«Формирование безопасного поведения у младших школьников на дорогах во внеклассной работе»
статья (3 класс)

Халилова Расита Муаедовна

У детей младшего школьного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности и на улицах. Статистика подтверждает, что большое количество дорожно-транспортных происшествий происходит по вине пешеходов. Особенно часто в беду попадают дети. Некоторые школьники нарушают правила дорожного движения из-за своей невнимательности либо недисциплинированности. Ежегодно в России гибнут в дорожно-транспортных  происшествиях около 2000 детей, более 20000 получают травмы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование навыков безопасного поведения младших школьников с ОВЗ в рамках ФГОС                                                                                                                                                                                                                          

Формирование безопасного поведения у детей дошкольного и младшего школьного возраста является педагогическим условием включения их в жизнь, становления и развития у них готовности эффективно действовать в непредсказуемых, опасных, критических условиях.

В настоящее время традиционные учебные программы дошкольного образования призваны сформировать у детей основные понятия о рисках, угрозах, а также профилактике вреда и предупреждении опасности, выработать у них умение прогнозировать их последствия в процессе жизнедеятельности, правильно оценивать свои возможности и принимать обоснованные решения безопасного поведения в различных ситуациях на основе имеющегося дидактического материала. Итак, дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению опасных ситуаций. Поэтому создание для ребенка условий, позволяющих ему планомерно накапливать опыт безопасного поведения, является актуальной педагогической задачей.

Главной особенностью развития детей младшего школьного возраста является появление выраженной произвольности психических процессов, в том числе, мышления, памяти, внимания, поведения. Происходит усложнение эмоциональной сферы, морально ценностной иерархии, развитие мотивационной сферы. Сложность внутреннего мира и переживаний ребенка проявляется в затруднениях при принятии решений, явлениях эмпатии и дегенерации (может сочувствовать и «встать на место» другого человека). Возникает про социальное поведение, мотивированное моральными соображениями, долгом, альтруизмом. Кроме того, этот возраст характеризуется бурным развитием потребности в двигательной активности и исследовании запретных зон. Опасность может расцениваться как смелость, а безопасное поведение еще мало освоено в данном возрасте. Но, в отличие от дошкольного возраста, проявление ответственности в меньшей мере зависит от присутствия значимых взрослых. Ответственность переходит во внутренний план и становится личностной чертой. На этом этапе важно донести до ребенка понимание того, что он ответственен за свою безопасность.  

Нужно помнить, что для ребенка этого возраста наиболее важным является процесс обучения, а не его результат. Ему интереснее изучать, а не знать и уметь. Поэтому формирование безопасного поведение следует выстраивать вокруг яркого, интересного процесса получения навыков, а не вокруг последствий разных опасностей. Хотя формирование абстрактно-логических форм мышления позволяет уже фантазировать и размышлять о разных ситуациях, их последствиях.  Ребенок младшего школьного возраста очень сенситивен к принятию различных правил и норм (конвенциональная ступень развития). Поэтому эффективно ознакомление с правилами безопасного поведения и их закрепление на практике. Сложности могут возникать при необходимости реализовать эти правила на практике, особенно в нетипичных, сложных, критических ситуациях.  В сложных ситуациях ребенок может по-разному отреагировать на опасность:

  ступор, т.е. резкое торможение деятельности человека, его неспособность реагировать на факторы риска;

  дезорганизация деятельности в опасной ситуации, проявляющаяся в неадекватности и неэффективности действий;  

 активизация действий, т.е. возрастание точности, эффективности действий в опасной ситуации.

 В реальном учебном процессе совместные действия педагога и школьников приводят к различным изменениям деятельности, способностей и личностных качеств школьников, в том числе и к следующим результатам:  формирование опыта неправильного, векторного, деструктивного поведения, которое является причиной возникновения опасных ситуаций или потерь в опасных ситуациях (из которых можно выйти без потерь при правильных действиях);

  формирование опыта неуспешного поведения в опасных ситуациях; формирование опыта успешных действий по профилактике, минимизации последствий, преодолению опасных ситуаций;

  психотравмирующее влияние деятельности школьников в опасных ситуациях, развитие черт тревожности, формирование склонности к неадекватным эмоциональным реакциям на факторы риска;

  сохранение личности школьников от внутренних и внешних влияний (прежде всего от влияния информационных, игровых и реальных опасных ситуаций) с использованием различных навыков безопасного поведения. Таким образом, формирование безопасного поведения младшего школьника усложняется в связи с развитием и усложнением его психики. В формировании соответствующих навыков педагогом может быть активно задействована игровая и учебная деятельность.  

Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Следовательно, все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на видах деятельности.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.

При организации внеурочной деятельности для детей с ОВЗ необходимо учитывать, что, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую, для них школьную реальность. Воспитатель должен поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми формами внеурочной деятельности достижение ребенком первого уровня результатов. В первом и во втором классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения во внеурочной деятельности школьников второго уровня результатов. Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трех лет обучения в школе создает у младшего школьника к четвертому классу реальную возможность выхода в пространство общественного действия (то есть достижение третьего уровня результатов).

Такой выход для ученика начальной коррекционной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду.

Таким образом, безопасное поведение – это результат не только полученных знаний и усвоенных навыков, но и воспитание личностных характеристик, обеспечивающих человеку безопасную жизнедеятельность, что она обладает наибольшими возможностями для формирования детского общества.

 В дошкольном возрасте происходит бурное развитие всех познавательных процессов, которые все больше приобретают произвольный характер, расширение границ жизненного опыта. У ребенка развивается наглядно-действенное мышление, которое помогает усваивать жизненные ситуации и сохранять ассоциативные связи между поступками и их последствиями.  К концу дошкольного периода ребенок овладевает навыками социального общения, культурного взаимодействия, имеет общие представления о мире, о себе, достаточные навыки самообслуживания и опыт взаимопомощи.   Ведущим видом деятельности и основным фактором развития ребенка является игра. Именно в игре малыш усваивает основные ценности, получает опыт взаимодействия, усваивает конвенциональный характер социальной жизни.

