Социальный проект "Азбука здоровья или зачем нужна сменная обувь".
проект (4 класс) на тему

Солгалова Ольга Александровна

Социальное проектирование одно из направлений работы начальной  школы и особенно оно актуально в условиях реализации ФГОС НОО.

 Суть социального проектирования заключается во включении обучающихся в самостоятельную, координируемую учителем деятельность по позитивному преобразованию социума во взаимодействии с представителями органов власти, с общественными организациями, с другими социальными партнерами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx35.69 КБ

Предварительный просмотр:

Социальное проектирование одно из направлений работы начальной  школы и особенно оно актуально в условиях реализации ФГОС НОО.

 Суть социального проектирования заключается во включении обучающихся в самостоятельную, координируемую учителем деятельность по позитивному преобразованию социума во взаимодействии с представителями органов власти, с общественными организациями, с другими социальными партнерами.

Это школа гражданского воспитания подрастающего поколения. Оно включает в себя две стороны: как научно-теоретическая деятельность и как предметно-практическая деятельность. Как научно-теоретическая деятельность социальное проектирование связано, прежде всего, с социологией, социальной философией, политологией, регионоведением. Как предметно-практическая деятельность социальное проектирование выражается в создании конкретных социальных проектов.

Задачами социального проектирования являются:

– формирование позитивной Я-концепции и умения ребенка объективно оценивать себя и свои действия;

– развитие способностей обучающихся в различных сферах деятельности, к которым они испытывают склонность, умений и навыков работы в команде, ответственности за общее дело;

– развитие исследовательского и критического мышления;

– повышение личностных компетенций.

Социальные проекты, как и любые другие проекты, дают возможность участникам связать и соотнести общие представления, полученные на уроках, с реальной жизнью. Участвуя в реализации социальных проектов, школьники проявляют свою гражданскую позицию, активность, ответственность, что способствует воспитанию таких качеств как целеустремленность, последовательность, настойчивость, умение отстаивать свое мнение,

Данный метод позволяет нестандартно подойти к деятельности ребенка, активно влиять на интеллектуальное и эмоционально-ценностное развитие, качественно изменить мотивацию обучающегося – преобразовать внешние мотивы во внутренние. А значит – повысить уровень овладения теоретическими знаниями и практическими навыками.

1 слайд

На классном часе «Дорога к здоровью» мы посмотрели фильм «Пыль» из которого узнали  об источниках запыленности   в наших домах и квартирах,  нас  заинтересовал  вопрос, а откуда берется пыль в школе, ведь здесь нет ковров, мягкой мебели, домашних животных?

Сделали предположение, что чистота воздуха в школе во многом зависит от чистоты обуви в которой мы приходим. Приняли решение начать работу над проектом, в ходе которого постараемся убедить школьников в важности сменной обуви.

2 слайд
Цель проекта: привлечь внимание к выполнению санитарно-гигиенических норм и правил поведения учащимися школы, способствовать формированию ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

3 слайд

Задачи:

1.Познакомить с опасностью пыли для здоровья.

2. Способствовать пониманию необходимости соблюдения санитарно-гигиенических требований.

3. Способствовать  формированию  у обучающихся устойчивой привычки заботиться о своем здоровье.

4.Создавать условия для  развития   коммуникативных, интеллектуальных и творческих качеств учеников.

4 слайд

Тип проекта: по длительности –  среднесрочный

(две недели)

по числу участников – групповой

5 слайд

Этапы проекта.

1. Подготовка

2. Планирование

3. Принятие решения

4. Выполнение

5. Оценка результатов

6. Презентация

6 слайд

Подготовка

1.Создание проблемной ситуации.

Просмотр фильма «Пыль»

2.Выбор темы проекта «Азбука здоровья или зачем нужна сменная обувь».

3.Формулирование проблемы: влияет ли загрязненность школьных помещений на здоровье учащихся.

4.Определение цели:

сформировать способы соблюдения чистоты и заботы о своем здоровье.

5. Формирование творческих групп:

- «Социологи»

- «Исследователи»

- «Ботаники»

- «Рекламщики»

 6. Определение форм выражения итогов проектной деятельности  (газета «Азбука здоровья», постеры, презентация, рисунки, рекламные ролики)

7 слайд

Планирование

1. Анализ проблемы (обсуждение сложившейся ситуации)

2. Определение задач:

провести социологический опрос учащихся школы, взять интервью у работников школы;

узнать из разных источников информации состав пыли и какую опасность  она представляет;

исследовать степень запыленности школьного пространства;

узнать какие растения помогают очищению воздуха;

создать рекламные ролики.

