Практический опыт использования здоровьесберегающих технологий в воспитательной работе в начальной школе
статья

Копкова Ольга Фёдоровна

Цель использования здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе начальной школы – обеспечить младшему школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberezhenie.docx21.82 КБ

Предварительный просмотр:

Практический опыт использования здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе

Цель использования здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе начальной школы – обеспечить младшему школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

В работе с детьми начальных классов используются здоровьесберегающие технологий всех трех групп:

технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;

 технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;

 психолого-педагогические технологии личностно-ориентированного взаимодействия.

Обеспечение гигиенически-оптимальных условий образовательного процесса начинается с подбора школьной мебели, ее маркировки в соответствии с особенностями роста детей. Эта работа проводится в начале каждого учебного года.

Размеры мебели и ее маркировка

Вторая группа здоровьесберегающих технологий – это технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников.

Здесь особенно большое значение имеет воспитание у обучающихся правильной посадки в   течение первых трех -  четырех лет обучения в общеобразовательном учреждении, когда у них формируется этот навык. Для выработки навыка правильной посадки я повседневно контролирую правильность позы обучающихся во время занятий, примерно 7-8 раз за урок, практически каждые 5 минут.

Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя – это рациональная организация урока. От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит   возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление.

При подготовке любого урока необходимо оценивать качество и эффективность урока с точки зрения сохранения здоровья. В этом может помочь памятка «Основные требования к уроку с позиций здоровьесбережения».

Основные требования к уроку с позиций здоровьесбережения

1. Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура, свежесть воздуха, рациональность освещения и класса и доски, наличие (отсутствие) монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д. Соответствие мебели возрасту учащихся. Чистота помещения.

2. Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности на уроке.

3. Количество видов учебной деятельности: опрос учащихся, письменная работа в тетради, чтение учебника, решение примеров, задач и др. Норма: 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению.

4.  Место и роль наглядности на уроке (величина букв, цвет, четкость). Классная доска (форма, чистота, пригодность для работы).

5. Место и длительность применения ТСО, умение учителя использовать.

6 Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.

7. Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке: физкультминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз

В состав упражнений для физкультминуток  можно включать упражнения для формирования правильной осанки; упражнения для укрепления зрения; упражнения для укрепления мышц кистей рук; упражнения для укрепления «мышечного корсета».

Гимнастика для глаз проводится как дополнение к физкультминутке или отдельно как вторая физкультминутка. Для этого есть специальные упражнения. Можно проводить такую гимнастику с помощью офтальмотренажёра В. Ф. Базарного, который представляет собой расположенные в пространстве классной комнаты ориентиры и траектории, по которым дети «бегают» глазами. С этой целью лист ватмана с изображением цветных фигур (овалов, прямых линий, «восьмёрок») помещается на потолке или на стене.

    В основных требованиях к организации урока с позиций здоровьесбережения есть и такой пункт: наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.

Здоровьесберегающие технологии мы применяем на каждом уроке. Я покажу несколько приемов:

Русский язык и чтение.

1.Вежливые слова о здоровье. Учитель предлагает детям правильно списать с доски написанные там слова: спасибо, пожалуйста, с добрым утром, спокойной ночи. Дети должны подумать, что общего между этими словами, и продолжить список аналогичных слов.

Учитель: Слова, которые вы написали, называются волшебными. Они добрые, ласковые. Такими становятся и люди, которые их говорят и которые их слышат. Говорите чаще друг другу такие слова. Когда люди здороваются, они желают здоровья, а желания рано или поздно исполняются. Давайте все вместе скажем: "Я хочу быть здоровым! Я могу быть здоровым! Я буду здоровым!"

2. Списывание текста о здоровье. Учитель предлагает правильно списать с доски текст

"Здоровье всего дороже. Без труда нет добра! Терпенье даёт уменье. Чистота – залог здоровья. Здоровье разум дарит. Кто долго жуёт, тот долго живёт. Пропущенный час годом не догонишь. Поживи подольше, так увидишь побольше. Что посеешь, то и пожнёшь".

3. На уроке Чтение мы обсуждаем прочитанное и делаем выводы о правильной жизни и сохранении своего здоровья.

"Сестрица Алёнушка и братец Иванушка", читая эту сказку, дети легко и охотно приходят к заключению: "Для питья можно использовать только чистую воду. В открытом водоёме вода не может быть чистой, её надо кипятить". При обсуждении произведения можно задать следующие вопросы: "Если вода прозрачная, красивая, она чистая?" и т.д.

"Красная шапочка", читая эту сказку, дети приходят к выводу, что с незнакомыми людьми лучше не разговаривать.

Математика.

1. Математический разбор пословицы. Учитель приводит как условие задачи русскую народную пословицу: "Вставай в 5, завтракай в 9, обедай в 5, ложись в 9 – проживёшь 99".

Учитель: Через сколько часов после подъёма рекомендуется завтракать работающему человеку?

Ученик: 9-5=4. Завтракать полезно не ранее, чем через 4 часа после подъёма.

Учитель: За сколько часов до сна пословица рекомендует ужинать?

Ученик: 9-5=4. Последний раз нужно есть за 4 часа до сна.

Учитель: Сколько часов составляет нормальная продолжительность сна?

Ученик: 9 часов вечера = 21 часу; 24-21=3; 3+5=8 часов нормальная продолжительность сна.

2. Задачи.

"Картофель, сваренный в кожуре, сохраняет 70% витаминов. Картофель, очищенный и сваренный целыми клубнями – 60%, а порезанный кусками – 35%. Во сколько раз больше витаминов сохраняется в картофеле, сваренном в кожуре, по сравнению с картофелем, очищенным и порезанным кусками?"

Ответ: в 2 раза.

Таким образом, использование здоровьесберегающех технологий на уроке не требует от учителя специальной подготовки и больших затрат времени, но даёт при этом хороший результат:

1. Снижение утомляемости.

 2. Повышение продуктивности, работоспособности.

Основные направления здоровьесбережения  в начальной школе:

1. Организация урока в условиях здоровьесберегающей технологии.

2. Физкультминутки на уроках.

3. Работа по предупреждению утомляемости глаз на уроках.

4. Организация учебно-воспитательного процесса в режиме профилактики и охраны психологического здоровья младших школьников.

5. Привлечение семьи в формировании у младших школьников здорового образа жизни.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках музыки в начальной школе

Данный материал знакомит преподавателей музыки с материалами здоровьесберегающих технологий на уроках музыки в начальной школе. В статье даны виды работ арт-терапии, применяемых мною на уроках. Исполь...

Актуальный педагогический опыт "Использование здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности начальной школы для сохранения и укрепления здоровья, повышения мотивации учения"

Возникновение опыта связано с включением нашей школы в работу по реализации программы «Здоровьесберегающая деятельность школы».  Наша школа является адаптивным образовательным учреждением, г...

Отчёт об использовании здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе в начальной школе.

Данный отчёт выполнила Хитрова Е.Н. при подготовке к аттестации для профессионального портфолио, где поделилась опытом работы по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках. во внеурочной д...

Статья "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ" (по материалам курсового исследования)

Статья "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ" (по материалам курсового исследования)...

Использование здоровьесберегающей технологии «Кинезиология» на уроках в начальной школе

Актуальность проблематики связана с тем, что постоянно растет количество детей с нарушениями в физическом и психическом развитии. Это ставит перед педагогами задачу поиска эффективных форм профилактик...

Статья "Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях в начальной школе с детьми ОВЗ"

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, стертой формой дизартрии, моторной, сенсорной алалией, заиканием, ринолалией. Известно, что младший ...