Методическая разработка «Профориентационная работа на уроках и занятиях внеурочной деятельности в начальной школе, как важный фактор учебной мотивации и социализации обучающихся»
методическая разработка

Не секрет, что проблема выбора профессии для выпускников школы сейчас стоит очень остро. Опросы выпускников показали, что выбор высшего учебного заведения часто случаен, по принципу «на что хватит баллов». Чему будут учить? Кем стану потом? Где применят свои знания? На эти вопросы большинство абитуриентов ответить не могут. Учителя школы тоже не всегда могут помочь обучающимся. Незнание рынка вакансий, непонимание, что скрывается под названиями новых профессий, незнание предприятий своего района и города, перенасыщение рынка труда «модными» специальностями – вот проблемы современной школы. Именно они подсказали мне актуальность более глубокой пропедевтики профориентационной работы в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_sayt_1.docx17.14 КБ

Предварительный просмотр:

Тема моей методической разработки «Профориентационная работа на уроках и занятиях внеурочной деятельности в начальной школе, как  важный фактор учебной мотивации и социализации обучающихся».

Не секрет, что проблема выбора профессии для выпускников школы сейчас стоит очень остро. Опросы выпускников показали, что выбор высшего учебного заведения часто случаен, по принципу «на что хватит баллов». Чему будут учить? Кем стану потом? Где применят свои знания? На эти вопросы большинство абитуриентов ответить не могут. Учителя школы тоже не всегда могут помочь обучающимся. Незнание рынка вакансий, непонимание, что скрывается под названиями новых профессий, незнание предприятий своего района и города, перенасыщение рынка труда «модными» специальностями – вот проблемы современной школы. Именно они подсказали мне актуальность более глубокой пропедевтики профориентационной работы в начальной школе.

В практике учителей  начальной школы профориентационная работа имеет, как правило, эпизодический, несистемный характер. На уроках окружающего мира знакомимся с профессиями родителей, профессиями окружающих обучающихся взрослых. На уроках математики (в задачах) и литературного чтения встречаем названия профессий. Но времени для изучения деятельности людей этих профессий на уроках нет. А в четвертом классе обучающиеся пишут Всероссийские проверочные работы по окружающему миру, где один из вопросов – это определение профессии и описание пользы этой профессии для общества. Часто это задание выполняется ребятами формально, так как не хватает знаний в этой области.

Мною была разработана программа кружка по Краеведению «Путешествие по Неве». Основой этой программы является изучение истории своего района. История Невского района – это история рабочих окраин, заводов и фабрик. Поэтому необходимость введения в курс Краеведения занятий профориентационной направленности стала очевидной. Весь процесс работы над профориентационным модулем является долгосрочным отдельным практико-ориентированным проектом, который нацелен на решение социальной задачи, отражающей интересы участников проекта и внешнего заказчика (государства). То есть выбор профессии. Ценность этого проекта заключается в реальности использования продукта на практике.

Девиз моих учеников «Я учусь для того, чтобы стать…» стал отличным мотивирующим средством в процессе познания. Каждый урок я начинаю с этого девиза. Работу по профориентации я продолжаю на уроках и на нелинейном курсе внеурочной деятельности «Что? Где? Когда?». Предварительная работа - это исследования: посещение музеев, предприятий, встречи с работниками предприятий. Поиск необычных профессий и продукции предприятий. Мастер-классы по изготовлению моделей техники, посуды, бытовых предметов и так далее. На занятиях использую следующие образовательные технологии: информационно-коммуникативные (создание презентаций), формирование критического мышления, игровые и другие.

В процессе работы дети собирают портфолио профессий и учебных заведений среднего и высшего звена, где обучают этим профессиям. Именно портфолио профессий должно стать продуктом долгосрочного проекта и помочь в дальнейшем в выборе профессий, а в ближайшей перспективе на конец четвертого класса – сознательного выполнения заданий Всероссийский Проверочных работ.

После презентации своей методической разработки на педагогическом совете школы (протокол № 3 от  25.06.2018г.) педагогической общественностью было принято решение о продолжении работы с портфолио в среднем звене. Преемственность является важной составляющей успеха проекта и необходима для логичного завершения работы.

В 2016-2017 учебном году я представляла выступление на тему: «Составление и реализация нелинейных программ внеурочной деятельности, как новая компетенция профессионального стандарта педагога» на Межрегиональном педагогическом форуме «Профессиональный стандарт педагога - новый импульс к развитию». В выступлении анонсировались нелинейные программы внеурочной деятельности, как возможность вести исследовательскую работу по профориентации обучающихся начальной школы.

  2017-2018 году я приняла  участие в панельной дискуссии II Открытого форума классных руководителей образовательных учреждений Санкт-Петербурга в рамках Петербургского международного образовательного форума «Современный классный руководитель: реальность и перспективы». Педагогическая общественность поддержала мою работу.

В 2017-2018 учебном году свою методическую разработку я представляла на Конкурсе классных руководителей образовательных учреждений Санкт-Петербурга, где давала мастер-класс по теме «Путь в профессию начинается со школы…», где стала лауреатом в номинации «Мастер».

Современные дети – прагматики. И это необходимо учитывать при планировании учебной и воспитательной работы в классе. Понимание, для чего нужно учиться,  определяет большой процент успешности у наших учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии групповой деятельности на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе.

        Проблема активизации познавательного интереса обучающихся по-прежнему остается актуальной. Л.С. Выготский говорит об интенсивном развитии интеллекта в младшем школьн...

Статья "Оздоровительно-воспитательная направленность экскурсионных занятий внеурочной деятельности в начальной школе"

В данной статье  рассматривается экскурсия как необходимое условие сохранения здоровья младших школьников во внеурочной деятельности. Экскурсионные занятия призваны содействовать восстановлению с...

Выступление на педсовете учителя начальных классов Поповой И.И. "Гражданско-патриотическое воспитание на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе"

Патриотизм (от греческого слова patris – отечество) – это стойкая гражданская позиция, гордость за свою страну и трепетное уважительное отношение к ее истории. Значимость патриотического воспит...

Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе".

В настоящее время  все более актуальным в образовательном процессе становится применение в обучении приемов и методов, которые способствуют формированию умения самостоятельно добывать новые знани...

Формирование мотивационной сферы гигиенического поведения и физического воспитания на занятиях «Уроки здоровья» по внеурочной деятельности в начальной школе

Перед педагогом стоит задача сформировать  мотивационную  сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания на занятиях по внеурочной деятельности «Уроки здоровь...

Презентация к занятию внеурочной деятельности в начальной школе на тему "Halloween"

Презентация к занятию внеурочной деятельности в начальной школе на тему "Halloween"...

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности в начальной школе урок здоровья «Все ли ты знаешь о своем сердце».

Урок  направлен на формирование в каждом ученике сознательного отношения к своему здоровью, формирования ЗОЖ, понимания  взаимосвязи между здоровьем и успехами школьников в учении. На раскры...