Конспект внеурочного занятия по теме "Дружба каждому нужна, дружба верность сильна"
план-конспект занятия (4 класс)

Крашенина Анна Алексеевна

Разработка внеурочного занятия для обучающихся 4 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Новосибирской области

«Черепановский педагогический колледж»

Школа: МАОУ «СОШ №1 г. Черепаново»

Класс: 4 «А»

Студент: Крашенина А.А.

Руководитель практики: Максимова С.Ю.

Учитель: Николаева Т.Н.

Направление внеурочной деятельности:общекультурное

Тема: «Дружба каждому нужна, дружба верностью сильна»

Цель: формирование у обучающихся нравственные ценностей личности: доброту, милосердие, сочувствие, взаимопонимание, ознакомление с законами дружбы.

УУД:

Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностнго смысла учения;

Метапредметные:

Регулятивные:

Овладение способностьюпринимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска её осуществления;

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

Познавательные:

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;

Коммуникативные:

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Ресурсы: ИКТ (презентация), видеофрагмент «Крокодил Гена и его друзья», «Цветик – семицветик», 2 конверта с лепестками (14 шт.) и сердцевинами (2 шт.), 2 конверты с сердцами (26 шт.), 2 конверта с пословицами (4 шт.), дерево на листе А4, 2 листы с рисунками А4 ,клей, цветные карандаши, магниты, жетоны, грамоты, словари Ожегова (2 шт).

2020 г.

п/п

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Формы организации образовательной деятельности

личностные

метапредметные

Мотивационный этап

-Здравствуйте ребята, занимайте свои места.  Меня зовут Анна Алексеевна, и сегодня я проведу у вас внеурочное занятие.

- Я предлагаю посмотреть фрагмент мультфильма «Крокодил Гена и его друзья» и постараться понять, почему Гена решил написать объявление. 

(Просмотр фрагмента мультфильма)

-Кто ответит на вопрос, почему Гена решил написать объявление? (Ему было скучно, одиноко, грустно)

- Кто догадался, какова тема занятия и чему мы будем учиться?

Сегодня мы с вами совершим путешествие, и откроем для себя что-то новое.  И так, мы будем работать в двух группах. (Дети делятся на две группы)

Совершим остановки на разных станциях, где вам будут предложены задания, которые вы будете выполнять. За каждый верный ответ, команда получает жетон( жетоны будет получать каждая команда за каждое задание). Отвечать будете только по поднятой руке, или когда я вас попрошу ответить или выйти к доске.

-Приветствуют учителя, настраиваются на познавательную деятельность.

-Просматривают фрагмент мультфильма, соотносят поставленный вопрос и содержание фрагмента, отвечая на него.

- Слушают учителя, запоминают правила.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностнго смысла учения;

Регулятивные:

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска её осуществления;

Коммуникативные: Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Беседа

Основной этап

И так первая наша станция называется «Родственники»

-Как вы думаете,что мы будем делать?

-Попробуйте к слову дружба подобрать однокоренные (родственные) слова.

-Каждая команда по очереди называет по одному однокоренному слову.

 (На доску после вариантов обучающихся вывешиваются карточки с однокоренными словами: дружный, дружить, дружок, друг, друзья, подруги, дружественный, дружелюбный).

-Молодцы! Вы справились с заданием.(выдача жетонов)

-А как выдумаете, что означает слово «Дружба»? (Варианты детей)

(Работа со словарями)

-Ребята откройте словари Ожегова  и познакомьтесь с точными определениями слова «дружба»

-Сравните это определение из словаря и с тем, что я вам дала на листочке (определение из сл.Ефремовой)

(сл.Ожегова)

ДРУЖБА, -ы, ж. Близкие отношения, основанные на взаимном доверии,привязанности, общности интересов.

Дру́жба (сл.Ефремовой)

ж. Отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности.

-В чем разность и схожесть этих определений слова «дружба»?

(Обобщение слов детей)

Да, ребята, дружба – личные бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи

- Знаете ли вы когда люди стали говорить о дружбе?

