Классный час на тему: «Экология и человек».
классный час (3 класс) на тему

Акулинина Татьяна Николаевна

Вопросы занятия:

•         Что такое экология?

•        Влияет ли экология на здоровье человека?

•        Почему необходимо охранять и беречь природу?

•        Какие меры принимаются для защиты природы?

•        Что такое Красная книга?

•        Какие растения и животные занесены в Красную книгу Липецкой области?

•        Какие заповедные места существуют в Липецкой области?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час на тему: «Экология и человек».

Вопросы занятия:

•        Что такое экология?

•        Влияет ли экология на здоровье человека?

•        Почему необходимо охранять и беречь природу?

•        Какие меры принимаются для защиты природы?

•        Что такое Красная книга?

•        Какие растения и животные занесены в Красную книгу Липецкой области?

•        Какие заповедные места существуют в Липецкой области?

Основные понятия:

•        Экология 

•        Защита природы

•        Красная книга

•        Заповедник

•        Заказник

•        Здоровье

•        

                                                ХОД ЗАНЯТИЯ

   1 ЭТАП : МОТИВАЦИЯ

Звучит песня «Край,  в котором ты живешь» ( стихи Ю. С. Энтина, муз. Г. Гладкова)

     Эпиграф зачитывается  учителем                          Слайд №1

Я сорвал цветок, и он увял,

Я поймал мотылька-

И он умер у меня на ладони,

И тогда я понял, что прикоснуться

К красоте можно только сердцем.

Павел Гвездослав

- Как вы понимаете эти слова? Слайд №2

(Если сорвать цветок, который тебе понравился, то удовольствие будет недолгим, так как он всё равно завянет, птицы и насекомые тоже могут погибнуть вне воли. Так можно истребить всё живое. А если просто любоваться красотой природы, не губя её, то она будет радовать нас постоянно.)

-А зачем нам вообще нужна природа? (Она даёт нам всё необходимое для жизни.) Слайд №3

       (        Учащиеся должны осознать, что наше здоровье зависит и от состояния природы :воздух, вода, земля – всё оказывает влияние на человека.)

     Учитель   прикрепляет к доске картинки, где изображены водоемы, растения, животные и т.д. Слайд № 4 -№6

- Все ли на месте или кого-то не хватает ? (   Не хватает человека)

Слайд №7

      Учитель прикрепляет данную картинку на доску, обводит всё  вкруг и делает вывод, что это и есть наш общий дом – Земля, голубая планета, и человек не может существовать вне этого круга, отдельно от природы.

Слайд № 8  А взаимосвязь  человека с природой изучает целая наука – экология.

     Сегодня мы познакомимся только с её азами.

     Объявляется тема занятия : Экологическая азбука. Слайд №9

     ЭКОЛОГИЯ – в переводе с греческого ОЙКОС-ДОМ, жилище; логос – наука. т.е. наука о том, как жить в собственном доме. Наука о связях живых организмов с окружающей средой.

       П ЭТАП : РАБОТА С ПОНЯТИЯМИ

Учащиеся работают по группам. Каждой группе предлагается ответить на вопрос.

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ              

          Первая группа

      Что такое экология ?

________________________________________! ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Экология  - наука о взаимодействии человека и природы.

           Вторая группа

Что такое Красная   книга?

______________________________________  ! ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

(Один из способов уберечь природу)

     В Красную книгу занесены животные и растения, которых на Земле осталось очень мало, они находятся на грани вымирания. Красный цвет – сигнал тревоги, опасность

            Третья группа

Что такое заповедник ?

_____________________________________  ! ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

       Заповедник – особо охраняемая территория, в котором запрещена хозяйственная деятельность человека. Здесь сохраняется  в естественном состоянии весь природный комплекс.

            Четвертая группа

    Что такое  лекарственные растения ?

________________________________________  ! ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Лекарственные растения – это растения, которые обладают лекарственными свойствами и помогают человеку при лечении различных заболеваний.

