игровая программа "В царстве лесовика"
план-конспект занятия (1, 2, 3, 4 класс)

Соловьёва Елена Владимировна

Познавательная игровая программа "В царстве лесовика" предназначена для учащихся 1-4 классов. Данное занятие можно использовать во внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lesovik.docx29.78 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательная  игровая программа по мотивам славянской мифологии

Цель: знакомство с образом лесовика в славянской мифологии; повторение стихов и загадок о лесе.
Задачи: 
Образовательные:
- Создание условий для изучения  традиционного фольклора;
- Знакомство с традиционным праздничным календарем и включенными в них народными играми;
- Развитие условий для активизации интереса к обрядовым праздникам и через них к народным играм;
- Развитие навыков по исполнительской, музыкально-творческой деятельности и игровой культуры.
Развивающие:
- Приобщение детей к народной культуре и создание благоприятной среды психологического комфорта, путем использования культурных национальных традиций и включенных в них народных игр;
- Формирование культурного самосознания;
- Развитие интереса ребенка к самому себе как субъекту культуры;
- Развитие природных задатков и реализация интересов ребенка.
Воспитательные:
- Создание в коллективе воспитывающей среды;
- Организация коллективной творческой деятельности детей на основе сотрудничества и поддержки;
- Создание «ситуации успеха» для всех детей помогающей преодолеть неуверенность в себе;
Действующие лица: 1-й ведущий, 2-й ведущий, Лесовик, Эхо

Предварительная подготовка
Подбор и повторение с детьми стихов, пословиц, поговорок, загадок о лесе, разучивание песен, народных игр;
Изготовление костюма лесовика
Оформление зала:
Импровизированные пенечки для каждого ребенка. Сцена декорирована под лес. На стене изображение поля, речки, леса.
Оборудование:
Ветки с листьями тополя, березы, клена, дуба, рябины, еловые. Фонограмма русской народной песни.
План проведения:
1. Дети входят  под фонограмму  русской народной песни и рассаживаются на импровизированные пенечки. 
2. Игра с подражанием «Мы в лесу».
3. Диалог с эхом.
4. Выход Лесовика.
5. Стихи детей.
6. Задание лесовика назвать деревья и разобрать веточки.
7. Загадки.
8. Русская народная песня «В темном лесе»
9. История лесовика.
10. Игра «Жук – жучище».
11. Эстафета «Сороконожка».
12. Эстафета «Лесные веселушки».
13. Игра «Передай добро по кругу».
14.Игра «Медведь и пчелы».
15.Возвращение из леса.


Ход мероприятия.

1 ведущий:
  Здравствуйте ребята! Сегодня мы пойдем в гости к хозяину леса – лесовику. Нашими далекими предками – славянами – лес воспринимался как живое существо, в котором жили загадочные обитатели. Хозяина леса – лесовика – в разных краях Руси называли по – разному: леший, леший царь, лесак, лесник, лесный, лесной дедушка, лесной дядя, лесовик, лессовой, лессовой дедушка, дядя леший, лешак, лешой. Есть он в каждом лесу, особенно любит еловые леса. Одет как человек : красный кушак, левая пола кафтана запахнута за правую. Обувь перепутана: правый лапоть надет на левую ногу, левый - на правую. Глаза у него зеленые и горят, будто угли.
2-й ведущий:
 Как бы ни скрывал лесовик своего нечистого происхождения, ему не удается это сделать: славяне считали, что, если посмотреть на него через правое ухо лошади, лесовик отливает синеватым цветом, так как кровь у него синяя. Он корноухий – правого уха нет.

   Если он идет лесом, то ростом равняется с самыми высокими деревьями; выходя на лесные опушки, он ходит там малой былинкой, укрываясь под любым ягодным кусточком.

  Лесовик нем, но голосист: умеет петь без слов и подбодряет себя хлопаньем в ладоши. Он умеет хохотать, свистеть и плакать по-людски.
1-й ведущий:
 Лесовики, лешие не столько вредят людям, сколько проказят и шутят. Углубившегося в чащу человека, пришедшего собирать грибы или ягоды, они либо «заведут» в дебри, либо напустят на глаза такого тумана, что совсем собьют с толку, и заблудившийся человек долго будет кружить по 
лесу на одном и том же месте.

