Знакомство с профессией повар. Практическое занятие «Правильное питание – основа здорового образа жизни»
план-конспект занятия (4 класс)

Пушечкина Юлия Евгеньевна

Знакомство с профессией повар. Практическое занятие «Правильное питание – основа здорового образа жизни»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puzakova.docx27.87 КБ

Предварительный просмотр:

«Правильное питание – основа здорового образа жизни»

Провела: Пушечкина Ю.Е., учитель начальных классов.

 Цель: создать условия для формирования правильного отношения к своему здоровью через понятие здорового питания.

Задачи

Образовательные:

- формировать у учащихся представление о здоровье как одной из важнейших жизненных ценностей.

Коррекционно-развивающие:

 - развивать моторику рук;

 - обогащать словарный запас, развивать речь.

- развивать чувство ответственности за здоровье своего организма;

- учить детей выбирать полезные продукты для здорового, рационального питания и составлять правильный режим питания.

Воспитательные:

 - воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, воспитывать стремление и умение работать в группах, воспитывать интерес к профессии повар, социализация.

 Методы обучения: словесные (устное изложение знаний, беседа), наглядные (иллюстрации, демонстрации), практические (практическая работа).

Оборудование: посуда и инвентарь для приготовления салатов и подачи их на стол, продукты для приготовления салатов.

Ход занятия.

1.Организационный момент

- Ребята, сегодня мы поговорим о том, что же необходимо знать, чтобы быть здоровыми.

2. Актуализация знаний

Ещё древнегреческий философ Сократ (470 - 399 до н.э.) сказал: «Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить». Это старинное высказывание актуально и в наше время, особенно для растущего детского организма.

Ваше здоровье – самое ценное, что у вас есть. На всю жизнь человеку дается только один организм. Если вы небрежно обращаетесь с какими-то предметами, их можно заменить, но заменить свой организм вы не сможете. Многие болезни – всего лишь результат неправильного питания. Можно сохранить здоровье, если следить за характером питания. Качество жизни можно улучшить благодаря здоровому питанию.

1. Здоровый образ жизни – это:

1) Соблюдение режима дня.

2) Соблюдение режима питания, правильное питание.

3) Закаливание.

4) Физический труд.

5) Соблюдение правил гигиены.

«Ради крепкого здоровья – мойте руки чаще».

6) Правила поведения за столом.

«Когда я ем, я глух и нем!»

7) Отказ от  вредных привычек (употребление алкогольных напитков, табакокурение).

8) Доброе отношение к людям, к окружающей нас природе, животным.

9) Правильная организация отдыха и труда.

Давайте попробуем ответить на вопросы.

2. Режим дня, что это такое? (ответы детей)

3. Зачем человек ест? (ответы детей)

4. Мудрые философы говорят: «Дерево держится своими корнями, а человек пищей», как вы это понимаете? (ответы детей)

5. Вывод: человеку необходимо питаться.

6.А теперь давайте поиграем.Игра: «Полезное – неполезное»

Выберите продукты, которые полезны для вас и разделите на две группы:

Рыба, пепси, кефир, фанта, чипсы, геркулес, жирное мясо, подсолнечное масло, торты, «Сникерс», морковь, капуста, шоколадные конфеты, яблоки, груши.

7. Сколько раз в день необходимо питаться? (ответы детей)

Завтрак (дома)

Завтрак (второй в школе).

Обед.

Полдник.

Ужин.

Завтрак:

То, чем позавтракал утром, влияет на наше настроение и самочувствие весь день. Вкусный завтрак должен быть здоровым и разносторонним, но ни в коем случае однообразным. Общее мнение такое, что на завтрак надо обязательно есть кашу.

Второй завтрак (в школе):

Хороший завтрак - это не значит наесться так, чтобы потом нельзя было встать со стула. Хороший завтрак подразумевает оптимальное сочетание продуктов, содержащих белки, углеводы, жиры, витамины и другие полезные вещества, нужны организму после сна.

Обед — второй или третий приём пищи в день (обычно после первого либо второго завтрака). Как правило на обед подается горячая пища.

Полдник:

Можно на полдник есть булочки, вафли, печенье с чаем, соком или молоком.

Какие вы знаете молочные продукты? (ответы детей)

Ужин:

Ужин – последняя еда перед сном. Чтобы хорошо спать и отдыхать ночью, на ужин можно есть только легкую пищу: запеканки, творог, омлет, кефир, простоквашу.

Важно помнить два принципа:

Ежедневно организм должен получать все необходимые пищевые вещества.