      Запомните  все эти понятия, так как они будут необходимы в дальнейшей работе.

                                    Ш ЭТАП : ИЗУЧЕНИЕ И ОБСУЖДЕНИЕ

       Учитель предлагает учащимся представить: наступила весна, первые лучи солнца пригрели землю, распустились почки, зацвели первые цветы. Вам очень захотелось провести выходные на природе.

-Какие правила поведения в лесу нужно  помнить? Слайд№10

(можно включить запись пения птиц в лесу…….)

_______________________________________! ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

     Не оставлять после себя мусор, не рвать цветы, не ломать деревья и др.

Что будет,  если эти правила не соблюдать ?

_______________________________________! ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Природа истощится, загрязнятся леса, реки, озера. Слайд№11- 12

Вспомните стихотворение З.А. Александровой « Родина» :

Если скажут слово «родина»

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот…

 А что вспоминается вам, если звучит слово « родина?»

_____! ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Город Липецк, свой двор, родители, школа, друзья и другие.

      Да, каждому из нас вспоминается что-то своё, самое дорогое, но всех нас, живущих в Липецке,  объединяет любовь к нашему городу, самому доброму, самому тихому, самому уютному, зеленому и красивому.  Слайд № 13

 Назовите  свой самый любимый уголок нашего города.

______________________________! ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

   

     Учащиеся называют свои любимые места города.

Слайд№14

А теперь представьте:  вы приехали на лесную опушку, вышли к озеру, всегда чистому и прозрачному, и видите, что грязное  нефтяное пятно расплывается в нём.

Или: в березовой роще есть одно дерево, его посадил ваш дед или отец, которое вам очень дорого.

Вы подходите к нему каждый раз с тревогой и волнением, так как с ним связаны самые теплые воспоминания; а оно сломано.

А ещё вы приехали в своё любимое место, чтобы отдохнуть, и видите : деревья сломаны, трава сожжена, а рядом куча мусора. . .

- Изменится ли ваше настроение ?

_________________________________! ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Да, конечно !

Какими красками вы можете описать своё состояние ?

___________________________________! ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Серые, мрачные, черно-белые, холодные, грязные.

- А какие еще  способы защиты природы вам известны ?

Стихи об охране природы

1чтец

Дерево, трава и птица

Не всегда умеют защититься:

Если будут уничтожены они

На планете мы останемся одни.

   2 чтец

Нор звериных, птичьего гнезда

Разорят не будем Никогда!

Пусть птенцам и маленьким зверятам

Хорошо живется с нами рядом!

2 чтец

Есть одна планета-сад.

В этом  космосе холодном,

Только здесь леса шумят,

Птиц, скликая перелетных.

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зеленой.

И стрекозы только тут-

В реку смотрят удивленно

Береги свою планету

Ведь другой на свете нету!

  4 чтец

Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать.

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь

Испугаются зверюшки,

Убегут с лесной опушки.

5 чтец

Ветки дуба не ломай,

Никогда не забывай

Мусор с травки убирать

Зря цветы не надо рвать!

Из рогатки не стрелять:

Ты пришел не убивать!

Бабочки пускай летают!

Ну, кому они мешают?-

  6 чтец

Здесь не нужно всех ловить.

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу-всего лишь гость.

Здесь хозяин дуб и лось.

Их покой побереги

Ведь они нам не враги.

  7 чтец

Помоги лесным зверюшкам

Приготовь для них кормушки.

И тогда любой зверёк

Скажет: « Ты - мой друг! спасибо!»

Отгадайте, о каких зверюшках идет речь в загадках?

                   

               Загадки:

  1. лесной доктор - дятел
  2. пернатый чемпион по бегу (страус)
  3. крылатый почтальон (голубь)
  4. Не зверь не птица, а нос как спица (комар)
  5. Шевелились у цветка

      Все четыре лепестка.