  Мифы о леших, лесовиках недаром просуществовали на земле тысячелетия. По народным воззрениям, лешие служат как бы бессознательным орудием наказания за вольные и невольные грехи человека. Часто леший «водит» людей за какую-нибудь оплошность, неправильное поведение в лесу, но бывает и без причины, просто так.
2-й ведущий:
  Пропавших в лесу людей пытались возвратить с помощью молитвы, нередко обращались к колдунам, относили лесному духу дары, исполняли обряд «отведывания» или «отворачивания». Для этого на перекрестке дорог клали «откос»: хлеб с солью, горшок с кашей, блины и пироги, а то и кусок сала, причем вся эта снедь заворачивалась в чистую тряпочку и перевязывалась красной ниточкой. При этом люди кланялись на все четыре стороны и просили: «Честной леса, просим тебя: нашу хлеб-соль прими, а нашего родного возврати».

  Опасаясь быть «увиденным» лесным хозяином, люди старались соблюдать определенные правила: избегали произносить проклятия, ругательства, особенно: «Веди, леший!», «Где тебя лешак водил?». Люди входили в лес, испросив разрешения у лесовика, старались не шуметь, не ломать веток, не оставаться в лесу в сумерки.
1-й ведущий:
  По представлениям наших предков, в каждом лесу – свой лесной дух. Леших в лесах может быть множество, от самых маленьких до старшего лесовика великана. Обычно старший лесовик предстает величественным стариком-патриархом или высоким человеком в белых одеждах, он без причины не тронет человека. У него белая борода, высокий колпак, пощелкивая которым он может гнать стаю волков, а человека без причины не тронет.

   Образ лешего в поверьях так же разнообразен, как лес, окружающий наших предков с рождения до смерти. Многоликий лесной хозяин в поверьях большинства районов России все же не представляется злокозненным стариком, противным людям. Благодаря вере в «живой лес», лесных духов, таинственные лесные пространства оказывались приближенными к человеку; наполняющие леса растения, звери, птицы становились его родственниками, соседями, союзниками.

  Сегодня мы побываем в царстве лесовика, посмотрим, кто там живет и что там растет. 
2 ведущий:

  Наше путешествие в царство лесовика начнём с игры. Я буду говорить слова и показывать движения, а вы за мной повторяйте.
Игра «Мы в лесу!».

- Выходим из дома (топают ногами).
- Сворачиваем на проселочную дорогу, опавшие листья шуршат под ногами (скользящие движения ногами).
- Впереди река, идем по песочку, песок под ногами шуршит (трут ладонью о ладонь).
- По деревянному  мосточку  переходим через речку (хлопки ладонями по коленям).
- Реку перешли и снова идем по песочку (трут ладонью о ладонь).
- А теперь по листьям (скользящие движения ногами).
- Впереди канавка, прыгаем (хлопок по коленям).
- А вот и лес. Деревья вокруг большие, качаются (руки над головой, как кроны).
- Скажем громко: «Мы в лесу!». 
Дети: Мы в лесу!
Голос издалека: У – у – у - у!
2.Ведущий: 

Ой! Что это? Как вы думаете, ребята?
Дети: Эхо!
1.Ведущий: (тихо). По народным поверьям, эхо, раздающееся из глубины лесной чащи, считается откликом лесовика. В стародавние времена вместо 
«эхо» говорили: отголосье, отгул, зык, позык, поголосье. (Громко). Эхо я тебя зову!
Эхо: А - у! А - у!
1.Ведущий: Ты уже поело?
Эхо: Ело! Ело! Ело!
1.Ведущий: Хочешь пищу заячью?
Эхо: Чью? Чью? Чью?
1.Ведущий: Я тебе морковку дам!
Эхо: Ам! Ам! Ам!
1.Ведущий: Эхо! Ближе подойди!
Эхо: Ты иди! Ты иди!
1.Ведущий: А вдруг там болото?
Эхо: То – то, то – то.
1.Ведущий: Ладно, я потом приду!
Эхо: Жду! Жду! Жду!
1.Ведущий: Мы в гости в лес пришли!
Эхо: Шли! Шли! Шли!

1.Ведущий:Хорошо в лесу всегда?