Количество пищевых веществ должно соответствовать индивидуальной суточной потребности человека в энергии.

8.«Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть» - почему так говорят? (ответы детей)

Каждому человеку для нормальной работы организма необходимы белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли и вода, которые должны поступать вместе с пищей.

Режим питания также играет большую роль в рациональном питании. С самого рождения мы живем в определенном ритме, наше сердце сокращается с определенной частотой, существует ритм дыхания, ритм выделения пищеварительных соков – это работают наши биологические часы. Так пищеварительные соки вырабатываются с 13 до 14 часов и с 18 до 19 часов в максимальном количестве, а в небольшом количестве каждые 1,5 часа. Поэтому прием пищи в определенное время считается наиболее физиологичным.

Нарушение режима питания играет отрицательную роль в здоровье человека. .

9. За многие годы были сформулированы три основных правила в питании: разнообразие, умеренность и своевременность. .

10. «Овощи – кладовая здоровья» - почему так говорят?(ответы детей)

11. Загадки «Овощи и фрукты - полезные продукты».

Я румяную Матрёшку

От подруг не оторву,

Подожду, когда Матрёшка 
 Упадёт сама в траву. (Яблоко)


Золотистый и полезный,
Витаминный, хотя резкий,
Горький вкус имеет он.
Когда чистишь – слезы льешь. (Лук)


Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для нее готовим кадки
И крупной соли полмешка. (Капуста)


Что это за рысачок 
Завалился на бочок? 
Сам упитанный, салатный. 
Верно, это … (Кабачок)


Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус,
Узнали вы, кто я? ... (Свекла)


Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
Сладка, а не сахар,
С хвостом, а не мышь. (Репка)

 - Чем полезны эти продукты? (Ответы детей)

Витамины-в переводе это слово означает «носители жизни».

Недостаток витаминов всегда дает о себе знать. Многие из нас испытывают воздействие зимних и весенних гиповитаминозов — состояний, вызванных недостатком витаминов. Это — быстрая утомляемость, раздражительность, плохой аппетит, трещинки в углах рта, сухость и шелушение кожи. Все это — следствие серьезных изменений в обмене веществ, то есть внешнее проявление предболезни, которая может перейти в болезнь. Каждый витамин выполняет в организме вполне определенную задачу. Витамин А улучшает зрение. Он содержится в яйцах, моркови. Витамин В заботится о пищеварении. Он содержится в крупах, хлебе, мясе, картофеле, молочных продуктах. Витамин С повышает сопротивляемость организма к заболеваниям. Он содержится в яблоке, шиповнике, апельсине, облепихе, квашеной капусте. Витамин Д нужен для укрепления костей. Витамина Д больше всего в рыбе, есть он и в молочных продуктах, печени, яйцах. E — защищает ткани от разрушения под воздействием кислорода; K — участвует в процессе свертывания крови. Важный путь улучшения обеспеченности организма витаминами — увеличение потребления овощей и фруктов.

 - Какое же блюдо можно приготовить из этих овощей? (Салат) Правильно. Именно разговор о салате будет темой нашего урока. 

12 (Сообщение учащихся об истории салатов)

Салаты - излюбленные закусочные блюда, которые хороши и на завтрак, и на обед, и на ужин. Ну, а когда праздничный стол обходился без разнообразных салатов? Разнообразие салатов поражает воображение. Их не десятки, а сотни рецептов. В состав салатов могут входить одновременно мясные продукты, овощи и фрукты. Для салатов используют мелко нарезанные сырые, варёные, консервированные, квашеные, маринованные овощи и фрукты, а также отварные и консервированные мясные и рыбные продукты, яйца. В салаты добавляют соль, перец, заправляют сметаной, майонезом, растительным маслом. Питательная ценность салатов зависит от входящих в них продуктов. Украшают салаты зеленью петрушки, укропа, ломтиками огурца или помидора. Красиво оформленный салат не только доставляет эстетическое удовольствие, но и способствует пищеварению. 

Технологическая последовательность приготовления салатов

1.Подготовить посуду, инвентарь и

приспособления

2.Подготовить овощи

(промыть)

3.Выполнить нарезку, шинковку

4.Заправить салаты

(специями, майонезом, маслом растительным)

5. Оформить салат

Заправки для салатов 

Вкус салата в большей мере зависит и от того, какой заправкой его заправят. Овощные салаты обычно заправляют смесью уксуса или лимонного сока с растительным маслом, солью, перцем или майонезом, сметаной или их смесью. Фруктовые салаты могут заправляться йогуртом или взбитыми сливками.

