.

Словарная работа: ухаживать, аквариум, аспарагус, фиалка, канарейка, дежурить, ответственно, живые существа.

Ход мероприятия

Воспитатель. Ребята, вы начинаете дежурить в уголке природы. Сегодня я покажу вам, как это нужно делать правильно. Сначала ответьте на вопросы.

1. Для чего нужен уголок природы?

2. Где у нас уголок природы?

3. Что есть в нашем уголке природы?

4. Что нам нужно взять, чтобы полить растения?

(Ответы детей.)

А теперь посмотрите, как надо правильно поливать растения: лейку следует держать так, чтобы носик ее касался края горшка; лить воду надо постепенно: как только она дойдет до поддона, поливку прекратить. Крупные листья растений протираем тряпочкой.

(Воспитатель показывает.)

Кто живет в нашем живом уголке? Чтобы правильно ответить на вопрос, отгадайте загадку.

Дом стеклянный, в нем жильцы — все отличные пловцы. (Аквариум.)

Правильно, а теперь покормим рыбок, которые живут в нашем аквариуме. Надо взять на ложечку немного корма и насыпать его рыбкам.

У меня есть еще вопросы.

1. Пение какой птицы радует нас круглый год?

2. Как надо за ней ухаживать?

3. Чем надо ее кормить?

4. Чем надо ее поить?

(Ответы детей.)

Люда, достань, пожалуйста, корм и насыпь его в кормушку. Коля, а ты налей воду в поилку.

Мы полили цветы, накормили рыбок и канарейку. Так дежурные будут делать каждый день. Сейчас составим календарь дежурств и повторим еще раз обязанности дежурных.

1. Поливать комнатные растения, протирать тряпочкой крупные листья.

2. Кормить канарейку, мыть кормушку и поилку.

3. Кормить рыб и следить за состоянием аквариума.

Здоровый образ жизни

Форма: диалог с элементами игры.

Цель: воспитывать у школьников потребность в здоровом образе жизни, ответственность за свое здоровье, негативное отношение к вредным привычкам.

Оборудование:

1. Кроссворд “ Здоровье”

2. Памятка по формированию привычки к здоровому образу

3. Памятка по сохранению зрения 

4.: песня “Если хочешь быть здоров, закаляйся”.

6. Сигнальные карточки “Светофор”.

Ход занятия

Воспитатель : Главная ценность человека – здоровье. Здоровье не купишь, ни за какие деньги. Именно о здоровье, о том, как его сохранить мы и поговорим сегодня. Здоровье – богатство на все времена. А закладывается оно в детстве.

Воспитатель предлагает детям разгадать загадку.

Я загадаю загадку,
Вы попытайтесь сказать,
Что человеку так сладко
И без чего век страдать.
Деньги, почет или славу
С этим добром не сравнить,
Значит, его должен каждый
Бережно годы хранить. 
(Здоровье).

Игра на внимание с сигнальными карточками

“Полезно – вредно”.

– Читать лежа (вредно).

– Смотреть на яркий свет (вредно).

– Промывать глаза по утрам (полезно).

– Смотреть близко телевизор (вредно).

– Заниматься физкультурой (полезно).

– Оберегать глаза от ударов (полезно).

– Много времени проводить за компьютером (вредно).

– Закалять свой организм (полезно).

– Тереть глаза грязными руками (вредно).

– Чистить зубы два раза в день (полезно).

– Овощи и фрукты – полезные продукты (полезно).

– По утрам делать зарядку (полезно).

– Задумывались вы над тем, сколько времени вы сидите, лежите, много ли двигаетесь?

– Как вы понимаете выражение “Здоровый образ жизни”? (Ответы детей.)

Вывод: В понятие здорового образа жизни входят: выполнение правил личной гигиены, закаливание, правильное здоровое питание, занятие физкультурой и спортом, как можно меньше времени проводить перед телевизором, у компьютера, полноценный отдых, хорошее настроение.