3.Выбор критериев оценки результата, лист самооценки

4. Распределение ролей в группе.

5.Формулировка вопросов, над которыми будет работать группа

6. Разработка заданий для творческих групп.

7.Отбор литературы

8слайд

1.Сбор и уточнение информации по группам (взрослые, интернет, книги, учебная литература и др.)

«Социологи»

  • Взять  интервью у  директора школы  и медсестры по данной проблеме, провести опрос учащихся.
  • Построить диаграмму опроса  учащихся.
  • Создать постер «Носить или не носить вторую обувь»?». 

«Исследователи»

  • Найдите в толковом словаре лексическое значение слов «пыль».
  • Исследуйте  степень запыленности школьного пространства.
  • Создать презентацию  «Влияние пыли на здоровье « и постер  «Как сберечь здоровье?»

«Ботаники»

  • Найти сведения о растениях очищающих воздух.
  • Сделать фотографии растений очищающие воздух, которые растут у нас в школе.
  • Создать презентацию.

«Рекламщики»

  • Придумать рекламный слоган   на тему.
  • Снять ролики  «Чистота залог здоровья».  
  • Создать памятку «Как ухаживать за сменной обувью»
  • Выучить клятву с первоклассниками  «Сменную обувь носи и здоровье береги».

2. Обсуждение различных гипотез выполнения заданий

3. Выбор оптимального варианта (создание памятки, организация выставки рисунков, выпуск стенгазеты)

9слайд

Выполнение

Учащиеся проводят работу над проектом по заранее составленному плану и оформляют результаты работы:

  опрос учащихся и работников  школы;

  исследование степени запыленности школьного пространства;

  сообщение о растениях очищающих воздух;

  создание рекламных роликов;

  выпуск стен газеты.

Учитель консультирует и координирует работу детей при выполнении задания, стимулирует их действия.

10 слайд

Оценка результатов выполнения проекта:

1.  Какую цель ставили?

2.  Достигнута ли поставленная цель?

3.  В чём были затруднения? Почему?

4.  Причины возможных неудач и пути их исправления.

5.  Какие сформулировали выводы?

6.  Анализ причин возможных затруднений или недостатков

11слайд

Учащиеся представляют и защищают презентации и доклады по памятке:

Презентация

1.Название работы.

2. Цель работы.

3. Источники информации.

4. Выполнения работы

5. Возможности применения своей работы

6. Значимость мини – проекта

Защита

1. Наша группа называется: социологи

2. Цель нашей работы узнать мнение учеников  и работников школы:  влияет ли чистота школьных помещений  на здоровье учеников и нужно ли носить сменную обувь?

 3. Информацию нам предоставил директор школы, медсестра и ученики начальной школы. Проведя опрос среди 150 учеников начальной школы. Мы выяснили: 

Носите ли вы сменную обувь?

120% носят

18% нет

12% не знаю

 Зачем нужна сменная обувь?

102% чтобы было чисто

16% заставляют

32% для здоровья

Может ли грязная обувь стать источником болезни?

96% Да

26%  Нет

26% Не знаю

4.Опрос показал, что  взрослые и дети  понимают,  что чистота школьных помещений зависит, оттого будем ли мы носить сменную обувь. Но при этом не все выполняют это правило  в школе. Мы сделали постер «Носить сменную обувь или не носить?»

5.  Наша группа работала слажена. Трудности  были при создании постера, так у нас не достаточно знаний в умении работать с компьютером, нам помогал учитель.

Проект заставил нас задуматься, зачем мы носим вторую обувь.

Научил обрабатывать полученную информацию и анализировать ее.

1. Наша группа называется: исследователи

2. Цель нашей работы  узнать о влиянии пыли на здоровье школьников.

3. Информацию мы искали в книгах, интернете и нам помогали наши родители и учитель.

4. Мы сделали презентацию  «Влияние пыли на здоровье школьников»

Цель: определить от чего зависит уровень запылённости помещений школы, узнать, как пыль влияет на здоровье школьников.

