Информационно- познавательное мероприятие «Коррупция в нашей жизни»
классный час (4 класс)

Светлана Петровна Будз

Цель: познакомить обучающихся с понятием «коррупция»,  с формами проявления коррупции, ее последствиями; расширять кругозор обучающихся; привить подрастающему поколению негативное отношения к коррупционным действиям, научить противостоять коррупции, воспитывать ответственность за собственные действия и поступки, сознательность и социальную активность подрастающей молодежи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korruptsiya_4_klass.docx30.08 КБ
Файл korruptsiya.pptx835.74 КБ

Предварительный просмотр:

Информационно- познавательное мероприятие  «Коррупция в нашей жизни»

Цель: познакомить обучающихся с понятием «коррупция»,  с формами проявления коррупции, ее последствиями; расширять кругозор обучающихся; привить подрастающему поколению негативное отношения к коррупционным действиям, научить противостоять коррупции, воспитывать ответственность за собственные действия и поступки, сознательность и социальную активность подрастающей молодежи.

Оборудование: презентация «Коррупция в нашей жизни», карточки для упражнения «Собери пословицы», карточки с ситуациями, видеоролик «Мультфильм о коррупции»

            Ход мероприятия

  1. Вступительная часть.

(У доски двое учащихся, которые разыгрывают диалог)

     - Поговорим?

- О чем?

- О разном и о прочем.

- О том, что хорошо.

- И хорошо не очень.

- Чего – то знаешь ты.

- А что – то мне известно.

- Поговорим?

- Поговорим.

- Вдруг будет интересно. 

2. Сообщение темы и цели мероприятия.

Часто в своей жизни мы встречаемся с какими-то проблемами. Случается, что человеку приходится ходить из одной инстанции в другую. Чиновники (государственные служащие) иногда предлагают ускорить затянувшийся процесс. (Слайд 1)

А чиновник говорит посетителю:
- Столько было сегодня просителей!
Мы рассмотрим и Ваше прошение,
А для быстроты продвижения,
Чтобы было всё чинно и гладко,
Передайте в конвертике (взятку)

А что такое взятка? (Ответы детей) (Слайд 2)

Взя́тка — принимаемые должностным лицом материальные ценности (предметы, деньги, услуги) за действие либо бездействие в интересах взяткодателя, которое это лицо не могло или не должно было совершить в силу своего служебного положения. (Слайд 3)

Попробуйте к слову взятка подобрать синонимы? (Подарок, благодарность, мзда, подкуп, посул, хабар)

Как вы считаете, взятка – это правовое или внеправовое действие? Объясните, почему?  (Ответы детей)

( Слайд 4) Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем нашем мероприятии?   Сегодня мы поговорим о тайне слова «коррупция». Узнаем, что это такое, постараемся научиться  её определять в разных жизненных ситуациях.

3.Работа по теме мероприятия

Сценка «Дай списать» (участвуют 2 ученика)

- Леша, привет!

-Привет, Дима!

- Тут такая ситуация. Я вчера загулялся на улице и не сделал математику. Дай списать! За две переменки успею!

- Не дам, я трудился, а ты списывать?

- Я тебя угощу конфеткой? Подарю свою модную игрушку? Ладно, дам денег, мама мне дала на обед?

(Мальчик молчит)

- Значит, возьму сам! Ну, ты и жадина!

- Не смей! Я о твоём поведении буду вынужден рассказать учителю!

(Леша  с обидой толкает друга и уходит)

А теперь скажите, пожалуйста, что вам в этой сценке не нравится?

 Сделаем выводы:

  • Списывать не хорошо.
  • Надо всё делать самому.
  • Если решил дать списать, то ничего за это брать не надо.

Я вам хочу сказать, что то,  что мы сейчас увидели -  это коррупция.  Брать деньги, вещи за какую-то услугу можно назвать взяткой, а это карается  по закону.

Так что же такое коррупция? (Слайд 5)

В словаре Ожегова это понятие формулируется так:

Коррупция – это подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей.

В научной литературе и документах приводятся такие определения этого понятия:

«Коррупция – это злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях»

«Коррупция – это нечестное поведение в процессе принятия решений»

Упражнение «Причины коррупции»( работа в группах)

Почему люди  берут взятки? В чём причина? Обсудите это в группах. Ответы детей)

 (Слайд 6) Сделаем выводы. Причины коррупции:

- Низкая заработная плата государственных служащих.

- Незнание законов.

- Желание легкой наживы.

- Частая сменяемость лиц на различных должностях.

- Коррупция как привычка.

- Низкий уровень жизни населения.

- Безработица.

Информационная рубрика

Проблема коррупции в современной России на сегодняшний день стоит особенно остро. Каждый гражданин повседневно сталкивается с самыми различными видами проявления недобросовестности власть имущих чинов, желающих нажиться на проблемах граждан и частных компаний. Нередки случаи, когда обвинения в коррупционных преступлениях предъявляются и тем, кто случайно или умышленно преступил закон или же стал жертвой провокации и оговора.

