Педагогическая деятельность в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования
материал

Илфида Фаритовна Юсупова

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.

Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами.

Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Причин тому достаточно много и одна из них -абсолютная деилогизация общества, ликвидация института воспитания. Проблемой нашего исследования является создание педагогических условий для  духовно – нравственного воспитания школьников в процессе учебной деятельности, а так же определение места духовно – нравственной культуры в структуре содержания образования. Для решения данной проблемы учителю  требуется не только знание предметов начальных классов и методику их преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание.

Цель исследования: изучение возможностей духовно – нравственного воспитания младших школьников в процессе учебной деятельности.

Предмет исследования – духовно – нравственное воспитание младших школьников в процессе учебной деятельности.

Объект исследования - развитие духовно – нравственных качеств личности младшего школьника.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования мы поставили задачу:

1. Разработать программу развития духовно – нравственных качеств младших школьников в процессе учебной деятельности.

Методы исследования:

-изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;

-наблюдение за деятельностью школьников; беседа, анкетирование;

-опытно-экспериментальная работа, направленная на духовно – нравственное воспитание  младших школьников.

Работа состоит из обоснования, содержания программы, модели реализации тематической программы воспитания и литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon модель реализации программы78.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИТОГОВАЯ РАБОТА

(реферат)

по курсам повышения квалификации

по образовательной программе «Педагогическая деятельность в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования»

на тему: Духовно-нравственное воспитание в педагогике

Выполнила: Юсупова Илфида Фаритовна,

МОАУ СОШ №15 городского округа г. Нефтекамск

Республики Башкортостан,

заместитель директора по УР  

Содержание

Введение

Глава 1. Целевая нравственная программа «Школа и нравственное воспитание личности»

1.1. Обоснованность

1.2. Предполагаемые результаты

1.3. Тематический план

Глава 2. Модели реализации тематической программы воспитания

Заключение

Литература


Введение

«Все человеческое в человеке должно быть воспитано»

                                                                       А.С.Макаренко

      Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о подрастающем поколении. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» сказано: «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».

      В воспитании россиянина , гражданина и патриота , особенно важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Именно школа призвана воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Воспитать нравственного человека – сложнейшая задача, но она достижима, если за её реализацию сообща возьмутся родители, учителя, педагоги дополнительного образования, СМИ. Методы воспитания должны быть выработаны совместно, тогда будет достигнута наибольшая эффективность.

В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания»[19,67].

В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.

Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами.

Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Причин тому достаточно много и одна из них -абсолютная деилогизация общества, ликвидация института воспитания. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду «связи времён», чувства сопричастности к истории своей родины. Тиражируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью человека.

Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.

Проблемой нашего исследования является создание педагогических условий для  духовно – нравственного воспитания школьников в процессе учебной деятельности, а так же определение места духовно – нравственной культуры в структуре содержания образования. Для решения данной проблемы учителю  требуется не только знание предметов начальных классов и методику их преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание.

Цель исследования: изучение возможностей духовно – нравственного воспитания младших школьников в процессе учебной деятельности.

Предмет исследования – духовно – нравственное воспитание младших школьников в процессе учебной деятельности.

Объект исследования - развитие духовно – нравственных качеств личности младшего школьника.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования мы поставили задачу:

1. Разработать программу развития духовно – нравственных качеств младших школьников в процессе учебной деятельности.

Методы исследования:

-изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;

-наблюдение за деятельностью школьников; беседа, анкетирование;

-опытно-экспериментальная работа, направленная на духовно – нравственное воспитание  младших школьников.

Работа состоит из обоснования, содержания программы, модели реализации тематической программы воспитания и литературы.

Глава 1.Целевая нравственная программа

«Школа и нравственное воспитание личности»

Программа разработана учителем начальных классов. Она обсуждена на педагогическом совете школы и принята к реализации. Программа направлена на формирование нравственных качеств младших школьников и предназначена для ведения воспитательной работы в 1-4 классах, включает в себя тематическое планирование и рабочую программу. Она не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, а также к уровню развития ребенка. Программа построена следующим образом:

- взаимодействие с обучающимися;

- взаимодействие с родителями;

-взаимодействие с администрацией, специалистами, коллегами, органами ученического самоуправления.

Все три сферы являются взаимосвязанными, так как невозможно квалифицированно заниматься воспитанием обучающихся, не вникая в специфику взаимоотношений в семье, не зная ее социального статуса, ценностных ориентаций родителей и т.п. Более того, теоретический материал адаптирован для каждодневной воспитательной деятельности. Причем все темы соотнесены с актуальными требованиями развития общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.