      Я сорвать его хотел,

      Он  вспорхнул и улетел (бабочка).

  1. Что за зверь такой лесной?

            Встал, как столбик, под сосной

             И стоит среди травы-

             Уши больше головы. (заяц)

  1. Невелика, рыжевата,

            Хвост красивый и косматый.

            На дереве живет

            И орешки грызёт  (белка).

       8) Бездомная ленивица,

           Гнёзда не вьёт

           В чужие гнезда

           Яйца кладет (кукушка).

- Ребята, а какую помощь вы можете уже сейчас оказать природе нашего города? (Высадка растений, забота о птицах и животных)

Возможные варианты:

  • Каждая группа оформит небольшой участок около школы и будет за ним ухаживать;
  • Создать в классе маленький садик из цветов;
  • Завести аквариум, ухаживать за ним;
  • Каждый класс может посадить по 1 дереву около школы и др.

Учитель обобщает высказывания детей, расширяя их кругозор  дополнительными сведениями.

Стремительно  продолжается обеднение растительного мира. Растения страдают от вытаптывания, неумеренного сбора  лекарственного сырья. Некоторые садоводы выкапывают растения пытаясь вырастить  в домашних условиях. Большинство таких растений не приживается, погибает. Поэтому во многих  местах  и, в частности, у нас, в Липецкой области, запрещён сбор многих растений. Они занесены в Красную книгу Липецкой области. Цвет этой книги – сигнал  тревоги, предупреждения. Растения и животные, занесённые в эту  книгу, находятся под угрозой вымирания. Их надо спасти.

- Какие растения, занесенные в Красную книгу Липецкой области,  вам известны ?

___________________________________________! ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ  

Ковыль перистый, лилия кудреватая, кувшинка белоснежная, колокольчик

персиколистный, василёк русский и др.

- А животные ?

______________________________________   __! ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Сокол, аист, журавль, лебедь-шипун, филин, цапля рыжая.

-  Какие лекарственные растения  вам знакомы ?

_________________________________________! ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

 

Ромашка, крапива, шиповник.

- Какие заповедные места Липецкой области вы знаете ?

________________________________________! ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Заповедники « Галичья Гора»

Воронежский заповедник

Физкультминутка

                   

Обмен  ребят знаниями.

1 группа

Одним из  методом защиты природы –является  создание  заповедников.

 

Заповедники, заказники – это прекрасные, уникальные творения природы, поражающие красотой ландшафтов, богатством мира растений и животных.

В заповедниках деятельность их работников не ограничивается просто охраной природы. Здесь трудятся ученые, которые думают над тем, как наиболее эффективно сохранить редкие виды растений, природные комплексы.

Заказники – это тоже особо охраняемая природная территория, но здесь разрешена хозяйственная деятельность человека при условии : она не должна разрушать природные ценности.

                                                                                           

2 группа

Самый маленький в мире заповедник Галичья Гора  известен  своей необычайной растительностью   и уникальной фауной, загадочностью нахождения многих видов растений. На его территории растут 974 вида сосудистых растений, 839 видов грибов, водятся около 10000 видов беспозвоночных, а также Гербарий Среднерусской возвышенности соседних областей. Сегодня он насчитывает более36 тысяч гербарных листов.

Общая площадь заповедника 231 гектар.

3 группа

           

В заповеднике «Галичья гора» в 1990году был создан питомник  редких видов хищных птиц, занесённых в Красную книгу РФ.  Основной целью его организации является восстановление  находящихся под угрозой исчезновения  популяции этих птиц. В настоящий момент в питомнике  содержатся соколы-болобаны, орлы-могильники, беркуты и некоторые другие хищные птицы.

4 группа

В мае 1927г. был  создан Воронежский бобровый заповедник. Его площадь-31тыс.гектаров,из них около 14тыс.гектаров расположены на территории  Усманского  района Липецкой области. С 1933года на территории заповедника действует Музей природы.

