Методическая разработка беседы с учащимися начальных классов на тему "Блокада Ленинграда".
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Методическая разработка беседы на тему "Блокада Ленинграда" с учащимися начальной школы, патриотическая направленность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blokada_leningrada.docx20.55 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка беседы с учащимися 3 класса.

Тема беседы: «Блокада Ленинграда».

Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

Задачи:

1. Познакомить ребят с понятием блокада;

2. Познакомить с героическими событиями блокадного Ленинграда.

3. Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы;

4. Формировать представления о долге перед Родиной;

5. Пробуждать в детях чувства сострадания и гордости за народ;

6. Воспитывать уважение к старшему поколению.

Коммуникативные универсальные учебные действия

способствовать формированию

• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Познавательные универсальные учебные действия

способствовать формированию

строить сообщения в устной и письменной форме;

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

Регулятивные универсальные учебные действия

способствовать формированию

• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

Личностные универсальные учебные действия

способствовать формированию

• основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю

• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой

Оборудование: записи песен, презентация, фотоматериалы, рисунки, библиотека книг, сочинения.

Подготовка к классному часу была организована по группам. Каждая группа получила тематическое задание для разработки, примерный маршрутный лист поиска и оценочная карта.

1 группа: Блокадный хлеб.

2 группа: Дети блокады

3 группа: Жизнь и работа в блокаду

4 группа: Дорога жизни

Задание: подобрать и изучить нужную литературу, собрать стихи, материал по теме, приготовить выступления.

Индивидуальные задания: оформление рисунков, написание сочинений на конкурс «Потомки помнят славную победу».

Общее задание: выучить мелодию и слова песни «Мальчишки у стен Ленинграда»

Ход занятия:

Актуализация знаний

- Ребята, сегодня у нас необычное  занятие. На нём мы вспомним о важных событиях, которые происходили в нашей стране.

Много лет тому назад, когда нас ещё не было на свете, была Великая Отечественная Война с фашистской Германией. На нашу страну 22 июня 1941 года напала фашистская Германия, во главе которой стоял Адольф Гитлер. Он намеревался захватить нашу страну за 6 недель.

Большую часть народов фашисты хотели истребить, а оставшихся загнать в военные поселения, превратив в рабов.

 До войны люди жили мирно. Взрослые работали, дети ходили в школы и детские сады. Фашистская германия напала на нашу страну. И очень скоро враг оказался рядом с городом. Он хотел его завоевать, но город превратился в крепость. Улицы были перегорожены противотанковыми надолбами, оплетены колючей проволокой. Фашисты окружили Ленинград со всех сторон. И город оказался в кольце, длиной в 900 дней и ночей. В блокаде оказалось много жителей этого города: дети, женщины, старики. Ребята, а вы понимаете кольцо блокады? (ответы детей)

Подойдите ко мне, возьмитесь крепко за руки и плотно подойдите друг к другу. Блокада – это кольцо, из которого нельзя ни выйти не зайти. Присядьте на свои места.

Для жителей, особенно для детей Ленинграда блокада означала – смерть. Это вой сирены, голод, холод, летящие с неба бомбы и от этого некуда было бежать. На жителей города Ленинграда обрушился голод. Ребята, посмотрите на этот маленький кусочек чёрного хлеба.

Каждая группа получает фотографии по теме.

- Что запечатлено на фото? Где и когда, по- вашему это происходит?

На что обратили внимание?

- На защиту родного города поднялись все ее жители. В короткий срок он был превращен в город- крепость.

1 группа слайдов на доске – участвует 1 группа ребят.

В условиях блокады самым сложным оказалось снабжение населения и войск продовольствием и водой. Запасы таяли с каждым днем. Постепенно сокращались нормы выдачи продуктов. С 20 ноября по 25 декабря 1941 г. они были самые низкие… (Слайд иллюстрирует состав и вес блокадного хлеба).

Дети читают отрывок из стихотворения С. Чекмарёва «Блокадный хлеб»

 Когда однажды я горбушку хлеба

Оставил на запачканном столе,

Мой дед сказал:

«Ты знаешь, что Победа

Далась нам очень тяжело в войне?!

Но не сравнить с семью кругами ада

И не забыть истории тех дней,

Когда сдержал народ блокаду Ленинграда

Ценою жизней тысячей людей….

…Тогда я был совсем беспечный парень.

Еще не получил своих наград.

В бою осколком в голову был ранен

И в госпиталь отправлен в Ленинград.

…Я ненавидел голубое небо,

Под ним сильней зимой трещал мороз.

Тогда я стал ценить кусочек хлеба,

Кору сосны и почки у берез.

…Мы ели лед и кожаную обувь,

Варили из обоев горький суп,

На санках из Невы возили воду,

И согревались лишь дыханьем губ.

Но мы работали и днем и ночью,

Держали фронт, стреляли по врагу.

Без хлеба голодно нам было очень,

По Ладоге его везли в пургу.

…Сто двадцать пять давали граммов хлеба

Больным и детям на блокадный день.

Тогда повсюду, где я только не был,

Людей преследовала смерть, как тень.»

Дед замолчал… Мне стало очень стыдно.

Я взял горбушку хлеба со стола.

Мне было за себя обидно,

Но я запомнил дедовы слова:

«И в час беды, и под счастливым небом,

Вчера, сегодня завтра и вовек

Мы дорожить должны и крошкой хлеба,

Без хлеба жить не сможет человек!»

