Консультация " Применение ИКТ в работе воспитателя"
консультация

Хайртдинова Светлана Николаевна

Описание использования информационно-коммуникативных технологий в работе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_primenenie_ikt_v_vospitatelnoy_rabote.docx26.48 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное образовательное учреждение Московской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «ПРЕОБРАЖЕНИЕ»

                       

                            КОНСУЛЬТАЦИЯ

ТЕМА: «Применение ИКТ в воспитательной работе»

Подготовила:

Воспитатель

I квалификационной категории

Хайртдинова С.Н.

                                             Введение

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования.

 Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий воспитания, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в воспитании, а неотъемлемой частью целостного воспитательного процесса, значительно повышающей его эффективность.

Информационная технология - процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи информации. Современные информационные технологии это обобщённое название технологий, отвечающих за хранение, передачу, обработку, защиту и воспроизведение информации с использованием компьютеров. Невозможно представить себе современные области производства, науки, культуры, спорта и экономики, где не применялись бы компьютеры. Компьютеры помогают человеку в работе, развлечении, образовании и научных исследованиях.

В последнее время под современными информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, информационные технологии имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации. Современные информационные технологии повышают познавательный интерес учащихся в учебной деятельности.

 Основные направления внедрения ИКТ в воспитании

Компьютеризация воспитательного процесса относится к числу крупномасштабных инноваций. В настоящее время принято выделять следующие основные направления внедрения компьютерной техники в воспитательный процесс:

-      использование компьютерной техники в качестве средства воспитания, совершенствующего процесс, повышающего его качество и эффективность;

-      использование современных информационных технологий в качестве инструментов воспитания, познания себя и действительности;

-      рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения;

-      использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого;

-      использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики;

-      организация коммуникаций на основе использования средств информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы;

-      использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга.

Перечисленные возможности компьютера могут способствовать не только обеспечению первоначального становления личности ребенка, но и выявлению, развитию у него способностей, формированию умений и желания учиться, созданию условий для усвоения в полном объеме знаний и умений.

Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы воспитания. Целью

  является усиление интеллектуальных возможностей воспитанников в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса и повышение качества воспитания на всех ступенях образовательной системы. Основные педагогические цели использования средств современных информационных технологий:

  • повышение эффективности и качества процесса воспитания;
  • повышение активности познавательной деятельности;
  • увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации.
  • развитие различных видов мышления;
  • развитие коммуникативных способностей;
  • формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации;
  • эстетическое воспитание за счет использования компьютерной графики, технологии мультимедиа;
  • формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации;
  • развитие умений моделировать задачу или ситуацию;
  • формирование умений осуществлять экспериментально–исследовательскую деятельность.

Структура информатизации воспитательного процесса.

Применение ИКТ стало привычным при использовании электронных презентаций для проведения занятий, мероприятий.

ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе подготовки и проведения мероприятия:

  1. Поиск информации в сети Интернет.
  2.  Составление сценария
  3. Озвучка мероприятия
  4. Репетиционный процесс
  5. Анализ проведенного мероприятия

При анкетировании, тестировании воспитанников (выявление уровня воспитанности, профориентация, отношение к табакокурению, употреблению спиртных напитков и др.) используется много интересных современных методик, взятых из Интернета и приспособленных под нашего ученика, обработка некоторых анкет ведется с помощью компьютера.

Без компьютера  немыслим:

  • Поиск информации к беседам, тренингам и круглым столам и другим ресурсам сети Интернет.
  • Документооборот, работа с электронной почтой.
  • Аналитико-прогностическая функция, которая подразумевает изучение индивидуальных особенностей обучающихся и их развитие.
  • Аналитическая деятельность (анализ проведенных мероприятий, акций, операций, посещенных классных часов)
  • Ведение документации (разработка положений к мероприятиям, составление локальных актов по ВР, отчетность, планирование)
  • Составление информационного материала
  • Работа с цифровым фотоаппаратом, цифровой видеокамерой.

Заключение

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современное образование.

Использование ИКТ в воспитательной работе предоставляет широкие возможности для реализации различных проектов. Основные «плюсы» в использовании ИКТ: наглядность и доступность. Применение ИКТ в непосредственно образовательной деятельности облегчает усвоение материала, предоставляет новые возможности для развития творческих способностей детей: повышает мотивацию воспитанников к изучению нового материала, активизирует познавательную деятельность, развивает мышление и творческие способности ребёнка, формирует активную жизненную позицию в современном обществе.

На занятиях применяю информационные технологии в процессе изучения новых для воспитанников понятий, для обобщения и систематизации полученных знаний, при выполнении игровых и творческих заданий.

• Создание, редактирование и использование готовых презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми («Игры во дворе»«Наша страна»«Мой город»«Откуда хлеб пришел»«Труд людей осенью» «Золотая осень»,  копилка презентаций ( по разделам нашей программы).

• Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, (сканирование, интернет, принтер, презентация, использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий , которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их, обрезать или объединять) .

• Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям: схемы, предметные и сюжетные картинки, раскраски, маски и др.

Воспитанники, просматривая материал в яркой и интересной для них форме, являясь свидетелями происходящего на экране землетрясения, пожара, грозы, активно участвуя в приключениях героев, учатся сопереживать происходящему, что способствует чёткому восприятию материала по той или иной теме.

• При проведении физкультминуток, на занятиях творчества, в минутки релаксации использую музыку (часто ту, которую необходимо закреплять к праздникам)

Обмениваюсь опытом, знакомлюсь с периодикой, наработками и идеями других педагогов России и зарубежья. (Использование электронной почты).

В подготовке к занятиям, при поиске материала регулярно использую ресурсы интернета, где представлено множество педагогических технологий, опытов работы воспитателей, разнообразнейший наглядный, музыкальный и видеоматериалы.

Публикация своих наработанных материалов, презентаций, опыта работы, создание своего электронного портфолио, мини-сайта в интернет, ( nsportal, Инфоурок,  Мультиурок, maaam.ru и многие другие).

Но возможности ИКТ в воспитательной работе с детьми пока еще не исчерпаны.  Появление и широкое распространение технологий мультимедиа и Интернета позволяет использовать ИКТ  в качестве средства общения, воспитания, профессионального определения,  интеграции в мировое сообщество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя группы продленного дня

Статья посвящена  применению здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя группы продленного дня...

Консультация для родителей и воспитателей

Игры, направленные на коррекцию нарушений фонематического восприятия....

Консультация для родителей и воспитателей "Русские куклы"

Кукла в наши дни – забава для девочек и украшение интерьера. В прежние времена куклы использовались более широко. Они сопровождали человека от рождения до смерти, защищая его и принося удачу в самый н...

консультация для родителей "Советы воспитателя ГПД"

Адаптационный период первоклассников...

Применение в работе воспитателя ГПД здоровьесберегающие технологии в условиях обучения по ФГОС.

           Применение в работе воспитателя ГПД   здоровьесберегающие технологии в условиях      обучения по ФГОС....

Современные воспитательные технологии и их применение в работе воспитателя ГПД

Воспитательная технология – совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели. Это один из способов воздейс...

Развитие речевого дыхания у детей с ТНР. Консультация для родителей и воспитателей

Правильное речевое дыхание - основа правильной речи. Работа над хормированием речевого дыхания - важный этап логопедической коррекции. И если он осуществляется совместно с родителями и педагогами, рез...