Какие бывают взятки?

По УК РФ взятка может быть представлена в следующих видах:

явная взятка предполагает, что ценность или деньги передаются другому лицу непосредственно после достижения договоренности или заключения устного соглашения;

завуалированная взятка обычно не выражается в непосредственной передаче предмета или денежных средств.

С явной взяткой всё понятно, а что значит завуалированная взятка?

 Такие взятки обычно представлены в следующих разновидностях:

продажа товаров по заниженной стоимости;

перевод денежных средств компании за фактически неоказанные услуги;

снижение арендной платы за помещение или оборудование;

фальсификация результатов розыгрышей или лотерей;

прощение долга, обладающего крупным размером;

оплата дорогостоящего лечения родственника получателя взятки;

передача информации, позволяющей получить доступ к банковской карте или электронному кошельку.

Виды взяток по размеру

По размерам взятка должностному лицу может быть представлена в следующих видах:

значительный размер, превышающий 25 тыс. руб.;

крупный размер, начинающийся от 250 тыс. руб.;

особо крупный, когда передается сумма от 1 млн. руб.

О коррупции и взяточничестве существует множество высказываний, пословиц и афоризмов. Каждая группа получила наборы разрезных карточек. Соберите пословицы и обсудите их в группе.

Упражнение «Собери  пословицу» (работа в парах)

1) Что мне законы,

1) то правда тонет.

2) Дай грош —

2) когда глупый дает.

3) Лучше бедность, да честность,

3) коли судьи знакомы.

4) Когда золото всплывает,

4) будешь хорош.

5) И умный берет,

5) нежели прибыль, да стыд.

  (Слайд 7) Ответ: 1-3; 2-4; 3-5; 4-1; 5-2.  

В чём суть этих пословиц? ( Ответы детей)

 (Слайд 8) Одно высказывание очень привлекло моё внимание.

«Коррупционер как самолёт — пока не сядет, не остановится».  Ашот Наданян

Попробуйте пояснить его. (Ответы детей)

Получается, что коррупция – это преступление? Как вы думаете?  (Ответы детей)

Информационная рубрика

Коррупция (ст. 290 УК РФ) – это одно из тех немногих преступлений, ответственность за которые предполагает применение существенных штрафных санкций, размер которых определяется, исходя из суммы полученной взятки.

Особо следует отметить уголовную ответственность за взятку, размер которой определяется как особо крупный. Здесь можно надолго лишиться свободы – вплоть до 15 лет и выплатить еще и штраф, который больше суммы взятки в 70-90 раз.

4. Обобщение и систематизация полученных знаний.

Продолжим работать в группах.  Рассмотрим ситуации и укажем, в каких из них представлены случаи коррупции, а в каких - нет.

Ситуации:

1.При нарушении правил дорожного движения, водитель заплатил сотруднику ГИБДД, который вместо того, чтобы заполнить протокол, взял деньги и отпустил этого водителя. (Ответы детей.  Последствия)

2.Государственный служащий, отвечающий за распределение бесплатно предоставляемых медикаментов пациентам, часть медикаментов отправлял в частные аптеки для их дальнейшей реализации по высоким ценам.  (Ответы детей.  Последствия).

3.Родственникам больного главврач недвусмысленно говорит, что ему требуется экстренная операция, но в общей очереди операцию придется «ждать очень долго». (Ответы детей.  Последствия)

4.В благодарность за то, что врач вылечил её тяжело больного ребёнка, Галина подарила врачу букет из цветов своего сада. (Ответы детей.  Последствия)
5. Кандидат в депутаты договорился  с фирмой о финансировании его выборов в органы государственной власти, взамен обещал помогать этой фирме получать хорошие заказы. (Ответы детей.  Последствия)
6. Государственное должностное лицо пользуется служебным автомобилем и топливом в личных целях. (Ответы детей.  Последствия)
7. Иван вынужден был отблагодарить чиновника, сознательно тянувшего время для решения его вопроса. (Ответы детей.  Последствия)

Просмотр видеоролика «Мультфильм о коррупции» 
 (Слайд 9 ) Как вы думаете, какие сферы наиболее поражены коррупцией?
ГАИ;

чиновники;

милиция;

медицина;

судебная система;

шоу – бизнес;

сфера торговли;

СМИ.

Каковы же  способы решения этой проблемы вы можете предложить? Обсудите в группах.

 (Слайд 10) Сделаем выводы. Способы решения

  • повысить зарплату;
  • прописать четкие законы об уголовной ответственности за взятки, вымогательство;
  • честно и добросовестно выполнять свою работу, свои должностные обязанности;
  • проводить встречи, менять сознание людей, ориентировать их на положительные поступки.

5. Подведение итогов. Составление синквейна.

