Конспект внеклассного мероприятия в 4 классе на тему: ««Синичкин день»
план-конспект занятия (4 класс) на тему

Шилова Наталья Петровна

Тема : «Синичкин день»

Цель занятия:  формирование у обучающихся  ценностного представления  о зимующих птицах родного края.

Задачи:

  • познакомить учащихся с зимующими птицами, с разными видами синиц;
  • расширить представления детей о  всероссийских праздниках;
  • развивать эмоциональную сферу, толерантность, чувство сопричастности к всенародным торжествам;
  •  вовлечь учащихся в творческую и практическую деятельность      

 по охране и защите зимующих птиц;

  • изготовить простейшие кормушки для птиц из вторичного сырья и        развесить их в школьном дворе;
  • воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им  в    трудных зимних условиях, вести регулярную подкормку.

Методы и приемы проведения  занятия: рассказ, беседа, объяснение, инсценирование, демонстрация, практическая работа.

Форма проведения: внеклассное занятие

Условия для проведения: учебный класс

Оборудование: вывеска «Синичкин день»,  иллюстрации зимующих птиц и разных видов синичек; таблица «Знаем ли мы птиц»; иллюстрации  различных видов кормушек, макеты кормушек; запись «Голоса птиц»; кроссворд «Птицы нашего края»;                   

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_vneklassnogo_meropritiya_sinichkin_den.doc564.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : «Синичкин день»

Цель занятия:  формирование у обучающихся  ценностного представления  о зимующих птицах родного края.

Задачи:

  • познакомить учащихся с зимующими птицами, с разными видами синиц;
  • расширить представления детей о  всероссийских праздниках;
  • развивать эмоциональную сферу, толерантность, чувство сопричастности к всенародным торжествам;
  •  вовлечь учащихся в творческую и практическую деятельность      

 по охране и защите зимующих птиц;

  • изготовить простейшие кормушки для птиц из вторичного сырья и        развесить их в школьном дворе;
  • воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им  в    трудных зимних условиях, вести регулярную подкормку.

Методы и приемы проведения  занятия: рассказ, беседа, объяснение, инсценирование, демонстрация, практическая работа.

Форма проведения: внеклассное занятие

Условия для проведения: учебный класс

Оборудование: вывеска «Синичкин день»,  иллюстрации зимующих птиц и разных видов синичек; таблица «Знаем ли мы птиц»; иллюстрации  различных видов кормушек, макеты кормушек; запись «Голоса птиц»; кроссворд «Птицы нашего края»;                    

Ход занятия.

Звучит пение синицы

Педагог: Ребята, а что за звуки раздаются у нас в классе? Кто умеет так петь?

1. Разгадывание  кроссворда .

Педагог:  А давайте вместе вспомним какие ещё птицы бывают? И разгадаем кроссворд.

Трещала с самого утра пора, пора.

   А что пора?

Такая с ней морока, когда трещит… (сорока)

2:Стойкий, стужам не подвластный

Песней славит он зарю,

Знать не  даром, галстук красный

 дан с рожденья… ( снегирю)

3:Носит серенький жилет но у крыльев – чёрный цвет

Видим, кружат 20 пар и кричат: « Кар – кар, Кар – кар».   (ворона)

4:Эта птица с хохолком,

 Прилетает к нам зимой.  (свиристель)

5: На дереве весит  дворец,

Во дворце живет певец,

А зовут его … ( скворец)   

                       

6:Вот опять гнездо себе мастерит в печной трубе

И туда на крышу дома, носит ветки и солому

Натаскает ваты, пуха, хорошо птенцам и сухо

И в колодец - дымоход не за что не влезет кот

Вот смекалка, так смекалка, что за птица это …(галка)  

кроссворд «Птицы нашего края»

с

и

н

и

ц

а

Педагог: - Давайте прочитаем какое слово выделено жирным шрифтом?

Педагог: - Как вы думаете чему будет посвящено наше занятие?

2. 1.Разговор о синице. 

Педагог: Кто знает, почему эту птицу так зовут?

1 уч. Есть мнение, что синица от слова «сизый», «синий цвет», «сизый», который обозначает цвет головки и цвет лапок у птицы. Эта птица зимует в наших краях.

Педагог: А известно ли вам, что  народе считают, что птицы, зимующие в наших краях прилетают к нам именно 12 ноября в день святых Зиновия и Зиновии, живших в пятом веке от Рождества Христова. Это добрый праздник. Этот день назвали Зиновий – синичник или Синичкин праздник.

 

       Педагог: А что вы знаете о синице?