Эхо: Да! Да! Да!
1.Ведущий: Лесовик придёт сюда?
Эхо: Да! Да! Да!

1.Ведущий: Позови лесовика!

Эхо: Ха! Ха! Ха
Ведущий: Не то мы уйдем домой!
Эхо: Ой – й! Ой – й!
1.Ведущий: Позовешь? Иль плохо слышишь?
Эхо: Шшш – шшш! Шшш – шшш!
1.Ведущий: (тише к ребятам). Нет, ну вы только послушайте, как лесовик шутит с нами! (громко к эху). Эхо! Где лесовика приют!
Эхо: Тут! Тут! Тут!
Выходит Лесовик.

Лесовик: Кто это в моём лесу раскричался?
Дети: Ой, дедушка, здравствуй! Пусти нас в лес.
Лесовик: Ишь чего захотели! Я крикунов не люблю!
2.Ведущий: А мы не будем больше кричать,

                       Птиц и зверюшек пугать,

                       Мы тебя искали, поэтому кричали.

  Мы хотели бы побольше узнать о твоем лесном царстве, попробовать душистых ягод, послушать пение птиц, поискать грибы.
Лесовик: Всем подавай грибы да ягоды! На вас не напасешься! Оно, конечно, интересно собирать грибы, ягоды да орехи. А вот загадки искать в лесу еще интересней. Грибы-ягоды набрал и успокоился. А как искать загадки станешь, так и покой потеряешь: нашел загадку – отгадку подай. Пока ее в лесу ищешь – другие загадки найдешь. И пошло–поехало, конца-края не видно! А вы грибы, ягоды, - скучный вы народ, как я погляжу.
2.Ведущий: Да мы с удовольствием и загадки поищем, и отгадки, и в игры весёлые покажем.
Лесовик: Игры? Ну, ладно! Заходите, уже раз пришли. Только с лесом сначала поздоровайтесь!
Все дети вместе:
Здравствуй, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!

1-й ребенок:
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?

2-й ребенок:
Что ты шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?

3-й ребенок:
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?

Все дети вместе:
Все открой, не утаи,
Ты же знаешь, мы свои!

Лесовик: Ну, это мы еще посмотрим, какие вы свои. Ходят тут всякие, а потом собирай после них фантики.
1.Ведущий: Не сердись на нас, дедушка, мы с добрыми намерениями пришли в твое царство.
Лесовик: А я вам задание для начала дам, а там посмотрим, какие вы свои. Я вот тут веник связал, чтобы старые косточки напарить, а какие веточки от каких деревьев – запамятовал. Вот вам веник, разберите его по веточке, да назовите деревья, помогите дедушке. (Дети разбирают веник и называют деревья)
Молодцы! Теперь я вижу, что вы свои. Айда искать загадки. (Проходят чуть дальше и усаживаются на импровизированные пенечки). 
Ваши пра-пра-пра-прадедушки и пра-пра-пра-прабабушки относились к лесу, как к живому существу, берегли его, песни пели, славили деревья, зверей и птиц, придумывали о них сказки и загадки. Сможете ли вы отгадать загадки, которые придумали ваши прадедушки и прабабушки? Сейчас поглядим.


На горе шумит,
Под горой молчит
.
(Лес)


Сидит - зеленеет,
Летит – пожелтеет,
Падает – почернеет
.
(Лист)


Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает
.
(Дерево)


Зимой и летом 
Одним цветом
.
(Ель)


Стоят казаки,
На них белы колпаки
Стоит Трошка,
Его ищут, а он молчит.

(Гриб)


Не шмель, не пчела, а жалит.
(Крапива)


Глаза на рогах,
А домик на спине.
(Улитка)


Не птичка, а с крыльями.
(Бабочка)


Не по рыбам, а сети
Расставляет.
(Паук)


Изба белена,
А маковка зелена.
(Береза)


Летом гуляет,
Зимой отдыхает
.

(Медведь)



Днем спит, ночью летит,
Прохожих пугает.
(Сова)


Серовато, зубовато – 
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет
.

(Волк)

Что цветёт без цвету?

(папоротник)

Мягок, а не пух,

Зелен, а не трава.

(Мох)

Кто трудолюбивее

Всех на свете?