2 группа слайдов – участвует 2 группа ребят.

- Вместе со взрослыми были и дети. Они тоже рыли окопы, проверяли светомаскировку в домах, собирали цветной металлолом, необходимый для изготовления патронов и снарядов.

Во многих школах были оборудованы госпитали. Школьники читали раненным газеты и книги, писали письма, убирали палаты, выступали с концертами. Наравне со взрослыми школьники дежурили на чердаках, крышах домов, гасили зажигательные бомбы и возникшие пожары. Их называли «часовыми ленинградских крыш».

Ребята исполняют песню «Мальчишки у стен Лениграда».

3 группа слайдов – участвует 3 группа ребят.

 В бессильной злобе немцы целыми днями обстреливают город…Рушатся дома, гибнут мирные люди. В Ленинграде всё ещё много детей. Многомиллионный город жил и боролся в течение 900 труднейших блокадных дней, и не только выстоял, но и победил.

Существование в осажденном городе было немыслимо без упорного, повседневного труда. Тружениками были и дети. Они ухитрялись так распределять силы, что их хватало не только на семейные, но и на общественные дела. Пионеры разносили почту по домам. Когда во дворе звучал горн, надо было спускаться за письмом. Они пилили дрова и носили воду семьям красноармейцев. Чинили белье для раненых и выступали перед ними в госпиталях. Город не мог уберечь детей от недоедания, от истощения, но тем не менее для них делалось все, что возможно. Дети вместе со взрослыми трудились на заводах.

Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. В школах стало необычайно тихо, дети перестали бегать и шуметь на переменах, их бледные и изможденные лица говорили о тяжких страданиях. Урок продолжался 20-25 мин.: больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, так как в не отапливаемых классах мерзли не только худые детские ручонки, но и замерзали чернила.

Дети читают стихотворение Ю.Воронова

Девчонка руки протянула

И головой –

На край стола.

Сначала думали –

Уснула.

А оказалось, умерла...

Её из школы на носилках

Домой

Ребята принесли.

В ресницах у подруг

Слезинки

То исчезали, то росли.

Никто не обронил ни слова

Лишь хрипло,

Сквозь метельный стон,

Учитель выдавил,

Что снова уроки –

После похорон.

4 группа слайдов – участие 4 группы ребят.

Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Оставалась узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью Ладога замерзла и эта единственная ниточка, связавшая город со страной оборвалась.

И тогда по Ладожскому озеру проложили автомобильную трассу. От нее зависело спасение жителей города, обеспечение фронта всем необходимым.

Слушание аудио – записи «Эх, Ладога!»

Посмотрите, как ваши одноклассники представляют блокаду в своих рисунках, какие книги они прочитали о Блокаде. Среди работ, написанных вами для конкурса на лучшее сочинение есть очень интересные работы. Один ученик прочитает фрагмент своей работы (ребята слушают фрагмент сочинения, содержащий рассказ дедушки ученика о блокаде и эвакуации).

Почтим память блокадников и воинов МИНУТОЙ молчания.

- В Санкт- Петербурге очень много памятников прошедшей войны,.

- Люди помнят и чтят память о погибших. Они любят свой город, и он стал еще краше, чем был.

- «Можно победить любое оружие, кроме оружия духа», - говорил Наполеон. И это еще раз доказали защитники Ленинграда. Для нашего народа война 1941 -1945 гг. поистине была Великой Отечественной.

И блокада Ленинграда показала, что только единство народа, его духовная крепость могут привести к Победе.

Дети войны, как и все, у кого война забрала детство, молодость, здоровье, нуждаются сейчас в нашей помощи, в уважении, в благодарности. Не забывайте об этом.

На память о вашей встрече я хочу подарить вам ленточки – символ блокадного Ленинграда.

В память о блокадном Ленинграде, о тяжелых голодных днях войны мне хочется вручить по кусочку хлеба. Цените хлеб, берегите каждую его крошку.

Ребята заполняют оценочную карту, высказывая своё мнение о работе, проделанной их товарищами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока для учащихся 4 класса по теме "Долг и совесть"

Предлагаю Вашему вниманию методическую разработку урока учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" для учащихся 4 класса  по теме "Долг и совесть". К методической разработке уро...

Методическая разработка урока для учащихся начальных классов по рассказу «В.Бианки «Синичкин календарь» (предмет «Литературное чтение»)

Методическая разработка урокадля учащихся начальных классов по рассказу «В.Бианки «Синичкин календарь»(предмет «Литературное чтение»)...

Беседа с учащимися начальных классов «Курение – главный враг здоровья»

Познакомить  с историей появления табака в России; на доступных примерах рассказать детям о вреде курения; сформировать у учащихся негативное отношение к курению; способствовать формированию здор...

Методическая разработка праздника для учащихся начальной школы "Посвящение в Юные пешеходы"

Методическая разработка праздника "Посвящение в Юные пешеходы" предназначен для проведения в классах начальной школы специальных коррекционных учреждений с целью формирования "дорожной...

Беседа с учащимися начальных классов "Как важно сидеть за партой правильно"

С помощью данного материала можно познакомить первоклассников с правилами посадки при письме...

Методическая разработка к занятию для начальной школы «Дети блокадного Ленинграда»

Цель мероприятия: воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ, уважительного отношения к старшему поколению. В ходе занятия звучат стихи, воспоминания очевидцев о блокадных ...