1 уч. У этой птички жёлтая грудь, через всю грудь проходит широкая чёрная полоса, спинка зелёная. Шапочка на голове сизо-зелёная, с металлическим отливом, щечки белые, глаза чёрные. Она ни минуты не сидит спокойно, вечно в движении – с утра и до ночи.

2 уч. Летом синички живут в лесах. Это оседлая птица. А к зиме они из леса перебираются к жилью человека, они совершенно его не боятся.

3 уч. Синицы сооружают гнёзда в дуплах деревьев, в норах, в щелях гнилых стволов и пней, под отставшей корой старых деревьев и среди коряг. А живущие в парках и садах селятся в синичниках или походящих закрытых постройках.

4 уч. Самка в это гнездо откладывает 10–15 белых яичек с красно-коричневыми пятнами. Высиживает 2 недели. Самец в это время приносит корм самке.

5 уч. Весь длинный, летний день она в делах: нужно накормить голодных птенцов. Их у синицы бывает около 15, да и выводятся они два раза за лето. Вот и летает птичка от гнезда к яблоне, от яблони к гнезду. Найдёт червячка и к детям. За сутки синица съедает столько насекомых, сколько весит сама.

6 уч. Синичий ряд обширный. В наших парках и лесах живут 6 видов этих птиц. Осенью и зимой всех их можно увидеть в городе у кормушек. В солнечный полдень они звонко  и протяжно поют свою песню: синь-синь, а нам кажется: «Скинь кафтан».

7 уч. Любят полакомиться салом, мясом, заглянуть в форточку, проверить, что лежит на балконе.

8 уч. Птенцы вылупляются не одновременно. Потомство выкармливают оба родителя. За лето синицы откладывают яйца и выводят птенцов 2 раза.

2.2. Работа с приметами и  пословицами.

  Педагог: Кроме этого, в народе существуют приметы, связанные с синичкиным праздником. Может кто знает эти приметы, назовите их?

  • Если сегодня прилетят синицы, значит, скоро ударят первые морозы.
  • Если на полях в этот день появлялись волки, то это предвещало голод или войну.
  • Свистит синица - на ясный день.
  • Синицы утром пищат - на ночной мороз.

  2.  работа  над пословицами.

Педагог: -Существуют также и пословицы, вот они рассыпались на доске, попробуем их собрать:

«Мала синичка, да коготок остер».

«Лучше синица в руках, чем журавль в небе»

«Невелика птичка – синичка, и та свой праздник помнит»  

Педагог: -Какие добрые пословицы у нас получились. Как вы понимаете первую пословицу?

3. Работа с рисунками.

       Педагог: На уроках Изо вы рисовали синичек. Давайте посмотрим, что у вас получилось. Выйдем к доске с рисунком  и расскажем о своей синичке.

       

1.Большая синица: Самая большая и заметная из всех синиц. Так и называют – большая синица. Отличаюсь от других синиц оливково-зелёной спинкой и серо-жёлтым брюшком.

2.Большая синица: Посередине брюшка и горла у меня есть  чёрная полоса с синеватым отливом, на голове чёрная шапочка. Щеки белые. Гнездо устраиваю в дупле. Откладывает 8-13 белых с красноватыми крапинками яиц. Не от какого угощения  не отказываюсь. Питаюсь семенами, насекомыми, кусочками  солёного сала.

3.Лазоревка: Синичка – лазоревка, чуть меньше большой синицы. Спинка у неё зеленая, хвост, шапочка  и крылья  светло – голубые, грудка ярко-жёлтая. Люблю полакомиться вредителями, спрятавшимися в коре фруктовых деревьев, поэтому не бываю в общих синичьих стаях.

 4.Длинохвостная синица: Небольшая, пушистая длиннохвостая синица. У меня длинный пёстрый хвост, поэтому меня ещё называют ополовником. Питаюсь семенами осины и берёзы. Летаю обычно отдельными стайками. Шапочка, спинка, хвост – голубые, а всё остальное оперенье – белое.

5.Московка: Московка - чёрная синичка. Весь верх и горло тёмные, только щёчки и брюшко белые. Имею заметный признак – белое пятно на затылке. Может выделывать акробатические номера, подвесившись вниз головой в поисках корма. 

6.Гаичка: Синичка – гаичка. Очень похожа на московку, но белого пятна на затылке у меня нет. Люблю полакомиться семенами осины и берёзы, но не упущу подвернувшееся насекомое.

7.Гаичка: Ещё гаичку называют пухляком, не птичка, а дымчатый пуховой шарик. Очень люблю бывать в компании дятла, с ним весело и сытно. Всех короедов он не успевает съесть, вот и достаются они мне.