Работа с пословицами (работа в группах).

– А как вы думаете, беспокоились ли издревле о своем здоровье?

– Конечно же, беспокоились. И это отражается в народных пословицах и поговорках.

В здоровом теле

здоровый дух
длинные руки
быстрые ноги

Если хочешь быть здоров

лежи
учись
закаляйся
 

Наши верные друзья

солнце, воздух и еда
солнце, воздух и вода
месяц, воздух и вода

Работа лексико-грамматическим строем речи.

– К словам здоровый, закаляйся, солнце подберите однокоренные слова:

– Здоровый – здоровье, выздоровел, здоров.

– Закаляйся – закаливание, закаленный, закалка.

– Солнце – солнечный, солнышко, солнечно.

4). Физкультурная минутка. Упражнение “Деревце”.

5). Работа по расширению словарного запаса у детей.

Когда – то древние греки высекли на камне:

“ Хочешь быть здоровым – бегай”
“ Хочешь быть красивым – бегай”
“ Хочешь быть умным – бегай”

Как вы думайте, почему так написали? (Ответы детей.)

– Выбери слова для характеристики здорового человека.

Здоровый человек – это… (Красивый, сутулый, сильный, ловкий, стройный, крепкий, неуклюжий, веселый, закаленный, спортивный, бегущий, внимательный, ленивый.)

Проверка знаний.

Проведение теста.

1. Соблюдаю ли я режим дня?
Да – 3, нет – 1.

2. Делаю ли я утреннюю зарядку?
Да – 3, нет – 1

3.С удовольствием ли я хожу на уроки физической культуры?
Да -3, нет – 1.

4. Занимаюсь ли я физическим трудом?
Да – 3, нет – 1.

5. Всегда ли я мою руки после прогулки?
Да – 3, нет – 1.

6. Могу ли я несколько раз отжаться от пола?
Да – 3, нет – 1.

7. Люблю ли я гулять на свежем воздухе?
Да – 3, нет – 1.

8. Всегда ли я употребляю в пищу фруктовые и овощные салаты?
Да – 3, нет – 1.

9.Умею ли я плавать?
Да – 3, нет – 1.

Посчитайте набранные баллы и по их сумме определите, на какой ступени физического развития вы находитесь: 9–13 баллов – низкая, 14–19 баллов – средняя, 20–27 баллов – высокая.

Рефлексия.

Представьте, что вы поймали “золотую рыбку” и она исполнит только одно ваше пожелание. Чтобы вы пожелали вашему однокласснику, но пожелание должно быть связано со здоровым образом жизни?

(Ответы детей.)

 Итог занятия.

1). Стих – пожелание (читает воспитатель).

Я желаю вам ребята,
Быть здоровыми всегда.
Но добиться результата
Невозможно без труда.
Постарайтесь не лениться –
Каждый раз перед едой,
Прежде чем за стол садиться,
Руки вымойте водой.
И зарядкой занимайтесь
Ежедневно по утрам.
И, конечно, закаляйтесь –
Это так поможет вам!
Свежим воздухом дышите
По возможности всегда,
На прогулки в ле6с ходите,
Он вам силы даст, друзья!
Я открыла вам секреты
Как здоровье сохранить,
Выполняйте все советы,
И легко вам будет жить!
Желаю всем крепкого здоровья!!!

2). Знакомство с памяткой по формированию привычки к здоровому образу жизни 

3). Знакомство с памяткой по сохранению зрения 

4). – Каждый человек должен заботиться о своем здоровье. Ведь никто не позаботится о тебе лучше, чем ты сам. А для закрепления сегодняшнего занятия я вам предлагаю разгадать кроссворд “Здоровье”. 

– Дается детям на самостоятельное решение в свободную деятельность, составить самостоятельно групповой кроссворд.