Задачи:

 узнать, что такое пыль, из чего она состоит, и чем мы дышим;

 рассмотреть разновидности пыли и узнать, как образуется пыль в помещениях;

 провести исследовательскую работу;

 рассмотреть влияние пыли на здоровье школьников;

 познакомиться со способами борьбы с пылью;

разработать рекомендации  для учеников начальной школы  по соблюдению санитарно-гигиенических норм.

Гипотеза: возможно запыленность школьных помещений зависит от того носим мы сменную обувь или нет.

Пылью называют твердые частицы размером от 0,01 до 10 микронов. Пылинки размером менее 5-10 мкм постоянно плавают в воздухе, частицы от 10 до 50 мкм оседают постепенно, а более крупные практически сразу осаждаются. 
За сутки житель крупного города «пропускает» через свои легкие до 6 млрд. пылинок, которые уместились бы в двух столовых ложках. Пыль любит путешествовать, и ей это легко удается. Ее частицы очень маленькие и необычайно легкие. Они переносятся ветром на огромные расстояния

из микроорганизмов, клещей, частей пуха животных и птиц, отмерших клеток кожи человека, песка и жира.
Так как пыль является прекрасной средой для размножения бактерий, то, попадая в кишечник человека, она провоцирует увеличение численности нежелательных бактерий, которые вызывают желудочно-кишечные заболевания: гастрит, дисбактериоз, образование газов и даже язву.
Семья из 3-х человек производит около 1 кг пыли в месяц. Микроскопическая её часть больше чем наполовину состоит из частичек омертвевшей человеческой кожи. Каждый из нас сбрасывает до 450 граммов омертвевшей кожной ткани в год. Эта мертвая ткань собирается на полу и является основной пищей для пылевых клещей и плесневых грибков. Клещи, живущие в пыли, вызывают аллергию, бронхиальную астму. В 1 грамме пыли может содержаться от сотни до нескольких тысяч клещей! Клещи боятся солнечных лучей.
Плесень обычно присутствует в воздухе, но она также произрастает в домашней пыли, размножаясь на чешуйках отмершей кожи человека и животных. Также может поражать ткани комнатных растений. Некоторые виды плесени вызывают отравление, если вдохнуть их споры. Именно поэтому очень важно удалять пыль постоянно.
Шерсть домашних животных служит пищей для пылевых клещей, а так же может содержать некую секрецию, которая являться возбудителем аллергии и даже астмы. В общественных местах, таких как школы и офисы, концентрация «кошачьего» и «собачьего» аллергенов в пыли часто находится на том же уровне, что и в домах, где содержат этих животных.
Каждый день мы приносим вместе с обувью в школу грязь с улицы. Эта грязь, как правило, состоит из смеси песка и природных жиров. Что касается жиров, то они не только являются загрязнителями, но также за счет своей вязкости связывают другой мусор и препятствуют его уборке.
Минеральные составляющие пыли вызывают бронхиты. При большом количестве минеральной пыли, такой как кремний, зола, цемент, смолы, появляются тяжелые болезни легких и бронхов.

Следуя цели своей работы, исследовали уровень загрязнения воздуха в школьных помещениях. Для этого  взяли полоски  липкой ленты и прикрепили их в своем классе, в кабинете завуча, в своем кабинете, коридоре и фойе школы. Через 5 дней листочки были сняты и рассмотрены  в микроскоп. На них мы увидели прилипшие черные точки, волоски, загрязнение. 
Самыми чистыми были листочки из  кабинета завуча. Это объясняется тем, что в коридоре начальной школы  большинство детей ходит в сменной  обуви, кабинет завуча посещает гораздо меньше людей, чем другие кабинеты, и почти все - во второй обуви. 
Самыми загрязненными оказались листочки с и фойе.

Из интервью с директором школы мы узнали, что и хотя уборка проводится ежедневно, большая проходимость людей и грязная обувь приводят к сильному загрязнению помещения.

 Что же делать?

Чаще делать влажную уборку.

Делать генеральную уборку в классе.

Всем ходить во второй обуви.

Озеленять помещения.

5.Мы испытывали трудности при создании презентации, нам помогал учитель.

Свою работу мы представили  ученикам первых классов.

Этот проект помог узнать о вреде пыли и о способах борьбы с ней.

1. Наша группа называется: ботаники.

2. Цель нашей работы узнать  о растениях, которые очищают воздух.

3.Информацию мы искали в книгах, интернете и нам помогали наши родители.

4. Мы сделали презентацию, написали статью для стен газеты.