1.1 Обоснование

Дети, с которыми мы работаем сейчас, - это дети 21 века, века техники, машин, роботов, компьютерных технологий. Стремительно меняется время и общество. Ритм сегодняшней жизни, сложившиеся социально-экономические условия, к сожалению, не всегда способствуют созданию духовно-нравственной атмосферы вокруг ребенка. Многое из того, что составляло в прежние времена содержание воспитательной работы в школе, уже не существует, так как не стало общественных школьных организаций, ограничилась помощь семьи в воспитательной работе. В результате снизилась роль воспитания нравственных качеств у школьников, в том числе и обучающихся начальных классов. Поэтому основной частью воспитательной работы в начальной школе должно быть формирование нравственных качеств личности. Учитель в первую очередь должен формировать у обучающихся такие нравственные качества личности, которые помогут им в будущем состояться в современной взрослой жизни, а именно:

Интерес к самому себе. Вся система воспитательной работы должна пробудить у ребенка интерес к самому себе. Он должен научиться задавать себе вопросы: кто я?, какой я?, чего я хочу?, что я могу?, что я для этого умею?, что необходимо сделать, насколько правильны мои действия?, каким я должен быть, чтобы этого достичь?, и отвечать на них, он должен научиться уважать себя как личность.

Самопризнание себя как личности. Классный руководитель может и должен помочь ученику в формировании адекватной самооценки, самоуважения, уверенности в своих силах, собственной успешности. Ребенку, как и взрослому, необходимо почувствовать свою значимость. Это приводит ребенка к эмоциональному равновесию и желанию к самореализации.

Управление самим собой. Это умение ученика управлять собой осознанно, а не бездумно подчиняться приказу – одно из важных звеньев реализации целей воспитания в работе классного руководителя. Сегодняшняя школа заставляет ученика подчиняться школьным правилам, послушные дети не вызывают у педагогов беспокойства, однако это не формирует у ребенка ответственности за свои поступки. Управление самим собой – это и умение самостоятельно, без посторонней помощи решать свои проблемы. Ни для кого не секрет, если ребенок попытается решать проблему сам и убедится в том, что решить ее не в состоянии – обращение его за поддержкой и помощью будет осознанным. Помощь взрослых становится эффективной, ибо ребенок совершил огромную внутреннюю работу, прежде чем пришел к пониманию необходимости сотрудничества в решении проблемы.

Уважение чужого мнения. Воспитательные мероприятия должны формировать у обучающихся культуру общения, развивать у них коммуникативные умения. Ребята должны учиться формулировать и высказывать свое мнение, учиться отстаивать его, а также признавать свою неправоту в случае ошибки. Классный руководитель должен научить ребенка не бояться ошибок.

Нужно также научить младших школьников терпимо относиться к разным людям, вещам и взглядам. Именно в начальной школе сталкиваемся с такими ситуациями, когда неправильно сказанное учителем слово, незнание обучающимися элементарных этических норм, неловкость в манерах и поведении могут провоцировать детские конфликты.

Любознательность и вовлеченность в деятельность. В начальной школе обучающиеся более активны, как в учебной деятельности так и во внеурочной. Им хочется много знать, им все интересно, они желают участвовать активно во всех делах, которые предлагает педагог: обучающиеся хотят проявить себя, продемонстрировать свои умения, достижения и знания. Надо отметить, что такая жажда деятельности формирует еще одно жизненно важное качество личности – трудолюбие. Способность трудиться активно, с удовольствием и радостью – это ли не достойная цель обучения и воспитания школьников?

Эмоциональная устойчивость. Школа наряду с семьей должна развивать эмоциональную сферу, научить детей управлять отрицательными эмоциями. Нужно научить младших школьников прощать своих друзей и недругов, не таить в себе обиду на кого бы то ни было, не растить в себе желание отомстить, наказать. Ребят надо научить справляться своими страхами потерпеть неудачу, получить двойку, оскорбительное замечание, стойкий ярлык, от которых трудно избавиться в течение многих школьных лет.

Желание действовать и совершить поступки. Отношение школьников к учению и ко всякого рода деятельности зависит от мотивации этой деятельности. Каждый ребенок, который идет в школу, хочет учиться хорошо, однако уже первые замечания педагога приводят к нежеланию заниматься. Стимулом для проявления желания, положительной мотивации обучающихся в той или иной деятельности, несомненно, являются индивидуальные мотивы: заинтересованность, далеко идущие перспективы, вера в собственные силы, положительные эмоции.

1.2 Планируемые результаты

- Сформированность позитивного отношения ребенка к учебе, окружающему миру, другим людям и самому себе, уважительных отношений к взрослым и сверстникам, создание оптимистической детской картины мира.

- Физическое, психологическое и эмоциональное благополучие ребенка.

- Проявление чувства патриотизма, национального самосознания, любви к родному краю, потребности в добросовестном служении на благо Отечества.

- Бережное отношение к формам традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье, посильное участие в домашних делах.

- Трудолюбие и ответственное отношение к общественно-полезному труду, к школьному имуществу.

- Ответственность за свои дела и поступки.

- Способность к самореализации и саморазвитию детей согласно природосообразности.

Что изменится (появится, исчезнет)

Каким образом фиксируем, замеряем

  1. Мотивация и интеллектуальные умения.

  1. Личностно-ориентированный подход к воспитанию.

  1. Сохранение здоровья и формирование здорового образа жизни.

  1. Роль семьи в нравственном воспитании младших школьников.