Делая добрые дела, помогая природе, мы можем преобразить её и

любоваться сказочной красотой дремучих лесов, широких степей, необъятных равнин; дышать свежим воздухом и видеть своё отражение в зеркальной глади прозрачной воды.

        4 этап :подведение  итогов

Каждой группе было дано  задание: изобразить счастливый город-«Город моей мечты».

  • Придумать название.
  • Герб(объяснить значение).
  • Какие законы (экологические) будут действовать в вашем городе.

Перед выполнением этого задания учитель напоминает детям :

  • Что такое герб
  • Что представляет собой герб города Липецка

Герб-исторически сложившийся символ.

Слайд №15

Герб города Липецка представляет собой изображение большого изумрудного липового дерева в золотом поле, означающее имя города;

Подножие дерева-натуральный зелёный холм.

---------------------------------шпаргалка----------------------

Символы: животные и растения.

  •  Пальма-долговечность
  • Оливковое дерево-мир
  • Дуб-сила,крепость
  • Дельфин-сила
  • Орёл-власть,великодушие
  • Пчела,муравьи-трудолюбие
  • Ворон-долголетие
  • Лев-сила,мужество,великодушие
  • Кошка-независимость
  • Леопард-храбрость,отвага

                       

        Символы цвета:

  • Красный-мужество,храбрость,неустрашимость
  • Белый-благородство
  • Чёрный-скорбь,печаль
  • Голубой-величие,ясность,верность
  • Зелёный-надежда
  • Золотой-богатство,сила

-------------------------ожидаемый результат----------------------------------

Ребята, представляя свои проекты приходят к выводу, что жить в гармонии с природой не так уж и сложно. Всё зависит от нас самих. Построить и сохранить хотя бы частичку такого  сказочного города мы можем сами. А для этого необходимо, чтобы законы выполняли все!

Закончить классный час можно стихами

        Мой город, пробуждаясь ото сна,

        Ты полон пуха, гама, света.

        Мой город - ты моя планета,

        Другая просто не нужна.

В.Шевчук

Стихи

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим  речек  медленную речь…

Всё  это называется – природа,

Давайте же всегда её беречь!

В лучах ромашки солнечного цвета,

Такие, что светлей на свете жить.

Природой называется всё это,

Давайте же с природою дружить.

Летят, звеня, дождинки с небосвода,

Клубится на заре тумана дым.

Всё это называется – природа,

Давайте же сердца ей отдадим.

Ты, человек, любя природу,

Хоть  иногда её жалей:

В увеселительных походах

Не растопчи её полей :

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить её спеши :

Она – твой дивный добрый лекарь,

Она – союзница души.

Не жги её напропалую

И не испытывай до дна,

И помни истину простую:

Нас много, а она – одна.

      Липецк – наша малая родина   Город прошел долгий и нелегкий путь от небольшого поселения до крупного и преуспевающего во всех отношениях центра.

Он имеет славную историю, которой мы можем гордиться.

С любви к своей семье и своему городу начинается любовь к Родине.

Моя Родина - Россия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему: «Суд над человеком»

Тема «Суд над человеком»Форма проведения: Ролевая играЦель: воспитание у детей чувства любви, бережного отношения к природе, ко всему живому.Задачи: воспитывать гуманное отношение к природе, жив...

Классный час на тему экологии: "Берегите природу!"

Классный час на данную тему помогает расширять представления ребенка  об окружающем нас мире, способствует воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе....

Материал к классному часу на тему: «Экология»

Материал к классному часу на тему: «Экология»...

Классный час на тему "Экология и культура"

Материал содерждит разработку конспекта классного часа для 2 класса....

Классный час по теме "Экология"

Конспект классного часа, посвященного году экологии. Путешестви по стране "Экология"....

Классный час на тему "Экология"

Классный час (2 класс)...