 (Слайд 11) О коррупции сейчас знают все. Подавляющее большинство граждан знает, что коррупция — это плохо и страдает от неё. О коррупции и борьбе с ней написаны сотни статей, книг, учебников. Разработаны и используются  на практике антикоррупционные программы, планы, десятки мероприятий системы мер; приняты законы на общегосударственном и местных уровнях. Созданы различные антикоррупционные комитеты и комиссии. На борьбу с коррупцией мобилизуются всё новые государственные и общественные структуры. Наряду с правоохранительными органами по указанию Президента в  борьбе с коррупцией подключилась и ФСБ.

Ребята, если каждый из нас не будет давать взятки или пользоваться своим служебным положением, тогда можно будет победить в борьбе с коррупцией.

Я верю, что у нашей страны великое будущее, она сумеет пережить все трудности и станет еще прекрасней.

А поможете России в этом вы!

Как видите, коррупция сильна, но бороться с ней можно. Если давать отпор коррупционерам и взяточникам. Скоро вы станете взрослыми, вам придётся решать многие вопросы, которые ставит перед нами жизнь. Постарайтесь найти верное решение в любой ситуации, не обходя закон.

А чтобы я поняла, что мы не напрасно провели сегодняшнее мероприятие, давайте составим синквейн.

Вариант.

 1. Коррупция

2. Нечестная, продажная

3. Обманывает, грабит, подкупает.

4. Нужно всегда быть честным.

5. Зло.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А чиновник говорит посетителю: - Столько было сегодня просителей! Мы рассмотрим и Ваше прошение, А для быстроты продвижения, Чтобы было всё чинно и гладко, Передайте в конвертике… ( взятку )

Слайд 2

Взя́тка — принимаемые должностным лицом материальные ценности (предметы, деньги, услуги) за действие либо бездействие в интересах взяткодателя, которое это лицо не могло или не должно было совершить в силу своего служебного положения.

Слайд 3

ВЗЯТКА подарок благодарность мзда подкуп посул хабар

Слайд 4

Информационно- познавательное мероприятие «Коррупция в нашей жизни»

Слайд 5

Словарь Ожегова Коррупция – это подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей. В научной литературе и документах приводятся такие определения этого понятия: « Коррупция – это злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях» « Коррупция – это нечестное поведение в процессе принятия решений»

Слайд 6

Причины коррупции Низкая заработная плата государственных служащих. Незнание законов. Желание легкой наживы. Частая сменяемость лиц на различных должностях. Коррупция как привычка. Низкий уровень жизни населения. Безработица.

Слайд 7

Упражнение «Собери пословиц у» Что мне законы, коли судьи знакомы. Дай грош - будешь хорош. Лучше бедность, да честность, нежели прибыль, да стыд. Когда золото всплывает, то правда тонет. И умный берет, когда глупый дает .

Слайд 8

«Коррупционер как самолёт — пока не сядет, не остановится». Ашот Наданян

Слайд 9

Сферы наиболее поражены коррупцией: ГАИ; чиновники; милиция; медицина; судебная система; шоу – бизнес; сфера торговли; СМИ.

Слайд 10

Способы решения повысить зарплату; прописать четкие законы об уголовной ответственности за взятки, вымогательство; честно и добросовестно выполнять свою работу, свои должностные обязанности; проводить встречи, менять сознание людей, ориентировать их на положительные поступки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованное представление "Наша жизнь в наших руках".

Мероприятие направлено на формирование правильного поведения детей  на дорогах  соблюдение пожарной безопасности, а также воспитание бережного отношения к собственному здоровью....

Информационно-познавательный проект "Расти здоровым!"

Информационно-познавательный проект «Расти здоровым!» был предложен детьми на уроке «Ознакомление с окружающим миром». Исходя из актуальности данной темы, мы провели диагностическое исследование, а им...

Информационно-познавательный проект "Юный архитектор"

В целях изучения родного города, мы совершили обзорную автобусную экскурсию. На классном часе, посвященному юбилею г.Северодвинска, была проведена игра «Наш город», в ходе которой  мы выяснили, ч...

Информационно - познавательное занятие «О Героях Отечества».

Коррекционно-развивающее занятие по расширению кругозора детей об историческом прошлом родной страны; знакомство с основными этапами Отечественной войны 1812 года, Бородинским сражением, как одно...

Методическая разработка информационно-познавательное занятие применением ИКТ "Северная ягода"

Данная методическая разработка будет полезна учителям начальных классов и воспитателямм для внеурочных занятий.Благодаря данному материалу будет возможно: закрепить умение узнавать и называть ягоды, с...

Познавательная беседа «Добрые и теплые чувства в нашей жизни»

Цели:закрепить правила дружбы, показать важность истинных друзей в жизни человека, учить доброжелательности стремлению понимать друг друга....

Внеклассное мероприятие "Коррупция в мире сказок"

Методическая разработка "Коррупция в мире сказок", направлена на формирование антикоррупционного мировозрения у детей младшего школьного возраста...