И так, вторая станция «История дружбы»

-Я вам раздам карточки с историей дружбы, вы её изучите, и кратко расскажите, о чем прочитали.

«Слово Дружба имеет несколько разных определений. И даже две тысячи лет назад, оно имело не одно значение.

В то время существовал некий Аристотель, который и пытался дать определение различным типам дружбы.

Он различал дружбу, которая основана на интерес и дружбу, которую тогда называли благородной дружбой.

В наше время существует понятие: "Настоящий Друг". Так вот благородная дружба и есть настоящая.

Слово "дружба" и "друг", связанны с такими понятиями, как товарищество, воинское товарищество, родство и любовь.

В наше время, Очень любят своих друзей называть: брат, сестра, сестричка, сестренка и даже мама, папа.

А слово "дружина", которое означает в русском языке воинский отряд, по словенскому и болгарскому языку означает домочадцев и семью.

Считается, что слово "дружба" произошло от слова "дружина".

Но, так же, считается, что слово "дружба" произошло от слова "друг", от слова "другой".

Причем некоторые считают, сто слово "друг" произошло от слова "дорогой".

В общем, существует множество определений к слову "Дружба".

ДРУЖИНА, дружины, ж. 1. В древней Руси - ближайшие княжеские слуги, важнейший отряд княжеского войска (истор.)»

(Обобщение слов детей)

Вспомните, как народ передавал свои знания будущему поколению? (В сказках, песенках, загадках, пословицах, поговорках и пр.).

-Ребята, а как вы думаете, упоминания о дружбе можно встретить в пословицах? Что такое пословица? (Краткое изречение, в котором отражена мудрость народа).

Третья наша станция

«Собери пословицу».

- Каждая группа получает конверт. В конверте по две пословицы в виде «PUZZLE». Их необходимо собрать, прочитать и объяснить смысл каждой из них.

Дружба как стекло: разобьешь — не сложишь.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Человек без друзей, что дерево без корней.

(Настоящая дружба  -это крепкая дружба, которая выдержит все преграды. Но если ей пренебрегать,  всегда ссориться и не ценить своего друга, то дружба "разобьётся", и почти невозможно будет восстановить те крепкие дружеские отношения.

кем- то по- настоящему дружишь, то вашу дружбу с этим человеком ни что не сможет разрушить!

Дерево без корней не выживет,а человек без общения не «человек»)

Четвертая станция

«Идеальный друг»
- Вам нужно выбрать карточки с теми качествами, которые вы бы хотели видеть в друзьях и наклеить их на выданные       карты А4. 
(Все полученные работы вывешиваем на доску).

- Итак, каким же должен быть друг, по вашему мнению? 
- На что мы обратили внимание? Что общего между каждыми карточками? 
(Качества каждой команды повторяются). 
- Почему? 
- А теперь посмотрите на качества, которые вы не стали приклеивать. Почему вы их не выбрали?

-Я предлагаю вам прочитать еще одну пословицу «Легче друга потерять чем найти»

- Как вы думаете, что означает эта пословица?

- Как его можно потерять, это же не вещь!? (Ссорится, жадничать, обзываться, ругаться с ним). 
- А к чему это все может привести? 
(Человек останется один, ему будет грустно, тоскливо, одиноко, с ним никто не захочет общаться, гулять, танцевать, рисовать и пр.).
- Что надо делать, чтобы этого не случилось? 
(соблюдать правила и пр.)(Обобщение слов детей)

Пятая станция называется «Законы дружбы»

-Сейчас я вам предложу ряд ситуаций, с помощью которых сформулируем законы дружбы,  соберем все эти правила в необычный цветок. А что это за цветок, вы мне скажете, когда просмотрите небольшой отрывок из произведения, которое вы мне тоже сможете назвать (Лети, лети, лепесток, через запад, на восток …)
- Кто герой этого произведения? 
(девочка Женя)
- Что за необычный подарок получила девочка?
- Что за желания она загадывала?
- Какое было последним? Зачем ей это было нужно?
 (Дружить с Витей, который был болен)
- Каким главным качеством нашу девочку Женю можно наделить? 
(Доброта)
- Какое главное правило в дружбе мы сразу можем с вами назвать? 
(Быть добрым)
- Возьмите первый лепесток, запишите первое правило дружбы. Теперь соберите остальные лепестки цветка с помощью подсказок, запишите остальные правила. 