Основы безопасного поведения закладываются в этом возрасте в интерпсихической форме (через взаимодействие с взрослыми, сверстниками, через наблюдение жизненных ситуаций). Ребенок пока еще не в полной мере способен к ответственности за свои поступки, но уже понимает, что хорошо или плохо для него. Поэтому понятие опасности, если ему раскрыть его сущность, легко встраивается в индивидуальную систему ценностей ребенка и занимает в ней очень важное место. Таким образом, безопасность как ценность переходит из внешнего, предметного мира во внутреннюю, интрапсихическую форму.

  В.С. Мухина указывает на то, что «хотя потребность вести себя по правилам и приобретает личностный смысл для ребенка, его чувство ответственности наилучшим образом раскрывается в присутствии взрослого». Более того, ответственное и безопасное поведение ассоциируется у ребенка с ролью взрослого. Ощущение своего взросления он способен связывать с проявлениями безопасного поведение, если такая модель ему знакома. А для этого очень важен пример безопасного поведения, демонстрируемый близкими, значимыми для ребенка взрослыми, их поддержка и одобрение при попытках малыша продемонстрировать безопасное поведение. Если же ребенок остается без присмотра взрослых, он может безответственно относиться к опасностям. В целом же безопасное поведение ребенка дошкольного возраста является скорее проявлением исполнительности, организованности, чем ответственности.

Познавательное развитие детей с ОВЗ, это
Наиболее эффективный вариант развития познавательной сферы ребенка старшего дошкольного возраста - организация познавательной деятельности.
Деятельность — необходимое условие развития ребенка. В процессе деятельности приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки благодаря чему развивается и сама деятельность Исследования А. Леонтьева, С. Рубинштейна. Б. Теплова и др. показали, что в деятельности развиваются психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер. Познавательная деятельность - это активная деятельность по приобретению и использованию знаний. Продуктивные виды деятельности ребенка - рисование, лепка, аппликация и конструирование - на разных этапах дошкольного детства тесно слиты с игрой. Так, рисуя, ребенок часто разыгрывает тот или иной сюжет. Нарисованные им звери сражаются между собой, догоняют друг друга, люди идут в гости и возвращаются домой, ветер срывает листья с ветвей и т.д.

Используемая литература:

1. Авдеева, Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность. Учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей младшего школьного возраста. − М.: Детство-Пресс, 2007.

  2. Выготский, Л. С. Психология. − М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.

 3. Ильин А. А. Большая энциклопедия выживания. – М.: Изд-во «Эксмо», 2005.

 4. Козловская, И. А. Организация занятий по обучению школьников безопасному поведению на улице / Справочник старшего воспитателя школьного учреждения. − № 6.− 2009.

 5. Марчук Н. Ю. Психолого-педагогические особенности дистанционного обучения // Психолого-педагогические технологии создания виртуальной образовательной среды для межкультурного взаимодействия: мат. международной научно-практической конференции / Екатеринбург, 21-23 мая 2013 г. / УрГПУ, 2013.

 6. Михайлов, Л. А. Групповая форма организации работы на уроках ОБЖ / Л. А. Михайлов // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2005. − № 8.

  7. Мошкин, В. Воспитание культуры личной безопасности // Основы безопасности жизнедеятельности . − 2000. − № 8.

 8. Науменко, Ю. Л. Роль активного обучения в процессе формирования безопасного поведения личности /Ю. Л. Науменко //Материалы научного конгресса: Современные технологии спорта высших достижений в профессиональной подготовке сотрудников силовых ведомств. − М., 2005. 9. Соловьев, С. С. ОБЖ тесты: к учебнику И. К. Топорова / М.: Изд-во «Экзамен», 2006.

10. ОБЖ: школьный курс в тестах, играх, кроссвордах, заданиях с картинками / авт.-сост. Г. П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2005.

11. Петров С. В. Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ: К учебнику М. П. Фролова. – М.: АСТ: Астрель; Владимир, 2008.  

12. Плющ, И. В., Склянова, Н. А., Шелегин, Н. Н. Основные направления формирования безопасного образовательного пространства. – М.: Сибирский учитель, 2001. − № 1.

13. Поурочные разработки / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, под ред. А. Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2008.

 

14. Управление рисками, влияющими на уровень социальной безопасности детства: сборник материалов Всероссийской научнопрактической конференции с международным участием, 13-14 ноября 2014 г., г. Екатеринбург / Отв. ред. Патраков Э. В., УрФУ. – Екатеринбург, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа «Здоровьесбережение младших школьников на уроках и внеклассной работе»

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXIвеке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тр...

Комплексный подход к формированию культуры здоровья и безопасного поведения учащихся младшего школьного возраста

В  статье  рассматривается  опыт  работы  учителя  начальных  классов    по  формированию  ЗОЖ  и БДД   посредством    компле...

«Основные направления работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников»

laquo;Основные направления  работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников»...

Формирование soft skills у младших школьников через организацию научно-исследовательской работы

         Формирование гибких навыков у младших школьников через организацию научно-исследовательской работы«Гибкая компетенция» в исследовательской деятельн...

Формирование безопасного поведения у младших школьников на этапе поступления в школу

Актуальность проблемы безопасного поведения человека с каждым годом становится все более явной....

Роль школы в формировании правильного поведения. Профилактика асоциального поведения у младших школьников.

Роль школы в формировании правильного поведения. Профилактика асоциального поведения у младших школьников....