 8. Гренадерка: Гренадёрку можно узнать по вздёрнутому хохолку на голове. За этот хохолок меня ещё называют – хохлатая синица. Вся моя семья летом питается насекомыми, только поздней осенью и зимой приходится нам питаться семенами. Я  специалист по хвойным деревьям.

4. Практическая работа «Изготовление кормушек»

Педагог: А известно ли вам, что в день Зиновия – синичника или в синичкин день люди делали доброе дело для птиц- готовили им кормушки. Давайте мы тоже сейчас будем делать доброе дело.

  ( Дети  изготавливают  кормушки))

5. Корм  для зимующих птиц

Педагог: В зимнюю пору синице приходится туго. С приходом первых холодов, было принято подкармливать птиц, делать ещё одно доброе дело. В народе говорили: «Подкорми птиц зимою — послужат тебе весною». Как вы понимаете эту пословицу?

Ученик: Добрые дела возвращаются.

Педагог: А что же любят синички..

1 уч.: любят сало

2 уч: любят семечки подсолнуха

3 уч.: любят пшено
4 уч: любят семена растений

  5 уч.:  любят  овес         

6 уч: любят хлебные крошки
7 уч.: любят остатки мучных продуктов

8 уч.: любят остатки мясных продуктов

Педагог: Давайте положем  наше угощения с добрыми мыслями в кормушки

6. Сценка «Прилетели птички – бойкие синички»

Педагог: Пожелаем же добрые слова птичкам и повесим им кормушки.

1 уч.: Мы кормушки смастерили.
2 уч: Птичек в гости пригласили!
3 уч.: Прилетели птички – бойкие синички.
          Угощение клевали,
          И тихонько напевали:
4 уч.: Динь-дилень, динь-дилень,
        Что за праздник!    Что за день!

  5 уч.:  Что за чудо – мастера!

            Было им совсем не лень

6 уч: В праздник наш – Синичкин день,
         Смастерить кормушки
         Птичкам для пирушки!
 

7 уч.: Не забывайте зимой о птичках. Будьте добрыми!

8 уч.: Устраивайте  птичьи столовые. Помогайте им пережить трудное зимнее время. 

7. Заключение «Праздничный подарок»

Педагог:  Я думаю, ребята, вы поняли, что птицам зимой необходима наша помощь. По народному календарю  в синичкин день вывешивают кормушки.  А как вы думаете, где их надо развешивать?

1 уч.:  Кормушки надо развешивать в местах, спокойных для птиц и доступных для того, чтобы своевременно подсыпать в кормушку корм.

2 уч.:  Кормушку хорошо установить на балконе квартиры. Через стекло окна очень интересно наблюдать за птичьей столовой.

Педагог: Давайте после этого занятия оденемся, возьмём  кормушки, которые мы смастерили и  в нашем школьном дворе создадим «птичью столовую».

     Это будет настоящий добрый подарок не только синичкам, но и всем птичкам, которые остались зимовать в нашем крае. 

8. Рефлексия

Педагог: И в итоге занятия  продолжите фразу:

«Сегодняшнее занятие заставляет задуматься о….»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеклассного мероприятия в начальной школе "22 апреля -.День Земли"

Сценарий внеклассного мероприятия «День Земли». Мероприятие экологической направленности для учащихся  начальных классов....

Внеклассное мероприятие (классный час) по теме "Всемирный день музеев"

На занятии дети знакомятся с самыми известными музеями мира и Удмуртской Республики....

Конспект внеклассного мероприятия 2 класс на тему "Волшебный мир театра"

Тема: «Волшебный мир театра»Цели: Ознакомление учащихся с историей театра; развитие возможностей воспитания в разнообразных видах сценической деятельности....

Конспект внеклассного мероприятия 2 класс на тему "Все профессии важны"

Тема: «Все профессии важны»Цели: Расширение представления учащихся о профессиях и их важности для людей; воспитание уважительного и доброго отношения к людям разных профессий....

Конспект внеклассного мероприятия 3 класс на тему "Интеллектуальная игра Любознайки"

Тема: Интеллектуальная игра «Мозговая гимнастика»Цели: Развитие познавательных способностей и внимания; развитие образного мышления и восприятия; формирование умения работы в команде....

Конспект внеклассного мероприятия 1 класс на тему "Ценностные ориентации класса"

На тему «Ценностные ориентации класса».Цели:1. Формирование ценностного отношения учащихся к жизни;2. Формирование духовных и нравственных качеств, мировоззрения обучающихся, их гражданско...

Презентация к внеклассному мероприятию по экологии на тему «Синичкин день»

Экологическое воспитание учащихся, расширение кругозора, проверка знаний, эрудиции. Создание условия для знакомства детей с зимующими птицами.Развитие умения соотносить изменения в природе с жизнью зи...