(Муравей)
Лесовик: Теперь я вижу, что вы не только свои, а очень даже свои, родственники. Вы говорили, что песни о лесе знает.
1.Ведущий: Сейчас мы споем вам, дедушка.
Дети исполняют русскую народную песню «В темном лесе».
Лесовик: Хорошая песня, народная, и про лес, и про труд, и про вора-воробья. Только воробьи поближе к человеческому жилью норовят поселиться, либо по полям шарят, ко мне-то редко залетают, у меня все больше дятлы, кукушки, клесты, иволги и другие птички.
2.Ведущий: Дедушка Лесовик, а расскажи нам какую-нибудь историю из своей жизни.
Лесовик: Кхе! Я историй-то могу много рассказать, только ведь все равно не поверите, что это про меня и мои чудеса.  Нонешние люди пошли какие-то недоверчивые, все им сказки блазнятся.
2.Ведущий: Да нет же, мы поверим. Правда, ребята?
Лесовик: Ну раз так, тогда слушайте. Давно это было. Я еще молодым был тогда. Одного мальчонку наняли стадо пасти. В лес послали. Он и давай реветь. А мне-то жалко его: невелик ведь совсем, годков семь, не более. Вышел я на тропу и спрашиваю:

-«Что ты плачешь?»

- «Вот батька нанял в пастухи, а коровы ушли».

 – «А будешь пасти?» спросил я три раза. (У нас так полагается, по три раза спрашивать.)

-«Буду», отвечает.

Взял я его поясок – раньше у пастухов пояски были – сказал слова свои секретные и отдал ему, наказав:

-«Завтра утром приведешь скотину, в лес не ходи. Утром распусти пояс, вечером завяжи, на ночь снимай». А он, постреленок, не 
вытерпел, тут же затянул пояс, коровы-то в мыле все к нему прибежали. Много он денег тогда заработал, скотина-то в сохранности была. Вот так-то! Я ведь добрым-то людям помогаю! Мной больше стращают только, чертом лесным зовут. А никакой я не черт, я сам чертей не люблю. Вот помню случай Да ладно, не буду об этом.
1.Ведущий: Ой, дедушка, расскажи. Ты так интересно рассказываешь.
Лесовик: А смеяться надо мной не будете?
1.Ведущий: Да что ты! Нет, конечно.
Лесовик: А в игры свои играть научите?
Дети: Научим!
Лесовик: Это давно было. Один портной попал в солдаты и сбежал со службы. Идет он, значит, по лесу. А я как раз с чертями дрался: мы делили корову, которую старуха утром прогнала в поле, сказав: «Лесной бы тебя унес! Черти бы порвали!» Корова-то мне сулена, а черти орут: «Нет нам!». И полезли в драку. Черти бросают в меня камни из озера. Я-то один, а чертей много. Они меня чуть не убили тогда. Этот служивый подходит ближе. Я лежу на земле, избитый говорю ему: «Мужичек, скажи мне: «Бог помочь!» - «Бог помочь!» - отвечает. Все черти сразу ускакали в воду и не стали бросать камнями. Бога-то они боятся! А чтобы и меня бояться стали, мне должен кто-нибудь со стороны сказать: «Бог помочь!» Тут я вскочил, вырвал огромные деревья, зарыл все озеро. А мужику я полную отставку от службы дал, и никто его не тревожил.
Теперь ваша очередь меня развлекать. Давайте поиграем. Хоть я и стар стал, а игры люблю.
Проводятся игры вместе с Лесовиком.
«Жук – жучище».
Дети встают в круг. В центре один игрок – «жук». Дети идут по кругу со словами: «Жук – жучище, длинные усища, попался, а?» После этих слов 
«жук» старается «улететь» - выбраться из круга под руками детей. Те приседают, не дают выйти.
Эстафета «Сороконожка».
Дети делятся на две команды. Участники бегут по очереди, оббегают стойку. Когда участник оббегает команду, за него цепляется следующий и т.д. Побеждает та команда, которая раньше закончит эстафету.
Эстафета «Лесные веселушки».
Эстафета также проводится в быстром темпе. Лесовик называет птицу, зверя, насекомое – обитателей леса, по сигналу выстроившиеся друг за другом игроки по очереди показывают способ передвижения, наиболее характерный для этого представителя животного мира. Например, лесовик говорит: «Заяц». Игроки, стоящие первыми, начинают прыгать, бегать до заранее указанного места и обратно. Здесь оценивается не скорость, а умение передать способ передвижения. Тут уж кто во что горазд! Можно предложить изобразить полет птицы, бег муравья, ход лягушки и т.д. 
Игра «Передай добро по кругу».
Дети встают в круг. Ведущий кидает одному из игроков мяч и называет пословицу, поговорку о лесе, можно и крылатые выражения вспомнить, стихи, например: 
«Лес – наше богатство»,
«Много леса – не губи, мало – береги»,
«Лес зеленый охраняй, никого не обижай», 
«Нет ничего милее – бродить и думать здесь. Излечит, обогреет, накормит русский лес».
Игрок, получивший мяч, должен также назвать пословицу, поговорку, крылатую фразу о лесе либо строчку из стихов и передать мяч другому. Если 
кто-то не сможет этого сделать, он передает мяч следующему игроку, а сам выбывает из игры. Побеждает тот, кто в круге остался последним.
«Медведь и пчелы».
Дети делятся на «медведей» и «пчел». Перед началом игры «пчелы» занимают места в своих «гнездах» (на гимнастическую скамейку или шведскую стенку). По сигналу ведущего «пчелы улетают» на луг за медом. В это время «медведи» забираются в гнезда и лакомятся медом. По сигналу «Медведи!» - «пчелы» с жужжанием бросаются к своим домикам и «жалят» не успевших убежать «медведей».
Лесовик: Спасибо вам, ребята! Порадовали вы меня. А теперь попробуйте мое снадобье и угадайте, из чего оно приготовлено. Если угадаете, то сил у вас прибавится, а если нет, то еще долго будите блуждать по лесу, прежде чем найдете дорогу домой.
А мне пора, скоро сумерки, надо обойти свои владения, проверить, все ли в порядке. Прощайте ребята!
Дети: Прощай, Лесовик!
Дети пробуют «снадобье» Лесовика – морс из клюквы, смородины, малины, чай с мятой.