Памятка по формированию привычки к здоровому образу жизни

- Вставай всегда в одно и тоже время, делай утреннюю гимнастику!

- Основательно умывай лицо и руки, неукоснительно соблюдай правила личной гигиены!

- Утром и вечером тщательно чисти зубы!

- Проводи достаточное количество времени на свежем воздухе!

- Занимайся физкультурой, спортом!

- Одевайся по погоде!

- Делай физические упражнения в перерывах  при самоподготовке, выполнением домашних заданий!

- Не бойся физических нагрузок, помогай дома в хозяйственных делах!

-Совершай длительные прогулки!

- Закаляй свой организм!

- Учись преодолевать трудности!


Памятка по сохранению зрения

- Читайте и пишите при хорошем освещении!

- При ярком солнечном свете надевайте солнечные очки!

- Не проводите много времени у компьютера и телевизора!

- Берегите свои глаза от ударов и уколов, различных травм!

- При самоподготовке обязательно делайте гимнастику для глаз!

- Своевременно обращайтесь к врачу!

- Не стесняйтесь носить очки, если в этом есть необходимость!


Кроссворд « Здоровье»

  1. Просыпаюсь утром рано

      Вместе с солнышком румяным

      Заправляю сам кроватку,

      Быстро делаю…( зарядку)

  1. В здоровом теле, здоровый…( дух)
  2. Хочешь ты побить рекорд?

      Так тебе поможет…( спорт)

4.   Рациональное распределение времени (режим)

5.   Чтоб большим спортсменом стать,

      Нужно очень много знать.

      И поможет здесь сноровка

      И конечно…( тренировка)

6.    Кто в дни болезней

       Всех полезней. ( врач)

7.    Кто на льду меня догонит?

       Мы бежим вперегонки.

       А несут меня не кони

       А блестящие…(коньки)

8.    Как купаться мы идём,

       Так его с собой берём.

       Вафельное, льняное, махровое

       Вытрет ваше тельце

       А называют его…(полотенце)

З

а

р

я

д

к

а

Д

у

х

с

п

О

р

               т

Р

е

ж

и

м

т

р

е

н

и

р

о

в

к

а

В

р

а

ч

к

о

н

Ь

к

и

п

о

л

о

т

Е

н

ц

е


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспек по развитию устной речи на тему: Зимующие птицы, подкормка птиц. 1 класс с умеренной умственной отсталостью.

Тип урока: обобщающийОбразовательные цели:Расширить представление о зимующих птицах. Формировать понятие зимующие птицы.  Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопрос...

Конспект урока по окр миру в 1 классе "Птицы, их существенные признаки. Строение тела птиц"

Конспект урока по окружающему миру о птицах по программе "Гармония"...

К внеклассному занятию ко Дню птиц."Чудо - птицы"

Данная презентация составлена ко Дню птиц. Ее можно применить и на уроках окружающего мира в начальной школе....

«Птицы – наши друзья!» (перелетные птицы)

При введении образовательных стандартов второго поколения особое внимание уделяется внеурочной деятельности детей, в том числе работе по экологическому воспитанию школьников.Проблема экологизации всех...

«Птицы – наши друзья!» (Зимующие птицы)

При введении образовательных стандартов второго поколения особое внимание уделяется внеурочной деятельности детей, в том числе работе по экологическому воспитанию школьников.Проблема экологизации всех...

Разработка внеклассного мероприятия, посвященного Дню зимующих птиц «Поделитесь с птицами едой…»

Цель: Способствовать пониманию учащимися важности подкормки птиц в зимнее время.Задачи:Закрепить знания учащихся по многообразию пернатых родного края;Способствовать привитию любви к животному м...

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню зимующих птиц «Поделитесь с птицами едой…»

Цель: Способствовать пониманию учащимися важности подкормки птиц в зимнее время.Задачи:Закрепить знания учащихся по многообразию пернатых родного края;Способствовать привитию любви к животному м...