Украшение салатов

Красиво оформленный салат не только доставляет эстетическое удовольствие, но и способствует пищеварению.

Демонстрация учителем приёмов нарезки продуктов 

Санитарно-гигиенические требования к обработке продуктов для салата. 

- Осмотреть продукты, предназначенные для приготовления салата. Удалить некачественные части.

-Перед тем как чистить овощи необходимо вымыть их. Чистить овощи нужно непосредственно перед варкой, иначе они теряют много витаминов.

-Тщательно промыть всю зелень и свежие овощи сначала сырой, а затем кипячёной водой.

-Отварные продукты до использования держать отдельно от сырых.

-Овощи закладывать в посуду с кипящей водой, чтобы они были покрыты водой на 1-2 см., и варить под закрытой крышкой. Свеклу ставят варить в холодной воде.

-Нарезать продукты для салата и заправлять его рекомендуется непосредственно перед подачей на стол.

-Оставшийся салат хранить в холодильнике (но не более 6 часов). Нельзя держать салаты в металлической посуде.

-При оформлении салатов использовать только съедобные украшения.

Требования, предъявляемые к качеству холодных блюд и закусок 

  1. Закуски готовят непосредственно перед подачей.
  2. Форма нарезки продуктов должна быть одинакового размера и формы.
  3. Продукты должны быть не разваренными, сохранять форму нарезки.
  4. Холодные блюда и закуски должны быть красиво оформлены, заправлять и оформлять надо прямо перед подачей на стол.
  5. Вкус, цвет и запах готового блюда должны соответствовать продуктам, входящим в рецептуру этого блюда.

3. Формирование компетенций через практическую работу

текущий инструктаж.

Заострить внимание учащихся на охране труда (соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены труда при выполнении задания);

организации рабочего места, мытье посуды

приготовление салатов из овощей (работа с помощью технологических карт);

-обратить внимание на оформление салата, сервировку стола.

Приготовление салатов проводится по инструкционным картам, которые учащиеся составили дома. В ходе выполнения практической работы осуществляется контроль за соблюдением ТБ, санитарии и гигиены, за организацией рабочего места, за соблюдением последовательности приготовления, за трудовой дисциплиной и учитель оказывает индивидуальную помощь.

Приступаем к приготовлению салатов.

Когда блюда готовы, учащиеся накрывают стол, дегустируют блюда.

4. Подведение итога: (ромашка) 

«Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся сделав круг,

Лишь коснешься ты земли-

Дать ответ мне разреши!»

( ромашка – подходят срывают лепесточки ромашки- лепесточков столько, сколько учеников в классе. , читают вопрос и отвечают)

Вопросы:

Из каких продуктов готовят салаты?

Какие заправки используют для салатов?

Какие виды нарезок вы использовали при приготовления вашего салата?

Почему при очистке овощей снимают тонкий слой кожуры?

Почему при приготовления салата из сырых овощей их моют кипяченной водой?

5. Рефлексия. (Самооценка выполненной работы) 

-Что вам понравилась сегодня на уроке?

-Что вы запомнили важного и главного для себя?

-Что вам могло бы пригодиться в жизни?

-Вкусными ли получились салаты?

-Эстетично ли он был оформлен?

-Удалось ли рационально использовать продукты?

- Самоанализ блюда.

-Какую оценку вы себе поставите? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правильное питание-основа здорового образа жизни

Обеспечиние учащийся информацией в области сохранения и укрепления здоровья ....

Эффективность обучения младших школьников основам правильного питания и здорового образа жизни

         В обществе всегда существует проблема снижения уровня показателей здоровья детей и подростков. Сегодня самое важное - научить человека быть здоровым с детства....

Внеклассное занятие «Режим дня – основа здорового образа жизни»

Режим дня – основа здоровья человека.Показать детям важность выполнения режима дня.Научить детей составлять индивидуальный режим дня.Разъяснить необходимость соблюдения режима дня и в выхо...

правильный режим дня- основа здорового образа жизни

Конспект внеурочного занятия. Азбука безопасности.Правильный режим дня- основа здорового образа жизни....

«Культура питания – основа здорового образа жизни».

laquo;Культура питания – основа здорового образа жизни»....

Формирование универсальных учебных действий у младших школьников при реализации программы "Разговор о правильном питании и здоровом образе жизни"

Методическая разработка по программе "Разговор о правильном питании и здоровом образе жизни", тематическое планирование, анализ результативности программы....

Исследовательская работа "Правильное питание - основа здорового образа жизни"

Исследовательская работа "Правильное питание - основа здорового образа жизни"...