- Какое название мы дадим ему? (Цветок «Дружбы»)

(Помогать друг другу в трудную минуту; Не жадничать; Не обижать друга; Доверять друг другу; Защищать друзей ; Уважай друга)
-Кто желает зачитать правила дружбы?

- А что делать, если я захочу выполнять только одно какое – нибудь правило, а на остальные не буду обращать внимания? 
- К чему это приведет? 

(Дружба разрушится)

-Ребята сейчас подведём итоги нашего занятия, посчитайте свои жетоны.

 –Как вы думаете кто победил сегодня? Да,победила дружба!(Подведение итогов,подсчет жетонов. Награждение грамотами команд).

-Высказывают предположения.

-Ребята называют, а потом сравнивают с вариантом учителя

-Аргументируют свою точку зрения.

-Формулируют лексическое значение слова «дружба»

-Высказывают своё мнение.

- Открывают словарь

Ожегова, знакомятся с определением.

- Сравнивают определения, анализируют.

-Слушают учителя, запоминают материал.

- Высказывают свои предположения.

- Читают текст, анализируют, отбирают нужную информацию.

-Формулируют мысли, вспоминают что такое пословица.

-Слушают указания к заданию.

-Собирают пословицы.

-Объясняют смысл пословиц.

-Организуют работу в группах, взаимодействуют: высказывают свое мнение и принимают точки зрения собеседников.

-Концентрируют внимание, слушают и осознают задание.

- Выбирают нужные слова, клеят их на специальные листы.

-Перечисляют качества, которые они выбрали и наклеили

-Аргументируют свой выбор.

-Читают пословицу.

-Участвуют в диалоге с учителем.

-Высказывают своё мнение.

-Вспоминают сказку Катаева «Цветик-семицветик», главную героиню и какими качествами она была наделена и

 

-Формулируют первое правило дружбы.

- Записывают правило дружбы.

-Инициативное сотрудничество в решение проблемы.

- Собирают лепестки с законами, с помощью подсказок.

-Участвуют в диалоге с учителем, высказывают своё мнение.

- Высказывают предположения.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Регулятивные: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска её осуществления;

Познавательные:

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;

Коммуникативные:

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Рефлексия

- Вот и подошел к концу наш разговор. Мне очень важно знать, как вы оцените наш совместный труд, нашу работу.

- Ребята поскольку дерево необычное, обратите внимание на доску, то и плоды у него будут тоже необычными. Это будут наши с вами сердечки. (Всем детям раздаются белые листики в форме сердечек.)
Зажгите свои сердца огнём дружбы, закрасьте их.

  • Красный – мне было интересно и тема для меня важна;
  • Желтый – занятие поставило передо мной вопросы и заставило размышлять;
  • Синий – ничего не изменилось.

А теперь прикрепим наши плоды к дереву дружбы.

- Было сегодня что-то новое, необычное, что вам понравилось, запомнилось?

- Закончить наше занятие мне хотелось бы строками стихотворения Сергея Михалкова.

«Дружба! Какое чудесное слово.
Кто не дружил, тот его не поймёт!
Чистая дружба на подвиг готова,
Дружбе конец, если друг подведёт.
Делят радость, делят горе верные друзья. 
Только жалко, что пятёрку поделить нельзя.
И девчонки, и мальчишки дружат меж собой,
“Жить без дружбы невозможно”, - скажет вам любой!»

-Рефлексируют свою деятельность: показывают полученные знания в виде мыслей.

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

Регулятивные: Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

«История дружбы»

Слово Дружба имеет несколько разных определений. И даже две тысячи лет назад, оно имело не одно значение.

В то время существовал некий Аристотель, который и пытался дать определение различным типам дружбы.