Изучение познавательных потребностей обучающихся. Тренинги. Анкетирование.

Изучение качеств личности, которые надо выработать в себе, чтобы достичь успеха. Мониторинг.

Диагностика и коррекция состояния духовно-нравственных качеств личности младших школьников. Участие в ежегодных конкурсах «Самый здоровый класс», вовлечение в спортивно-массовую деятельность. Отслеживание физического состояния детей.

Проведение родительского лектория, анкетирование родителей.

1.3 Тематические планы (1 класс)

№ темы

Тема

Количество часов

Введение

Этика – наука о морали.

1

1

Как я выгляжу.

4

2

Школьный этикет

1

3

Зачем быть вежливым

1

4

Сказка о вежливости

4

5

Добро и зло в сказках

2

6

Твои поступки и твои родители

1

7

Обязанности ученика в школе и дома

2

8

Чем богат человек

1

9

Ты и твое здоровье

1

10

Праздничный этикет

1

11

Наш класс

2

12

Моя мама – самая лучшая

1

13

День рождения

2

14

Учимся общаться

3

15

Сказка в нашей жизни

2

Глава2. Модель реализации тематической программы воспитания

В программе прослеживаются следующие аспекты работы по нравственному воспитанию личности:

  1. Духовно-образовательный (занятия, беседы, устные поучения).
  2. Воспитательно-оздоровительный (праздники, подвижные, назидательные, ролевые игры, прогулки, экскурсии, походы).
  3. Культурно-познавательный (встречи, целевые прогулки, концерты, просмотр и обсуждение фильмов).
  4. Нравственно-трудовой (труд по самообслуживанию, уборка класса и территории, труд по интересам, изготовление подарков к праздникам).

Приступая к планированию воспитательной работы с классным

коллективом, можно руководствоваться следующими правилами:

-планируемые мероприятия должны учитывать возраст обучающихся класса и особенности ведущей деятельности как психологической основы данного возраста;

-каждое запланированное мероприятие должно предполагать определенный конечный результат и решать конкретные задачи;

- все внеклассные мероприятия должны носить системный характер;

-планирование внеклассных мероприятий учитывает цели и задачи воспитательной системы школы.

        Учитель выделяет для себя наиболее эффективные формы работы с обучающимися по формированию нравственных качеств:

  • Факультативные занятия, беседы, игры духовно-нравственного содержания. Коллективные творческие дела, проекты.
  • Уроки нравственности.
  • Экскурсии, целевые прогулки.
  • Тематические, творческие вечера эстетической направленности.
  • Детская благотворительность.
  • Совместная деятельность детей и родителей. Проведение семейных праздников.

Заключение

Основное внимание в программе уделяется работе с семьей. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного уважения и доверия, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Изучение уровня воспитанности проводится с помощью диагностики, мониторинга, деловых игр. Диагностика проводится не только классным руководителем, но и специалистами социально-психологической службы школы. Результаты обсуждаются на классных часах, родительских собраниях, уроках нравственности.

Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.

А в обществе, идеалом которого являются успех и процветание, всякая немощь вызывает раздражение, желание поскорее как-нибудь избавиться от тяготящей проблемы. Поэтому современным родителям предстоит на личном опыте с большим трудом обретать сущностное понимание отцовства и материнства, становиться носителями духовной культуры, осваивать свое родительство как терпеливое и милосердное служение Богу и ближним, учиться реагировать на проблемы, возникающие в развитии и поведении ребенка, не раздражением и активным неприятием, а, наоборот, увеличением терпения и любви. Духовную нищету ожесточенной детской души можно восполнить только милостивой и сердечной родительской любовью. Такой живой и творческой любви, не принимающей стереотипов, нужно учиться сегодня нам всем.

Литература.

1.Арсенина Е. Н., Кислова Л. Б. Внеклассные мероприятия в начальной школе.

2.Безруких М. М., Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика?

3.Волжинина Т. А. Родительские собрания в начальной школе.

4.Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя.

5.Сухомлинский В. А. О воспитании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рассмотрена роль преподавания основ безопасности жизнедеятельности в начальных классах средней школы. Приведена методика преподавания основбезопасности жизнедеятельности в начальных классахв условиях ...

Новые требования к профессиональной компетентности педагогов в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты

В статье   говорится о новых требованиях, которые предъявляются к учителю начальных классов в условиях внедрения нового федерального государственного образовательного стандарта....

Сборник региональных нормативных документов по внедрению новых федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (начальное общее образование)

Инструктивно-методическое издание посвящено проблеме подго-товки образовательных учреждений к работе в условиях внедрения Феде-рального государственного образовательного стандарта. В нем раскры-ваются...

Развитие интеллектуально - творческого потенциала младших школьников на занятиях во внеурочной деятельности в рамках внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

В настоящее время появилась прекрасная возможность для развития творческих способностей учащихся. Это введение Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Часы, отводимы...

"Духовно - нравственное воспитание обучающихся начальных классов в ходе выполнения программ внеурочной деятельности в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования"

В статье раскрыта тема формирования общей культуры обучающихся, их духовно - нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление...