Правила поведения для родителей первоклассника
консультация (1 класс)

Значение для ребенка доброжелательной и уважительной атмосферы в семье в период адаптации к школе велико. Если он будет чувствовать что дома его любят, понимают и поддерживают, он справится со всеми трудностями. Что Вам нужно делать?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Правила поведения
для родителей первоклашек

Значение для ребенка доброжелательной и уважительной атмосферы в семье в период адаптации к школе велико. Если он будет чувствовать, что дома его любят, понимают и поддерживают, он справится со всеми трудностями. Что Вам нужно делать?

Начало учебы – это стресс: в жизнь ребенка приходят незнакомые люди, новые взаимоотношения, правила и обязанности. Задача родителей – создать максимально благоприятные условия для его адаптации к этим сложным условиям. Им необходимо заниматься не только развитием способностей и навыков своего ребёнка, но и обеспечивать ему в семье благоприятный и позитивный психологический климат. Во многом именно от поведения родителей зависит, как в дальнейшем будет учиться их ребёнок, и то, какое отношение к школе у него сформируется.

Адаптация ребенка к школе будет происходить естественно и гармонично, когда в семье царит обстановка, наполненная искренними чувствами и взаимопониманием.

Несколько советов, которые помогут Вам поддерживать первоклассника в обычной «домашней» жизни после того, как он в первый раз войдет в школьный класс.

1. Следите за нагрузкой. 

Не будьте слишком требовательны, ведь даже взрослые имеют право на ошибку. Не набрасывайтесь на ребенка с упреками, если, отвечая на уроке, он растерялся и забыл выученное стихотворение. Вместо этого подумайте, не слишком ли загружен у него день и вообще рабочая неделя. Учеба должна гармонично совмещаться с отдыхом, поэтому устраивайте ребенку небольшие праздники и сюрпризы, например, отправьтесь в выходные дни в цирк, музей, парк. Следите также за тем, чтобы он получал полноценное питание.

2. Больше наблюдайте. 

Посмотрите на своего ребенка глазами психолога: как он ведет себя в общественных местах, как реагирует на различные ситуации (не купили желаемую игрушку, устал ходить по магазинам, проголодался), как контролирует свои эмоции. В шесть-семь лет он должен:

- адекватно выражать свои чувства;

- управлять желаниями;

- понимать, что значит «нельзя»;

- делать то, что необходимо.

Когда детское поведение Вас настораживает, Вы не знаете, что делать, посоветуйтесь со специалистом.

3. Будьте терпеливы. 

Если ребенок устал заниматься и бросает домашнее задание, так и не доделав, не настаивайте. Дайте ему передохнуть несколько минут (вспомните упражнение из своего детства «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали»), а затем продолжите. Постепенно приучайте ребенка, чтобы он в течение 15–20 минут мог, не отвлекаясь, заниматься одним делом. Не принуждайте и не угрожайте (не получишь сладкого, не посмотришь мультфильм, не пойдешь гулять), а попробуйте найти способ заинтересовать. Прекрасным средством, тренирующим усидчивость и внимание, могут стать настольные игры, рассчитанные на развитие навыков чтения и счета, внимания, памяти, логики («Эрудит», «Морской бой», «Монополия», шашки, шахматы). Такие игры станут и отличным вариантом общего семейного досуга, который сближает.

4. Посмотрите в зеркало. 

Получив первое замечание о плохом поведении в школе, проанализируйте «погоду в доме». Дети часто неосознанно перенимают и копируют поведение, манеры и речь своих родителей. Если домашние отдают распоряжения приказным тоном (сделай то, принеси это), грубы друг с другом, часто ссорятся, выясняют отношения, не жалея ругательных слов, то и ребенок может вести себя вызывающе, дерзить и задираться. Обратите внимание, знает ли Ваш ребёнок «волшебные» слова: здравствуйте, до свидания, извините, спасибо, пожалуйста? Если нет, то, возможно, Вы сами нечасто ими пользуетесь?

5. Уважайте его личное пространство. 

Дистанция, разделяющая Вас, увеличилась еще больше: у вчерашнего «малыша» появилась новая жизнь, которую определяют школьное расписание, домашние задания, взаимоотношения с учителями и одноклассниками. Учебные моменты, которые Вас беспокоят, старайтесь обсуждать наедине с преподавателем. Заранее позаботьтесь о разумном ограничении доступа в интернет. Чем старше становится школьник, тем строже Вы должны соблюдать эти правила.

6. Проявляйте интерес. 

Ежедневно спрашивайте, как прошел его день в классе, что нового он узнал, какое задали домашнее задание. Больше обращайте внимание на то, что он делает дома: чем занимался после школы, сколько времени играл на компьютере, а сколько – делал уроки. Делайте это ненавязчиво, чтобы он не подумал, что Вы сиюминутно контролируете его или командуете им.

7. Учите выигрывать. 

Еще одно необходимое условие подготовки к школе и всестороннего развития ребенка – переживание успеха. Обязательно создайте ему такие условия деятельности, в которых он узнает, что это такое (спортивные соревнования на пару с папой, освоение какого-то нового навыка). Только не нахваливайте по пустякам: похвала должна быть заслуженной.

8. Прививайте любовь к учебе. 

Часто от родителей можно слышать жалобы: ребенок с удовольствием ходит в школу, но учиться не хочет. Наличие мотивации к учебе, которая проявляется как любознательность и интерес к окружающему миру, играет большую роль в адаптации к школе.

* Стимулируйте познавательные способности ребенка: рассказывайте ему интересные факты о том, что Вас окружает, вместе читайте и обсуждайте книги, смотрите познавательные фильмы, знакомьте его с поэзией и произведениями искусства, водите в музеи и на выставки, рассчитанные на детский возраст. Задавайте вопросы и учите размышлять о прочитанном, увиденном, побуждайте к выражению собственного мнения.