Возвращение из леса.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая программа "Копилка витаминов"

Цели игрового занятия: убедить детей, что зелень, овощи, ягоды и фрукты должны стать привычными на нашем столе, привить любовь к растительной пище. «ЗДОРОВЬЕ – ОВОЩИ ПЛЮС ФРУКТЫ, ПЛЮС ЯГОДЫ» Чтоб ...

Конкурсно – игровая программа для детей младшего школьного возраста «Дорога к доброму здоровью»

В данной статье приводится сценарий игровой программы «Дорога к доброму здоровью», цель которой - пропаганда ЗОЖ. Ребятам в увлекательной форме предлагается закрепить имеющиеся знания по д...

Внеклассное мероприятие для учащихся 3 классов Игровая программа "Сохрани здоровье"

Иванова     Автор - учитель начальных классов Иванова Елена Александровна МОУ ООШ №78 г. Саратов Внеклассное мероприятие для учащихся 3 классов Игровая программа "Сохрани здоровье"...

Игровая программа, с использованием игровой технологии, посвящённая Дню космонавтики «Полет к звездам»

Цель: Воспитывать чувство гордости за свою страну. Познакомить учащихся с советской и российской историей освоения космоса. Способствовать развитию познавательных процессов и творческих способностей.З...

КОРРЕКЦИОННО- РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА "Царство фантазии"

Программа ориентирована на совместную работу педагога и школьного психолога и направлена на развитие у детей младшего школьного возраста творческого мышления, путем включения в содержание предметов ху...

СЦЕНАРИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИГРОВОЙ ПРОГРАММЫ «ХЛЕБОБУЛОЧНОЕ ЦАРСТВО»

Программа "Хлебобулочное царство" предназначена для детей младшего школьного возраста. В игровой форме учащиеся познакомятся с процессами возделывания и уборки хлеба, расширят уже имеющиеся ...

Программа спортивно - развлекательной игровой программы «А ну-ка, девочки!»

Спортивно-развлекательная программа «А ну-ка, девочки!» к 8 марта для 4 классов. Международный женский день – повод поздравить с праздником девочек, девушек и женщин с...