Он различал дружбу, которая основана на интерес и дружбу, которую тогда называли благородной дружбой.

В наше время существует понятие: "Настоящий Друг". Так вот благородная дружба и есть настоящая.

Слово "дружба" и "друг", связанны с такими понятиями, как товарищество, воинское товарищество, родство и любовь.

В наше время, Очень любят своих друзей называть: брат, сестра, сестричка, сестренка и даже мама, папа.

А слово "дружина", которое означает в русском языке воинский отряд, по словенскому и болгарскому языку означает домочадцев и семью.

Считается, что слово "дружба" произошло от слова "дружина".

Но, так же, считается, что слово "дружба" произошло от слова "друг", от слова "другой".

Причем некоторые считают, сто слово "друг" произошло от слова "дорогой".

В общем, существует множество определений к слову "Дружба".

ДРУЖИНА

ДРУЖИНА, дружины, ж. 1. В древней Руси - ближайшие княжеские слуги, важнейший отряд княжеского войска (истор.).

 (сл.Ожегова)

ДРУЖБА, -ы, ж. Близкие отношения, основанные на взаимном доверии,привязанности, общности интересов. Давнишняя д. Д. одноклассников. Не вслужбу, а в дружбу (не по обязанности, а из дружеского расположения; разг.).II прил. дружеский, -ая, -ое.

(сл.Ефремовой)

ДРУЖБА - ж. Отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности.

ДРУЖИНА, дружины, ж. 1. В древней Руси - ближайшие княжеские слуги, важнейший отряд княжеского войска (истор.).

(сл.Ожегова)

ДРУЖБА, -ы, ж. Близкие отношения, основанные на взаимном доверии,привязанности, общности интересов. Давнишняя д. Д. одноклассников. Не вслужбу, а в дружбу (не по обязанности, а из дружеского расположения; разг.).II прил. дружеский, -ая, -ое.

(сл.Ефремовой)

ДРУЖБА - ж. Отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности.

ДРУЖИНА, дружины, ж. 1. В древней Руси - ближайшие княжеские слуги, важнейший отряд княжеского войска (истор.).

http://www.srcn1-tula.ru/f/image/910FDDE6-5526-4DE1-BD38-DA5170AD979E-402-0000006117BEE4CF.JPG

https://www.nastroy.net/pic/images/201912/144635-1575243613.jpg

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/10/28/s_59f4ab9c389c9/img18.jpg

https://cdn2.static1-sima-land.com/items/2674040/0/700-nw.jpghttps://driwashvaleting.com/wp-content/uploads/2019/05/puzzle-selber-machen-vorlage-neu-puzzle-vorlage-ausdrucken-of-puzzle-selber-machen-vorlage.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеурочного занятия на тему "Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна."

Здесь представлен конспект внеурочного занятия на тему "Дружба каждому нужна.Дружба верностью сильна."...

Конспект внеурочного занятия по теме "Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна"

Конспект внеурочного занятия по теме "Дружба каждому нужна. дружба верностью сильна" по общекультурному направлению.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17252436","attributes":...

Конспект внеурочного занятия на тему "Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна".

Данный материал предназначен для развития у детей нравственных ценностей....

Конспект внеурочного занятия «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна».

Конспект по внеурочному занятию для студентов. Материал для 1 класса,  интересные игры и задания....

Презентация к конспекту внеурочного занятия по теме "Дружба каждому нужна, дружба верность сильна"

Презентация к конспекту  внеурочного занятия по теме "Дружба каждому нужна, дружба верность сильна"...

Сценарий внеурочной работы для 2 класса на тему: «Дружба каждому нужна, дружба верностью сильна.»

Сценарий внеурочной работы  для 2 класса на тему: «Дружба каждому нужна, дружба верностью сильна.»...

Тема занятия: Дружба каждому нужна, дружба верностью сильна.

Тема занятия: Дружба каждому нужна, дружба верностью сильна.Форма  проведения: игра–путешествие.Цель:  Дать этические понятия; познакомить с законами дружбы.Задачи:Обучающие:Расширить ...