Создание условий для развития жизненных компетенций у учащихся с ОВЗ
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Аннотация: В статье раскрываются основные направления и требования к результатам специальной работы в сфере развития жизненной компетенции обучающихся в ОВЗ. Ключевые слова: жизненные компетенции, Федеральный государственный стандарт, дети с ОВЗ, Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.83 КБ

Предварительный просмотр:

Создание условий для развития  жизненных компетенций у учащихся с ОВЗ

Галаган Кира Александровна,

воспитатель МБОУ "Общеобразовательная школа  психолого-педагогической поддержки

с осуществлением медицинской реабилитации

 детей с нарушением опорно-двигательного

аппарата № 100".

Аннотация: В статье раскрываются основные направления и требования к результатам специальной работы в сфере развития жизненной компетенции обучающихся в ОВЗ.

Ключевые слова: жизненные компетенции, Федеральный государственный стандарт,  дети с ОВЗ, Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП).

Освоение обучающимися Адаптированной основной общеобразовательной программы (далее АООП), созданной  на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. В структуре планируемых результатов ведущее место занимают личностные результаты, так как они  обеспечивают овладение комплексом жизненных компетенций, которые важны для достижения основной цели образования детей с ОВЗ. Личностные результаты включают индивидуально-личностные качества и жизненные компетенции обучающегося.

Концепция ФГОС обучающихся с ОВЗ  включает  следующие  взаимодополняющие  друг друга компоненты: академические результаты учеников и их жизненные компетенции. Соотношение данных компонентов определяет вариативность программного содержания и результатов обучения, что дает возможность для выбора и реализации наиболее рационального пути развития каждого обучающегося с учетом его индивидуальных особых потребностей. Чем тяжелее дефект развития учащегося, тем больше возрастает значимость компонента «жизненная компетенция»[1].

Жизненные компетенции – это те навыки, знания и умения, а также способы их применения, которые необходимы человеку для максимально возможного независимого и самостоятельного функционирования. Для одних детей с ОВЗ  такими навыками являются самостоятельное одевание или приём пищи. Для других – умение пользоваться общественным транспортом, самостоятельно переходить дорогу или разрешать конфликтные ситуации. Таким образом, формирование жизненных компетенций является одной из важнейших задач при обучении ребенка с ОВЗ[1].

Формирование жизненных компетенций у детей с ОВЗ  в процессе обучения по АООП НОО - одна из наиболее важных областей в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обучающихся с ОВЗ (далее – ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ) [4].  

Начальное образование обучающегося с ОВЗ  будет качественным и удовлетворять требованиям только при важном условии, если он двигается в двух  направлениях: осваивает адаптированную основную образовательную программу начального общего образования и продвигается в области формирования жизненных компетенций. Так, например, оценивая предметные результаты, из всего набора оценок следует выбирать такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.

В стандарте для детей с ОВЗ указаны следующие компоненты жизненных компетенций, которые оцениваются по ходу и по окончании обучения в образовательном учреждении: 

- развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о значимо необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми и учащимися по вопросам создания 
специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения; 

- овладение социально-бытовыми умениями, которые будут использоваться ребенком в повседневной жизни; 

- овладение навыками коммуникации; дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной организации; 

- осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей;

- знание и соблюдение норм здорового образа жизни[4].

Жизненные компетенции, выраженные таким образом, показывают, что они всегда были образовательными результатами учеников с ОВЗ в системе специального образования, но до этого времени не обозначались как конкретные и измеряемые величины. С введением СФГОС перед обучающимися и перед специалистами, работающими с ними, государство ставит задачи формирования навыков социальной адаптации, наряду с академическим компонентом их образования. 

К условиям, необходимым для удовлетворения особых образовательных потребностей, общих для всех категорий обучающихся с ОВЗ,  относятся:

- осуществление целенаправленной коррекционной работы в процессе освоения обучающимися содержания всех образовательных областей, а также в ходе проведения коррекционных занятий;

- практическая направленность всего образовательного процесса, обеспечивающая овладение обучающимися жизненными компетенциями; организация медико-психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса обучающихся;

- организация сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с расстройством аутистического спектра, обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных (базовых) учебных действий, которые способствуют не только успешному усвоению некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), но и прежде всего, жизненных компетенций, которые составляют основу социальной успешности [2].

Формирование жизненных компетенций  обуславливает индивидуальный подход и проводится систематически, с поэтапным усложнением обучающего материала, учётом зоны ближайшего развития и поэтапным  снижением помощи взрослого.

Формирование жизненной компетенции у обучающихся с ОВЗ  - это длительные процесс. Эффективность и результативность этой работы зависит от того какие методы в своей работе применяют педагоги, создана ли система работы по формированию социальной и жизненной компетенции.

Подводя итог, можно отметить, что, овладевая жизненными компетенциями, ребенок с ограниченными возможностями здоровья имеет значительно больше шансов на успешное  включение в общество, на адаптацию к интенсивно меняющимся социальным условиям, на максимальную доступную для него самореализацию.

Список литературы

  1. Буланова Н. О. Понятие «жизненная компетентность» для лиц с интеллектуальными нарушениями // Молодой ученый. — 2017. — №25. — С. 278-280.
  2. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Ребенок с особыми образовательными потребностями [Электронный ресурс] // Альманах Института коррекционной педагогики. 2002. № 5. URL: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-5/rebenok-s-osobymiobrazovatelnymi-potrebnostjami (дата обращения 17.01.2017).
  3. Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
  4. ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Утвержден приказом Минобрнауки России от 19 дек. 2014 г. № 1598.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для обучения и воспитания учащихся начальной школы

Создание условий для обучения и воспитания учащихся начальной школы...

«Новые подходы к контрольно-оценочной деятельности как условие формирования ключевых компетенций учащихся»

Конспект выступления на тему "Новые подходы к контрольно-оценочной деятельностикак условие формирования ключевых компетенций учащихся"...

Система создания условий для развития математических способностей воспитанников и учащихся прогимназии как условие обеспечения непрерывности образования

Успешность реализации задачи по формированию математических способностей младших школьников во многом зависит от качества знаний и умений, сформированных в дошкольные годы, от уровня развития познават...

«Педагогические условия формирования социальной компетенции учащихся в условиях надомного обучения».

Развитие социальной компетентности необходимо ребенку для успешного вхождения в социум.Принципиальными являются следующие представления:- педагогическая поддержка ребенка в образовании, в которой восп...

«Создание условий для развития у детей социально-бытовых компетенций, посредством реализации программы «Разговор о правильном питании» 2 часть

Первый опыт социально-бытовой ориентировки дети получают в семье, а начиная с начальной школы, они учатся решать несложные бытовые и учебные задачи  благодаря занятиям  по реализации програм...