* Помогайте ему расширять лексикон: используйте новые слова, приучайте воспринимать длинные предложения со сложным смыслом. Делать это лучше в игровой форме. Не забывайте о том, что ребенок всегда берет с родителей пример, и если Вы, например, с удовольствием изучаете иностранный язык, осваиваете какой-то музыкальный инструмент или просто любите читать, то у него будет меньше проблем с мотивацией к учебе.

* Развивайте умение доводить дело до конца. Первоклассник должен быть готов к неизбежным трудностям в учебе, а для этого у него должно сложиться правильное отношение к своим возможным неудачам. Занимайтесь с ребенком совместными домашними делами, поручайте ему такие, выполнение которых потребует от него определенных умственных и физических усилий: пусть попробует аккуратно сложить свои футболки, предварительно выглаженные Вами, или собрать и вынести рассыпавшийся мусор. Приводите примеры и объясняйте, как это важно – уметь преодолевать трудности.

* Поощряйте ребенка в желании самому осваивать различные навыки. Старайтесь не давать готовых ответов на вопросы, на которые он уже может найти ответ самостоятельно. Чаще спрашивайте: «А ты как думаешь?» Активно включайте его в процесс подготовки места для уроков и школьных принадлежностей: пусть сам выберет себе рюкзак, дневник, пенал, ручки и тетрадки. Тогда он почувствует не страх приближающихся перемен, а радостное волнение от подготовки к чему-то новому.

9. Не учите на ошибках. 

Мотивация первоклассника к учебе во многом определяется тем, на что направлено основное внимание родителей: на ошибки или на то, что получается хорошо. Если в прописи Вы подчеркиваете красным буквы, которые не получились, увидит ли ребенок вместе с красными подчеркиваниями хорошо написанные буквы? Скорее всего, нет. Подсознательно он запомнит то, что выделено. Если зеленым (или любым другим цветом) Вы подчеркнете то, что написано верно, тогда и восприятие, и эмоции ребенка будут иными. Он попытается повторить то, что получилось. Здесь работает совсем иная внутренняя мотивация – не старание избежать ошибки, а стремление сделать хорошо.

10. Поддерживайте и ободряйте. 

Помогайте своему ребёнку в формировании собственной активной жизненной позиции, которая просто необходима, чтобы занять свое «место под солнцем» в школьном пространстве. Для этого развивайте в нем чувство собственного достоинства, адекватную самооценку, умение дружить и уважать. Здесь Вам помогут и доверительные беседы, и объяснения «почему так, а не иначе», и развитие позитивного взгляда на себя и окружающий мир. Чем больше ребенок чувствует принятия и любви от своей семьи, тем крепче будет его внутренняя опора, и тем он более уверенно будет чувствовать себя в школьном коллективе!

  • 11. Создайте рабочую атмосферу. 
  • Даже если ремонт в детской Вы не планировали, найдите немного времени, чтобы превратить комнату выпускника детского сада в жилище ученика.

Смена привычного интерьера оказывает сильное действие на детскую психику: такие «подготовительные» мероприятия помогут будущему первокласснику свыкнуться с необходимостью скорых перемен, а совместные походы по магазинам убедят в том, что Вы цените его мнение и считаетесь с ним.

* Разделите пространство: сделайте в комнате три зоны – рабочую, игровую и зону отдыха. Сделать перепланировку поможет легкая ширма. Торжественно отселите всех кукол, мишек и трансформеров в отдельную коробку или корзину: они не должны болтаться на рабочем столе и мешать школьным делам.

* Устройте генеральную уборку в шкафах. Подумайте о том, где будут лежать учебники, где – чистая бумага, а где – канцелярия. При необходимости укрепите на стене пару навесных карманов или полочек. Ваша задача – обеспечить ребенку удобный доступ ко всем материалам для занятий (книгам, тетрадям, карандашам, фломастерам, краскам, пластилину).

* Оформление интерьера – дело индивидуальное. Пришпилить к кровати карту мира или водрузить на стол глобус – решайте сами. Но есть несколько советов, которые будут актуальными для всех родителей первоклашек. Не покупайте крутящийся офисный стул, которых в магазинах сейчас великое множество, в том числе привлекательных «детских» расцветок: он обеспечит ребенку не комфорт и удобство, а проблемы с осанкой. Берите обычный стул с жесткой спинкой, только проверьте его высоту относительно стола. Если ноги не достают до пола, поставьте специальную подставку.

При выборе настольной лампы помните:

- свет должен быть средней яркости;

- должен падать с левой стороны для правшей и с правой – для левшей.

Помните, что пластмассовые плафоны являются потенциально пожароопасными, а металлические – сильно нагреваются, поэтому располагайте лампу повыше, чтобы ребенок, случайно схватившись за нее, не обжегся. Над столом повесьте расписание уроков (так вы всегда будете в курсе событий предстоящего дня) и часы (они помогут вам отслеживать время выполнения того или иного задания).

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

правила поведения для первоклассников

правила поведения в стихах с картинками...

Правила поведения и самообслуживания для первоклассников

Правила поведения и самообслуживания для первоклассников...

Презентация на тему: Правила поведения в школе для первоклассников"

Данная презентация может быть использована на классных часах и на уроках окружающего мира....

Правила поведения родителей первоклассника

Сомнения и тревоги — предшкольная реакция любящих родителей, а вовсе не повод расстраиваться....

"Советы мудрой совы". Правила поведения в школе для первоклассников. Звукозапись.

Данное звуковое приложение может пригодиться учителям 1 класса при проведении Урока Знаний в 1 классе или для создания презентации к данному мероприятию....