Хлорофитум не только отлично очищает воздух от загрязнений, но и интенсивно обогащает его кислородом. А благодаря неприхотливости он выживет даже у самых нерадивых цветоводов

Лучше всего хлорофитум растёт на солнечном окне, но и в тени тоже живёт неплохо. Полив любит обильный, будет благодарен регулярному опрыскиванию.

Те, кто хоть раз делал в своей квартире ремонт, прекрасно знают, как сложно проветрить помещение от строительных материалов и избавиться хотя бы от половины неприятных бытовых запахов.

 В этом деле нет лучшего помощника, нежели растение  спатифиллюм. Оно может убрать из кислорода различные пары ацетона, амиака, спиртов и бензола. Мало того, что это растение здорово помогает очистить воздух, так оно еще и радует красивым белоснежным цветением.

 Как  не называют сансевиерию: щучим хвостом, тёщиным языком, языком дьявола, леопардовой лилией, змеиным растением! Сансевиерия отлично вырабатывает кислород и к тому же не очень прихотлива: может расти как в прохладных, так и в тёплых помещениях, хотя и светолюбива, но вполне переносит выращивание в полутени и тени, нетребовательна к влажности и не нуждается в частом поливе.

 Герань – это цветущая альтернатива любым антидепрессантам. Аромат этого растения может облегчить невроз, бессонницу, стресс и нервное напряжение. А вещество под названием гераниол, которое выделяет этот цветок, способно убить любые бактерии и уничтожить гадкие вирусы стафилококков и стрептококков. Стоит заметить, что герань также может поглотить бесцветный ядовитый газ, а еще обновить спертый воздух, который часто становится проблемой маленьких  квартир. 

 В народе толстянку называют денежным деревом. Существует поверье, что оно привлекает материальное благополучие, поэтому в офисах его можно встретить чаще всего. Помимо примет, популярность толстянки обеспечила её неприхотливость. Это суккулент, а следовательно, поливать его можно нечасто. К температурным условиям и освещению толстянка также не требовательна, но если листья начали краснеть, то стоит убрать деревце в тень.

 Фикус Бенджамина — вечнозеленый древовидный кустарник из рода Фикус семейства Тутовые.

Также как сансевьера и хлорофитум, бенджаминовое дерево входит в топ десяти лучших растений фильтров. Оно очищает воздух, поглощая из него токсичные вещества (формальдегиды, бензол, толуол и им подобные) и выделяет в него кислород.

Трудности испытывали при создании презентации и при изучении названий цветов.

5. Свою работу представили ученикам 1-х классов.

Узнали много нового о растениях очищающих воздух.

1. Наша группа называется: рекламщики

2. Цель нашей работы пропаганда здорового образа жизни.

3. Мы сами сочиняли рекламные слоганы, клятву «Обувь сменную носи» рисовали рисунки, для создания постера информацию искали в интернете.

4. С помощью учеников 9 А мы сняли ролики.

5.Все участники группы работали с интересом, но сниматься в роликах оказалось не так просто, как казалось на первый взгляд.

Свою работу мы представили перед учениками 1 классов.

Проект научил нас работать  в группе,  проявлять свою индивидуальность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка в 1 классе УМК "Гармония" "Зачем нужны переводчики"

 Цели урока.- Углубить знания учащихся о родном и иностранном языках, познакомить с работой и ролью переводчиков.- Повторить сведения о группах слов, об именах собственных.- Совершенствовать умение пи...

Зачем нужны автомобили и поезда

Работа предназначена для учащихся первых классов по предмету «Окружающий мир», способствующая расширению кругозора  и общему развитию детей младшего возраста.   При создании презентации...

Презентация "Зачем нужна гигиена"

Урок окружающего мира по системе Л.В. Занкова (4 класс)...

Зачем нужно мыть руки и чистить зубы (окружающий мир 1 класс)

Разработка урока с презентацией (шаблоны для работы)...

Проект Сменная обувь. Один из способов сделать воздух в школе чище.

Данный проект затрагивает очень важную проблему, существующую в любой школе. Как убедить учащихся в необходимости переобувать сменную обувь не читая нотации? Ведь насколько эффективнее сознательно сам...

Технологическая карта урока окружающего мира «Зачем нужны автомобили. Зачем нужны поезда»(УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление с назначением, устройством, разнообразием автомобилей, автомобилями разных времен. познакомить с назначением и устройством ...